Система работы по экологическому воспитанию дошкольников в летний период
консультация по экологии на тему
Главное - увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае дети будут с большим удовольствием посещать детский сад в летние месяцы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_sistema_raboty_po_ek_vosp_doshk_v_letniy_period.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1» структурное подразделение «Детский сад №5»
Консультация для педагогических работников
«Система работы по экологическому воспитанию дошкольников
в летний период».
Подготовила: педагог дополнительного образования
Решетникова Л.А.
2016 – 2017 учебный год
Цель экологического образования и воспитания дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Для реализации этой цели педагоги могут использовать различные формы и методы. Главное – увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае дети будут с большим удовольствием посещать детский сад в летние месяцы.
Младшие группы.
Ознакомление с природой в повседневной жизнью.
С наступление лета растения уголка природы для рассматривания выносятся на веранду или участок. Воспитатель продолжает знакомить детей с растениями, учит ухаживать за ними, поддерживает любознательность. Обращает внимание на объекты животного мира. Учит детей рассматривать их, бережно к ним относиться.
В результате наблюдений и труда в уголке природы у детей формируются
конкретные представления о внешнем виде растений, некоторых способах ухода за ними. Педагог способствует развитию способностей детей различать отдельных животных по внешнему виду и поведению, воспитанию бережного к ним отношения.
Наблюдения и труд на участке детского сада.
Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дети начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)?
Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание на то, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.
Знания о воде, песке, глине становятся все более точными. Если воспитатель систематически организует игры с этими природными материалами, дети узнают, что вода льется, течет, нагревается от солнечного тепла. Из влажного песка и глины можно сделать постройки, лепить. Дети накапливают представления о том, что в воде одни предметы тонут, другие плавают.
Воспитатель продолжает проводить наблюдения и игры, упражнения детей в определении частей суток, в ориентировании в пространстве.
В течение лета педагог обогащает представления детей о растениях. Несколько раз обходит с ними участок, показывает, что растет в цветнике, на огороде, обращает внимание на появление новых растений. Знакомит с названиями некоторых цветущих растений (незабудки, ноготки и т.д.). Приучает ухаживать за растениями огорода, цветника. В процессе наблюдений и ухода за растениями дети получают первоначальные знания о том, что растения растут, тянутся к свету, что они живые. Несколько раз в течение лета малышей привлекают к сбору урожая моркови, гороха и т.д.
На прогулке следует проводить различные дидактические игры с использованием природных объектов (плоды, листья, цветы). Это такие игры, как «Угадай на ощупь»,
«Чудесный мешочек», «Кто что ест». Часто используются настольно-печатные игры:
«Цветы», «Домашние животные» и т.д. Воспитатель может придумывать игры и сам.
Летом педагог знакомит детей с новыми литературными произведениями о природе:
«Петушок с семьей», «Уточки» К.Ушинского, «Еж» Е.Чарушина, «Свети, свети, солнышко» Е.Благининой, «Земляничка» Н.Павловой, «Арбуз» З.Александровой и др.
К переходу в среднюю группу у детей развивается интерес, накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы, на основе которых возможно дальнейшее расширение и углубление знаний, формирование трудовых умений и навыков, воспитание бережного отношения к природе.
Средняя группа.
Работа в уголке природы.
Воспитатель напоминает детям, что растения уголка природы нуждаются в заботе и внимании. Совместно с детьми он уточняет способы ухода за обитателями уголка природы летом.
Наблюдения, труд, игры на участке детского сада.
В процессе наблюдений, игр, практических действий дошкольники знакомятся со свойствами природных материалов – песка, глины, воды, камня. Закрепляются представления о состоянии погоды летом (тепло, светит солнце), ярких летних явлениях (гроза; небо, затянутое тучами; радуга и т.д.). Воспитатель развивает навыки видения и умения устанавливать связь одних явлений с другими. Например, во время грозы дует сильный порывистый ветер; растения гнутся, качаются; дождь бывает сильный, но скоропроходящий; животные прячется; после грозы воздух чистый, появляются лужи.
