Мы попали в край чудес
план-конспект по экологии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района
Воронежской области
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ»
Педагог высшей квалификационной категории –
Гребенникова О.С.
пгт. Каменка, 2014г.
Цель: Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на эмоциональную сферу личности; реализация деятельностного подхода к изучению и охране природы.
Задачи:
закреплять экологические правила поведения людей в природе;
развивать речь, внимание, наблюдательность;
воспитать сознательное и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Педагог: Сегодня человечество стоит на пороге «экологической катастрофы». Катастрофа- это очень страшное слово. Как вы его понимаете? Попробуйте найти синонимы для этого слова. (непоправимая беда, крушение, трагедия, трагическое событие). Действительно, катастрофа-это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и крушение, и катаклизм. А экологическая катастрофа – это крушение жизни на Земле. И это, конечно же, может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека, привить ему экологические принципы.
У человека должны быть принципы – правила, которым он старается следовать в жизни. Например, не предавать, не врать, помогать пожилым людям и женщинам, защищать слабого, и т.п. Вы скажете, мол, это правила поведения в обществе. Но все ли их соблюдают? Это зависит от воспитания человека, его нравственных норм. Не всегда мы знаем, как поступить в сложной ситуации. Но если у вас есть принципы, вы стараетесь их придерживаться. Не так ли? Поэтому важно знать эти правила, моральные и этические нормы, которые помогают человеку вести себя достойно.
Вот и в отношении поведения человека в окружающей среде существуют свои принципы, свои правила. О них мы и поговорим.
Чадят болота смрадные,
Чернеет косогор,
Картины безотрадные
Нам замутняют взор.
И как – то трудно дышится
Среди угрюмых лиц,
И песня уж не слышится
Когда – то звонких птиц.
Строки этого стихотворения иллюстрируют печальную картину нашей жизни. С каждым днём нам труднее дышать, питаться и жить.
- Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей)
Среди всех современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно актуальной стала проблема загрязнения окружающей среды.
Многие люди считают, что источником загрязнения является только химическое производство, и лишь некоторые задумываются над тем, какой огромный вред наносит природе сам человек.
Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. К концу 20 века общее число отходов составляло 100 млрд. тонн ежегодно. Статистика показывает, что количество мусора растёт с каждым днём. Сейчас в крупном городе на одного человека в год в среднем приходится 250 – 300 кг твёрдых бытовых отходов.
А теперь представьте, что на том месте, где находятся свалки, могли быть цветники, парки, леса.
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа - это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем,
На этот мирный дом мы все имеем право.
Ребята, а сейчас давайте проверим, хорошо ли вы знаете правила поведения в лесу? Я буду говорить вам свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите «да», а если плохо, то «нет».
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да!)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет!)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет!)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да!)
А какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей)
Молодцы! А сейчас послушайте такие правила.
- В лесу, на лугу, у реки – вы гости. Старайтесь поменьше беспокоить птиц, зверей, насекомых, особенно в период гнездования и выведения потомства.
- Если встретите птенцов или маленьких зверят, оставьте их на месте, не берите с собой: никто не создаст им лучших условий для роста и развития, чем родители.
- Бережно относитесь к растениям. Собирая цветы, мы лишаем природу ее красоты и невольно производим искусственный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более слабые и менее жизнеспособные особи.
- Народная мудрость гласит, что один человек оставляет в лесу след, сто – тропу, а тысяча – пустыню. Помните, что хождение по лесу уплотняет почву, ухудшает условия развития растений, сокращает количество обитателей лесной почвы и подстилки. Поэтому старайтесь ходить в лесу только по тропинкам.
- В лесу соблюдайте тишину. Шум мешает жить животным и плохо влияет на птиц.
- Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Помните, что бумага до полного разложения будет лежать более двух лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
- Покидая лес, луг, берега ручья, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте все возможное, чтобы после вашего ухода ручей остался прозрачным, лес зеленым, трава пушистой, а ваша совесть – чистой.
- Сохраняйте леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших внуков и внуков наших внуков.
- Свято охраняйте зеленое равновесие – новые посадки должны полностью восполнять число срубленных деревьев.
- Приходите в лес пешком и с любовью.
- Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса внимательно, и вы станете здоровее.
- Относитесь к старым полувысохшим и упавшим деревьям, как к выполнившим свой долг солдатам. Пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь леса.
- Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима нам, включая микроорганизмы.
- Если вы видите новые, неизвестные вам растения или животных, то старайтесь узнать их название и узнать о них как можно больше.
- Если вы собираете грибы и дикие плоды, не уничтожайте то, что их родило – деревья, кустарники, травы.
- Относитесь к животным в лесу, как старшие братья, без жестокости и бездушия, не мешайте им жить своей жизнью.
- Кроме ягод и грибов, уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.
Ребята, так от кого зависит чистота нашей планеты?
Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?
А что лично из вас каждый сделал, чтобы природа стала ещё красивее?
Скажите, а в нашем посёлке стоит проблема охраны окружающей среды?
Что вы конкретно предлагаете делать, что бы эту проблему решить?
Чудесен край, в котором я живу.
Бескрайними полями и лесами.
И я за красоту его люблю,
Которая пред нашими глазами.
Ты прикоснись к цветам, но их не рви.
И ветки не ломай – они живые.
Ты с ними просто так поговори,
Скажи: «А вы красивые такие!»
Так хочется зайти в зелёный лес,
Послушать птиц загадочное пение.
Таит в себе он множество чудес –
Прекрасное волшебное творение.
Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю- лес, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит охранять Родину. (М. Пришвин )
Используемая литература
- Ердаков Л. Н. Особенности непрерывного экологического образования / Л. Н. Ердаков // Начальная школа.- 2006.- № 9.- С.61-67.
- Касимов, Н С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития / Н. С. Касимов // Экология и жизнь.- 2006.- № 9.- С.30-34.
- Хусаинов, 3. Некоторые особенности экологического воспитания / 3. Хусаинов // Педагогика.- 2006.- № 2.- С. 118-119.
- Базулина, И. В. Развитие экологической культуры школьников на занятиях под открытым небом / И. В. Базулина // Начальная школа.- 2005.- №12.- С.33-35.
- Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей / Л. А Бойко // Начальная школа.- 2005.- №6.- С.79-82.
- Данилова, М. Занимательная экология / М. Данилова // Воспитание школьников.- 2005.- № 5.- С.25-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конференции, посвященной 75- летию Хабаровского края "7 чудес Хабаровского края"
Сценарий конференции, посвященной 75-летию Хабаровского края "7 чудес Хабаровского края"...
"Край чудес и очарований" .
Урок музыки в 7 классе....
Игра "Поле Чудес" для учащихся 2—3-х классов на тему: "Мой северный край"
– Ребята, как называется полуостров на котором мы живем? (Ямал)1-ый ученик:Вы на карту посмотритеИ Ямал на ней найдите,Потому что здесь наш дом:Мы на Севере живем... ( И. Истомин)2-ой ученик:Пойдем со...
Исследовательская работа " 7 чудес Алтайского края"
Работа посвящена юбилею Алтайского края...
Методическая разработка спортивного мероприятия "Семь чудес Воронежского края"
Методическая разработка спортивного мероприятия "Семь чудес Воронежского края"...
Дигория-край чудес"
Рассказывается о красоте Дигорского ущелья....
Русский лес - край чудес
Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. ...