Рабочая программа по экологии 7 класс
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» ___________/Щербинина Е.А./ «29» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка» _____________________/Джавадова Н.В../ Приказ 132 № от «29» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЭКОЛОГИИ
КЛАСС 7«Б»
УРОВЕНЬ базовый
учителя биологии, экологии
первой квалификационной категории
Ермошиной Любови Ивановны
Рассмотрено:
на заседании МС
Протокол № 3 от «29» августа 2016 г.
____________________/Бородастова И.В./
2016 – 2017 уч.г
Рабочая программа по экологии для основной школы составлена на основе:
- Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
- Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Учебного плана МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» на 2016-2017 уч. год;
- Положения о рабочей программе, разработанного в МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»;
- Устава образовательного учреждения МОУ «Гимназия с.Ивантеевка».
- За основу рабочей программы взята программа курса экологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, опубликованная издательским центром «Вентана-Граф» в 2010 году (Сборник программ курса экологии к учебникам экологии авторов В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолова, С.П.Шаталова, А.О.Шубина)
Программа адресована учащимся 7 класса МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области.
Планируемые результаты изучения курса экологии
По окончанию 7 класса обучающийся научится:
- называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов;
- описывать многообразие условий обитания животных;
- объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов;
- давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам;
- объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных;
- понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, в изменении численности отдельных видов животных;
- объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля;
- называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
По окончанию 7 класса обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять закономерности действия экологических факторов на животных;
- находить важнейшие связи животных с другими компонентами природных систем;
- выявлять влияние антропогенных факторов на численность животных.
- приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
- применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
- называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 час)
Раздел 1. Влияние абиотических факторов на животных (7 часов)
Основные абиотические факторы: свет, температура, влажность. Понятие толерантности, законы оптимума и минимума. Адаптация животных к экстремальным условиям.
Свет как один из важнейших абиотических факторов. Ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное излучение. Приспособление животных к изменению светового режима. Свет как условие ориентировки животных. Разнообразие светочувствительных органов. Сигнальное значение света. Биолюминесценция. Фотопериодизм у животных.
Температура. Влияние температуры на животных. Понятие терморегуляции. Химическая и физическая терморегуляция. Поведение животных и терморегуляция. Приспособления животных к экстремальным температурам.
Влажность. Роль воды в жизни животных. Приспособления животных к водному балансу наземно-воздушной среды. Экологические группы организмов по отношению к влажности на примере животных Нижнего Поволжья. Приспособления к недостатку воды.
Другие экологические факторы и их роль в жизни животных. Ветер, гравитация, давление, концентрация солей и пр.
Биологические ритмы животных. Суточные, сезонные и многолетние биологические ритмы и определяющие их факторы. Приспособления животных к неблагоприятным сезонным условиям (на примере местной фауны). Сезонные миграции.
Практическая работа. «Изучение влияния факторов среды (света) на животных » «Характеристика экологических групп организмов по отношению к влажности» «Изучение типов биологических ритмов»
Раздел 2. Среды жизни и приспособления к ним животных (6 часов)
Принципы экологической классификации животных. Формообразующая роль факторов среды. Жизненные формы и адаптивные типы. Способы передвижения и добычи пиши у животных.
Водная среда обитания и ее физико-химические особенности (плотность, вязкость, рН, соленость, температура и пр.). Гидробионты, их приспособления к водной среде. Водно-солевой обмен у морских и пресноводных животных. Обитатели дна и толщи воды. Свободноплавающие и прикрепленные формы. Особенности газообмена в водной и воздушной среде. Солевой состав воды. Животные пресных и соленых водоемов.
Наземно-воздушная среда обитания, ее основные физико-химические свойства. Разнообразие приспособлений животных к наземно-воздушной среде. Способы передвижения (ползание, бег, полет) и добычи пищи.
Почва как среда обитания животных. Состав, структура и формирование почв, их классификация. Физико-химические особенности почвенной среды. Животные - обитатели почвы. Микро-, мезо- и ме-гафауна почв, ее приспособленность к условиям обитания. Влияние животных на состав и структуру почв.
Живые организмы как среда обитания. Симбиоз, квартиранство, паразитизм. Приспособления паразитов к жизни внутри организма хозяина.
Практическая работа. Изучение адаптации животных к среде обитания.
Раздел 3. Особенности животных различных ландшафтно- климатических зон. (6 часов)
Сравнительная биогеографическая характеристика различных природных зон.
Экологические особенности животных высокогорий, арктических льдов, тундры. Тундра как относительно неустойчивая экологическая система.
Экологические особенности животных тайги и лесов умеренной зоны. Сезонные изменения фауны. Морфофункциональные и поведенческие особенности лесных животных.
Животные тропических лесов и их экологические особенности. Видовое разнообразие фауны тропических лесов.
Характеристика зон степей, саванн и пустынь. Характеристика животных этих зон. Приспособление к жизни в аридных условиях. Сезонные и суточные изменения фауны степей и пустынь.
Особенности животного мира ландшафтно-климатических зон Саратовской области.
Раздел 4. Взаимодействие животных с другими организмами (7 часов)
Биотические факторы. Понятие о биоценозе и экосистеме.
Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими компонентами биоценозов. Взаимоотношения растительных и животных организмов. Отношения: хищник-жертва, паразит-хозяин, комменсализм, мутуализм, нейтрализм и др.
