Экологическая тропа
проект по экологии (6, 7, 8 класс) на тему

Учебные экологические тропы являются наиболее специализированными и используются в системе экологического образования и просвещения. Их протяженность обычно определяется продолжительностью учебных экскурсий (обычно до 3 часов). Они рассчитаны, в первую очередь, на обучающихся школ, но доступны и для детей дошкольного возраста. Их отличительная черта в том, что движение по маршруту проходит под руководством учителя – натуралиста или проводника-экскурсовода. Задача тропы - дать определенный объем знаний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы и научить замечать различные проявления действий человека по отношению к природе, давать оценку разнообразным видам природопользования, прогнозировать возможные последствия. В этом и заключается воспитание экологической культуры поведения человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

ЗАТО Озерный

Тверской области

Автор:

Марченкова Ирина Сергеевна – учитель биологии МБОУ СОШ №1

ЗАТО Озерный

«Каждый  участок  леса

должен давать своему владельцу

не только доски, дрова и  столбы,

 но  еще  и образование. Этот урожай

 мудрости всегда под рукой, однако

 его  не  всегда пожинают…»

         Олдо  Леопольд   американский  эколог  

ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Учебные экологические тропы являются наиболее специализированными и используются в системе экологического образования и просвещения. Их протяженность обычно определяется продолжительностью учебных экскурсий (обычно до 3 часов). Они рассчитаны, в первую очередь, на обучающихся школ, но доступны и для детей дошкольного возраста. Их отличительная черта в том, что движение по маршруту проходит под руководством учителя – натуралиста или проводника-экскурсовода. Задача тропы - дать определенный объем знаний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы и научить замечать различные проявления действий человека по отношению к природе, давать оценку разнообразным видам природопользования, прогнозировать возможные последствия. В этом и заключается воспитание экологической культуры поведения человека.

Нами была выдвинута цель и определены задачи , решаемые при организации учебной экологической тропы.

Цель: формирование экологической культуры обучающихся посредством создания и эксплуатации экологической тропы.

Задачи:

  1. Ознакомление обучающихся с особенностями лесных биоценозов.
  2. Создание условий для развития и совершенствования навыков исследовательской деятельности.
  3. Ознакомление обучающихся с экологическими проблемами леса, вызванными антропогенным воздействием.
  4. Формирование экологического мировоззрения и культуры экологического поведения.

АКТУАЛЬНОСТЬ .

В ЗАТО Озерный среди образовательных учреждений создано единое информационное пространство. В связи с этим, а, также учитывая наличие всего двух  общеобразовательных школ в нашем муниципальном образовании, было принято решение о совместном создании экологической тропы с целью пропаганды природоохранных знаний о лесе. Маршрут тропы был выбран неслучайно. В результате многолетнего рекреационного использования  данной территории здесь стихийно сложилась наиболее удобная и рациональная дорожно-тропиночная сеть. Эти  маршруты обусловлены, главным образом, рекреационными потребностями местного  населения и проложены от населенного пункта  к дачным поселкам и местам отдыха озерчан. В настоящее время такая дорожно-тропиночная сеть вполне выдерживает нагрузку без проведения  специального благоустройства и  катастрофических последствий для окружающей среды (основной проблемой является замусоривание участков, прилегающих к тропам, и в местах отдыха и пикников, а также множество кострищ).

Кроме того, выбор маршрутов экологической тропы основывался на следующих  принципах:

  • минимизации ущерба (в том числе эстетического) природным  и историко-культурным  комплексам  и объектам парка;
  • доступности, удобства и безопасности  посетителей;
  • информативности, т.е. способности удовлетворять познавательные  потребности посетителей  в области экологии;
  • эмоциональной  насыщенности  маршрута.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ.

№П/П

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА

СРОКИ

1.

Выбор маршрута экологической тропы.

Сентябрь 2008

2.

Разработка маршрута экологической тропы.

Сентябрь-октябрь 2008

3.

Обеспечение ресурсов для обслуживания тропы (подготовка экскурсоводов)

В течение года

4.

