День Птиц! Эколого-географический КВН
методическая разработка по экологии (5, 6 класс) на тему

Журбенко Ирина Ивановна

Эколого-географический КВН для учащихся 5-6 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_ptits_ekologo-geograficheskiy_kvn.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

День птиц.

Эколого-географический КВН

Для обучающихся 1-6 классов

                                                   Автор-составитель работы

                                                     Журбенко Ирина Ивановна

                                            учитель географии

                                             МБОУ «Новониколаевская                                                                                                    школа»

Цель: Воспитание любви к живой природе ( Любить – значит знать. Знать – значит наблюдать за птицами, помогать им.)

Задача: Содействовать воспитанию доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому, что нас окружает, развить интерес к различным представителям живого мира. Желание больше узнать об их жизни, повадках.

Зал украшен плакатами, пословицами, рисунками птиц. Включали запись с птичьими голосами.

1 ведущий. С 1924 года отмечается в нашей стране «День птиц». В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им домики.

Сад без птиц – не сад, лес без птиц – не лес! Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полёвок.

2 ведущий. Сегодня мы говорим им спасибо, сегодня праздник в их честь!

На сцену приглашаются две команды.

1 ведущий. Капитан команды или вожак стаи должен выбрать конверт. В нем набор букв, в них зашифровано слово (название птицы). Собирайте и вы узнаете название своей команды. (1 – скворцы, 2 – жаворонки)

2 ведущий. Название команд есть, вожак стаи на маете. А оценивать ваше выступление будет жюри в составе……….

1 конкурс «разминка».

1 ведущий. Перед вами табло с цифрами, называете цифру, вам зачитывается вопрос под этим номером

  1. Какие птицы прилетают первыми? (грачи)
  2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клёст)
  3. Какая птица самая маленькая в Кемеровской области? (королёк)
  4. Какая птица самая большая в мире? (страус)
  5. Где гнездятся скворцы? (скворечник, дупло)
  6. Какая птица не вьёт гнёзда? (кукушка)
  7. Какую птицу зовут воровкой? (сороку)
  8. Какая птица летает быстрее всех? (стриж)

   2 ведущий. Следующий конкурс «Птичья столовая»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам стремятся, как домой

Стайки на крыльцо…

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

                        (А. Яшин)

Задание. Красиво «нарисовать» с помощью пшена на кормушке бабочку. (т.е. приготовить обед для птиц)

1 ведущий.  Конкурс «Кто как поёт?»

Команды поочерёдно отвечают на вопрос:

  1. Голубь – воркует;
  2. глухарь – токует;
  3. утка – крякает;
  4. филин – ухает;
  5. гусь – гогочет;
  6. петух – кукарекает.

2 ведущий. Молодцы! Жюри подсчитывает баллы, а команды выбирают себе конверт с новым заданием. Нужно сложить картинку из разрезанных частей (весна). Кто быстрее.

А мы слушаем песенку про воробья.

1 ведущий. Следующий конкурс «Танцевальный

Внимание! Объявляется конкурс на лучшее исполнение танца маленьких лебедей из балета Чайковского П.И. «Лебединое озеро».

Пока команды готовятся, зрители отгадывают загадки о птицах.

Слово жюри.

1Ведущий. «Лесная грамота» так называется следующий конкурс. Каждая команда должна назвать несколько «лесных» пословиц и поговорок о птицах. Выигрывает та команда, которая назовёт больше.

2 ведущий. «Конкурс капитанов»

Вам прилетела шифровка-загадка. Выбирайте конверт. Задания одинаковые. Работаем на скорость.

  1. Мне не долго изменить с «С» животное, с «Р» на птицу. (орёл – осёл)
  2. С третьей буквой алфавита я больных лечу, а с четвёртой я с весною прилечу. (врач – грач)
  3. С буквой «В» - угрюмая ночная птица. А с буквой «Д» в воде сумею раствориться. (сова – сода)

1 ведущий. Молодцы! А теперь приглашаем всех в птичий театр.

