Влияние антропогенных факторов на развитие родного села Разработка учебного проекта
проект по экологии
Цель представленной работы - разработка учебного проекта в образовательной области “Внеурочная деятельность”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_antropogennyh_faktorov_na_razvitie_rodnogo_sela.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние антропогенных факторов на развитие родного села
Разработка учебного проекта
Цель представленной работы - разработка учебного проекта в образовательной области “Внеурочная деятельность”.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия окружающего пространства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыты людей, предмета из окружающей действительности. Оно способствует формированию у школьников системы знаний о природе, обществе, процессе их взаимодействия, исследовательской деятельности; осуществлению межпредметных связей, реализации деятельного подхода при изучении окружающей среды родного края..
Учебный проект рассчитан на 5 уроков.
1 урок – подготовительный (происходит постановка целей и задач, разделение учащихся на группы, распределение заданий в группах).
2 урок – экскурсия. Работа в группах по выбранной теме.
3 урок – основной. Работа в группах по выбранной теме.
4 урок - основной. Исследовательская работа в группе.
5 урок – презентация проекта.
Основная проблема небольшого села – низкая экологическая культура жителей, в следствии которой замусориваются улицы, вырубаются деревья, разрушаются места отдыха, загрязняется река Каргат. В рамках проекта планируется провести эколого-просветительную компанию “Влияние окружающей среды на здоровье человека”, исследование “горячих” точек поселка, издание и распространение буклетов с информацией загрязненных участков поселка, провести акцию “Сбереги дерево”, организовать для учащихся школы выставку рисунков “Родная улица моя”.
Методический паспорт учебного проекта
Проект: "Влияние антропогенных факторов на окружающую среду родного села"
Предмет: “Внеурочная деятельность”.
Класс: 5.
Тип проекта: Исследовательский.
Планируемый результат: Ученики в группах проводят проектно – исследовательскую работу “Состояние окружающей среды родного села”. Защищают проект в различных формах (реферат, газета, доклад, справочник…). Вид презентации – научно– исследовательская беседа.
Цели проекта.
Образовательные:
1. Расширить и углубить знания об антропогенных факторах и их воздействие на окружающую среду.
2. Продолжить формирование исследовательской деятельности.
3. Реализация деятельного подхода при изучении и охране окружающей среды.
Воспитательные:
1. Воспитание самостоятельности и ответственности при выполнении индивидуальных заданий и самостоятельной работы.
2. Воспитание коллективного сотрудничества, чувства ответственности за результат своего труда.
Развивающие:
1. Развития познавательного интереса.
2. Развитие умения и навыков работы с лабораторным оборудованием, выполнение исследовательской деятельности.
Возраст: 11 лет.
Режим работы: Урочная и внеурочная форма.
Материально-техническое обеспечение: Лабораторное оборудование: пробирки, штатив, фильтровальная бумага, воронки. Химический стакан, предметное стекло, лакмусовая бумага, стеклянная палочка, плоскодонная колба, стеклянный цилиндр. Микроскоп, лупа, секундомер и др.
Мотивация к работе: Проведение исследовательской работы – узнать экологическую обстановку в с. Верх – Каргат, проявление себя при защите проекта.
Предполагаемые приращения:
1. Использование новых практических приемов: исследование воды, почвы, воздуха, состояние здоровья человека.
2. Обобщение понятий: антропогенные факторы, сила и степень воздействия антропогенных факторов на окружающую среду.
3. Развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, лабораторным оборудованием.
4. Развитие навыков самостоятельного принятия решения, мыслительной деятельности.
5. Развитие навыков самоанализа, и рефлексии, воспитание толерантности, расширение кругозора.
Статус учебного проекта
Автор-разработчик: Евсейчева Светлана Васильевна, учитель географии и учащиеся 5 МКОУ Верх – Каргатской СОШ .
Опыт апробирован на 5 классе.
Ход проведения защиты проекта
. Сегодня вашему вниманию представляем защиту проекта « Влияние антропогенных факторов на окружающую среду родного села.
Цель проекта.
1.Расширить и углубить знания об антропогенных факторах и их воздействие на окружающую среду.
2.Продолжить формирование исследовательской деятельности.
3.Реализация деятельного подхода при изучении и охране окружающей среды.