Моделирование экскурсии камеральных условиях.

В течение года

5.

Апробирование экологической тропы

Октябрь 2008

6.

Организация экскурсий разновозрастных групп обучающихся

В течение учебного года.

7.

Изучение антропогенного влияния на экосистемы.

Сентябрь-октябрь 2008

8.

Разработка тематики и природоохранных мероприятий

Сентябрь-декабрь 2008

9.

Эксплуатация экологической тропы.

В течение учебного года

10.

Создание банка геоботанических описаний биоценозов тропы.

Май-сентябрь 2009

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Изучение и прокладывание экологической тропы начали с обхода и съемки местности. С помощью маршрутной и полярной съемки составили план экологической тропы. Для этого разбили весь путь на участки , учитывая все повороты.

Каждый хорошо  просматриваемый  участок экотропы наносили на планшет  при помощи полярной съемки. Для этого определяли полюс, то есть место, откуда вели съемку определенного участка тропы. Планшет устанавливали над полюсом и ориентировали его с помощью компаса по сторонам горизонта. Затем приступали к съемке участка – визирную линейку направляли на самый дальний угол снимаемого участка экологической тропы и проводили соответствующий луч от полюса съемки. Затем при помощи шагов измерили расстояние и пересчитывали в масштабе и наносили на план экологической тропы. При этом отмечали и отрезок пути, соединяющий точки, из которых производили съемки. Вдоль линии движения с помощью условных знаков наносили все видимые объекты местности (см.Приложение № 1).


Содержание  станций экологической тропы и время маршрута варьирует в зависимости от возраста обучающихся:

  • начальное звено (1-4 класс);
  • среднее звено (5-8 класс);
  • старшее звено (9-11 класс).

ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ НА  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ.

№ остановки и ее название

Объекты экскурсии

Что наблюдать

1. Биоценоз «Сосняк»

Сосна, хвоя, сосновые шишки

Хвойные растения, применение сосны

2.Вредители леса

Пораженные деревья

Ходы жуков-короедов и типографов

3.Биоценоз «Ельник»

Ель, еловые шишки, хвоя

Экологические особенности ельника, погрызы на шишках белок, дятлов

4. Жизненные формы растений

Деревья – ель, сосна

Кустарники - малина

Кустарнички - черника

Травы – земляника лесная, клевер.

Различия жизненных форм

4А. Муравейник.

Муравейники

Форма, размер муравейника, значение муравьев и их охрана.

5. Взаимоотношения живых организмов.

Береза, ель (одиночная )

Величина и форма кроны, плоды, форма листьев

Игра «Нити жизни»

6. «Подрост»

Возобновление ели

Распространение плодов и семян

7. Биоценоз «Болото»

Сосна, береза

Приспособления к недостатку кислорода в почве

8. Лекарственные растения

Багульник, черника, брусника, клюква, сфагнум, хвощ болотный

Игра «Знаешь ли ты лекарственные растения»

№ остановки и ее название

Объекты экскурсии

Что наблюдать

1. Биоценоз «Сосняк»

Сосна, сосновые шишки, кострище

Ярусность, экология сосняка, обработка сосновых шишек дятлом

2.Вредители леса

Пораженные деревья, ствол, кора

Биотические взаимоотношения

3.Биоценоз «Ельник»

Ель, еловые шишки, хвоя

Сравнительная экология сосны и ели

4. Жизненные формы растений

Деревья – ель, сосна

Кустарники - малина

Кустарнички - черника

Травы – земляника лесная, клевер.

Споровые растения: мхи, папоротники

Жизненные формы растений, споровые и семенные растения

5. Взаимоотношения живых организмов.

Береза, ель (одиночная),

Трутовики.

Рубки, кострище, мусор.

Пищевые связи, формы биотических взаимоотношений; антропогенное воздействие

6. «Подрост»

Возобновление ели

Закладка площадок 10×10 м. Сезонные наблюдения за приростом.

7. Биоценоз «Болото»

Сосна, береза.

Споровые растения: мхи, хвощи.

