«Этноэкологическое воспитание школьников как условие устойчивого развития региона»
статья по экологии
Важнейшей проблемой современности планетарного масштаба стала экологическая проблема. Экология должна рассматриваться не только как наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, но и как новое мировоззрение. Человек не главное действующее лицо, а разумная часть природы. Экология природы и человека неразрывно связаны между собой. Этноэкологическое образование и воспитание школьников - это не модная тенденция, которой нужно просто следовать, а необходимое условие для выживания сегодня и обеспечения существования человека в будущем. Поэтому основной целью образования должно быть формирование нового человека, который будет иначе мыслить и иметь экорациональную модель поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этноэкологическое воспитание школьников как условие устойчивого развития региона | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Этноэкологическое воспитание школьников как условие устойчивого развития региона»
Важнейшей проблемой современности планетарного масштаба стала экологическая проблема. Экология должна рассматриваться не только как наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, но и как новое мировоззрение. Человек не главное действующее лицо, а разумная часть природы. Экология природы и человека неразрывно связаны между собой. Этноэкологическое образование и воспитание школьников - это не модная тенденция, которой нужно просто следовать, а необходимое условие для выживания сегодня и обеспечения существования человека в будущем. Поэтому основной целью образования должно быть формирование нового человека, который будет иначе мыслить и иметь экорациональную модель поведения.
Современная концепция общего экологического образования разработана на основе нормативных требований ФГОС с учетом ценности концепции устойчивого развития. В Концепции представлены современные подходы к формированию у обучающихся экологической культуры как важной части культуры устойчивого развития. Конкретизированы задачи образования в интересах устойчивого развития – воспитание ответственного потребления, готовности контролировать свой экологический след, участвовать в создании «зеленой» экономики, что в конечном итоге, направлено на воспитание нового типа отношений человека с обществом, природой и миром вещей в их взаимозависимости.
Актуальность проблемы в том, что в последнее время особое внимание уделяется формированию знаний об экологии, этноэкологии и экологической ответственности у школьников на основании обострения проблем не только конкретного региона, но глобально всей планеты. Поэтому в этноэкологическом образовании важна непрерывность и преемственность, начиная от начальной школы к среднему звену. По мнению многих педагогов (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, В.М. Минаева, Б.Г. Йоганзен) «глобальные проблемы такую как, экологическую, победят не защитники окружающей среды, а экологическое образование».
Предположительно, что формирование этноэкологической культуры школьников, пройдет более успешно, если сами школьники будут активными участниками учебно-исследовательского, агитационно-пропагандистского процесса. Учебно-исследовательская и проектная деятельность способствует развитию навыков самостоятельной работы, творческого подхода к решению проблем и ориентации на достижение успеха. Проекты сплачивают детей, развивают умения работать в команде и ответственность за совместную работу. Отрабатываются навыки работы с различными информационными источниками, повышается ИКТ-компетентность.
На сегодняшний день в лицее вопросы экологии изучаются в составе учебных курсов («География», «Биология», «Химия», «Физика», «История» и др.). Значительную поддержку экологическому воспитанию оказывают:
- участие учащихся в экологических олимпиадах, форумах, конференциях, фестивалях различного уровня;
- проведение экологических уроков;
- участие в конкурсах по озеленению школьного двора;
- проведение субботников с участием обучающихся и коллектива школы;
- участие лицеистов-волонтеров в проекте «Серпантин-56. Тропы России» по благоустройству тропы здоровья в местности «Лысая гора».
Предлагаемые формы деятельности по развитию и становлению этноэкологической культуры в лицее:
- Экологическая пропаганда.
- Разработка слоганов, плакатов, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды родного края, для воздействия на обучающихся (широкие массы) – конкурс среди классов.
2. Экологическое просвещение.
Разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны:
- Экологическая акция «Покормите птиц зимой» (1-4 классы).
- Экологическая акция «Сделай кормушку – помоги птицам» (5-7 классы).
