Задачи по экологии 11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по экологии (11 класс) на тему

Леднева Ольга Николаевна

Задачи по экологии из сборников для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать для практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_11_kl_reshenie_ekologich._zadach.docx51.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ  11 КЛ

  1. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.
  2. Объясните , почему не вся энергия , поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.
  3. Ручьевая форель живет в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л .При понижении его содержания до 1,6 2 мг/л и меньше форель гибнет. Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции признака.
  4. Чем характеризуется географический способ видообразования ? Укажите не менее трёх элементов.
  5. Почему отношения гриба трутовика и берёзы считают примером паразитизма?
  6. Как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численности насекомых возрастает?
  7. Кровососущие насекомые - обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже порядков.
  8. В поддержании постоянной температуры тела млекопитающих  большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в теплорегуляции. Укажите их значение.
  9. Какие особенности среды обитания  внутренних паразитов обеспечивают их выживание? Назовите не менее трёх особенностей.
  10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Критерий вида — это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. 2. Основа физиологического критерия — совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. 3. Генетический критерий характеризуется определённым кариотипом. 4. Экологический критерий — это определённый ареал, занимаемый видом в природе. 5. К другим критериям вида относят: морфологический, биохимический, географический и др. 6. Для установления видовой принадлежности достаточно использовать какой-нибудь один критерий.

  1. В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее четырёх последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.
  2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Ч.  Дарвин  определил  движущие  силы эволюции органического  мира.

2. К ним он отнёс многообразие видов, борьбу за существование и естествен
ный отбор. 3. Ч. Дарвин считал, что материалом для эволюции служит не
наследственная изменчивость. 4. Он называл её также модификационной из
менчивостью. 5. Естественный отбор, по мнению Дарвина, играет творческук
роль. 6. Естественный отбор он рассматривал как главную движущую сил}
эволюции.

  1. Лечение антибиотиками болезней человека, вызванных микроорганизмами со временем, становится малоэффективным. Необходимо вести поиски новь: лекарственных препаратов. Объясните с точки зрения эволюционного процесса, как развивается устойчивость к антибиотикам.
  2. Грызуны – самый крупный по числу видов в широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трёх причин.
  3. Почему снижение численности вида может стать причиной его вымирания. Приведите не менее трёх причин. Ответ поясните
  4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. На долю видимых лучей приходится большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности. 2. Жизнь на Земле возможна лишь потому, что длинноволновые лучи задерживаются озоновым экраном. 3. В небольших дозах инфракрасные лучи препятствуют возникновению рахита у человека. 4. Инфракрасные лучи являются важным источником внутренней энергии. 5. Влияние трёх областей солнечного излучения на организмы относят к биотическим экологическим факторам воздействия.

  1. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг? Приведите не менее трёх доказательств.
  2. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет,концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакции фотосинтеза?
  3. Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.
  4. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?
  5. В искусственный водоём запустили карпов. Объясните, как это может повлиять  на численность обитающих в нём личинок насекомых, карасей и щук.
  6. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой экосистемой, чем экосистему елового леса?
  7. В небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклоп, гидры. Объясните. можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее трёх доказательств.
  8. Какие экологически факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?
  9. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
  10. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
  11. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок.?
  12. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
  13. Какие изменения биотических факторов могут привести  к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
  14. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

  1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей       разных  видов,   длительное  время  населяющих  общую  территорию.2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

  1. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
  2. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров . Опишите последовательности формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трёх элементов.
  3. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трёх этапов.
  4. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
  5. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
  6. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?
  7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они   сделаны, исправьте их.

1. Среди автотрофных организмов большое количество растений. 2. Наряд с автотрофным питанием у организмов осуществляется гетеротрофное питание. 3. Гетеротрофное питание присуще животным, бактериям, среди которых имеется группа хемотрофных бактерий. 4. В клетках паразитических и сорных растений не осуществляется фотосинтез, они питаются готовым органическими веществами. 5. Сорные растения конкурируют с культурными за свет, воду, минеральные соли и другие факторы. 6. На их корня развиты присоски, через которые поступают вещества в растения.

  1. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.
  2. В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
  3. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх параметров.
  4.   Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует, вет     обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число особей

 

 Значение признак

  1. Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоен? наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите менее трёх признаков.
  2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей   одного   вида,   длительное   время   населяющих   общую   территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд в популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубоко в течение одного лета, представляет собой популяцию.

  1. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых зонах?
  2. Форма тела бабочки каллимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела бабочки?

 http://www.thaibugs.com/wp-content/gallery/nymph2/Kallima%20inachus.jpg

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ  11 КЛ

  1. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.

  1. Объясните , почему не вся энергия , поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.

  1. Ручьевая форель живет в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л .При понижении его содержания до 1,6 2 мг/л и меньше форель гибнет. Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции признака.

  1. Чем характеризуется географический способ видообразования ? Укажите не менее трёх элементов.