Летом предметом внимания детей является рост и развитие растений. В этом возрасте детям трудно организовываться для длительных наблюдений. Поэтому, высадив семена цветущих растений в землю, воспитатель организует кратковременные наблюдения за изменениями во внешнем виде растений (появление листьев, бутона, превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т.д.). В ходе наблюдений воспитатель побуждает детей отыскивать не только новое в растущем растении, но и те признаки, которые остались неизменными (форма листьев, характер стебля, цвет бутона и т.д.). Это помогает детям устанавливать связь между наблюдаемыми стадиями. Они понимают, что растет одно и тоже растение. В такие наблюдения можно включать игровые задания: «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Какой цветок вырастет из этого бутона – белый или красный?» и т.д. Наблюдаемые изменения растений необходимо связывать с условиями, в которых они растут (усиление тепла, обилие света, влаги).
С детьми средней группы на грядке следует высаживать семена огородных культур, кустики клубники. Воспитатель подводит детей к выводу о том, почему растения высаживаются на специально приготовленное место – на клумбу или на грядку. Для этого он предлагает сравнить землю на дорожке и на грядке. Используя обследовательские действия (надавить, сделать пальцем углубление и т.д.), дети устанавливают, что на дорожке земля плотно утоптана – корешкам и росткам трудно в ней пробиваться, а на грядке земля мягкая, рыхлая – посевам в ней удобно расти.
В течение лета дети ухаживают за огородом и цветником: поливают растения, рыхлят почву, пропалывают от сорняков. При этом воспитатель сообщает о назначении различных видов ухода. Дети наблюдают за состоянием растений после полива и после дождя, до и после рыхления почвы, устанавливают связь между состоянием растения и условиями, в которых оно находится, уходом за ним. В процессе выращивая растений, малыши начинают понимать, что ходить надо только по дорожкам, нельзя затаптывать клумбы и грядки, бегать по ним.
Необходимо использовать прогулки для расширения кругозора о разнообразии растений и животных. Целевые прогулки на луг, водоем позволяют познакомить детей с растениями и животными обитающими там. Воспитатель просит детей назвать знакомые растения и животные, сравнить их по форме, окраске и величине. Надо уточнять и обогащать представления детей о насекомых, учить узнавать по характерным признакам бабочку-капустницу и муравья. Следует научить ребят сравнивать насекомых по особенностям строения (наличие и отсутствие крыльев), характеру передвижения (ползают, порхают), месту обитания (в воздухе, на земле), способу защиты от врагов. Дать знания о том, что насекомые – живые. Они двигаются, питаются, приспосабливаются к защите от врагов. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Учить устанавливать связи между особенностями строения конечностей животных и способом передвижения, между потребностями в питании и местом обитания.
Следует провести наблюдение за лягушкой. Обратить внимание детей на внешний вид животного, особенности передвижения, питания, рассказать о местах обитания лягушки, показать способы приспособления к окружающей среде.
Совершая прогулки по территории детского сада, воспитатель формирует представления детей о разнообразии видового состава растений. Учит различать 3-4 дерева ближайшего окружения, 2 вида кустарников, 3-4 травянистых растения, мох, съедобный и несъедобный гриб.
Календарь природы позволяет сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на прогулке, участке, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь.
Старшая группа.
Работа в уголке природы.
Воспитатель напоминает детям, что растения уголка природы нуждаются в заботе и внимании. Совместно с детьми он уточняет способы ухода за обитателями уголка природы летом, приучает выполнять несложные поручения. Дежурные ухаживают за обитателями уголка природы ежедневно.
Наблюдения и труд на участке детского сада.
Организуется труд детей на огороде – рыхление, прополка. Перед прополкой воспитатель проводит наблюдение за молодыми всходами, обращает внимание на то, что не все растения на грядке одинаковые. Сравнивает их, выделяет отличия сорной травы от всходов (форма и цвет листьев, высота стеблей, особенности расположения на грядке – растет не рядками). Объясняет, какое влияние оказывает сорная трава на рост культурных растений (отнимает питательные вещества, влагу; загораживает от солнечного света). Учит пропалывать грядки, подчеркивая, что сорную траву надо вытаскивать с корнем и уносить из междурядий. Попросить ответить – почему. Закрепить умения поливать растения, обратить внимание на особенности полива большого пространства, сравнить с поливом комнатных растений.