Влияние абиотических факторов (количество влаги и кислорода) на состояние растений

8. Лекарственные растения

Багульник, черника, брусника, клюква, сфагнум, хвощ болотный

Применение лекарственных растений. Правила поведения в лесу.

№ остановки и ее название

Объекты экскурсии

Что наблюдать

1. Биоценоз «Сосняк»

Сосна, хвоя, сосновые шишки

Смена биоценозов, экология сосняка, особенности лесной подстилки

2.Вредители леса

Пораженные деревья

Биологические и химические методы борьбы с вредителями и их эффективность .

3.Биоценоз «Ельник»

Ель, еловые шишки, хвоя

Внутривидовая  и межвидовая борьба за существование; особенности почвы

4. Жизненные формы растений

Деревья – ель, сосна

Кустарники - малина

Кустарнички - черника

Травы – земляника лесная, клевер.

Жизненные формы растений, приспособления растений к жизни в сообществе.

5. Взаимоотношения живых организмов.

Береза, ель (одиночная )

Межвидовая борьба за существование, влияние антропогенных и абиотических  факторов

6. «Подрост»

Возобновление ели

Смена биоценозов. Закладка площадок 10×10 м. Сезонные наблюдения за приростом.

7. Биоценоз «Болото»

Сосна, береза

Экология болота, особенности болотной растительности, смена биоценозов.

8. Лекарственные растения

Багульник, черника, брусника, клюква, сфагнум, хвощ болотный

Определение лекарственных растений.

                За сентябрь – октябрь месяц  разнообразными видами природоохранной деятельности были  охвачены обучающиеся МОУ СОШ№1 и МОУ СОШ №2:

  • 2-4 классы  (150 чел.)
  • 5 класс  (25 чел.)
  • 6-8 классы (125 чел.)
  • 9-ые классы (120 чел.)

Формы природоохранной деятельности отвечали возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и включали:

  • Экскурсии по экологической тропе
  • Выполнение мини-исследований на станциях тропы
  • Участие в театрализованном представлении
  • Участие в конкурсе рисунков
  • Показ презентаций, выполненных на основе наблюдений на экологической тропе
  1. «Лекарственные растения Тверской области».
  2. «Видовой состав грибов Тверской области».
  3. «Антропогенное влияние  на территории ЗАТО Озерный».
  4. «Экологическая тропа».

 Материалы, собранные во время создания и эксплуатации экологической тропы , востребованы при проведении уроков биологического краеведения.


ПЕРСПЕКТИВЫ.

       При разработке  экологических  маршрутов  необходимо учитывать сезонные особенности  их эксплуатации.

        В  связи со спецификой сроков учебного года в общеобразовательных школах, пиковые  нагрузки по экскурсионной работе со школьниками будут приходиться на апрель, май, сентябрь. В летние месяцы основной контингент посетителей школьного возраста – участники летних экологических лагерей и группы дополнительного образования.      

В рассматриваемый нами  весенний период (апрель – май) в природных ландшафтах происходят динамичные изменения, связанные с бурным пробуждением и развитием биологической составляющей природных комплексов, а также активизацией экзогенных процессов, вызванных снеготаянием и половодьем. Соответственно, акцент весенних  экскурсий по экологическим маршрутам во многом определяется состоянием природы в данный момент.

          Например, начало апреля – активное снеготаяние, появление первых травянистых ростков, прилет птиц, пробуждение насекомых и земноводных и т.д. Середина апреля – середина мая это: великолепное разнообразие первоцветов, набухание почек и появление молодых листьев, половодье рек, ручьев и постепенное понижение уровня вод, полноводные родники, поющие птицы и т.д. Во второй половине мая можно наблюдать завершение бурного роста растительных компонентов, продолжение и начало цветения отдельных видов, гнездование и выведение потомства у птиц и другие фенологические события.

        Подобное  разнообразие  тематики  для  экологических маршрутов в весенний период требует квалифицированной подготовки гидов-проводников  для гибкости построения каждой экскурсии.

      В летний период природные ландшафты хотя и приобретают определённую внешнюю стабильность, но при внимательном наблюдении также имеют массу динамичных особенностей.

     Сентябрь-октябрь  интересен разнообразием форм грибов, буйством красок осенней листвы. Зимой вдоль тропы ежегодна прокладывается лыжня, поэтому возникает возможность не только пеших, но и лыжных  экскурсий,

    С одной стороны, задачей тропы  является  своеобразный  «природоведческий

ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об  объектах,

процессах  и  явлениях  окружающей  природы.  С   другой   стороны,   задача

экскурсоводов и  проводников—  научить  своих  слушателей  видеть,  замечать

различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в  зоне

маршрута тропы, и уметь  комплексно  оценивать  эти  результаты  воздействия

человека на окружающую  среду.  Третья,  в  конечном  итоге  главная  задача

учебных троп, — способствовать воспитанию экологической  культуры  поведения

человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей  друг  с  другом  и

отношения человека к  природе. Во-первых; сам  процесс  оборудования  тропы  силами  учащихся  позволяет руководителям  создавать  разные  ситуации,  играющие  важную  роль  в  деле образования  и  воспитания  школьников.   Во-вторых,   оборудованная   тропа помогает  организовать   учебно-воспитательную   деятельность   учителей   и учащихся, в-третьих, она  несет  информацию  для  тех  посетителей,  которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть,  что  тропа, как правило, объединяет участки, где проводится  экологический  практикум  и организуется  природоохранная деятельность учащихся,  то  ее  использование настолько многогранно, что она становится своеобразным учебным  кабинетом  в природе.

СТАНЦИЯ   №1 : «БИОЦЕНОЗ СОСНЯК»

На этой остановке речь  пойдет о царице северных лесов и ее подругах. Царицей называют сосну, а ее подругами — представителей различных хвойных растений. Это ель, лиственница, пихта, можжевельник, тис, секвойи, кипарис и т.д. Всего к классу хвойных относится около 560 видов. По сравнению с цветковыми вроде бы немного, но роль этих растений в природе и жизни человека очень велика. Ведь хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты.

На земном шаре насчитывается 200 видов сосен. Особым авторитетом среди них пользуются сосна обыкновенная и сосна кедровая. Сосновые леса широко распространены в нашей стране.

Сосна — могучее дерево до 30-40 м высотой, имеющее диаметр ствола до 1 м, кора ее отливает красной медью. Предельный возраст 350-400 лет. Нижние части ствола лишены ветвей. У старых сосен первые сучья начинаются, как правило, на высоте 10 м от земли. Сосна очень светолюбива. Под пологом других деревьев она расти и возобновляться не в состоянии.

Если сосна выросла не в лесу, а на открытом месте, облик ее иной. Дерево не такое высокое. Ствол толще, оно более ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы. Они растут на скалах, на болотах, песках. По долинам рек, на песчаных почвах сосновые леса заходят глубоко в степные районы. Кстати, сосна — одно из немногих деревьев, уживающееся с торфяными мхами. Корневая система сосны, растущей на болоте, поверхностная, а у сосны на песках — стержневая, глубокая, с сильно развитыми боковыми корнями.

Игловидные листья сосны — хвоинки достигают 3-4 см в длину. Они расположены по две на сильно укороченных побегах, поверхность их покрыта восковым налетом. Вечнозеленость сосны служила объектом множества загадок у разных народов ("Зимой и летом одним цветом", "Все паны скинули кафтаны, один пан не скинул кафтан"). Хвоинки на дереве держатся 2-3 года.

ПРИМЕНЕНИЕ СОСНЫ В МЕДИЦИНЕ.