  1. Почему отношения гриба трутовика и берёзы считают примером паразитизма?

  1. Как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численности насекомых возрастает?

  1. Кровососущие насекомые - обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже порядков.

  1. В поддержании постоянной температуры тела млекопитающих  большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в теплорегуляции. Укажите их значение.
  2. Какие особенности среды обитания  внутренних паразитов обеспечивают их выживание? Назовите не менее трёх особенностей.

  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Критерий вида — это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. 2. Основа физиологического критерия — совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. 3. Генетический критерий характеризуется определённым кариотипом. 4. Экологический критерий — это определённый ареал, занимаемый видом в природе. 5. К другим критериям вида относят: морфологический, биохимический, географический и др. 6. Для установления видовой принадлежности достаточно использовать какой-нибудь один критерий.

  1. В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее четырёх последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.

  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Ч.  Дарвин  определил  движущие  силы эволюции органического  мира.

2. К ним он отнёс многообразие видов, борьбу за существование и естествен
ный отбор. 3. Ч. Дарвин считал, что материалом для эволюции служит не
наследственная изменчивость. 4. Он называл её также модификационной из
менчивостью. 5. Естественный отбор, по мнению Дарвина, играет творческук
роль. 6. Естественный отбор он рассматривал как главную движущую сил}
эволюции.

  1. Лечение антибиотиками болезней человека, вызванных микроорганизмами со временем, становится малоэффективным. Необходимо вести поиски новь: лекарственных препаратов. Объясните с точки зрения эволюционного процесса, как развивается устойчивость к антибиотикам.

  1. Грызуны – самый крупный по числу видов в широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трёх причин.

  1. Почему снижение численности вида может стать причиной его вымирания. Приведите не менее трёх причин. Ответ поясните

  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. На долю видимых лучей приходится большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности. 2. Жизнь на Земле возможна лишь потому, что длинноволновые лучи задерживаются озоновым экраном. 3. В небольших дозах инфракрасные лучи препятствуют возникновению рахита у человека. 4. Инфракрасные лучи являются важным источником внутренней энергии. 5. Влияние трёх областей солнечного излучения на организмы относят к биотическим экологическим факторам воздействия.

  1. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг? Приведите не менее трёх доказательств.

  1. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет,концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакции фотосинтеза?

  1. Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.

  1. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?

  1. В искусственный водоём запустили карпов. Объясните, как это может повлиять  на численность обитающих в нём личинок насекомых, карасей и щук.

  1. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой экосистемой, чем экосистему елового леса?

  1. В небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклоп, гидры. Объясните. можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее трёх доказательств.

  1. Какие экологически факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

  1. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

  1. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

  1. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок.?

  1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

  1. Какие изменения биотических факторов могут привести  к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

  1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей       разных  видов,   длительное  время  населяющих  общую  территорию.2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

  1. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

  1. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров . Опишите последовательности формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трёх элементов.

  1. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трёх этапов.

  1. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

  1. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.

  1. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?

  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они   сделаны, исправьте их.

1. Среди автотрофных организмов большое количество растений. 2. Наряд с автотрофным питанием у организмов осуществляется гетеротрофное питание. 3. Гетеротрофное питание присуще животным, бактериям, среди которых имеется группа хемотрофных бактерий. 4. В клетках паразитических и сорных растений не осуществляется фотосинтез, они питаются готовым органическими веществами. 5. Сорные растения конкурируют с культурными за свет, воду, минеральные соли и другие факторы. 6. На их корня развиты присоски, через которые поступают вещества в растения.

  1. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.

  1. В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?

  1. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх параметров.

  1.   Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ     обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число особей

 

 Значение признак

  1. Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоен? наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите менее трёх признаков.

  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей   одного   вида,   длительное   время   населяющих   общую   территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд в популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубоко в течение одного лета, представляет собой популяцию.

  1. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых зонах?

  1. Форма тела бабочки каллимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела бабочки?

 http://www.thaibugs.com/wp-content/gallery/nymph2/Kallima%20inachus.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Решение задач по экологии"

Данная презентация включает в себя подборку заданий, которые могут быть использованы для отработки практического значения начальных экологических знаний, а также при повторении темы. Я использую на за...

Сборник задач по экологии

Сборник задач по экологии...

Творческие задачи по экологии.

Творческие задания по экологии  для подготовки к олимпиаде....

Решение задачи по экологии с помощью электронных таблиц

Представлена технологическая карта урока информатики в 9 классе по теме: "Электронные таблицы и математическое моделирование". На уроке ученики вместе с учителем моделируют отношения "Хищник - жертва"...

Творческие задачи по экологии

Творческие задачи по экологии...

Ситуативные задачи по экологии

Представляем твоему вниманию сборник экологических творческих задач, который поможет применить твои знания по экологии на практике....

Решение задач по экологии

Решение задач по экологии 11 класс...