Программа экологического воспитания "Моя планета"
методическая разработка по экологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Мирзаева Бажиханум Рашидовна

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»

на заседании Педагогического совета


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «Маджалисская СОШ»

 1        от  «  31  » августа2017 года              _        Сулейманова З.С.

     Приказ № _        от « 31        » августа2017 года

                                               Программа экологического воспитания

 «Моя планета»

C:\Users\Администратор\Desktop\узоры\изо по эко\1287408387_tglvsm4ylz0csqt.jpeg

Автор программы:

 учитель МКОУ  «Маджалисская СОШ

им. Темирханова Э.Д.»

географии Мирзаева Бажиханум Рашидовна

2017 год


Пояснительная записка

.

1. Цели и задачи программы:

Программа «Планета» определяет содержание, цели, задачи, формы и направления экологического воспитания учащихся МКОУ «Маджалисская СОШ имени Темирханова Э.Д.» Кайтагского района, РД.

Цели:

  1. Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  2. Формирование        экологической        культуры,        навыков        безопасного        поведения        в природной и техногенной среде.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

  • Дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • Научиться применять на практике полученные знания.
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • Формировать        и        развивать        у        детей        навыки        психологической        разгрузки        при взаимодействии с миром природы;
  • Повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
  • Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • Воспитывать потребность в общении с природой;
  • Способствовать        формированию        экологического        восприятия        и        сознания общественной активности;
  • Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

                          2. Обоснование актуальности программы

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.


Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

  • непосредственное познание природы;
  • школьное экологическое воспитание и образование;
  • средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

  1. Основные понятия и принципы программы «Планета»

Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.

Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.

В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)

Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.

  1. Цели и формы экологического воспитания и образования: на каждом этапе определяются в соответствии с возрастными особенностями

                                                                                     Начальная школа

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Основная школа

Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и


своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого- социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция

«Чистый берег», «Чистое село», походы).

                   Средняя  школа

На ступени средней (полной) школы экологическое образование осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

  1. Механизм реализации Программы

Формы, методы и средства организации

а) традиционные;

б) активные, инновационные.

  • межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
  • внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
  • классные и библиотечные часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.

 Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

  • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
  • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.


     Сроки реализации – 5 лет (период с 2015 по 2020 год).

    Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в      

    общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три   этапа, которые соответствуют периодам начальной, основной,  средней, общей школы.

    Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований,     преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

  1. Ожидаемые конечные результаты

      Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

     Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.

Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей Улучшение экологической ситуации вокруг школы ив поселке.

Превращение школы в центр экологического просвещения и воспитания.

  1. Примерный план реализации Программы:

Мероприятия

сроки

Ответственный

Укрепление материально-технической базы школы

1.

Обустройство территории школы.

Ежегодно

Администрация        школы,

учителя биологии

2.

Посадка зеленых насаждений на территории сельского поселения, уход за ними.

Ежегодно

Заведующий пришкольным участком, Зам. директора по ВР

3.

Проведение    агротехнических мероприятий на пришкольном участке.

сентябрь-май

Заведующий пришкольным участком

4.

Участие в конкурсах экологических социальных        проектов        с        целью

получения грантов.

В течение года

Мирзаева Б.Р.

Султанова П.М.,

Укрепление учебно-методической и нормативной базы

1.

Выставление        методических        находок по экологии на школьный сайт.

В течение года

Мирзаева Б.Р., Зам по ИКТ Исаева Б.М-Р.

2.

Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования        и        воспитания

школьников.

В течение года

 Султанова П.М., Мирзаева Б.Р.

3.

Разработка программы летнего экологической программы «Планета»

Май

Зам. директора по ВР  Мирзаева Б.Р.

Мероприятия в рамках учебного процесса

1.

Участие в предметных олимпиадах по экологии.

В течение года

Зам. директора по УР

2.

23 научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Октябрь

Мирзаева Б.Р.

3.

Научно-популярный        лекторий        для

учащихся 6-11 классов.

Ежемесячно

Классные руководители,

Курбанкадиева С.Г.

4.

Проведение для учащихся начальной школы к мини экопроектов «Сад на

окне», «Животные в моей семье»

Ежегодно

Учителя начальных классов

5.

Наблюдения        за        жизнью        природы

(календарь        природы,        народные приметы).

В течение года

Учителя начальных классов

6.

Проведение        предметных        недель        по экологии

Апрель

Султанова П.М., Мирзаева Б.Р., Тазаева М.М-Г; Курбанкадиева С.Г.

7.

Ведение дневника климатических наблюдений посредством метеостанции 

В течение года

Мирзаева Б.Р.

Кружковцы

8.

