рабочая программа по экологии - 5 класс
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по экологии предназначена для 5 класса. Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_._po_ekol.5_kl.docx | 37.73 КБ |
rab.progr_._po_ekol.5_kl.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по ФГОС второго поколения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экологии в 5 классе составлена на основе:
- Приказа № 1577 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
- Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2010г., планируемых результатов основного общего образования.
Реализация программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (4 ч)
Тема 1. Как размножаются живые организмы (4 ч.)
Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (3 ч.)
Тема 3. Как питаются живые организмы (6 ч.)
Тема 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (3 ч.)
Тема 5. Многообразие живого мира (9 ч.)
Тема 6. Жизнь в сообществах. Экосистема (4 ч.)
Задания на лето. (1 ч.)
Курс экологии в 5классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.
Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе, Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий, таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.
Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.
Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.
Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.
Цели программы:
целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.
Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование раздела (темы) | Всего часов | Кол-во лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ |
1. | Введение. | 4 | 2 л/р |
2. | Как размножаются живые организмы. | 4 | 1 л/р |
3. | Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды. | 3 | |
4. | Как питаются живые организмы. | 6 | 2 л/р |
5. | Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы. | 3 | 2 л/р |
6. | Многообразие живого мира. | 9 | 1 л/р |
7. | Жизнь в сообществах. Экосистема. | 4 | |
8. | Задания на лето. | 1 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса «Экология» 5 класс
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Введение -4 | ||||
1 | О чем эта книга. Посмотри вокруг и подумай | 1 | ||
2 | Как идет жизнь на Земле | 1 | ||
3 | Прибор, открывающий тайна ( л/р № 1) | 1 | ||
4 | Живое и неживое под микроскопом. (л/р № 2) | 1 | ||
Как размножаются живые организмы - 4 | ||||
5 | Как размножаются живые организмы. Одинаково ли размножаются разные животные. | 1 | ||
6 | Как размножаются растения. Откуда у растений появляются зародыш. (л/р № 3) | 1 | ||
7 | Бывают ли обоеполые растения | 1 | ||
8 | Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются. | 1 | ||
Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды - 3 | ||||
9 | Почему всем хватает места на Земле? | 1 | ||
10 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия | 1 | ||
11 | Правда, что растения кормят всех даже, хищников | 1 | ||
Как питаются живые организмы - 6 | ||||
12 | Как питаются разные животные. | 1 | ||
13 | Как питается растение. Только ли лист кормит растение. (л/р № 4) (л/р № 5) | 1 | ||
14 | Как питаются паразиты. | 1 | ||
15 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку. | 1 | ||
16 | Можно ли жить без воды. Можно ли жить, не питаясь. | 1 | ||
17 | Как можно добыть энергию для жизни. Запасают ли живые организма питательные вещества. | 1 | ||
Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы – 3 | ||||
18 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.( л/р № 6). (л/р № 7) | 1 | ||
19 | Можно ли жить и не дышать | 1 | ||
20 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду. | 1 | ||
Многообразие живого мира - 9 | ||||
21 | Многообразие живого мира. | 1 | ||
22 | Деление живых организмов на группы | 1 | ||
23 | Царства живой природы. Растения. Грибы. | 1 | ||
24 | Царства живой природы. Животные. (л/р № 8) | 1 | ||
25 | Царства живой природы. Бактерии. Вирусы. | 1 | ||
26 | Среда обитания. Факторы среды. | 1 | ||
27 | Кто живет в воде | 1 | ||
28 | Обитатели суши. Кто живет в почве | 1 | ||
29 | Организмы как среда обитания | 1 | ||
Жизнь в сообществах. Экосистема - 4 | ||||
30 | Природное сообщество. Экосистема. | 1 | ||
31 | Как живут организмы в природном сообществе | 1 | ||
32 | Человек - часть живой природы. Влияние человека на биосферу. | 1 | ||
33 | Все ли мы знаем о жизни на Земле. | 1 | ||
Задания на лето - 1 | ||||
34 | Задания на лето. | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по ФГОС второго поколения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экологии в 5 классе составлена на основе:
- Приказа № 1577 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
- Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2010г., планируемых результатов основного общего образования.
