Экологический проект "Васильевцы достойны лучшего"
проект по экологии по теме
Экологический проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ельной школе поэтапно проводиться работа по экологическому образованию | 840.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ПРОЕКТА: «ВАСИЛЬЕВЦЫ ДОСТОЙНЫ ЛУЧШЕГО»
Автор проекта:
Загидуллина Д.М.
учитель биологии, химии высшей квалификационной категории МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Казань 2016 г
Оглавление
Страница | |
Введение | 3 |
| 4 |
| 8 |
| 9 |
| 10 |
| 12 |
| 13 |
| 14 |
| 15 |
| 16 |
10. Библиографический список 11. Глоссарий | 18 |
Приложение 1 | 21 |
Приложение 2 | 23 |
Приложение 3 | 24 |
Введение
Задача современного поколения сохранить природу нашей малой родины для будущего поколения. Существуют проблемы мировые и локальные. 40% смертей в мире связаны с экологическими проблемами. Поэтому очень важно вникнуть в суть проблемы и понять в чем же причина ухудшения окружающей среды. Всем известно, что случается с человеком, когда его лечат не от той болезни... То же самое может произойти с экологией.
«Экос» - наш общий дом - планета Земля. В нем сейчас царит хаос и беспорядок, от которого страдаем в первую очередь мы - люди. Мир неустойчив и агрессивен. Наблюдаются огромные противоречия между культурой потребительства и возможностями биосферы
Все прогрессивное человечество осознает, что спасти мир от окончательной разрухи сможет только образование, основанное на стратегии устойчивого развития. Экологическое воспитание и образование провозглашено приоритетным направлением деятельности современной школы.
Уровень экологической культуры и грамотности во многом определяет общекультурный уровень. Следование основным законам и принципам экологии является стержнем нашей жизни: от него зависит здоровье, семейное благополучие, счастье будущих поколений, устойчивость нашей жизни и ее качество, человеческий потенциал и сама жизнь Земли.
Литературный обзор
Мусор – то, что стало нам уже не нужным. В первую очередь это относится к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки и расфасовки товаров. Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
* рост производства товаров массового потребления одноразового использования; * увеличение количества упаковки; * повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Каждый российский горожанин ежегодно “производит” 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие “мусорщики”- американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие – бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.) В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно прибыльное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России. Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн. м3 твёрдых бытовых отходов, что составляет около 0,2 т на одного человека. На территории России сегодня действует 7 мусоросжигательных заводов, которые перерабатывают около 3 % ТБО, а 9 % вывозится из городов на более чем 1000 полигонов для бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки. Одно из направлений решения проблемы отходов – их первоначальная грамотно организованная сортировка. Особо опасные для окружающей среды и здоровья людей отходы, которые по разным причинам нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором, называются спецотходами, к которым отнесено примерно 600 особо опасных веществ. В их число входят: * пестициды, содержащиеся главным образом в отходах производства химических средств защиты растений;
* радиоактивные отходы, образующиеся на предприятиях использующих радионуклиды, и на атомных электростанциях;
* ртуть и её соединения – отходы химической промышленности;
* мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
* соединения свинца, встречающиеся особенно часто в отходах нефтеперерабатывающей и лакокрасочной промышленности и др.
* батарейки;
* неиспользованные медикаменты;
* остатки химических средств защиты растений;
* остатки красок, лаков, антикоррозионных средств и клеев;
* остатки косметики;
* ртутные термометры.
Ликвидация (утилизация) жидких и твёрдых спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами. Часть спецотходов сжигается на специальных установках, часть размещается на полигонах спецотходов. Большую часть спецотходов приходится хранить на поверхности земли, соблюдая строгие меры предосторожности. Отходы размещаются на водонепроницаемой платформе толщиной 3м. Все стоки и грунтовые воды постоянно контролируются. Проблема отходов усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определённого времени. Например, для разложения бумаги необходимы от 2 до 10 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигарет – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы – 500 лет, стекла 1000 лет. С введением малоотходных и безотходных технологий, вовлечением отходов в производственные циклы их количество будет сокращаться, но на сегодняшний день оно чрезвычайно велико и превысило 6 млн. т. Из них свыше 15,6 тыс. т составляют отходы 1-го и 2-го класса опасности, то есть это наиболее токсичные и опасные для окружающей среды и здоровья населения отработанные вещества.
