проект
проект по экологии
Предварительный просмотр:
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3»
Инновационный проект
«Внедрение проектно-исследовательской деятельности
на уроки экологии
в условиях реализации системно-деятельностного подхода»
Автор: Базарова Мыдык Индемщиковна,
учитель географии
Стаж: 22 года
Категория: первая
2022 год
Опытно-экспериментальная работа
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Актуальность. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Д.А. Медведевым, ставит как одну из важнейших задач обновление содержания образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. И одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
Таким образом, одной из технологической составляющей системно-деятельностного подхода является проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая заключается в проектировании собственного исследования, планировании хода исследования, и определения ожидаемых результатов. Исходя из выше сказанного, целью исследования является внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроки экологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
Объект исследования: проектно-исследовательская деятельность
Предмет: внедрение проектно-исследовательской деятельности
на уроки экологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
Задачи:
1. Провести предварительный анализ литературы по данной теме, осмысление проблемы, выработать исходные позиции для экспериментальной работы.
2. Внедрить проектно-исследовательскую деятельность на уроки географии.
3. Обобщить и ситематизировать накопленный опыт по внедрению данной технологии на уроки экологии.
4. Систематизировать и обобщить результаты ОЭР на семинарах, курсах, конксультациях на уровне школы, района, края.
Новизна проекта заключается в реализации системно-деятельностного подхода в проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках экологии.
Практическая значимость проекта заключается в том, что представленный опыт может быть использован учителями школ района и края.
Реализация проекта намечена в 2 направлениях:
1) формирование научно-исследовательской культуры школьников в процессе организованной учебной и внеучебной работы (проведение различных спекурсов);
2) внедрением проектно-исследовательской деятельности на уроки экологии.
Этапы реализации опытно-экспериментальной работы:
Аналитико-подготовительный — 2 полугодие 2021-2022 учебного года: Предварительный анализ и осмысление проблемы, выработка исходных позиций для экспериментальной работы.
Поисково-преобразующий и обучающий —2022-2023 учебный год: апробация и внедрение ОЭР, создание условий для внедрения в процесс обучения данной технологии.
Обучающий — 2023-2024 учебный год — распространение накопленного опыта в форме обобщения, семинаров, индивидуальных консультаций на уровне школы, района, округа.
Контрольно-обобщающий — 2024-2025 учебный год, систематизация и обобщение результатов ОЭР.
Проектно-исследовательская деятельность успешно применяется в рамках предпрофильной и профильной подготовки, в рамках курса по внеучебной деятельности (например, проводится элективный курс «Региональная экология» в 7 классах). Содержание курса основано на формировании проектно-исследовательской компетентности, которая содержит в себе умения — выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять сбор и анализ информации, выполнять эксперимент, представлять результаты, осуществлять рефлексию.
Целевыми ориентациями курса являются обучение применению на практике проектных и исследовательских умений, включение учеников в проектирование изучения актуальных вопросов через самостоятельное проведение исследования; обеспечение условий для приобретения дополнительных знаний по предмету, а также формирование информационной компетентности.
Данный курс основаны на индивидуальном или групповом выполнении исследовательских проектов по самостоятельно выбранной (или даже самостоятельно обучающимся предложенной) тематике.
Данная форма работы позволяет формировать у обучающихся умения, необходимые для осуществления проектной деятельности, дает возможность применять их на практике, тем самым формирует у школьников ключевые компетентности.
При правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках внеучебной деятельности школьники получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать информацию, воспитывает у школьников способы грамотного и цивилизованного обмена информацией.
Одним из главных требований к исследовательским работам учащихся становится их проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» в данном случае требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования; творческим продуктом вполне может считаться нетрадиционный ракурс исследования, привлечение и классификация не изученного ранее материала, собственная трактовка образов, литературная обработка и так далее. Проектную часть должна быть максимально осмысленной и полезной для самого исследователя, его ровесников и всего школьного сообщества. Например, учащиеся естественно-научного профиля за 2008-2012 гг. подготовили и успешно защитили целый ряд интересных работ по географии, заняли первые и призовые места на научно-практических коференциях не только школьного, районного, но и окружного, краевого и всероссийского уровней. Принцип продуктности научно-исследовательской деятельности реализуется и в других формах: результатом работ групп из классов, изучающих спецкурс «Региональная экология», являются тематические номера стенгазеты «Экологический вестник», отчеты-презентации, выставки проектов и т.д.
Кроме того, работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а, следовательно, коммуникативной компетентности
Структура урока с применением проектно-исследовательской деятельности
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает
достижение 3 уровней предметных результатов
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
Предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные результаты | ||
Личностные | Формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Познавательные | Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; поиск необходимых знаний и их использование в конкретной работе; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Коммуникативные | Способность выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программ спецкурсов:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Возможные результаты («выходы») проектно-исследовательской деятельности школьников:
- альбом,
- гербарий,
- журнал,
- книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- наглядные пособия,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- справочник,
- стенгазета,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия
- проект исследовательской работы
- таблица и др.
Для успешной реализации системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО нового поколения педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
· Педагог должен сам быть творческой личностью
· Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
· Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
· Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности обучающегося
· Должен уметь налаживать деловые формы общения с обучающимися, уметь диагностировать творческие способности обучающихся в определенной области.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Литература:
1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
.Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю.В. Громыко. - М. : Московская академия развития образования, 1996. - 546 с.
.Зинченко, А.П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. - Тольятти, 2000. - 184 с.
.Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
.Лобок А.М. «Школа нового поколения» e-mail: aml2005@rambler.ru
.Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. - Красноярск, 2004. - 112с.
.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
.Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. - М.: Школьные технологии, 1998. - № 4.
.Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. - 2010. - №6 с. 2-11.
.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...