Трофические отношения в живой природе. Плотоядные и растительноядные животные. Детритофаги. Роль животных в регуляции круговорота веществ и потока энергии в экосистемах и биосфере. Экологические пирамиды.
Конкуренция животных как экологический фактор их эволюции. Конкуренция внутривидовая и межвидовая. Конкурентное вытеснение. Биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Симбиоз. Симбиотические взаимоотношения животных с растениями, микроорганизмами и другими животными.
Раздел 5. Экология популяций, биоценозов и экосистем (5 часов)
Понятие о популяции. Основные экологические характеристики популяций. Внутрипопуляционные взаимоотношения. Динамика и саморегуляция численности популяций. Оценка состояния и искусственное регулирование численности популяций животных.
Биоценоз. Примеры различных биоценозов. Видовое разнообразие биоценозов и его роль в устойчивости экосистем. Оценка состояния фауны биоценозов и мероприятия по ее сохранению.
Понятие экосистемы. Примеры зооценозов различных экосистем. Функции животных в экосистемах. Роль животных в пищевых цепях. Консументы I и П порядков, их роль в круговороте веществ и энергии в экосистемах. Животные-редуценты,
Фауна типичных экосистем Нижнего Поволжья. Фауна искусственных экосистем.
Практическая работа. Динамика численности животных
Раздел 6 Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на животных. (3 часа)
Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на животных в Нижнем Поволжье: изменение видового состава фауны в результате распашки земель и мелиорации; нарушения водных и пойменных экосистем при создании и эксплуатации Волгоградского и Саратовского водохранилищ; изменение видового состава фауны в результате промышленных загрязнений.
Экологические особенности домашних животных.
Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Охрана животного мира. Охраняемые территории и животные Саратовской области. Акклиматизация и реклиматизация животных. Применение экологических знаний в рыболовстве, организации охотничьих хозяйств, заповедников.
Экскурсии. Водоем как экологическая система. Приспособления животных к среде обитания Взаимодействие животных в биоценозе. Сезонные наблюдения за жизнедеятельностью птиц и млекопитающих.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||
№ | ДАТА | Тема урока | |
план | факт | ||
1 четверть (8 часов) | |||
1 | 5.09 | Вводный урок. | |
Раздел 1.Влияние абиотических факторов на животных (7 часов) | |||
2 | 12.09 | Среда обитания и условия существования. Предельные условия существования животных. | |
3 | 19.09 | Пища животных. Способы добычи пищи. | |
4 | 26.09 | Вода в жизни животных. | |
5 | 3.10 | Воздух в жизни животных. | |
6 | 10.10 | Температура среды обитания. | |
7 | 17.10 | Свет в жизни животных. | |
8 | 24.10 | Жилища животных. | |
2 четверть (8 часов) | |||
Раздел 2. Среды жизни и приспособления к ним животных (6 часов) | |||
9 | 9.11 | Водоем как многоэтажное жилище. | |
10 | 14.11 | Взаимосвязи морских животных. | |
11 | 21.11 | Животные пресных водоемов. | |
12 | 28.11 | Свойства почвы как среды обитания животных. Животные – землерои. | |
13 | 5.12 | Спячка и оцепенение. | |
14 | 12.12 | Миграции животных. | |
Раздел 3. Особенности животных различных ландшафтно климатических зон(6ч) | |||
15 | 19.12 | Животные тундры. | |
16 | 26.12 | Животные лесов умеренной зоны. | |
3 четверть (11 часов) | |||
17 | 9.01 | Животные степей, саванн и прерий. | |
18 | 16.01 | Животные пустынь. | |
19 | 23.01 | Животные тропических лесов. | |
20 | 30.01 | Животные горных областей. | |
Раздел 4. Взаимодействие животных с другими организмами (7 часов) | |||
21 | 6.02 | «Своя» территория. Встреча будущих родителей. | |
22 | 13.02 | Взаимодействие между родителями и детенышами. «Начальники» и «подчиненные» в группах животных. | |
23 | 20.02 | Хищники и их жертвы. | |
24 | 27.02 | Животные – паразиты и животные – хозяева. | |
25 | 6.03 | Животные – нахлебники. | |
26 | 13.03 | Конкурентные отношения между животными. | |
27 | 20.03 | Взаимовыгодные отношения между животными. | |
4 четверть (8 часов) | |||
Раздел 5. Экология популяций, биоценозов и экосистем (5 часов) | |||
28 | 3.04 | Популяции животных. Как и почему меняется численность животных. | |
29 | 10.04 | Почему некоторые животные становятся редкими. Животные истребленные человеком. | |
30 | 17.04 | Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. | |
31 | 24.04 | Животные в населенных пунктах. | |
32 | 8.05 | Животные в доме человека. | |
Раздел 6. Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на животных.(3 часа) | |||
33 | 15.05 | Красная книга. | |
34 | 22.05 | Заповедники и другие охраняемые территории России. | |
35 | 29.05 | Заповедные территории зарубежных стран. |
Практические работы
№ п/п | Вид контроля | Тема |
1 | Практическая работа № 1 | «Изучение влияния факторов среды (света) на животных » |
2 | Практическая работа № 2 | Изучение адаптации животных к среде обитания. |
3 | Практическая работа № 3 | Динамика численности животных |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 6-8 класс
составлена на основе авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...