Историческая справка
200 тыс. лет до н. э. | Первые мусорные кучи, найденные археологами. Целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий |
400 лет до н. э. | В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка |
200 г. | В Риме возникла городская служба по уборке мусора |
1315 г. | После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора |
1388 г. | Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды |
1775 г. | В Лондоне появились первые мусорные баки |
1800 г. | Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор |
1810 г. | В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почётное место на свалках |
1869 г. | Началось производство целлулоида-первого из многих видов пластмассы |
1874 г. | В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание городского мусора |
1897 г. | В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора |
1912 г. | Швейцарский химик Якоб Бранденбергер изобрёл целлофан |
1916 г. | 80 % отходов в крупных городах Европы и Америки составляет угольная и древесная зола из печей. К 1940 г. Этот показатель снизился до 42 %, к 1960-до 3 % |
1932 г. | В США изобретены машины, прессующие мусор |
1942 г. | В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях |
1948 г. | В Нью-Йорке открыта свалка Фреш - Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире |
1965 г. | Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов |
1992 г. | Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов в одной из главных проблем человечества |
2000 г. | Страны ЕС постановил задачу добиться утилизации и повторного использования 50. |
Актуальность проекта
Природа - живая книга нашей истории. Название холмов и долин, лесов и полей, рек и озер, холодных ключей и топких болот имеют своё начало, свои истоки. Они бережные хранители человеческого бытия, это язык наших предков. Природа щедро одарила наш поселок и холмами, и лесами со всякой живностью, и речками с холодной ключевой водой, и долинами с тучной и плодородной землёй – извечной кормилицей нашей. Поселок Васильево находится на левом живописном берегу реки Волга. Поселок имеет богатую историю. Ему насчитывается более 300 лет. В настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения. В природную среду в больших количествах попадают газообразные, жидкие и твёрдые отходы производства. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух и воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, проникают, в конце концов, в организм человека. Федеральный государственный стандарт образования нового поколения ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Проект разработан с учетом анализа состояния экологической обстановки на территории МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2» и поселка Васильево. Нами были изучены в поселке Васильево основные скопления и место нахождения несанкционированных свалок бытовых отходов: берег реки Волги, начиная от Водоканала и заканчивая пляжем в раойне Хлебозавода; вдоль железнодорожного полотна в раойне Мехколоны; всё побережье реки Карасихи, окресности санатория “Васильевский”.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Создать условия для развития экологической культуры учащихся МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2»
Задачи проекта:
- Исследовать воздействие загрязнений в поселке Васильево. - Разработать основные пути решения экологических проблем поселка Васильево.
Сроки реализации проекта
Продолжительность проекта 1 год Сроки проекта: с 05.08. 2015 по 31.05.2016
Август | Сбор и анализ литературы по данной теме. Диагностика уч-ся и жителей поселка по данной теме. Сбор информации по заболеваемости жителей Васильево. Изучение компьютерной программы Pinacl studio. Знакомство с публицистическим стилем: жанром заметки. |
Сентябрь | Субботники Экологические марши Фоторепортажи Написание и публикация заметок Обработка данных опроса уч-ся и жителей поселка Создание фильма «Экологические проблемы поселка Васильево» |
Октябрь | Изучение экологических проблем: глобальных и локальных Знакомство с современными методами утилизации ТБО Экскурсии на завод «Победа», Васильевский водоканал. |
Ноябрь | Показ фильма «Экологические проблемы поселка Васильево» на классных часах и родительских собраниях. Выступление агитбригады «Мы выбираем будущее» |
Декабрь | Исследование питьевой воды, проведение качественного анализа на свинец. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Встреча с представителями жилищно- управляющей компании. |
Январь-февраль | Организация сортировки школьного мусора. Сбор макулатуры. |
Март | Выращивание рассады цветов для озеленения пришкольного участка |
Апрель-Май | Экологические марши, субботники. Акции «Посади дерево», «Чистый лес», «Чистый берег». Презентация проекта «Васильевцы - достойны лучшего |
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме. Диагностика учащихся и жителей поселка по данной теме. Сбор информации по заболеваемости жителей Васильево. Изучение компьютерной программы Pinacl studio. Знакомство с публицистическим стилем: жанром заметки. Основной этап
Субботники Экологические марши Фоторепортажи Написание и публикация заметок. Обработка данных опроса учащихся и жителей поселка. Создание фильма «Экологические проблемы поселка Васильево». Изучение экологических проблем: глобальных и локальных. Знакомство с современными методами утилизации ТБО . Экскурсии на завод «Победа», Васильевский водоканал. Показ фильма «Экологические проблемы поселка Васильево» на классных часах и родительских собраниях. Выступление агитбригады «Мы выбираем будущее».
