Внеклассное мероприятие по экологии "Голос планеты"
материал по экологии (5 класс)

Вера Валерьевна Николаева

 

Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников, которое в настоящее время становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что существование современного общества напрямую связано с формированием экологического гражданского сознания подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) в числе прочих требований, предъявляемых к экологическому воспитанию учащихся средней школы, предполагает «сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения". Формирование у учеников экологического сознания заключается в прививании им знаний, умений и навыков, обеспечивающих ответственное, бережное отношение к природе.

Данный план внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию обучающихся "Голос планеты" направлен на формирование экологической культуры у учащихся 5-8 классов. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Стон Земли» Вращаясь в космосе в плену своей орбиты, Не год, не два, а миллиарды лет, Я так устала… Плоть моя покрыта Рубцами ран – живого места нет. Терзает сталь моё земное тело, И яды травят воды чистых рек Всё то, что я имела и имею, Своим добром считает человек. Мне не нужны ракеты и снаряды, А ведь на них идёт моя руда! А что мне стоит только штат Невада- Его подземных взрывов череда! Зачем друг друга люди так боятся, Что позабыли о самой земле? Ведь я могу погибнуть и остаться Обугленной песчинкой в дымной мгле. Не потому ли, загораясь мщеньем, Я против сил безумных восстаю И сотрясая твердь землетрясеньем, На все обиды свой ответ даю. И не случайно грозные вулканы, Выплёскивают с лавой боль Земли… Очнитесь, люди! Призовите страны, Чтобы меня от гибели спасти. (С. Михалков)

Слайд 10

Береги планету! Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, лететь в одном полете. Давайте сохраним ромашку на лугу. Кувшинку на реке и клюкву на болоте. О, как природа-мать терпима и добра! Но чтоб ее лихая участь не постигла. Давайте сохраним на стрежнях – осетра. Касатку в небесах, в таежных дебрях – тигра. Коль суждено дышать нам воздухом одним. Давайте-ка мы все навек объединимся Давайте наши души вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся! (Н. Старшинов)



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на экологическую тематику

«Голос планеты».

 Класс: 5-8

Цель: сформировать у учащихся понятие об экологической культуре человека.

Задачи: 1. расширить представление детей об экологических законах;

2. способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

3. формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

4. побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • презентация "Законы природы"
  • на столах листы формата А4, ручки.
  • Пластиковые бутылки, упаковки; ножницы, скотч

    План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Вступительное слово учителя. Мотивация учащихся к познавательной деятельности.
  3. Проблемная ситуация «Нужны ли змеи?».
  4. Интерактивная беседа.
  5. Информационный блок «Законы экологии».
  6. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».
  7. Работа в группах «Дадим мусору вторую жизнь».
  8. Работа в группах «Обращение от имени природы».
  9. Подведение итогов (рефлексия).

  Ход классного часа.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Приветствует учащихся, определяет готовность к  классному часу.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

2

Вступительное слово учителя. Мотивация учащихся к познавательной деятельности.

Все мы с вами знаем, что наша планета стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре человека (зачитывает стих С. Михалкова «Стон Земли»).

Ребята, подумайте, как будет звучать тема сегодняшнего классного часа? Сформулируйте цель.

Называют тему классного часа.

 Формулируют цель: как стать экологически культурным, чтобы сохранить и сберечь нашу планету.

3

Постановка проблемной ситуации.

Ребята, недавно около нашей школы произошел такой случай:  два ученика после уроков гуляли по территории Обиковского леса и остановились полюбоваться плавающими утками в пруду. Так, мальчишки с интересом наблюдали за ними, что даже не заметили, как на расстоянии метра от них на солнышко греться выполз маленький уж. Вдруг один из них, увидев ужа, вскрикнул, схватил камень, и чуть было не придавил голову змее. Хорошо, что его вовремя остановил его товарищ. Между ними возникла перепалка. Ученик с камнем в руках доказывал свое мнение, что змеи - это абсолютно бесполезные животные, они противные и их нужно уничтожать. Его товарищ отстаивал свою точку зрения, что даже такие, на его взгляд, противные животные, как змеи, выполняют очень важную роль в природе и их нужно охранять.

4

Интерактивная беседа

И так, ребята, кто же из них прав и почему?

Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Ужи - это не ядовитые змеи.

- Змеи - хищники и санитары. Они уничтожают грызунов.

- Они - звено цепи, изъятие которого приведёт к непоправимому.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Примерные ответы детей:

-Кролики, которых отродясь не было в Австралии, а их туда завезли... Кенгуру остались голодными...

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии.

5.

Информационный блок «Законы экологии».

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Объясните.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».

Четвёртый закон: «Природа знает лучше»

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Объясняют значение закона.

-Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

- Всё, что человек выиграл, взяв у природы, она заберёт у него другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

- Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

6

Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?»

  1. Сейчас мы проведём рейд по разным территориям нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

  1. Дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

  1. Жители Новоюжного района нашего города оставили кучу мусора после пикника в лесу. К каким последствиям ведет такое безобразное поведение?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

- Пластиковый мусор очень долго не разлагается в природе, тем самым обезображивая вид природы. От такого мусора страдают не только лесные жители, но и самому человеку не приятно находиться и гулять в таком лесу. Вредные вещества, входящие в состав пластика, могут нанести непоправимый вред природе. Лучше дать пластиковому мусору вторую жизнь или переработать его.

7

Работа в группах «Дадим мусору вторую жизнь»

Итак, ребята, соблюдая второй  закон экологии, «Все куда-то должно деваться», мы сейчас с вами поработаем в группах и дадим пластиковому мусору вторую жизнь. Каждая группа предложит свой вариант изготовления каких-либо изделий из пластиковых бутылок, упаковок из-под различных продуктов.

Изготавливают из подручных материалов и пластикового мусора различные изделия: кормушки для птиц, горшки для рассады и т.д. Далее представитель каждой группы знакомит остальные группы со своим изделием и с его применением.

 8

Работа в группах «Обращение от имени Природы».

Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Пишут обращения по группам.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

9

Подведение итогов (рефлексия).

Итак, ребята, вернемся к цели нашего классного часа. Что значит экологически культурный человек? И что же требуется от нас, чтобы сберечь нашу планету?

Примерные ответы детей:

- Экологически культурный человек знает законы природы и не нарушает их.

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии "Планета зоологическая"

Внеклассное мероприятие разработа для учащихся 5-6 классов. Можно провести в рамках декады биологии или физической культуры. Игра ссостоит их двух частей : викторина, зоологические забеги....

Сценарий внеклассного мероприятия «Береги свою планету»

Сценарий совместного мероприятия детей, педагогов и родителей "Береги свою планету"...

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Спаси компьютерную планету от вирусов"

Обобщить и закрепить материал по темам: «Информация вокруг нас», «Ввод информации в память компьютера», «Действия с информацией», «Кодирование информации», «Представление информации»....

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие на планету Здоровье».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие на планету Здоровье»....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по планетам"

Данное мероприятие подготовленно для учащихся 7 класса. Ребята узнают о планетах Солнечной системы....

Внеклассное мероприятие "Береги свою планету ведь другой на свете нету"

Формировать основы экологической граммотности,представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите...