рабочая программа по экологии, 9 класс
рабочая программа по экологии (9 класс) на тему
Данная программа предусматривает изучение курса экологии в 9 классе, 1 час в неделю (34 часа в год), включает вопросы по региону
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_ekologii_9_klass.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений Е.А Криксунова, В.В. Пасечника (М:,Дрофа, 2008)
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 34 часа, 1 час в неделю.
В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному». Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и, наконец, на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе, как одного из ее компонентов и как глобального комплексного экологического фактора.
Изучение курса рекомендуется осуществлять на примерах конкретных экологических ситуаций, характерных для России и региона Республики Бурятия .
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы и лабораторные работы, являющиеся этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Основные знания и умения учащихся 9 классов
Учащиеся должны знать:
- структуру, предмет, методы и задачи экологии;
- виды экологических факторов, закономерности их действия на живые организмы ;
- морфофизиологические адаптации живых организмов к неблагоприятным факторам окружающей среды;
- виды взаимоотношений между живыми организмами, причины их приспособленности к различным условиям обитания;
- причины и особенности периодических изменений в живой и неживой природе;
- сущность понятий популяция, вид, биоценоз, экосистема, биосфера;
- экологическую характеристику популяций, причины изменения численности популяций;
- редкие и исчезающие виды Бурятии;
- структуру, характеристики и принципы организации экосистем; основные виды экосистем родного края;
- механизмы саморегуляции экосистем;
- живые организмы и круговорот веществ в природе;
-экологические сукцессии, их изменения и значение;
- результаты антропогенного воздействия на окружающую среду;
- состав, свойства и границы биосферы;
- зональное распределение и основные функции живого вещества;
- круговорот веществ и превращение энергии в биосфере;
- взаимосвязь глобальных, региональных, и локальных экологических проблем;
учащиеся должны уметь:
- определять механизмы приспособляемости организмов к неблагоприятным сезонным факторам;
- использовать понятия "экологические факторы", "биологические ритмы","фотопериодизм";
- составлять схемы пищевых цепей и сетей питания;
- проводить наблюдения и исследования за состоянием компонентов экосистем;
- приблизительно оценивать состояние экосистем;
- применять экологические знания для объяснения динамики изменения сообществ во времени и пространстве;
- оценивать причины экологических сукцессий конкретных биоценозов; - составлять простейшие модели экосистем;
- составлять простейшие схемы биологического и физического круговорота основных элементов биосферы;
- прогнозировать последствия человека на природные экосистемы;
- принимать активное участие в защите и восстановлении природы родного края.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дополнительной литературой и подготовкой сообщений. Эти задания выполняются дома.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Экология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 12-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008
Содержание курса
Тема уроков | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (знания, умения) | Контрольные, лабораторные, практические работы, творческие работы (количество) |
Введение (1 час) | |||
1. Экология как наука. | 1 | Знать предмет, методы и задачи экологии; структуру современной экологии и её место в системе наук; экологические проблемы в современном мире; основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь; история развития экологии как науки. Уметь объяснять причины экологических проблем в современном мире; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
Раздел 1. Организмы и среда их обитания (9 часов) | |||
2. Среды жизни. | 1 | Знать основные среды жизни (водная, наземная, воздушная, почвенная, организменная) и их характеристики; морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания; понятие о биоте. Уметь объяснять относительный характер приспособленности организмов к средам обитания. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. | |
3. Средообразующая деятельность организмов. | 1 | Знать: как проявляется средообразующая деятельность организмов, основные понятия «гумус», «механическое и физико-химическое воздействие» Уметь: работать в группах, объяснять значение воздействия почвенных организмов на свою среду обитания, приводить примеры, показывающие влияние организмов на различные среды жизни. Формировать: экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. | |
4. Экологические факторы. Условия среды. | 1 | Знать экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные); важнейшие абиотические факторы (свет, влажность, температура и т.д.) и их влияние на организмы; жизненные формы растений и животных к основным абиотическим факторам; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Уметь выявлять приспособленность организмов к различным абиотическим факторам.. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
5. Закономерности действия экологических факторов. Закон Либиха. | 1 | Знать закономерности действия экологических факторов; закон оптимума, закон минимума. Уметь объяснять изменения кривых толерантности; формулировать закон Либиха — Шелфорда; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
6. Экологические ресурсы. | 1 | Знать биологические ритмы и «биологические часы» живых организмов; Уметь выявлять приспособленность живых организмов к сезонным и годовым ритмам (фотопериодизм, весенне-летние и осенне-зимние изменения); работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
7. Соответствие между организмами и средой их обитания. | 1 | Знать основные жизненные формы растений и животных, их соответствие с окружающей средой; законы эволюции (конвергентная эволюция, параллельная эволюция) Уметь пояснять основные термины и понятия экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | П.р.№1 «Жизненные формы растений (на примере комнатных растений). |
8. Энергетический бюджет и тепловой баланс. | 1 | Знать: распределение получаемой энергии организмом извне, Формы энергетических расходов, тепловой баланс и способы его поддержания у эктодермных и энтодермных организмов. Уметь: работать с учебной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами, делать выводы и заключения по теме, анализировать экологические ситуации. Формировать: общенаучный подход к оценке энергетических потребностей живых организмов. | |
9. Экологическая ниша. | 1 | ||
10. Обобщающий урок «Организмы и среда их обитания». | 1 | Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | |
Раздел 2. Экология популяций (6 часов) | |||
11. Популяция и ее основные характеристики. | 1 | Знать основные понятия: вид, структура вида, популяция; основные критерии вида; факторы, определяющие границы популяции. Уметь объяснять причины видового разнообразия; практическое значение изучения популяций; различать на примерах вид и популяцию, самостоятельно приводить примеры; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
12. Популяционное обилие и его показатели. | 1 | Знать свойства популяций; основные экологический характеристики популяций (ареал, изолированность, численность, плотность; рождаемость, смертность; возрастная, половая и этологическая структуры); демографические показатели; методы измерения обилия популяции; внутривидовые взаимоотношения (конкуренция, взаимопомощь, сигнальные взаимоотношения и пр.). Уметь приводить примеры, делать выводы о свойствах популяционной группы; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
13. Рождаемость и смертность. | 1 | Знать понятия рождаемость, смертность; виды рождаемости и смертности; кривые выживания. Уметь объяснять влияние экологических факторов на демографические показатели популяций, приводить примеры; причины различия форм кривой выживания; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
14. Возрастная структура популяции. | 1 | Знать возрастные генерации популяций: растущие, стабильные и гибнущие популяции; факторы, влияющие на возрастную структуру популяций; механизмы саморегуляции Уметь объяснять причины изменения возрастной структуры популяций; выделять возрастные группы в популяции и объяснять устойчивость разновозрастных популяций; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
15. Динамика популяции. | 1 | Знать понятие динамика численности популяции: растущие, стабильные и гибнущие популяции; факторы, влияющие на динамику численности популяций; механизмы саморегуляции; гомеостаз популяций; популяционные волны; антропогенное влияние на популяции. Уметь объяснять значение динамики численности популяций, какую роль в изменении численности популяции играют экологические факторы; делать выводы и приводить примеры; оценивать состояние и регулирование численности популяций; популяций редких и исчезающих видов на территории Саратовской области; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
16. Контрольно-зачетный урок по теме: «Экология популяций». | 1 | Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. П.р. №2. «Влияние абиотических факторов на организм» | |
Раздел 3. Биотические взаимоотношения организмов. (6 часов) | |||
17. Типы экологических взаимодействий. | 1 | Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в природе, об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции, хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов. | |
18. Конкурентные отношения. Внутривидовая конкуренция. | 1 | Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в природе, об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции, хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов. | |
19. Конкурентные отношения. Межвидовая конкуренция. | 1 | Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в природе, об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции, хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов. | |
20. Хищничество. | 1 | Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в природе, об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции, хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов. | |
21. Паразитизм. Циклы развития и передача паразитов. | 1 | Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в природе, об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции, хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности организмов. | |
22. Контрольно-обобщающий урок «Типы взаимоотношений между организмами» | 1 | Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | |
Раздел 4. Организация и экология сообществ (12 часов) | |||
23. Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. | 1 | Знать понятия сообщество, экосистема, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, их основные сходства и отличия; компоненты биоценоза; свойства биоценоза (самовоспроизводство, устойчивость, саморегуляция). Уметь выделять биоценозы и определять их границы; приводить примеры и давать описание любого биоценоза.; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
24. Структура сообщества (видовая и морфологическая). | 1 | Знать видовую и морфологическую структуру сообщества; вертикальное и горизонтальное распределение живых организмов. Уметь объяснять значение видового разнообразия в сообществе, какое преимущество дают многоярусные сообщества; на примерах выделять морфологическую структуру сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
25. Структура сообщества (трофическая). | 1 | Знать трофическую структуру сообщества, её значение в саморегуляции биоценозов; пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни. Уметь составлять пищевые цепи и сети на конкретных примерах; объяснять роль трофической структуры в устойчивости сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
26. Потоки энергии и вещества в сообществах. | 1 | Знать понятия потоки энергии и потоки вещества в экосистемах; круговорот веществ в экосистеме. Уметь объяснять односторонний приток энергии в сообществах; выявлять причины снижения скорости потока энергии по мере удаления от первичного продуцента (правила 10%); находить отличия пирамиды численности от пирамиды биомассы энергии; уметь рассчитывать долю энергии, поступающей на разные трофические уровни, пользуясь правилом 10%; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
27. Продуктивность сообщества. | 1 | Знать понятия продуктивность сообщества; скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники; виды продукции; распределение биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане; факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах. Уметь объяснять какое значение имеет в природе скорость образования биомассы; делать выводы, приводить примеры; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
28. Мировое распределение биомассы и первичной продукции. | 1 | Знать понятия продуктивность сообщества; скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники; виды продукции; распределение биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане; факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах. Уметь объяснять какое значение имеет в природе скорость образования биомассы; делать выводы, приводить примеры; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
29. Пастбищные и детритные цепи питания. | 1 | Знать особенности пастбищных и детритных цепей питания, сходство и различия между ними; значение детритных пищевых цепей. Уметь находить оличия между консументьной и редуцентной системами; объяснять в каких сообществах редуценты играют основную роль в переносе энергии; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
30. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме. | 1 | Знать макро- и микротрофные вещества; главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов; биогеохимические циклы углерода и фосфора. Уметь объяснять роль организмов в поддержании круговоротов биогенных элементов; находить связь между биомассой вида и его значением в поддержании функционирования сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
31-32. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий. | 2 | Знать понятие экологическая сукцессия; развитие сообществ во времени, их природа; внутренние факторы развития; автотрофная и гетеротрофная сукцессии. Первичная и вторичная сукцессии, их примеры; основные типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии; значение экологической сукцессии в природе и хозяйстве человека. Уметь объяснять особенности и направления сукцессионных изменений; значение сукцессий; выявлять питы сукцессионных изменений; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
33. Биосфера и ее эволюция. | 1 | Знать понятие биосфера; состав свойства и её границы; основоположника учения о биосфере В.И.Вернадского, его вкладе в развитие науки о биосфере. Уметь объяснять роль живого вещества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | |
34. Обобщающий урок «Организм и экология сообществ». | 1 | Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Учащиеся должны знать / уметь | Вид контроля. Измерители. | Дом.задание | Дата |
Введение (1час) | |||||||
1. | Экология как наука. | 1 | Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. История развития экологии как науки. Экологические проблемы в современном мире. Формирование всеобщего экологического мировоззрения как условие выживания человечества. | Знать предмет, методы и задачи экологии; структуру современной экологии и её место в системе наук; экологические проблемы в современном мире; основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь; история развития экологии как науки. Уметь объяснять причины экологических проблем в современном мире; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование. | §1, сообщения | |
Раздел 1 Организмы и среда их обитания | |||||||
2. | Среды жизни. | 1 | Роль живых организмов в эволюции Земли. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и др. Приспособленность организмов к существованию в различных средах. | Знать основные среды жизни (водная, наземная, воздушная, почвенная, организменная) и их характеристики; морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания; понятие о биоте. Уметь объяснять относительный характер приспособленности организмов к средам обитания. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование. | §1.1; 1.2 | |
3 | Средообразующая деятельность организмов | 1 | Средообразующая деятельность организмов. Виды воздействия организмов на среду обитания. | Знать: как проявляется средообразующая деятельность организмов, основные понятия «гумус», «механическое и физико-химическое воздействие» Уметь: работать в группах, объяснять значение воздействия почвенных организмов на свою среду обитания, приводить примеры, показывающие влияние организмов на различные среды жизни. Формировать: экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. | |||
4. | Экологические факторы. | 1 | Экологические факторы и их виды 9абиотические, биотические, антропогенные). Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов (свет, влажность, температура и т. д.). Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Соответствие между организмами и средой их обитания, объяснения ее природы Ч. Дарвином. Морфологические адаптации. | Знать экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные); важнейшие абиотические факторы (свет, влажность, температура и т.д.) и их влияние на организмы; жизненные формы растений и животных к основным абиотическим факторам; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Уметь выявлять приспособленность организмов к различным абиотическим факторам.. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование. Выполнение практической работы №1. | §1.3 | |
5 | Закономерности действия экологических факторов. Закон Либиха. | 1 | Закономерности действия экологических факторов. Оптимум действия. Закон Либиха-Шелфорда. Комплексное влияние фапкторов среды на организм. Ограничивающий фактор.Закон оптимума. Закон минимума. | Знать закономерности действия экологических факторов; закон оптимума, закон минимума. Уметь объяснять изменения кривых толерантности; формулировать закон Либиха — Шелфорда; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование. | §1.4 | |
6 | Экологические ресурсы. | 1 | Физиологические и морфологические адаптации. Ритмы жизни, их соответствие изменениям условий существования организмов. Реакции организмов на сезонные изменения условий жизни.»Биологические часы». Приспособленность организмов к неблагоприятным сезонным условиям. Фотопериодизм. Весенне-летние и осенне-зимние изменения фауны и флоры Бурятии. | Знать биологические ритмы и «биологические часы» живых организмов; Уметь выявлять приспособленность живых организмов к сезонным и годовым ритмам (фотопериодизм, весенне-летние и осенне-зимние изменения); работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование. | Лекция №1. | |
7 | Соответствие между организмами и средой их обитания. | 1 | Законы эволюции, разнообразие форм жизни, зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания. П.р.№1 «Жизненные формы растений (на примере комнатных растений). | Знать основные жизненные формы растений и животных, их соответствие с окружающей средой; законы эволюции (конвергентная эволюция, параллельная эволюция) Уметь пояснять основные термины и понятия экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование. | § 1.6 Лекция №2. | |
8 | Энергетический бюджет и тепловой баланс организма | 1 | Энергетический бюджет, затраты энергии на передвижение, тепловой баланс организма, эктодермные и эндотермные организмы, территориальность. | Знать: распределение получаемой энергии организмом извне. Формы энергетических расходов, тепловой баланс и способы его поддержания у эктодермных и энтодермных организмов. Уметь: работать с учебной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами, делать выводы и заключения по теме, анализировать экологические ситуации. Формировать: общенаучный подход к оценке энергетических потребностей живых организмов. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | § 1.7 | |
9 | Экологическая ниша | 1 | Экологическая ниша – одно из центральных понятий экологии. Местообитание. | Знать: экологическая ниша, мерность ниши, различия между понятиями местообитания и экологическая ниша. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | § 1.8 | |
10 | Обобщающий урок «Организмы и среда их обитания». | 1 | Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Повторить § 1.1 — 1.4. | |||
Раздел 2. Экология популяций (6 часов) | |||||||
11 | Популяция и ее основные характеристики. | 1 | Определение популяции. Популяции как биологическая и экологическая категория. Существование биологических видов в форме популяций. | Знать основные понятия: популяция; факторы, определяющие границы популяции. Уметь объяснять причины видового разнообразия; практическое значение изучения популяций; различать на примерах вид и популяцию, самостоятельно приводить примеры; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | Лекция №3, § 2.1 | |
12 | Популяционное обилие и его показатели. | 1 | Динамика популяций. Типы кривых роста численности популяций. Демографические показатели. Популяционное обилие и его показатели. Мера обилия. Методы измерения обилия. Плотность популяции. Индекс численности. | Знать свойства популяций, методы измерения обилия популяции; индекс численности и плотность популяции Уметь приводить примеры, делать выводы о свойствах популяционной группы; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 2.2 | |
13. | Рождаемость и смертность. | 1 | Рождаемость — показатель роста численности популяции за определённый промежуток времени. Относительная, максимальная и экологическая рождаемость. Смертность — число особей, погибших за определённый промежуток времени. Изменение смертности в течение жизни популяции. Кривые выживания. | Знать понятия рождаемость, смертность; виды рождаемости и смертности; кривые выживания. Уметь объяснять влияние экологических факторов на демографические показатели популяций, приводить примеры; причины различия форм кривой выживания; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тестирование. | § 2.3 | |
14. | Возрастная структура популяции. | 1 | Возрастная структура популяций, изменение возрастной структуры популяций; возрастные генерации популяции. Растущие, стабильные и гибнущие популяции. | Знать возрастные генерации популяций: растущие, стабильные и гибнущие популяции; факторы, влияющие на возрастную структуру популяций; механизмы саморегуляции Уметь объяснять причины изменения возрастной структуры популяций; выделять возрастные группы в популяции и объяснять устойчивость разновозрастных популяций; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Компьютерное тетстирование. | § 2.4 | |
15. | Динамика численности популяции. | 1 | Явления, лежащие в основе различных типов кривых роста. Колебания численности популяций и их типы. Динамика численности популяций. Природа циклических изменений численности организмов. Механизмы регуляции динамики популяций. Рост популяций. Основные типы роста популяций (J-образная кривая и S-образная кривая). Циклические и хаотичные колебания численности. Регуляция численности популяций. Популяции редких и исчезающих видов на территории Бурятии. | Знать понятие динамика численности популяции: растущие, стабильные и гибнущие популяции; факторы, влияющие на динамику численности популяций; механизмы саморегуляции; гомеостаз популяций; популяционные волны; антропогенное влияние на популяции. Уметь объяснять значение динамики численности популяций, какую роль в изменении численности популяции играют экологические факторы; делать выводы и приводить примеры; оценивать состояние и регулирование численности популяций; популяций редких и исчезающих видов на территории Бурятии; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 2.5 | |
16 | Контрольно-зачетный урок по теме «Экология популяций» | 1 | Экология популяций. | Знать: что такое популяция, каковы основные свойства популяции, какую роль играют условия внешней среды и внутренние свойства популяционной группы в процессах изменения е численности во времени. Уметь: приводить примеры, различать жизненные формы растений и животных, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами, анализировать экологические ситуации. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Раздаточный материал | ||
Раздел 3 Биотические взаимодействия организмов (6 часов) | |||||||
17. | Типы экологических взаимодействий | 1 | Типы экологических взаимодействий. Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, мутуализм, симбиоз, протокооперация, конкуренция, хищничество и т. д | Знать биотические факторы; основные типы взаимоотношений между организмами; влияние живых организмов на окружающую среду Уметь объяснять влияние живых организмов на окружающую среду; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | Выучить схемы в тетради § 3.1 | |
18. | Конкурентные отношения. Внутривидовая конкуренция | 1 | Конкуренция как один из важнейших видов биотических взаимодействий Типы конкурентных взаимодействий, внутривидовая конкуренция, территориальность | Сформировать у учащихся знания о типах конкурентных отношений и видах ресурсов, являющихся предметом конкурентной борьбы; о внутривидовой конкуренции и территориальности как одной из важных ее форм; о роли внутривидовой конкуренции в регуляции численности популяций. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 3.2, стр. 95-97, примеры | |
19 | Конкурентные отношения. Межвидовая конкуренция | 1 | Межвидовая конкуренция. Территориальность, конкурентное вытеснение, смещение экологических ниш. | Сформировать у учащихся знания о межвидовой конкуренции и ее важнейших проявлениях; о факторах, влияющих на исход конкурентной борьбы между различными видами организмов; о биологическом и экологическом значении межвидовой конкуренции. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 3.2, стр. 97-103, примеры | |
20 | Хищничество | 1 | Хищничество как процесс добывания пищи, хищники и человек, адаптация хищников и их жертв в эволюции видов, динамика популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе. Коэволюция. | Сформировать у учащихся знания о хищничестве как об одной из основных форм прямого воздействия между организмами и их популяциями; о взаимосвязи и между хищником и его жертвой; о роли эволюционного процесса в формировании их взаимных адаптаций; о значении хищничества как экологического фактора. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | § 3.3, сообщения | |
21 | Паразитизм. Циклы развития и передача паразитов. | 1 | Признаки паразитизма. Паразитоиды, экологические категории паразитов, циклы развития и передача паразитов, иммунный ответ, популяционная динамика паразитизма. | Сформировать у учащихся знания о паразитизме, его формах и особенностях; о разнообразии типов паразитов и их роли в распространении инфекционных заболеваний. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | § 3.4, подготовиться к зачету | |
22 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Типы взаимодействий между организмами» | Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | |||||
Раздел 4 Организация и экология сообществ (12 часов) | |||||||
23 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. | 1 | Сообщество, его основные свойства и показатели. Сходство и различия между понятиями "экосистема", "биогеоценоз", "биосфера". Биоценоз как уровень организации живой материи. Основные свойства биоценозов: самовоспроизводство, саморегуляция, устойчивость. Экосистемы, характерные для Бурятии. | Знать понятия сообщество, экосистема, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, их основные сходства и отличия; компоненты биоценоза; свойства биоценоза (самовоспроизводство, устойчивость, саморегуляция). Уметь выделять биоценозы и определять их границы; приводить примеры и давать описание любого биоценоза.; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §4.1 | |
24. | Структура сообщества (видовая и морфологическая) | 1 | Видовая структура сообщества. Видовое разнообразие как признак экологического разнообразия. Морфологическая структура. Соотношение между числом видов и жизненных форм организмов в сообществе. Пространственное обособление организмов и его значение: ярусы, микрогруппировки. | Знать видовую и морфологическую структуру сообщества; вертикальное и горизонтальное распределение живых организмов. Уметь объяснять значение видового разнообразия в сообществе, какое преимущество дают многоярусные сообщества; на примерах выделять морфологическую структуру сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 4.2, стр.126-131 | |
25. | Структура сообщества (трофическая) | 1 | Трофическая структура и ее показатели. Пищевая сеть, пищевая цепь, трофические уровни (продуценты, кронсументы, редуценты). Автотрофные и гетеротрофные организмы. | Знать трофическую структуру сообщества, её значение в саморегуляции биоценозов; пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни. Уметь составлять пищевые цепи и сети на конкретных примерах; объяснять роль трофической структуры в устойчивости сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 4.2 стр.131-135, вопросы и задания | |
26. | Потоки энергии и вещества в сообществах. | 1 | Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Потоки энергии и вещества в сообществах необходимое условие для поддержания их жизнедеятельности и самовоспроизводства всех живых организмов. Основной источник энергии и особенности ее передачи по пищевым цепям; правило "десяти процентов". Пирамиды численности и биомассы. | Знать понятия потоки энергии и потоки вещества в экосистемах; круговорот веществ в экосистеме. Уметь объяснять односторонний приток энергии в сообществах; выявлять причины снижения скорости потока энергии по мере удаления от первичного продуцента (правила 10%); находить отличия пирамиды численности от пирамиды биомассы энергии; уметь рассчитывать долю энергии, поступающей на разные трофические уровни, пользуясь правилом 10%; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 4.3 | |
27 | Продуктивность сообщества. | 1 | Продуктивность сообщества. Скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники. Общая и чистая продукция. Первичная и вторичная продукция. Изменения продукции на разных трофических уровнях. Распределение биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане. Факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах. | Знать понятия продуктивность сообщества; скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники; виды продукции; распределение биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане; факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах. Уметь объяснять какое значение имеет в природе скорость образования биомассы; делать выводы, приводить примеры; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 4.6 | |
28 | Мировое распределение биомассы и первичной продукции | 1 | Продуцирование биомассы, основные закономерности продукции, первичная и вторичная продукция, мировое распределение биомассы и первичной продукции. | Сформировать у учащихся знания о соотношениях биомассы автотрофных и гетеротрофных организмах в живом веществе Земли; закономерностях мирового распределения биомассы и первичной продукции в различных средах, о факторах, ограничивающих продуктивность некоторых экосистем. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | Задание в тетради | |
29 | Пастбищные и детритные цепи питания. | 1 | Пастбищные и детритные пищевые цепи, сходство и различия между ними. Мертвое органическое вещество. Значение детритных пищевых цепей. Распределение потоков энергии в экосистемах. Автотрофные и гетеротрофные сообщества. | Знать особенности пастбищных и детритных цепей питания, сходство и различия между ними; значение детритных пищевых цепей. Уметь находить оличия между консументьной и редуцентной системами; объяснять в каких сообществах редуценты играют основную роль в переносе энергии; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 4.4 | |
30 | Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме. | 1 | Круговорот веществ в экосистеме. Макро- и микротрофные вещества. Главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов. Роль гетеротрофов в сохранении круговорота биогенных элементов в образовании продукции. Биогеохимические циклы углерода и фосфора. | Знать макро- и микротрофные вещества; главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов; биогеохимические циклы углерода и фосфора. Уметь объяснять роль организмов в поддержании круговоротов биогенных элементов; находить связь между биомассой вида и его значением в поддержании функционирования сообщества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 4.5 | |
31-32. | Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий. | 2 | Смена сообществ, равновесие в сообществе, типы равновесия в сообществе, автотрофная и гетеротрофная сукцессия, стадии сукцессии, простая модель сукцессии, саморазвитие и продолжительность сукцессии, значение экологической сукцессии. | Сформировать знания о закономерностях изменения экосистем во времени, о явлении экологической сукцессии, его природе и механизмах, о типах и стадиях сукцессионных сукцессионных изменений, о возможности произведения сукцессии в лабораторных опытах. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 4.6, 4.7 | |
33. | Понятие о биосфере. | 1 | В.И.Вернадский и его учение о биосфере. Биосфера. Состав биосферы. Свойства биосферы. Границы биосферы. Функции живого вещества. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные изменения водной, воздушной и геологической оболочек земли под влиянием живого вещества. Современное состояние биосферы. | Знать понятие биосфера; состав свойства и её границы; основоположника учения о биосфере В.И.Вернадского, его вкладе в развитие науки о биосфере. Уметь объяснять роль живого вещества; работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии. Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания человечества и сохранения жизни на Земле. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | § 4.9 | |
34. | Контрольно-0бобщающий урок по теме «Организм и экология сообществ». | 1 | Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
- Герасимов И.П. Биосфера Земли. М.: Педагогика, 1976.
- Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. м., 1985.
- Небел В. Наука об окружающей среде (в 2 т.). М.: Мир, 1993.
- Одум Ю. Экология (82 т.). М.: Мир, 1986.
- Радкевич ВА Экология. Минск: Высшая школа, 1983.
- Реймерс Н.Ф. Экология. М.: Россия молодая, 1994.
- Суравегина ит, Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995.
- Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. М.: Просвещение 1995.
- Экологическое образование школьников / Под ред. ид Зверева и И.Т. Суравегиной М.: Просвещение, 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 6-8 класс
составлена на основе авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...