Команды выбирают конверты с заданием. Необходимо изобразить при помощи пантомимы басни И.Крылова «Чиж и голуби», «Ворона и курица». На подготовку 3мин.

2 ведущий. Мы поиграем со зрителями «Летает – не летает». Кто у нас самый внимательный?

Выступление команд.

Слово жюри.

1 ведущий.                                                         2 ведущий.

Давайте будем дружить друг с другом             Давайте будем

Как птица с небом                                               К тому стремится

Как поле с лугом                                                  Чтоб нас любили

Как ветер с морем                                                 И зверь и птица,

Трава с дождём                                                      И доверяли повсюду нам

Как дружит солнце                                               Как самым верным

Со всеми нами!                                                      Своим друзьям!

Можно предложить коcтюмированную композицию. На сцене ребята в костюмах, изображающие разных птиц.

Грач. Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идёт. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами. Устраивать гнёзда, высиживать и растить птенцов.

Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жильё.

Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.

Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых и, если бы не вы, юнаты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».

Сова. Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20т зерна.    

Скворец. Мы поедаем много майских жуков, слизней, бабочек и других вредных насекомых.

Снегирь. Меня все знают! Всю зиму я прокормился в ваших краях рябиной и семенами разных растений, а теперь улетаю на север. До будущего снега!

Грач. Меня вы не забыли?

          Переносье с белым кругом,

          Важно я хожу за плугом,

          Огороду, полю – врач,

          Глянцевитый чёрный грач.

Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.

Викторина.

  1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)
  2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
  3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)
  4. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (королёк)
  5. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (сорокопут)
  6. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (у клестов)
  7. Какая птиц к зиме белеет? ( белая куропатка)
  8. Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? (береговая ласточка, зимородок)
  9. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)
  10. Где гнездятся скворцы? (в дуплах, скворечниках)
  11. У какой птицы поют самцы и самки? (у снегиря)
  12. Какая птица не вьёт гнёзда и не высиживает птенцов? (кукушка)
  13. Какие птицы живут у нас только зимой? (свиристели)

Загадки о птицах.

1.Над волнами гордо реет.

   Он грозы и шторма вестник.

  Птицы не найдёшь смелее,

 Чем отважный …

2. Этот птичий царь могучий

    Вьёт гнездо на горной круче.

    Он наводит дикий страх

    На больших и малых птах.

    Перед ними все птицы меркнут.

    Кто же это? Гордый ….

3. Кто на ёлке, на суку

     Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку?» (кукушка)

4.Это старый наш знакомый,

   Он живёт на крыше дома.

   Длинноногий, длинноносый,

   Длинношеий, безголосый.

   Он летает на охоту

   За лягушками в болото. (журавль)

5. Окраской сероватая,

    Повадкой вороватая,

    Крикунья хрипловатая.

   Известная персона,

   Зовут её ….

6. Терентий-командир

   Носит чёрный мундир.

   Сам краснобровый,

   Хвост подковой.

   На поляне лесной

   Он сражается весной. (тетерев)

7.Яро в небе хищник рыщет,

  Снова он добычу ищет.

 Только птенчик зазевался –

 Раз! – в когтях затрепетался!

  Если недруг вниз стремится,

   Будьте бдительнее, птицы!

8. Зябко в лесу. Словно щёки ребят,

    Яркие гроздья рябины горят.

    Бодрая птаха, готовясь в полт,

    Лето с собою в дорогу зовёт.

    И улетают в осеннюю синь

    Краткая звонкая песня: «Пинь-пинь!»

9. Важно ходит среди льдин

    Очень странный господин.

    И зимой, и летом

    В чёрный фрак одет он. (пингвин)

10. Маленькая пташка,

      Серая рубашка.

      В поле гнёздышко вьёт,

      Высоко летает.

      Песни звонкие поёт,

      Весну привечает. (жаворонок)

11. Эта птица в Австралии дальней

      Средь кустарников мирно живёт.

     Кто ж с инструментом музыкальным

     Придумал хвост сравнить её? (лирохвост)

12. Он соло пел среди ветвей,

     Его назвали …….