Заключительный этап Показ фильма «Экологические проблемы поселка Васильево» на классных часах и родительских собраниях. Выступление агитбригады «Мы выбираем будущее». Акции «Посади дерево», «Чистый берег», «Чистый лес»
Бюджет проекта
Статьи расходов | Единица | Стоимость (рубли) | Источник |
1. Компьютерная программа «Pinacl studio» | 1 | 5000 | Администрация школы |
2. Инвентарь: |
| ||
2.1 Перчатки | 100 | 1000 | Спонсор «ВСЗ» |
2.2 Грабли | 50 | 2500 | Администрация поселка |
2.3 Метла | 50 | 1500 | Администрация школы |
2.4 Мусорные мешки | 100 | 500 | Спонсор «ЖЭКХ» |
3. Семена цветов | 20 | 400 | Спонсор «ЖЭКХ» |
4. Саженцы деревьев | 40 | 4000 | Спонсор «ВСЗ» |
Ожидаемые результаты
- Знания о глобальных и локальных проблемах человечества;
- Понимание взаимосвязей в природе;
- Умение проводить исследования, делать выводы, анализировать;
- Бережное отношение к природе родного края;
- Овладение навыками информационно-коммуникативных технологий;
Продукт проекта
- Фильм «Экологическая ситуация поселка Васильево»;
- Публикации в газете «Васильевское время»;
- Презентации на экологическую тему.
Риски реализации проекта и пути их преодоления
- Жилищно – управляющая компания откажется сотрудничать с учащимися и учителями школы. Следует обратиться за помощью в администрацию поселка.
- Администрация «Васильевского стекольного завода» откажет в проведении экскурсии. Заменить объект изучения на предприятие «Васильевские биологические очистные сооружения»
- Низкая активность учащихся в экологических акциях. Более тщательно изучить теоретическую часть вопроса на уроках биологии, химии, географии.
- Низкая активность родителей. Активная популяризация деятельности учащихся на родительских собраниях.
- Низкая всхожесть семян, приживаемость саженцев. Покупка в магазине «Сад-огород».
Вывод
Экологическая безопасность – важный компонент, обеспечивающий качество жизни населения, создающий комфортные условия проживания. Она зависит от нас, жителей поселка. Регулярно проводятся субботники, месячники, декадники по благоустройству и санитарной очистке территории. Все территории общего пользования для содержания их в надлежащем санитарном состоянии, закреплены за всеми предприятиями, организациями и учреждениями. В общепоселковых субботниках в среднем принимало участие 3106 жителей поселка, убиралось в среднем 40 га территорий, вывезено 331 м3 мусора. Активная работа проводится по уборке несанкционированных свалок по ул. Юбилейная, Гайдара, Дзержинского, Кирова, Солнечная вывезено мусора - 137,8 куб.м. Школьниками всех школ благодаря акции «Посади дерево» высажено на территории поселка более 700 штук деревьев и кустарников. Учащимися нашей школы ежегодно проводится акция «Чистый берег», во время которой убирается мусор с излюбленного места отдыха васильевцев. Много сделано, много - делается, но будущее Васильево зависит от его жителей.
Библиографический список.
1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника // Учебное пособие для учащихся. – Самара: Учебная литература, 2005. – 304 с.
2. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника // Справочное пособие. – Самара: Учебная литература, 2006. – 80 с.
3. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника // Методическое пособие для учителя. – Самара: Учебная литература, 2006. – 144с.
4. Алексеев С. В. Экология // Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. – СПб.: СМИО Пресс,1999. – 240 с.
5. Высоцкая М. В. Экология. Элективные курсы. 9 класс.- Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
6. Зверев А. Т., Зверева Е. Г. Экология // Учебник для 7 – 9 классов. – М.: Дом педагогики, 1999. – 323 с.
7. Криксунов Е. А. Экология // Учебник для 9 классов. – М.: Дрофа,1995. –
240 с.
8. Колесников С. И. Сдаем основы экологического природопользования. Для среднего профессионального образования. Ростовн/Д: Феникс, 2004. – 160 с.
9. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология // Учебное пособие для 10 – 11 классов. – М.: Школа – Пресс, 1996, - 464 с.
10. Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология // Школьный справочник. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
11. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод: пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с.
12. Федорос Е. И., Нечаева Г. А. Экология в экспериментах // Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. – М.: Вентана – Граф, 2006. – 384 с.
Глоссарий
Абиотические факторы - это все свойства неживой природы (физические, химические, климатические, гидрологические, почвенные, топографические), оказывающие прямое или косвенное влияние на живые организмы.
Агроценоз, или агробиоценоз - это сообщество растений, животных и микроорганизмов, созданное для получения сельскохозяйственной продукции и регулярно поддерживаемое человеком. Например: поля, огороды, лесные насаждения, пастбища.
Адсорбция - поглощение (концентрирование) газов или растворенных веществ на поверхности твердого тела или жидкости.
Аккумуляция загрязнителей - наблюдаемое экспериментально накопление разнообразных загрязняющих веществ антропогенного происхождения в различных средах: атмосфере, гидросфере, почве.
Аллергия - состояние измененной реактивности организма в виде повышения его чувствительности к повторным воздействиям каких-либо веществ или к компонентам собственных тканей.
Аллерген - вещество (или любой другой агент), вызывающее аллергию.
Антиоксиданты - вещества, предотвращающие или замедляющие окисление молекулярным кислородом.
Антропогенное воздействие - влияние человечества на окружающую среду прямое (истребление, завоз и акклиматизация) и косвенное (изменение ландшафтов и их отдельных компонентов, распашка, промышленное освоение и т. д.).
Антропогенное загрязнение - загрязнение окружающей среды, возникающее в результате хозяйственной деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на состав и концентрацию природных веществ в результате выбросов антропогенных загрязнителей.
Антропогенные факторы - это все формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природной среды обитания, других биологических видов и непосредственно сказываются на их жизни.
Антропоэкологическая система - это сообщество людей, находящихся в динамической обратной связи с природной средой и удовлетворяющих благодаря этому свои потребности.
Безопасное остаточное количество (БОК) - количество (мг/кг) загрязняющего почву химического вещества для конкретных почвенно-климатических условий в контрольный момент времени.
Безотходная технология - технология, обеспечивающая получение продуктов без отходов (или с малыми отходами) - экологическая стратегия любого производства; включает комплекс мероприятий: утилизацию выбросов, комплексное использование сырья, организацию производств с замкнутым циклом (без сброса сточных вод и выбросов в атмосферу вредных веществ).
Безотходное производство - условное название для процесса получения конечных продуктов, в ходе которого достигается максимальное снижение отходов при данном уровне развития технологий.
Биогенное вещество - это геологические породы, созданные благодаря жизнедеятельности живых организмов: каменный уголь, известняк и др.
Биоиндикаторы - организмы или сообщества организмов, присутствие, количество или особенности которых служат показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания.
Биологическое загрязнение - проникновение (естественное или в результате деятельности человека) в эксплуатируемые экосистемы и технологические устройства видов организмов, чуждых данным сообществам и устройствам и обычно там отсутствующих или присутствующих в незначительных количествах.
Биосфера - область «жизни», пространство на поверхности земного шара, в котором обитают живые существа.
Биотические факторы - это все формы воздействия живых организмов (микроорганизмов, растений, животных и их сообществ) друг на друга.