Сочинение        «Мое        путешествие        по родному краю» (1-11 классы)

Сентябрь

Исмаилова У.М.

9.

Тематические        классные        часы (классные и общешкольные)

В течение года

Классные руководители

                             Внеклассные мероприятия

1.

Экскурсия на метеостанцию района

Апрель

Мирзаева Б.Р.

2.

«Земля моя живая, мы в ответе за тебя»

экологическая конференция ко дню Земли

Апрель

Мирзаева Б.Р.

3.

Участие в Республиканском конкурсе, посвященный Всемирному дню воды

Март

Мирзаева Б.Р.

4.

Акции, приуроченные к памятным датам:

1 апреля – День птиц (постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам»).

22 апреля – День Земли

4 октября – День защиты животных, 22 марта – Всемирный день воды

Январь- апрель

Султанова П.М., Мирзаева Б.Р., Тазаева М.М-Г; Курбанкадиева С.Г.

5.

«Экологический        кинотеатр» (просмотр        отечественных        и зарубежных документальных фильмов

о природе)

В течение года

Классные руководители Зам. директора по ВР

6.

Трудовые        десанты,        экологические субботники «Чистый берег», «Чистое

село»

Сентябрь

Мирзаева Б.Р., Султанова П.М.,

7.

Ролевая        игра        «Экопарламент», (работа Совета старшеклассников над

законодательными        инициативами        в области охраны окружающей среды)

Апрель

Зам. директора по ВР

«Эти удивительные растения и животные» Внеклассное мероприятие

октябрь

Мирзаева Б.Р.,

Конкурс на лучшее чтение стихов о природе «Не то, что мните вы природа...»

Ежегодно

Учителя литературы, кл. руководители

Конкурсы        рисунков        и        плакатов, посвященные        экологическим        датам

«Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету»

Ежегодно

Зам. директора по ВР,

МО классные руководители

Конкурс        на        лучшую        поделку        из

природного материала среди учащихся начальных классов «Лесные дары»

Ежегодно

Мирзаева Б.Р., Султанова П.М., Мирзаева С.К.

Конкурс поделок из бытовых отходов

«Вторая        жизнь        пластиковой бутылки», «Чистая планета»

Май

Мирзаева С.К., Разакова Ш

Участие в Республиканском слете экологических отрядов «Эковолна»

май

Мирзаева Б.Р.,

  1. Тематика классных часов и проектов.

Класс

Тема

1

  1. «Земля – наш общий дом»
  2. «Что такое Родина?»
  3. «Моя малая Родина»
  4. Экологический проект «Сохраним леса Кайтага»

2

  1. «Домашние животные – братья наши меньшие»
  2. «Кто живет в аквариуме?»
  3. Экологический проект «Сад на подоконнике»

3

  1. «Дикие животные и птицы, живущие рядом с человеком»
  2. «Профессия: люди, которые работают с животными»
  3. Экологический проект «Кормушки для птиц»»

4

  1. «В мире великом много чудес. Разве не чудо задумчивый лес»
  2. «Источники загрязнений в природе»
  3. Экологический проект «Муза странствий»

5

  1. «Как  не попасть в        «Красную книгу»?», «Чем заповедник отличается от заказника?»
  2. «Особо охраняемые природные территории  Кайтага»
  3. Экологический проект «Коллаж «Растения и животные Кайтага, занесенные в Красную книгу»

6

  1. «Пожар - главный враг леса!»
  2. Ток-шоу «Леса – зеленый каркас планеты»
  3. Экологический проект «Как вырастить лес?»

7

  1. «Природа и сельское хозяйство»
  2. «Генно-модифицирование и селекция растений»
  3. Экологический проект «Продукты с ГМО в магазинах С. Маджалис

8

  1. «Что такое «глобальное потепление?»
  2. «Влияние климата на жизнь человека»

Экологический        проект « Сохраним родники Кайтага»

9

  1. «Сколько воды нужно человеку?»
  2. Ток-шоу «Будущее человечества»

      3.   Экологический        проект: «Экология села»        

10

  1.  «Что такое «альтернативные источники энергии?»
  2. «Как энергия упрощает нашу жизнь?»
  3.   Ток-шоу «Энергия будущего»

         4. Экологический проект «ЭКОС»

11

  1.   «Законы о защите природы – достаточная ли мера?»
  2. Экологический проект «Зеленый друг»

Научно-методическая работа

1.

Анализ        состояния        экологического образования        и        воспитания        (через

тестирование        и        анкетирование школьников и их родителей)

Ежегодно

Биологи, географы

2.

Изучение        проблемы        экологического

воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива.

Ежегодно

Зам. директора по ВР,

МО классных руководителей

3.