- Экологическая акция «Прояви культуру – сдай макулатуру».
- Участие в проекте «Экозабота»- проведение акции «Сдай батарейку – спаси планету» (вся школа и родители).
- Участие во Всероссийском конкурсе «На старт, экоотряд!».
- Благотворительная акция «Сбор корма для приюта «Кот и пёс».
- Проведение экологических субботников на территории школы и сквера «60-летия Победы».
- Создание экологической медиатеки с участием учащихся для сайта лицея.
- Создание экоклуба при участии сайта общероссийских экоуроков «Экокласс» и проведение экологических уроков для обучающихся всех уровней.
- Экологическое образование.
- Создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и население города систематическими знаниями об окружающей среде.
- Проектные работы учащихся 8-11 классов с использованием ИКТ (Создание буклетов, мультфильмов природоохранной тематики, презентаций по экологическим проблемам г. Улан-Удэ, Республики Бурятия, учебно-исследовательские работы экологической направленности).
- Эколого-художественная деятельность.
Разработка и постановка сценариев литературно-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды.
- Творческий проект «Из отходов – в доходы» (поделки из вторсырья на уроках технологии у мальчиков).
- Творческий проект «Эко-сумка – альтернатива пластиковому пакету» (пошив и роспись экосумок на уроках технологии у девочек и уроках ИЗО).
- Семейный конкурс «Трэш-арт» создание инсталляций и картин из вторсырья.
- Экологический праздник «День Земли» 20 марта 2022 г.
Процесс вовлечения учащихся и педагогов в деятельность по экологическому воспитанию можно разделить на несколько составляющих:
1. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Для этого необходимо, чтобы все педагоги школы овладели сами проектно-исследовательским методом обучения. На уроках могут быть использованы различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, решение проблемного вопроса, моделирование эксперимента, выполнение творческих работ (написание экологических сказок, сценариев для проведения экологических мероприятий), дискуссии.
Реализовать проектно-исследовательскую деятельность на уроках можно в рамках уроков «Окружающего мира» (1-4 классы) – учителя начальных классов, «Биологии» (5-11 классы), «Русского языка и литературы» - (учителя-предметники), «ОБЖ».
- Система дополнительного образования в кружках и факультативах.
Программа экологического кружка «Белёк» позволит создать особые условия для развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей.
- Организация профильного лагеря.
Продолжить формирование экологической ответственности в рамках летнего лагеря на базе детского оздоровительного лагеря.
Результат этноэкологического воспитания – воплощение модели выпускника Лицея №27 г. Улан-Удэ, обладающего экологической культурой.
Модель выпускника
Литература:
- Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.
- Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения – М.: Наука, 1965 – 374 с.
- Дагбаева Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С.22-23.
- Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование - № 2, 2010 – с. 24 – 30
- Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование - № 4, 2010 – с. 9– 13.
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
- Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 – 160 с.
- Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика.//Вопросы философии. - № 5, 1989 – с. 3-25.
- Моисеев Н. Н. Экология в современном мире //Энергия: экономика, техника, экология -№ 6, 1996 – с. 8-18.
- О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
- О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.
- Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993 – 262 с.
- Токарев, А. А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: шаг вперед / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 142-144.
- Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.
Интернет-ресурсы:
https://zapovednoe-podlemorye.ru/
https://экокласс.рф/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.
Концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их ...
Гражданско- патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.
Представлен опыт педагогической работы по формированию гражданско-патриотического и правового воспитания школьников в МОУ Большенагаткинской СОШ МО "Цильнинский район"...
Сборник материалов I муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "
Сборник материалов I муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "...
Сборник материалов II муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "
Сборник материалов II муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "...
Сборник материалов III муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "
Сборник материалов III муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "...
Проект Положения IV муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"
Представляем Вашему вниманию Проект Положения IV муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона", которая состоится на базе ...
Сборник материалов V педагогическая конференция "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"
Сборник материалов V муниципальной научно-практической конференции с республиканским участием "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"...