внеурочное занятие: "Наша чистая планета"
план-конспект урока по экологии (6 класс)

Бачурина Елена Александровна

Цели урока:

1) образовательная – изучить влияние человека на окружающую среду;

2) воспитательная -  формирование бережного отношения к окружающей среде;

3) развивающая – формирование познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc484 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Люберецкий муниципальный район Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 42

Открытый урок по экологии в 6 «Б» классе

Учитель биологии

Е.А. Бачурина

2021-2022

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

1) образовательная – изучить влияние человека на окружающую среду;

2) воспитательная -  формирование бережного отношения к окружающей среде;

3) развивающая – формирование познавательного интереса.

Оборудование: глобус, проектор, экран, компьютер, презентация, экологические плакаты.                             

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступление: звучат колокольные звоны.

Учитель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкричать боль.

По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.

Моя планета — человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава — Океан?

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

(Учитель держит глобус, на нём прикреплены чёрные квадраты.)

2.  Актуализация знаний.

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?

Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли — свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли — асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю. В опасности и «легкие» планеты — леса. «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» Земли — озера, моря, океаны. Наша планета — планета океанов. Три четвертых части поверхности се занято морями и океанами. Известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымараться в грязи...» Ученый имел в виду огромные нефтяные пятна на поверхности океана.

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он — свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

3. Устный журнал. Ребята, то, что вы видите здесь, — журнал, хоть и необычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено.

Первый корреспондент:

Я буду говорить вам об этом голубом поле. (Показывает.) Но сначала вы должны догадаться, о чем речь:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Что это? (Воздух.)

Речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, привыкли называть его небом.

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы, пыль и выхлопные газы? Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Учащиеся отвечают на вопрос.) Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зеленых наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени.

Учитель: Мы правильно объяснили, как сберечь воздух чистым. Мы уничтожили микробов, грязь и пыль — и небо снова стало чистым, голубым.

Если мы сумеем очистить небо над всей планетой — наша планета выздоровеет и будет счастлива!(убирает часть черных квадратов с глобуса).

Теперь следующая страничка нашего журнала. Посмотрите, что же это такое? Какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем нашего следующего корреспондента и его помощников.

Второй корреспондент:

Зеленая страничка нашего журнала — страничка жизни. А почему она зеленая? (Отвечают учащиеся.)

Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь мелькает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которые занесены в Красную книгу. Красный цвет книги — запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! Записано в Красную книгу 295 видов зверей и 312 видов птиц.

Главная наша забота — чтобы ни одно живое существ больше не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей помощи?

Бабочка: Мы, бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно хороши мы весной. Но, к сожалению, наша красота нас же и губит. Увидев бабочку, люди стараются ее поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками. Вы знаете, от птиц мы умеем защищаться. Например, бабочка Аполлон в минуту опасности падает на спину и «шипит» — скребет лапками. Это пугает птицу. А вот от человека защиты нет.

Лось: Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем. Он может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося.

Утро синее тихо

Занималось в лесу,

Шла тропинкой лосиха,

Осыпая росу.

Рядом с ней без тревоги

И доверчив, и рыж,

Семенил длинноногий,

Горбоносый малыш.

Изучал на примерах

Он повадки ее.

А рука браконьера

Поднимала ружье...

Оступилась лосиха,

Осыпая росу,

И опять стало тихо

В оглушенном лесу.

Жаба: А я расскажу вам про жабу. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да, есть у жабы ядовитые железы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жабы для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он никого не может. Жабы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая много вредных насекомых. Огородники даже специально приносят к себе на огород жаб. А в Англии и Франции их продавали на рынке.

Третий корреспондент: А теперь давайте отправимся с вами на волшебную «Полянку здоровья».

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем,

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Знаете ли вы целебные травы? (Учащиеся называют известные им целебные травы.)

Известно свыше 12 000 видов лекарственных растений. С глубокой древности многие из них применялись в народной медицине и недаром их называют травами здоровья, жизни. Но знайте, что собирать эти растения можно только там, где не проходит рядом автомагистраль, не дымит завод, не обрабатывались химикатами леса и поля.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Учитель: Посмотрите на наше поле. Эти черные круги и квадраты мы сможем убрать, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений было много кругом? (Отвечают учащиеся.)

Мы запомним эти правила и сможем убрать черные круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения — природу.

Но наше поле еще портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать квадраты? (Ответы детей, затем убираются квадраты.)

Эти животные и другие пострадали от человека: бабочка из-за своей красоты, хищные птицы из-за непонимания людьми их роли в природе, а лягушки и жабы из-за своего внешнего вида.

Ну, вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку и послушаем третьего корреспондента.

Четвертый корреспондент:

Ни умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Эта страничка о воде. Где больше воды на Земле? (Отвечают учащиеся.) А где еще находится вода? (Звучат ответы.) Снег — это тоже вода, и облака — вода. В океане вода какая? (Учащиеся отвечают.) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей, рек? (Ответы учащихся.)