13. На часы не глядит,

      А время знает.

      Сам рано встаёт

      И другим спать не даёт. (петух)

14. Длинношей и быстроног,

      Если испугается,

     Прячет голову в песок.

     Этим и спасается. (страус)

15. Не подумай, будто спичка

      Загорелась под кустом.

      Эта птичка-невеличка

      Под кустом трясёт хвостом.

      Перья огненного цвета

     Солнце ярко озарит.

     И покажется, что это

     Хвостик птицы сам горит.

16. Он верен морю, как матрос,

      Предвестник бури ….

17. Кто приклеил майским днём

      Рукавичку над окном,

     Поселил в неё жильцов –

     Непоседливых птенцов? (ласточка)

18. Бараний зов под облаками

       Ещё далёким эхом бродит,

       Когда вниз падая, как камень,

       Аэрофокусник над нами

      Своим хвостом «Бе-бе!» выводит.

20. Чёрен я пером от роду,

      В поле выбраться люблю,

      И на радость полеводов

      Долгоносиков гублю. (грач)

21. Живёт в лесу,

      Ухает, как разбойник,

      Люди его боятся,

      А он людей боится. (филин)

22. Он прилетает каждый год

      Туда, где домик ждёт.

      Чужие песни петь умеет,

      А всё же голос свой имеет. (скворец)

23. Застрекотав, остановиться,

      Уже не может эта птица,

      И говорят про болтуна,

      Что он стрекочет, как она. (сорока)

24. Всех должно быть птах шустрей

      Вездесущий …….

25. Я люблю стрелой промчаться.

      Обогнать всех птиц стремлюсь.

      Но с земли мне не подняться,

     Если только приземлюсь. (стриж)

26. Мать, отца не знаю,

      Но часто называю.

      Детей знать не буду,

     Чужим сбуду. (кукушка)

27. Чтоб здоровье было лучше,

       Пух роняю в сосняке.

      Кувыркаюсь я на сучьях,

      Как гимнаст на турнике. (тетерев)

28. Хочет – прямо полетит,

      Хочет в воздухе висит.

     Камнем падает с высот

     И в полях пот, поёт. (жаворонок)

29. Кто без нот и без свирели

      Лучше всех выводит трели,

      Голосистей и нежней?

     Кто же это? ……….

30. Чернокрылый, красногрудый,

       И зимой найдёт приют.

      Не боится он простуды

      С первым снегом тут как тут. (снегирь)

31. Карасей, линей ловлю я,

     Час ловлю, ловлю другой,

     Их выхватывая клювом.

     Словно цепкой острогой. (цапля)

32. Птицей я слыву бессонной,

       Всё ловлю мышей … одна.

      Сберегу за лето тонну

     Золотистого зерна. (сова)

33. Кто там прыгает, шуршит,

      Клювом шишки потрошит?

      Голоском речистым, чистым –

      Кле! Кле! Кле! Поёт со свистом. (клёст)

34. Он в своей лесной палате

      Носит пёстренький халатик.

     Он деревья лечит,

     Постучит – и легче. (дятел)  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования

«Проблемы  эколого-географического воспитания в системе школьного образования»          В   век   научно  - техническог...

эколого-географические подвижные игры

Вашему вниманию представлены три сценария эколого-географических подвижных игр. Данные игры позволяют закрепить учащимся имеющие знания , а также получить новую информацию о родном крае. Игры предназн...

Организация исследовательской и природоохранной деятельности в эколого-географическом образовании учащихся

При организации исследовательской работы используются следующие методы: анализ литературных источников, визуальные наблюдения, фотографирование, интервью, статистический, картографический, исследовате...

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА р. ПАЛЬНЫ.

Статья о малой реке Пальне в Липецкой области....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...

Урок на тему "Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России"

При изучении нового материала необходимо заполнить логически - опорный конспект (по параграфу учебника). Где необходимо отразить особенности различных видов положения России и стран, которые взаимодей...