основные направления исследования
- антропогенные факторы и загрязнение атмосферы родного края;
- роль антропогенных факторов в загрязнении вод родного края;
- роль антропогенных факторов в загрязнении почв родного края;
- влияние антропогенных факторов на здоровье человека;
Село расположено в центральной части района в 28 км от Здвинска на берегах реки Каргат. Село было основано в 1770 году, первым на территории Здвинского района. За 243 года, многое изменилось, особенно изменению подверглась, вода , земля, воздух.
При изучении причин возникновения экологической проблемы села выделено следующее:
1. Нет надлежащего ухода за приусадебными участками.
2. Нет специальных мусорных ям, ящиков.
3. Нет сточных канав, если есть, то загрязнены.
4. Много грязных стоков.
5. Захламлённость на месте бывших, снесённых домов.
6. Мало зелёных насаждений.
7. Нарушение правил расположения стогов сена, стоянки и хранения сельскохозяйственной техники.
8. Загромождение некоторой части проезжей дороги поваленными деревьями, домашними бытовыми отходами.
9. Отсутствие экологической грамотности у части населения.
Экскурсии проводится по местам изучаемых объектов, в данном случае - это сквер около школы, берег реки, центральная больница.
Проблема. | Причины возникновения проблемы. | Возможные пути решения проблемы |
Загрязнение атмосферы. | промышленность; · бытовые котельные; · транспорт. | 1.Внедрение безотходных и малоотходных производств. 3. Внедрение газоочистных и пылеулавливающих установок на промышленных предприятиях. 4. Уменьшение вредных выбросов автотранспорта в атмосферу |
Загрязнение реки | Мусор Бытовые отходы Завал реки ветками, кустами, деревьями | охрана вод от загрязнения, засорения и истощения; · улучшение состояния водных объектов. |
Загрязнения почвы. | Бытовые отходы, Обработка полей химическими веществами | усиление борьбы с производственным и бытовым мусором отделить особый участок территории для свалки. Давать штраф за выброс отходов в неположенном месте. |
Ухудшение здоровья человека. |
|
|
Обязательная часть этого этапа – оценка работы школьников. Она осуществляется по следующим критериям: активное участие всех членов группы в реализации проекта, объём изученного материала и качество анализа собранной информации, соответствие оформления результатам работы стандартным требованиям, качество сообщения о результатах проекта, убедительность ответов на вопросы при защите реферата, полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы, достижение поставленной цели.
Тема: “Антропогенные факторы и загрязнения атмосферы”
1.Какими особенностями обладает воздушная среда обитания и как человек воздействует на неё?
2. Какие основные источники загрязнения воздуха вам известны?
3. В чём заключается рациональное использование атмосферы?
Причиной загрязнений является сжигание углеводородного топлива при производстве электрической энергии и при работе двигателей транспортных средств.
Один из наиболее токсичных газов, поступающих в атмосферу в результате человеческой деятельности – озон. Ядовит и свинец, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. Среди других опасных загрязнителей – угарный газ, оксиды азота и серы, а также мелкая пыль. Ежегодно в результате промышленной деятельности человека (при выработке электроэнергии, производстве цемента, выплавке чугуна и т.п.) в атмосферу поступает 170 миллионов тонн пыли.
В ходе исследования мы определяли чистоту воздуха последующему методу: “Исследование воздуха на содержание твердых примесей”.
Присутствие в воздухе твёрдых частиц – важная характеристика чистоты воздуха.
Размер частицы | В кабинете | В спортзале | На улице | В парке |
Более 1 мм | 1 | 7 | Более20 | Около 15 |
Менее 1 мм | Около 6 | Около 20 | Около 100 | Более 30 |
Общее число | 10% | 30% | 50% | 30% |
В результате у нас получилось
Проверить наличие в воздухе твёрдых частиц, можно следующим образом:
- вырежьте из плотной бумаги несколько прямоугольников, размером 10x6 см, сделайте в их центре прямоугольное отверстие размером 3x2 см.
- заклейте центральные прямоугольники липкой лентой.
- вывесите полученные образцы в разных местах: на дереве во дворе школы, у окна, выходящего на шоссе, в школьный кабинет во время уборки, спортивном зале и т.д.
- через 4 часа соберите образцы и оцените качество воздуха: в начале на глаз, а затем под микроскопом. Сосчитайте количество твёрдых частиц на каждом образце. Проведите классификацию твёрдых частиц по размеру.