Сосна — лесная аптека. Чистую живицу (смолу) можно накладывать на рану вместо бинта или пластыря. Кладут ее и в больные зубы, чтобы унять боль. В старину разведенную спиртом смолу применяли для растирания мышц, суставов. Сосна — одно из древнейших лекарственных растений. Ее хвою включали в состав компрессов и припарок еще 5 тыс. лет тому назад. В Греции и Риме использовали при лечении простудных заболеваний. На Руси было принято жевать смолу для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта. Противоцинготные свойства дерева с давних времен известны народам Сибири, промысловикам и мореходам. Естествоиспытатель П.С.Паллас писал: "Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются от мореходов как лучшее противоцинготное и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное лекарство". В XIX в. каждая экспедиция брала с собой эти "снадобья жизни". Во время Великой Отечественной войны сотрудники Ботанического института им. В.Л.Комарова разработали способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду. В хвое содержатся в доступной для организма форме микроэлементы — цинк, медь, железо, фтор, молибден, имеется большое количество витаминов С, Е, К.

Для приготовления хвойного напитка 30 г свежей молодой хвои (в зимней хвое витаминов больше, чем в летней) промывают в холодной воде, заливают стаканом кипятка, кипятят на слабом огне в закрытой эмалированной посуде 20 мин и, добавив по вкусу сахар, выпивают стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит столько же витамина С, сколько стакан томатного сока, и в 5 раз больше, чем стакан лимонного.

Отвар почек сосны принимают в качестве отхаркивающего средства при воспалении верхних дыхательных путей. Из хвои делают пасту, обладающую прекрасными ранозаживляющими свойствами. Эфирное масло входит в состав препаратов, эффективных при почечных заболеваниях. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного и дезодорирующего средства, а также в состав кремов, предназначенных для питания кожи лица и шеи.


СТАНЦИЯ №2 «ВРЕДИТЕЛИ ЛЕСА».

На данной станции можно познакомить школьников в природных условиях с биологией жуков-короедов и способами их уничтожения. Это задание очень важное, потому что в наших лесах жуки-короеды являются наиболее опасными врагами лесоводства. Однако многие учащиеся имеют о короедах смутные и подчас неправильные представления. Неосведомленность о биологии короедов часто ведет к тому, что человек совершенно бессознательно сам создает рассадник истребителей леса.

Непосредственное знакомство школьников с биологией вредителей и мерами борьбы с ними воспитывает сознательных защитников леса.

Мелкие (длиной 2 — 5 мм), темные жуки-короеды пробуждаются от зимней спячки ранней весной. Их лёт наблюдается в конце апреля или начале мая. Июнь является наиболее благоприятным временем для наблюдений их жизни. Лучшим местом для экскурсии является лес со свежеповаленными деревьями или засыхающие ели и сосны, свежие пни.

Снаряжение обычное. Важно, чтобы у каждого ответственного были острые перочинные ножи.

Ход экскурсии.

Во вступительной беседе учитель указывает, что предстоит познакомиться с биологией короедов, обитающих скрыто под корой деревьев. Чтобы хорошо узнать жизнь этих жуков, надо быть очень наблюдательными, зоркими и терпеливыми.

Распределив учащихся по звеньям, учитель предлагает начать работу с наружного осмотра поваленных или засохших на корню деревьев и исследовать поверхность их коры. Школьники замечают на коре в беспорядке расположенные круглые мелкие дырочки. Около некоторых из них видны кучки мелкоизгрызепных опилок («буровой муки»). Учитель предлагает понаблюдать за такой дырочкой. Через некоторое время из нес покажутся опилки,   которые как будто кто-то выталкивает. Кто же и каким образом делает это?

После нескольких повторных наблюдений   экскурсантам удается подметить, что эту работу: производит небольшой жук, выбрасывающий «буровую муку» задним концом тела. Чтобы убедиться в этом, учитель осторожно острием ножа вырезает кусок (60X100 мм) коры спустя некоторое время, после того как жук спрячется под нее. На внутренней стороне коры видно, что по ровному прямому каналу, пятясь задом, ползет жук. Задним концом тела он толкает к выходу опилки. Школьники наблюдают за поведением короеда, рассматривают под лупой, какое строение имеют надкрылья, замечают, что на вершинах надкрылий имеется вдавление, окруженное зубчиками. Это   так   называемая «тачка». Значение ее в работе жука становится школьникам ясным после наблюдений за поведением короеда.

