Программа "Этноэкология"
рабочая программа по экологии (8 класс)
Программа факультативного курса «Этноэкология» разработана на основе сборника этноэкологических исследований «Этнос и среда обитания» к 85-летию В.И. Козлова РАН Института этноэкологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая под редакцией Н.И. Григулевич, Н.А. Дубовой, А.Н. Ямскова.
Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования, ФГОС основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса «ЭТНОЭКОЛОГИЯ»
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Этноэкология» разработана на основе сборника этноэкологических исследований «Этнос и среда обитания» к 85-летию В.И. Козлова РАН Института этноэкологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая под редакцией Н.И. Григулевич, Н.А. Дубовой, А.Н. Ямскова.
Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования, ФГОС основного общего образования.
Качество современного образования всё больше связывается с так называемой функциональной грамотностью, под которой понимают способность человека адаптироваться в современном обществе, способность к самореализации, умению применять полученные в разных областях знания для решения жизненно важных задач.
Компетентностный подход к обучению становится приоритетным направлением модернизации образования. Главная идея компетентностного подхода — формирование профессиональной компетентности специалиста, о которой можно судить по тем умениям и навыкам, которые специалист применяет для решения сложных профессиональных и жизненных ситуаций.
Отсюда одной из наиболее важных задач современной системы образования является формирование ключевых компетенций обучающихся. Появляется потребность в формировании таких качеств личности, как способность человека воспринимать новое, быстро менять различные виды деятельности. Умение работать творчески, адаптироваться в современном обществе.
Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего среднего общеобразовательного образования).
Актуальность данной программы диктуется современной геополитической ситуацией в мире. В связи с этим важной особенностью поликультурного образования РФ становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. Особое значение в общеобразовательной школе приобретает развитие и воспитание личности, умеющей ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные ценности к природному и социальному миру, также знающей культуру своего народа и уважающую культуру других народов.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС учащиеся должны овладевать необходимыми компетенциями во внеурочной деятельности. Это определяется умениями организаций самостоятельной деятельности. Поэтому особое место проведение внеурочной деятельности занимает совершенствование её содержания и технологии с учетом традиционного уклада жизни.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в, то, же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Данный факультативный курс для 8-9 классов позволит как можно полнее применять метапредметный подход на уроках. Обучающиеся смогут приобрести и использовать знания в области истории и географии, искусства и литературы, экологии и экономике.
На сегодняшний день важнейшим направлением в учебно-воспитательном процессе школы является воспитание экологической культуры, формирование нового типа эколого-ориентированного сознания у подрастающего поколения.
Единицей измерения, как экологического образования, так и экологических проблем должно быть не абстрактное общество с комплексом довлеющих над ним технократических и цивилизационных нарушений, а реальная личность, принимающая решения и совершающая выбор на своем жизненном пути. Только при таком акценте образовательных программ абстрактные социально-экологические проблемы станут пониматься взрослеющей личностью как область его личных жизненных проблем и выбора.
Такое гармоничное, неравнодушное соединение личного самосознания и общественной проблематики возникает при глубоком понимании своего жизненного пространства - своей малой родины - конкретной территории, локального социо-природного ландшафта, в котором исторически, столетиями возникает та самобытная культура, определяющая столь же самобытный облик и образ жизни каждого из нас - жителей многонациональной, состоящей из мозаики этносов России.
Решению этой проблемы может способствовать этноэкология, используя ценности, выработанные разными этносами по их взаимоотношению с окружающей средой. Этноэкология восходит к проблеме созидания каждым народом своего традиционного образа жизни, исходя из своего отношения с миром. Этноэкология – новая наука. Она исследует взаимоотношения этносов с растительным и животным миром, т.е. наука, изучающая взаимоотношения этносов с окружающей их средой. На современном этапе возникает необходимость обобщения и анализа этноэкологических материалов, оценки экологического опыта народов и активного использования того, что может служить воспитанию в людях добра, гуманного отношения друг к другу и к окружающей среде. Понятно, что сама этноэкология не решит экологические проблемы. Мировой климат никогда не стабилизируется действиями и усилиями отдельных наций. Но этноэкология представляет собой определенную ценность. Сейчас нужны совместные действия – локальные, региональные и глобальные. Если когда-нибудь человеческое сообщество сможет эффективно решать глобальные проблемы, то не через отрицание, а с учетом национального и общечеловеческого мировосприятия людей. Обновление и возрождение бережного отношения человека к природе начинается с бережного отношения к родным местам, родной земле, собственному дому. И все это строится на основе народных традиций и философии народа – этноэкологии. Она должна помочь человеку осознать себя частью целого – природы.
Таким образом, без локального подхода экологическая проблема не может быть решена. Любой участок земли дорог и должен сохранить свои свойства, которые позволили бы людям жить и развивать свою цивилизацию. Поэтому к духовно-нравственным ценностям современности должны быть отнесены и экологические. Они помогут оказать благотворное влияние на становление и формирование мировоззрения современного человека.
Поэтому особое внимание в общеобразовательных учреждениях должно уделяться организации формирования экологической культуры, представлений о необходимости бережного отношения к природе. Предлагаемый факультативный курс для 8-9 классов «Этноэкология», рассчитанный на 35 часов в год, может этому способствовать.
Цель курса: формирование этноэкологических знаний современной этнической картины мира в сознании учащихся.
Задачи:
- изучение этноэкологических особенностей своей малой Родины, страны, мира;
- формирование толерантности и уважения к культурам других народов;
- приобщение подрастающего поколения к историческому наследию, традиционным духовно-нравственным ценностям;
- проведение фестивалей народного творчества.
Основные ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образования, учебно – исследовательской, проектной и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- учащиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
- в результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий будут заложены основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт.
Предметные результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать различные источники информациипо истории и географии, искусства и литературы, экологии и экономике для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать различные виды информации;
- находить и формулировать по результатам полученных знаний зависимости и закономерности развития науки в области этноэкологии.
По окончании курса учащиеся должны
иметь представление:
- о развитии науки «этноэкология»;
- об особенностях поликультурного образования РФ;
- о способах сохранения национального своеобразия;
уметь:
- работать с научной литературой, интернет-информацией, электронными источниками;
- сравнивать, обобщать и делать выводы на основе анализа полученной информации;
- выполнять творческие задания;
владеть навыками и способами деятельности:
- сбора и систематизации информации;
- поиска и обработки информации с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- создавать творческие проекты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- обобщения, формулирования выводов, выдвижения гипотезы, приведения аргументов;
- ведения диалога и участия в дискуссии;
- защиты сообщения, презентации творческого проекта.