Мастер-класс: "Инфляция"
методическая разработка по экономике (9 класс) по теме
Представляю разработку урока по теме "Инфляция" для ознакомления. Данная тема вызывает интерес учащихся, поскольку с изучаемым явлением они сталкиваются ежедневно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по экономике
тема: Инфляция
учитель экономики
Цибуля Елена Владимировна
МБОУ «Гимназия №6»
города Новочебоксарска
Чувашской республики
Методическая разработка урока по теме: "Инфляция"
Цель: ознакомление учащихся с одной из базовых концепций экономической теории: концепция макроэкономики - инфляция; дальнейшее формирование представлений о принципах функционирования рыночной экономики.
Задачи (чему должны научиться школьники):
1) понимать характер концепции инфляция;
2) классифицировать основные виды инфляции;
3) выявлять и анализировать причины, ведущие к возникновению инфляции;
4) определять основные показатели инфляции.
Оборудование:
1. Раздаточный материал, содержащий таблицу "Век инфляции..." и схему "Изменения в покупательной способности денег" (по одному экземпляру на парте).
2. Материалы, необходимые для проведения игры "Инфляция":
а) по три одинаковых предмета для аукциона:
б) купюры разного достоинства.
3. Вопросы для контроля знаний учащихся (по одному экземпляру на парте).
4. Учебник - Киреев А.П. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008
Требуемое время: 1урок.
Форма урока: элементы школьной лекции (рассказ учителя), практическая и самостоятельная работа учащихся.
Базовые понятия:
Инфляция, дефляция, умеренная инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, скрытая инфляция, темп инфляции, индекс цен.
План урока:
I. Вводное слово учителя.
II. Изучение нового материала.
1. Инфляция и дефляция.
2. Виды инфляции.
3. Причины инфляции.
4. Показатели инфляции.
5. Последствия инфляции.
III. Игра "Инфляция".
IV. Контроль знаний учащихся.
Ход занятия:
Урок начинается с вводного слова учителя, обосновывающего рассмотрение избранной темы.
Живя в современном мире, мы находимся в окружении экономических понятий. И мы не просто сосуществуем с ними, мы взаимозависимы. Следовательно, понимать их суть - жизненно необходимо.
Инфляция - один из таких терминов. Попытаемся дать ему обоснованное толкование.
- Инфляция и дефляция
Предположим, что в некой экономике денег становится слишком много и они уже являются менее редким благом, а значит, и ценность их, т.е. их покупательная сила падает. Такой процесс получил название инфляции (по латыни это слово значит "раздувание" или "разбухание"). Итак, инфляция - это одновременный рост цен всех или почти всех товаров, связанный с падением ценности денег, или общий рост цен в стране.
Обратный процесс, когда денег становится слишком мало и цены падают, называется дефляцией (такое происходило, например, в годы Великой депрессии в США). В современной экономике он практически не встречается.
Рассмотрим таблицу. Учащиеся обращаются к раздаточному материалу и анализируют его, руководствуясь изученными понятиями.
Век инфляции и (иногда) дефляции в США
(средний годовой уровень за десятилетие)
1900-09 | 1910-19 | 1920-29 | 1930-39 | 1940-49 | 1950-59 | 1960-69 | 1970-79 | 1980-89 |
1,1% | 7,9% | 1,8% | 1,7% | 5,6% | 1,0% | 2,7% | 7,8% | 5,6% |
Дополнительный вопрос: Какой из процессов, определения которым даны выше, имеет место в нашей стране (России) на данном этапе? Докажите ответ.
Предполагаемый ответ: Инфляция. Доказательство ведется с помощью примеров из российской действительности.
Но, как и всякое явление, инфляция многогранна, и можно выделить несколько ее видов.
- Виды инфляции
Обращаясь к схеме на раздаточном материале, учащиеся называют критерии выделения видов.
Изменения в покупательной способности денег
Инфляция Дефляция
Формы инфляции
по темпам по внешним признакам по степени сбалансированности
2) галопирующая 3) гиперинфляция | 1) открытая 2) скрытая | 1)сбалансированная 2) несбалансированная |
Причины инфляции
инфляция спроса инфляция затрат
Одновременно идет пояснение учителя.
I. Подход с позиции темпа роста цен:
1) умеренная (менее 10% в год);
2) галопирующая (несколько сотен процентов в год);
3) гиперинфляция (более 50% в месяц).
II. Подход с позиции внешних признаков:
1) открытая;
2) скрытая или подавленная - возникает в условиях существования твердых государственных цен, при превышении денежной массы над товарной; дефицит, товары "вымываются" из торговой сети и продаются на "черном" рынке по ценам, значительно превышающим государственные.
III. Подход с позиции степени сбалансированности:
1) сбалансированная - цены разных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
2) несбалансированная - цены разных товаров постоянно изменяются относительно друг друга, причем в различных пропорциях.
Учитель просит привести примеры по всем случаям.
Предполагаемый ответ: на пункт III:
1. Цены и на молоко, и на телевизоры возросли на 10%.
2. Цены на хлеб возросли на 10%, на мясо - на 8%, на магнитофоны - на 3%.
- Причины инфляции
Говоря о любой проблеме, встает вопрос о ее истоках. Каковы же причины такого явления, как инфляция?
Обращаясь к тексту учебника, учащиеся самостоятельно изучают данный материал и анализируют полученную информацию. (Киреев А.П. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008,стр. 153).
Ситуация, когда в наличии имеется слишком много денег, но малое количество товаров, часто характеризуется как инфляционный спрос (инфляция спроса). Когда спрос растет быстрее, чем способность промышленности удовлетворить его, цены будут расти. Учитель просит привести пример.
Предполагаемый ответ. Экономика СССР была ориентирована на производство средств производства и военную продукцию. Спрос на товары широкого потребления был явно выше, чем этих товаров производилось. Когда же была "объявлена" либерализация цен, они на данные товары выросли (ранее их искусственно сдерживало государство, а теперь проявилась реальная ситуация).
Период повышения цен из-за увеличения стоимости производства продукции называется инфляцией, обусловленной ростом издержек.
Учитель просит привести пример.
Предполагаемый ответ. Профсоюзы добились увеличения заработной платы рабочим, причем она стала выше, чем рост производительности труда. Руководство фирмы может принять решение повысить цены, чтобы сохранить прибыль.
Учитель дополняет, что следствием этого могут быть дальнейшие требования повышения заработной платы, что порождает явление, называемое инфляционной спиралью (изображает ее на доске).
- Основные показатели инфляции
Учитель знакомит учащихся с данными показателями, обращая внимание, что они часто используются в задачах и тестовых заданиях:
а) темп инфляции = х% - 100%.
Это годовой рост общего уровня цен в %.
б) индекс цен = текущие цены на товары и услуги
цены на аналогичные товары и услуги
за базисный период
5. Последствия инфляции.
Данный пункт изучается учащимися самостоятельно в процессе подготовки к следующему уроку.
Игра "Инфляция" Далее, в целях определения степени усвоения материала и ощущения влияния инфляции на "себе", предлагается провести деловую игру. Данная игра является видоизмененным вариантом игры МЦЭБО "Рост количества денег в обращении. Инфляция". (Изменения внесены автором данного урока.). Время: 15 мин. Основные понятия: деньги, инфляция, подавленная инфляция. Цели: учащимся предстоит 1) объяснить, почему важную роль в экономике играет количество денег в обращении; 2) уяснить разницу между подавленной и открытой инфляцией; 3) объяснить, почему непрерывное увеличение предложения денег, необеспеченное долговременным приростом производства, ведет к инфляции. Обоснование: велось в течение изучения теоретического материала. Материалы: 1. Три одинаковых предмета для аукциона. 2. Купюры разного достоинства. План занятия: 1. Раздаем каждому учащемуся от 2 до 4 купюр разного достоинства случайным образом. Необязательно раздавать всем поровну. Объявляем, что будет проведен аукцион, на котором предполагается продать 3 предмета. 2. Первый аукцион. Раздать купюры и установить верхнюю планку цен на данный товар. В ходе торгов неизбежно к планке подойдет несколько покупателей. Товар получит тот, кому его захочет отдать продавец. 3. Второй аукцион. Раздать то же количество купюр (предварительно собрав прежние). Планка отсутствует. Товар получит тот, кто предложит больше денег. Сравнивая первый и второй аукционы, выявляем разницу и говорим о подавленной инфляции. 4. Третий аукцион. Увеличиваем предложение денег, раздав дополнительные купюры. Товар будет продан по более высокой цене, чем на втором аукционе. Учитель организует обсуждение результатов игры, опираясь на поставленные цели. На заключительном этапе урока учащиеся выполняют контрольные задания. |
Вопросы для контроля знаний учащихся
Найдите наиболее подходящий вариант
1. Зависимость между темпом инфляции и уровнем безработицы:
а) прямая;
б) обратная;
в) прямо пропорциональная;
г) обратно пропорциональная.
2. В экономике бывшего СССР существовала:
а) открытая инфляция;
б) скрытая инфляция;
в) инфляции вообще не было;
г) нет правильного ответа.
3. Что произошло со средним уровнем цен в стране за год, если статистика констатировала: "годовой темп инфляции в данной стране составил 400%":
а) вырос в 5 раз;
б) вырос в 4 раза;
в) вырос в 3 раза;
г) не изменился.
При наличии времени на уроке рекомендуется предложить учащимся решить задачу:
Выгодно ли вкладывать деньги в проект, который требует одноразовых инвестиций в 300 тыс. руб. и сулит доход к концу первого месяца 150 тыс. руб., к концу второго - еще 150 тыс. руб., к концу третьего - еще 50 тыс. руб., если ежемесячный темп инфляции равен: а) 7%; б) 20%.
Ответ:
а) выгодно;
б) не выгодно
Используемая литература
1. Автономов B.C., Голдстин Э. Экономика для школьников. М.: Эконов, 1995.
2. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995.
3. Киреев А.П. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008
4. Основные экономические понятия: Структура преподавания: Учеб. пособие / Ф.Сандерс и др. / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.
5. Павлов С. Разработка учебной деловой игры // Школьный экономический журнал. М.: Изд-во Междунар. педагог, академии, 1997. № 7. С.45-51.