На огороде и цветнике летом работают и дежурные. Они поливают растения, рыхлят землю. Воспитатель показывает особенности движения растений, связанные с деятельностью солнца. Например, поворот соцветий подсолнечника. Темы наблюдений: влияние ухода за растениями на жизнедеятельность молодых всходов; состояние растений на непрореженном участке грудки и на прореженном. Эти наблюдения позволяют детям глубже осознать необходимость ухода за растениями, понять направленность различных видов воздействия на растения и среду, связь между состоянием растений и условиями их произрастания.
Для демонстрации разнообразия растительного и животного мира воспитатель организует целевые прогулки на луг, водоем, в парк. Знакомя детей с водными растениями, обращает внимание на то, что растения и в воде укореняются в земле на дне. На лугу педагог учит детей узнавать и различать луговые травы (клевер, мышиный горошек, тысячелистник и др.), рассказывает об условиях жизни растений на лугу – много света, солнечно, почти нет деревьев, затеняющих травянистые растения. Дети узнают, что на лугу растут только светолюбивые растения. Они ярко цветут, пахнут, привлекая насекомых. Организуются наблюдения за насекомыми луга – кузнечиками, бабочками, божьими коровками, стрекозами. Дидактические игры, упражняющие детей в различении растений: «Магазин цветов», «Цветы луга», «Найди по описанию», «Найди растение по листку (цветку)» и др. Воспитанники старшей группы способны устанавливать связи между строением конечностей насекомых и способами их передвижения, окраской и местом обитания. Воспитатель задает вопросы, в ответах на которые надо выделить отличительные, характерные признаки пчелы, жужелицы, водомерки (внешний вид, место обитания, способ передвижения), сравнить насекомых по выделенным признакам
Во время экскурсии в парк воспитатель закрепляет представления детей о том, что в парке растут разные растения (деревья, травы, кусты, ягоды), грибы. Упражняет в различении деревьев (4-5 видов), кустарников (2-3 вида), цветущих трав (5-6 видов). Уточняет представление о том, что в парке обитают звери, птицы, насекомые и др. животные. Дети упражняются в различении голосов птиц. Наблюдают за жизнью муравьев; устанавливают, чем питаются насекомые и делают ввод об их значении в природе. Наблюдают за насекомоядными птицами (ласточками, стрижами); за особенностями полета разных птиц, сравнивают. Задать детям вопрос: «Почему птицы так часто возвращаются к гнездам?». Рассказать о значении птиц в природе.
Календарь природы усложняется.
Сезонные явления природы, состояние погоды представляется с помощью значков. Воспитатель использует календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умений «читать» календарь. Здесь же помещаются наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью животных, растений, людей.
Подготовительная к школе группа.
Работа в уголке природы.
Воспитатель говорит о том, что летом изменяются условия жизни для живых существ. А это требует изменения способов ухода за ними. Многим растениям требуется увеличить количество влаги, чтобы они активно росли и цвели. Учит детей внимательно относиться к растениям, отмечать изменения в их внешнем виде, устанавливать причины происшедших перемен (хороший или плохой уход, соответствие или несоответствие условий потребностям живых объектов).
Организуются наблюдения за ростом и развитием комнатных растений как индивидуально, так и с подгруппой детей. Наблюдения сопровождаются зарисовками, отражающими способы ухода и изменения, происшедшие с растениями.
Наблюдения и труд на участке детского сада.
Наблюдают за летними явлениями в природе и их динамикой: увеличением продолжительности дня в начале лета и его сокращением в августе; изменением высоты стояния солнца – к концу лета она также меняется, солнце и в полдень не так высоко, как в июне. Определяя высоту стояния солнца в течение дня (утром и в полдень), дети с удовольствием наблюдают за тенью – своей или окружающих предметов, измеряют ее при помощи условной мерки.
Дети измеряют температуру воздуха с помощью термометра. В течение дня она не одинакова. Сравнивают температуру в тени и на открытом месте, делают вывод, почему она различна.