Заполните таблицу:
Общее число:
10–20% - воздух чистый;
30–40% - воздух средней чистоты;
50 % и более - воздух загрязненный.
“Роль антропогенных факторов в загрязнения вод реки Каргат”
Ответьте на вопросы:
- Какими особенностями обладает водная среда обитания и как человек воздействует на неё?
- Какие основные источники загрязнения воды вам известны?
- В чём заключается рациональное использование воды?
Вода- есть жизнь! Вода - ценнейший природный ресурс. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых существ она служит средой обитания Наиболее важная проблема из всех рассмотренных ранее - проблема охран вод.
Загрязнение поверхностных и подземных вод можно распределить на такие типы:
механическое - повышение содержания механических примесей, свойственное в основном поверхностным видам загрязнений;
химическое - наличие в воде органических и неорганических веществ токсического и нетоксического действия;
бактериальное и биологическое - наличие в воде разнообразных патогенных микроорганизмов, грибов и мелких водорослей;
радиоактивное - присутствие радиоактивных веществ в поверхностных или подземных водах;
тепловое - выпуск в водоемы подогретых вод тепловых и атомных ЭС.
Основными
Мы исследовали воду на наличие вредных примесей, но даже и невооруженным глазом видно, что вода практически не пригодна для использование в быту. Иначе это может грозить, для человека неприятными последствиями.
“Роль антропогенных факторов в загрязнения почвы”
Ответьте на вопросы:
- Какими особенностями обладает почвенная среда и как человек воздействует на неё?
- Какие основные источники загрязнения почвы в с. Верх – Каргат вам известны?
- В чём заключается рациональное использование почвенных ресурсов?
Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Одним из видов антропогенного воздействия является загрязнение пестицидами. Открытие пестицидов - химических средств защиты растений и животных от различных вредителей и болезней - одно из важнейших достижений современной науки. Сегодня в мире на 1 га наносится 300 кг. химических средств. Бытовые отходы опасны не только тем, что являются источником некоторых болезней человека (брюшной тиф, дизентерия, холера), но и тем, что требуют для своего разложения много кислорода Спасаем одно - губим другое.
Задания для экскурсии:
- Определите, какие изменения структуры почвы произошли в последние годы.
- Каким видам эрозии почва подвергалась?
- Определите виды антропогенных источников загрязнения почвы, и их значения.
Экологическое отравление привело к массовой деградации здоровья, хронические воспалительные заболевания различных органов, изменение нервной системы, действие на внутриутробное развитие плода, приводящее к различным отклонениям у новорожденных. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания. Еще в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще и чаще.
Заключение
Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что-либо на земле, так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией или другими химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это.
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Давайте беречь свою природу.
Работа каждого ученика по проекту отражалась в оценочных листах, где проставлялись оценки за групповую работу, индивидуальные доклады, за участие в обсуждении других работ. После чего выводился средний балл, который и являлся итоговой оценкой.
Рефлексия. Ответить на предложенные вопросы в письменном виде:
Что у Вас не получилось и почему? Что бы Вам хотелось изменить при проведении следующего проекта? (Можно дать в виде домашнего задания).
Таким образом, каждому ученику предоставляется возможность обдумать результаты своей работы и сделать выводы, которые могут пригодиться как ему лично, так и учителю при планировании очередного проекта.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие устойчивого интереса к исследовательской деятельности в процессе разработки учебного проекта
Увеличение объема информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков,- хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но про...
Влияние антропогенного фактора на природу, окружающую среду
Презентация к уроку биологии 7 класс...
ТЕМА: ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА БИОСФЕРУ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ. КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ...
Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"
Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...
Исследовательская работа на тему: «Влияние антропогенного фактора на распространение рода Xylocopa» Секция: экология
Целью данной работы было привлечение внимания к проблеме сокращения численности реликтовых пчелиных рода Xyloсopa. Научная классификация:· Царств...
Творческая работа в разделе "Экология человека" на тему: «ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ОРГАН СЛУХА ЧЕЛОВЕКА» 8 класс биология
Содержание1. Введение. 32. Строение слухового анализатора. 43. Характеристика звука и его влияние. 6...
Влияние антропогенного фактора на окружающую среду вашей местности.
Влияние антропогенного фактора на окружающую среду вашей местности....