Методический семинар для классных руководителей        «Формы        и        методы

Экологического воспитания школьников»

По мере необходимости

Зам. директора по ВР

4.

Участие        в        районных        и республиканских методических семинарах        по проблемам экологического воспитания.

По мере необходимости

Зам. директора по ВР,

 Мирзаева Б.Р., Султанова П.М.,

                               Работа с родителями

1.

Родительский всеобуч

«Как сохранить здоровье ребенка»,

«Влияние телевидения и

компьютерных игр на здоровье школьника»,

«Домашняя экология».

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учитель биологии, кл. руководители

2.

Рассмотрение проблем экологического воспитания        на        общешкольных

родительских собраниях

Ежеквартально

Зам. директора по ВР, учитель биологии, кл.

руководители

Научно-методическая работа

1.

Анализ        состояния        экологического образования        и        воспитания        (через

тестирование        и        анкетирование школьников и их родителей)

Ежегодно

Биологи, географы

2.

Изучение        проблемы        экологического

воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива.

Ежегодно

Зам. директора по ВР,

МО классных руководителей

3.

Методический семинар для классных руководителей        «Формы        и        методы

Экологического воспитания школьников»

По мере необходимости

Зам. директора по ВР

4.

Участие        в        районных        и республиканских методических семинарах        по проблемам экологического воспитания.

По мере необходимости

Зам. директора по ВР,

 Мирзаева Б.Р., Султанова П.М.,

Список

фильмов экологической тематики, рекомендованных для просмотра

  1. «Россия: от края и до края», 5 частей
  2. «Дом: свидание с планетой»

  1. «Как вырастить планету», 3 части
  2. «Как планета создала людей»
  3. «Амба. Русский тигр»

  1. «Человек, который сажал деревья»
  2. «Земля без людей»

Заключение.

    Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество – экипаж корабля. Красивое сравнение. В чем-то даже мудрое. Но мы всегда должны помнить, что у нашего корабля «Земля» нет аварийного выхода. Зато есть множество вопросов: «Когда наши города станут чистыми, зелеными, красивыми? Кто несет ответственность за разрушение здоровья людей промышленными отходами? Как спасти родники, реки, озера, растительный и животный мир от гибели?». Древние цивилизации представляли себе Землю в образе божества, материнского и плодородного, а людей – детьми, которых она питает. Но время мифов прошло. Да и отношение человека к своей планете изменилось. Однако оно не должно быть менее уважительным и разумным. Нам нужно беречь богатство планеты – воздух, воду, землю. Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом.

      Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».

      Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» окончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны иcпользовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля

Литература

  1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008
  2. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд.

«АРКТИ» 2008

  1. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007
  2. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989
  3. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007
  4. Вторая городская научно-практическая конференция школьников по экологии и географии «В краю кедровом». - Томск: 2005
  5. Вишнякова        С.М.        Экология        и        охрана        окружающей        среды.        Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998
  6. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986
  7. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005
  8. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд.

«Армпресс» 2003

  1. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991
  2. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007
  3. Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005
  4. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990
  5. Кресс В. Томская область сегодня и завтра. - Томск: изд. «Пресс-интеграл» 2004
  6. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005
  7. . Комяшкин В.А. Мокс – программа на химическом на сибирском химическом комбинате. -Томск: 2004
  8. Кашинская Е.А. Всё обо всём. - М: 1999
  9. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир» 2000
  10. Норенко   И.Г.   Экологическое   воспитание        в   школе.        Классные        часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007
  11. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития» 1998
  12. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Лесная промышленность» 2003
  13. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004
  14. Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000
  15. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998
  16. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996
  17. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000
  18. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994
  19. Энциклопедия большая советская. - М: 1978г. Том № 29
  20. Чернова Н.М. Экология. М: изд. «Просвещение» 1988

Ежеквартально

Зам. директора по ВР, учитель биологии, кл.

руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая линейка "Планета в опасности"

Материалы  к линейки "Планета в опасности". Стихи, презентация...

Рабочая программа экологического кружка "Живая планета"

Цель программы:Формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой...

Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»

   Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна  проблема: ухудшения качества среды обитания человека.  Она носит глобальный характе...

Конкурсно - игровая программа экологической тематики «Зеленая планета»

Методическая разработка, посвященная экологии, животным и растениям....

Конкурсно - игровая программа экологической тематики «Зеленая планета»

Занятие поможет углубить и расширить знания о природе, которая нас окружает, и ознакомиться с  экологическим состоянием нашей планеты....

Программа экологического воспитания "Живая планета"

Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени,продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существованиечеловека в будущем, нынешнему поколению необходимо овл...

Программа экологического воспитания "Живая планета"

Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени,продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существованиечеловека в будущем, нынешнему поколению необходимо овл...