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету.

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет.

Черные сотрешь ли, Человек?

Учитель: Посмотрите на наше поле — как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наша планета выздоровела? Что надо сделать? (Учащиеся отвечают.)

Мы убрали все черные пятна с нашей Земли. Посмотрите! Наша планета выздоровела! Ей хорошо в чистом мире!

Будем же беречь нашу Землю!

Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня!

4. Экологические советы на каждый день (защита проектов).

Слайд-шоу фотографий с экскурсии «Парк птиц «Воробьи» (выполняется дома).

5. Закрепление.

Вопросы к игре «Что? Где? Когда?»

1. Запасы этого с каждым годом истощаются, и виной тому – деятельность человека. Если вообразить мировой океан бассейном, то этого там будет всего одна столовая ложка. Если семья сэкономит хотя бы 5-ю часть этого от того, что она использует сейчас, то этим можно будет за год наполнить озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Во время чистки зубов, мы можем сэкономить этого до 200 литров в неделю. О чем идет речь?

Ответ: пресная вода.

Обсуждение: учитель предлагает детям обсудить способы экономии воды в домашних условиях.

2. Прообраз этого агрегата создал Леонардо да Винчи в конце 15 века. В движение он приводился пружинным механизмом. А спустя 4 века Готлиб Даймер запатентовал то, без чего сейчас мы этот агрегат не представляем. За год активной работы этот агрегат выбрасывает в атмосферу количество углекислого газа, равное его массе. О каком агрегате идет речь?

Ответ: об автомобиле. А запатентовал Даймер двигатель внутреннего сгорания.

Обсуждение: учитель предлагает детям ответить, какими способами можно уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа, в том числе от автомобилей.

3. «Черный ящик». В этом ящике предмет, который придумал английский механик Питер Дюран в 1810 году. С тех пор этот предмет незаменим в далеких экспедициях, походах, в армии. Да и в повседневной жизни мы иногда его используем. Если выбросить этот предмет, то в земле этот предмет пролежит целых 100 лет и не сгниет. Но если обжечь этот предмет, к примеру, на костре, то через год-два этого мусора не станет. Что за предмет в ящике?

Ответ: обыкновенная консервная банка.

Обсуждение: учитель предлагает детям порассуждать о том, к каким последствиям для нашей жизни ведет замусоривание лесов, улиц, дворов.

4. Этот напиток в конце 19 века изобрел фармацевт. А название этому напитку придумал один бухгалтер. Выпивая всего стакан этого напитка, мы поглощаем целых 9 чайных ложек сахара (а это суточная норма для человека). Уже через 45 минут после употребления этого напитка у человека заметно повышается кровяное давление. В составе этого напитка есть цикламовая кислота, которая вызывает рак у крыс. О каком популярном напитке идет речь?

Ответ: кока-кола.

Обсуждение: учитель предлагает назвать напитки, которыми можно заменить кока-колу.

5. Этот город считается одним из самых дорогих в мире для проживания в нем людей. Однако при этом в рейтинге вежливости этот город занимает одно из последних мест в мире. Да и по приемлемости для проживания тоже – лишь 171 место. О каком городе идет речь?

Ответ: увы, этот город - Москва.

Обсуждение: учитель предлагает подумать над тем, каким образом можно поднять рейтинг Москвы.

6. «Черный ящик». Эту тару нельзя перерабатывать. Она составляет 90% не поддающейся разложению части мусора на обочинах наших дорог. Процесс ее изготовления существенно загрязняет атмосферу. Если в нее налить горячий напиток, она начинает выделять токсины – опасные для здоровья вещества. Что это за тара?

Ответ: пластиковая бутылка.

Обсуждение: учитель предлагает детям ответить на вопросы - можно ли избежать употребления в быту пластиковой посуды; возможен ли раздельный сбор мусора, и какая польза всему живому от этого.

     6. Подведение итогов.  Выставление оценок.

     7.  Домашнее задание.

     Для желающих  - сообщение о путешествии Тура Хейердала  на Кон-Тики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наш подарок людям – чистая планета"

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. В к...

Чистый район-чистый город-чистая планета

Цель: улучшить экологическое состояние района...

Чистый район-чистый город-чистая планета часть 2

Улучшить экологическое состояние нашего района...

Конспект занятия "Наша планета - Земля"

Расширение и закрепление знаний детей о  карте, глобусе, о нашей планете - Земля, о ее месторасположении в Солнечной системе....

Экологический проект «Чистый двор – чистая планета».

Автор проекта -Хобракова Н.В.Участие в городском  конкурсе школьных музеев «Я и музей», посвященный Году городов-побратимов и 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной ...

Конспект занятия "Наши чистые ладошки"

Материал предназначен для формирования навыков коммуникации у детей с ТМНР...

Методическая разработка классного часа "От чистого острова к чистой планете" для 10 класса.

Класс: 10Направленность - экологическаяПрдукт: экологический плакат....