Наблюдают за природными явлениями: грозой, радугой, росой и туманом, дождем (ливнем, мелким моросящим, «грибным»), солнцепеком и т.д. Причины некоторых из них воспитатель устанавливает совместно с детьми.
Самостоятельно, но под руководством взрослого дети осуществляют уход за растениями огорода и цветника. Усвоенные ранее знания, приобретенные умения позволяют им правильно определить необходимость основных видов ухода (полив, рыхление, прополка, прореживание, подвязка и т.д.) и выполнять их. Организуя труд, воспитатель помогает детям распределить обязанности, контролирует умение пользоваться орудиями труда, обращает внимание на качество выполненных работ.
Педагог организует летом прогулки на луг, водоем, в парк, в поле и т.д. На луг следует приходить несколько раз по мере смены цветущих растений. Воспитатель развивает наблюдательность, способность различать луговые травы, с уважением относиться к каждому обитателю луга. Показывает разнотравье: розовый и белый клевер, луговой василек и подмаренник, тысячелистник и мышиный горошек, злаки: трясунка, ежа сборная, мятлик, овсяница. Сравнивает со злаками культурными, растущими в поле. Цель таких наблюдений - развивается способность видеть не просто траву, а разнообразие растений, имеющих яркие, неповторимые особенности. На луг можно привести детей в разное время суток (утром, под вечер), в разную погоду (при ярком солнце и в пасмурный день). Дети увидят движение цветов: венчики некоторых раскрываются утром, а вечером закрываются (одуванчик); закрываются перед дождем (чертополох, вьюнок), поворачиваются за движением солнца (подсолнечник, шиповник). Воспитатель, развивая навыки познавательно-исследовательской деятельности, обращает внимание на проявления взаимодействия растений и животных. Дети стараются сделать выводы о том, почему они живут на лугу рядом.
В период сенокоса наблюдения обогащают представления детей о труде взрослых, о том, как идет подготовка к зимовке домашних животных.
Во время прогулки в парк воспитатель формирует умения детей узнавать распространенные породы деревьев и кустарников, определять их место произрастания, устанавливать потребности в свете и влаге. Дети выделяют их характерные черты: окраску коры, строение листьев, форму кроны, цветы, плоды. Используются дидактические игры: «Узнай, чей листок?», «Чьи детки на ветке?», «Путаница» и др.
Воспитатель обращает внимание на полезные и вредные для человека растения. Собирая ягоды, дети отличают зрелые от незрелых. Развивается способность различать не только ягоды, но и листья, цветки. Дети делают вывод о том, что ягоды появляются из цветков, зреют постепенно. Педагог формирует умение отличать съедобные грибы от несъедобных, правильно собирать грибы, не уничтожать несъедобные грибы (они нужны для животных). Наблюдают за животными в их естественных условиях. Воспитатель помогает устанавливать признаки приспособления животных к среде, в которой они обитают, показывает, как они прячутся от врагов. Рассматривают муравейник, находят муравьиные дорожки. Наблюдают за тем, что муравьи несу в свой дом. Воспитатель подводит детей к выводу о значении муравьев в природе, воспитывает чувство бережного к ним отношении.
Особенности календаря природы.
В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и др. дней. Делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца. Рекомендуется отмечать погоду два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер. Погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)
"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...
Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"
Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми старшег...
Статья на тему: "Тенденции экологического воспитания дошкольников"
Одной из важнейших задач стоящих перед человечеством, это сохранение окружающей нас природы....
Игровая технология в системе работы по экологическому воспитанию учащихся 9-х классов.
Статья, освещающая роль применения игровой технологии на уроках английского языка при работе с экологическим воспитанием учащихся средней ступени обучения....
«Экологическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы»
Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. В...
«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в летний период. Лагерь дневного пребывания «Юные патриоты» МАОУ лицей № 27 г. Улан-Удэ».
Одной из проблем, над решением которой работает педагогический коллектив МАОУ лицей № 27 в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания является создание воспитательной сист...
Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»
В консультации даны рекомендации как наиболее удачно организовать работу по физическому воспитанию в летний-оздоровительный период....