Воздух атмосферный — смесь газов, образующая атмосферу Земли.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - международная межправительственная организация, созданная в 1946 г. с целью борьбы с особо опасными болезнями, разработки международных санитарных правил и улучшения санитарного состояния окружающей среды.
Выбросы (эмиссия) - кратковременное или за определенный отрезок времени поступление в окружающую среду любых загрязнителей.
Гомеостаз - совокупность приспособлений, направленных на поддержание постоянства внутренней среды организма.
Индикатор - (указатель) - прибор устройство, отображающий ход процесса или состояние объекта наблюдений.
Ландшафт - общий вид местности.
Метаболизм - (метаболс - перемена) - обмен веществ.
Мониторинг - постоянное слежение за каким-либо объектом.
Урбоэкология - экология градостроения.
Фактор - причина какого - либо процесса, явления.
Приложение
Анализ болезненности людей пос. Васильево на тысячу населения
(2012-2015гг.)
Диагноз | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Онкологические заболевания | 221 | 228 | 238 | 245 |
Ишемическая болезнь сердца | 783 | 861 | 816 | 1013 |
Болезнь стенок сосудов | 53 | 289 | 323 | 324 |
Инфаркт миокарда | 23 | 50 | 31 | 44 |
Астма | 47 | 58 | 62 | 86 |
Язва | 266 | 299 | 258 | 259 |
Анкета
1. Ваш возраст?
2. Считаете ли Вы наш посёлок замусоренным?
3. Как Вы считаете: влияют ли загрязнения на здоровье?
4. Главная причина «замусоривания» поселка?
5. Что Вы знаете о сортировке мусора?
Результаты анкетирования:
1.Общее количество опрошенных 60 человек.
2. Возраст опрошенных людей:
10-15 лет | 20-30 лет | 30-50лет | Старше 50 лет | |
30 (50%) | 5 (8,3 %) | 16 (26,6%) | 9 (15,1%) |
86,6% -считают наш поселок замусоренным.
100 % - загрязнения влияют на здоровье жителей.
92 % - главной причиной «замусоривания» поселка являются сами жители.
100 % понятия не имеют о сортировке мусора.
Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят.
Индийская мудрость гласит: Когда человек съест последнего животного, поймает последнюю рыбу, срубит последнее дерево. Он поймет: деньги есть нельзя.
Кромсаем лёд,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы ещё придём просить прощенье:
У этих рек,
Барханов,
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька.
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого - Пока. Аэродромы,
и перроны
Леса - без птиц,
И реки - без воды.
Всё меньше – окружающей природы…..
Всё больше - окружающей среды. (Р. Рождественский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая викторина "Лучше нет родного края" (для начальной школы)
Викторина направлена на формирование ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, воспитание культуры, желание заботиться...
Методическое пособие для отчёта на лучшее учреждение по экологической и природоохранной работе
Основные формы, методы работы: Тесное взаимодействие педагогов, детей, работников лесничества, родителей по реализации задач способствовало у...
Городской конкурс "Лучший экологический постер"
В конкурсе участвовали:Грищенко Артем (6 класс, 12 лет);Анферов Сергей (6 класс, 12 лет);Щербакова Софья (5 класс, 12 лет)....
«Лучшая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере экологического образования и воспитания детей и молодежи»
Формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. С принятием законов Рос...
Дизайн – проект учащихся учебного объединения «Ростки талантов» - победитель конкурса на лучший дизайн-проект, проведенный в рамках реализации проекта «Экологический альпинарий»
В процессе создания красивой и благоухающей клумбы на территории нет ничего сложного. Это дело времени, правильной высадки (необходимо прочитать инструкцию на пакете с купленными семенами и строго ей ...
Конкурс на лучшую сказку о природе в рамках предметной недели географии-биологии «Экологические сказки»
Конкурс проводится в рамках предметной Недели биологии и географии в образовательном учреждении, в целях популяризации биологии как школьного предмета и науки....
Экологическая сказка " Самый лучший подарок"
Сказка для обучающихся 5-8 классов, воспитывающая бережное отношение к природе...