Реализация программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (4 ч)
Тема 1. Как размножаются живые организмы (4 ч.)
Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (3 ч.)
Тема 3. Как питаются живые организмы (6 ч.)
Тема 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (3 ч.)
Тема 5. Многообразие живого мира (9 ч.)
Тема 6. Жизнь в сообществах. Экосистема (4 ч.)
Задания на лето. (1 ч.)
Курс экологии в 5классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.
Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе, Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий, таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.
Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.
Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.
Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.
Цели программы:
целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.
Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование раздела (темы) | Всего часов | Кол-во лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ |
1. | Введение. | 4 | 2 л/р |
2. | Как размножаются живые организмы. | 4 | 1 л/р |
3. | Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды. | 3 | |
4. | Как питаются живые организмы. | 6 | 2 л/р |
5. | Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы. | 3 | 2 л/р |
6. | Многообразие живого мира. | 9 | 1 л/р |
7. | Жизнь в сообществах. Экосистема. | 4 | |
8. | Задания на лето. | 1 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса «Экология» 5 класс
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Введение -4 | ||||
1 | О чем эта книга. Посмотри вокруг и подумай | 1 | ||
2 | Как идет жизнь на Земле | 1 | ||
3 | Прибор, открывающий тайна ( л/р № 1) | 1 | ||
4 | Живое и неживое под микроскопом. (л/р № 2) | 1 | ||
Как размножаются живые организмы - 4 | ||||
5 | Как размножаются живые организмы. Одинаково ли размножаются разные животные. | 1 | ||
6 | Как размножаются растения. Откуда у растений появляются зародыш. (л/р № 3) | 1 | ||
7 | Бывают ли обоеполые растения | 1 | ||
8 | Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются. | 1 | ||
Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды - 3 | ||||
9 | Почему всем хватает места на Земле? | 1 | ||
10 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия | 1 | ||
11 | Правда, что растения кормят всех даже, хищников | 1 | ||
Как питаются живые организмы - 6 | ||||
12 | Как питаются разные животные. | 1 | ||
13 | Как питается растение. Только ли лист кормит растение. (л/р № 4) (л/р № 5) | 1 | ||
14 | Как питаются паразиты. | 1 | ||
15 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку. | 1 | ||
16 | Можно ли жить без воды. Можно ли жить, не питаясь. | 1 | ||
17 | Как можно добыть энергию для жизни. Запасают ли живые организма питательные вещества. | 1 | ||
Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы – 3 | ||||
18 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.( л/р № 6). (л/р № 7) | 1 | ||
19 | Можно ли жить и не дышать | 1 | ||
20 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду. | 1 | ||
Многообразие живого мира - 9 | ||||
21 | Многообразие живого мира. | 1 | ||
22 | Деление живых организмов на группы | 1 | ||
23 | Царства живой природы. Растения. Грибы. | 1 | ||
24 | Царства живой природы. Животные. (л/р № 8) | 1 | ||
25 | Царства живой природы. Бактерии. Вирусы. | 1 | ||
26 | Среда обитания. Факторы среды. | 1 | ||
27 | Кто живет в воде | 1 | ||
28 | Обитатели суши. Кто живет в почве | 1 | ||
29 | Организмы как среда обитания | 1 | ||
Жизнь в сообществах. Экосистема - 4 | ||||
30 | Природное сообщество. Экосистема. | 1 | ||
31 | Как живут организмы в природном сообществе | 1 | ||
32 | Человек - часть живой природы. Влияние человека на биосферу. | 1 | ||
33 | Все ли мы знаем о жизни на Земле. | 1 | ||
Задания на лето - 1 | ||||
34 | Задания на лето. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 6-8 класс
составлена на основе авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...