Затем учащиеся рассматривают рисунок, выгрызенный на внутренней стороне коры и на древесине. Что напоминает он собой? По мнению школьников, «елочку». Обе ветви  «елочки»   направлены   вдоль   ствола:   одна — вперед, другая — назад (или вверх и вниз). Ствол «елочки» — прямой, ровный канал, по которому двигался взад и вперед жук, очевидно, он выточен им. По бокам   канала   отходят постепенно расширяющиеся извилистые ходы;    ближе  у основания «елочки» они заканчиваются небольшими углублениями, в которых знакомые со стадиями развития насекомых учащиеся находят куколок жуков; выше над ними — ходы меньшей длины, в них сидят личинки с хорошо заметной головой,  слабо развитыми' ногами,  дугообразно согнутые. Чем выше, тем уже ходы и сами личинки меньше. В   самом   верху   заметны   лишь   небольшие   боковые углубления, заполненные «буровой мукой», в которой лежат округлые яйца.

После детального исследования отдельных частей рисунка школьникам легко понять, как образуется «елочка»: прямой ровный ход проделывает сам жук (маточный канал), по бокам хода в небольших углублениях (яйцевых колыбельках) он откладывает яйца, окружая их «буровой мукой». Вышедшие из яиц личинки прогрызают по сторонам извилистые ходы (лпчинковые ходы), расширяющиеся с их ростом; в конце ходов личинки окукливаются в   особых   углублениях   (кукольных   колыбельках).

Развившиеся жуки прогрызают летные отверстия над колыбелькой и выходят наружу. Учитель указывает, что такова общая схема семьи жука-короеда.

Одному из звеньев учитель поручает захватить с собой вырезанную  кору со всеми обитателями.

Затем учитель со школьниками переходит к осмотру коры стоящих па корню елей. Снаружи вся кора их кажется усеянной отверстиями. Под корой картина несколько иная. Отдельные  веточки трудно различить; вся кора почти сплошь изъедена, хорошо заметны лишь маточные ходы в виде параллельно идущих каналов. Зато здесь встречаются жуки, напоминающие уже знакомых, но отличающиеся от них лишь более светлой окраской. Это молодые жуки, только что вышедшие из куколок. Второму звену учитель дает задание захватить их с собой и понаблюдать, как будет изменяться их окраска.

На некоторых личинках и даже куколках короедов можно заметить мелких червеобразных личинок каких-то других насекомых. Личинки и куколки иод ними кажутся погибающими. Возникает предположение, что червеобразные личинки — паразиты короеда. Третьему звену поручают положить их вместе с личинками короедов в пробирку для дальнейших наблюдений.

Там же школьники могут заметить небольших (длиной 5—15 мм) розовых личинок с хорошо выраженной головой и ясно заметными челюстями. Они довольно быстро передвигаются. Понаблюдав за ними, удается увидеть, как они нападают на личинок и куколок короедов и поедают их. Это — хищники, личинки жуков-клеров, истребителей короедов. Учитель поручает захватить насекомых с собой следующему звену для наблюдения за их дальнейшим развитием.

Снаружи на поверхности коры часто попадаются небольшие жуки (длиной не более 10 мм) с красными основаниями надкрылий (сами надкрылья черные, с двумя белыми полосками). Это муравьевидные клеры, пли «муравьежуки», с личинками которых учащиеся только что познакомились.

Муравьевидных клеров нередко можно застать за поеданием различных короедов.

Известно много видов короедов. Все они повреждают лиственные и хвойные деревья. Одни короеды живут у основания стволов, другие — под тонкой корой, третьи — на ветвях, а вершинный короед поражает вершину дерева. Короедов различают по количеству зубцов на краях тачек.

Подведение итогов. По окончании обследования поваленных и засыхающих на корню деревьев учитель предлагает учащимся рассказать, что они узнали о жизни короедов, какие наблюдения провели за поведением этих насекомых, как можно бороться с короедами.

СТАНЦИЯ  №3  «БИОЦЕНОЗ «ЕЛЬНИК».

Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели тоже хвоинки, но они короче и более колючие. Хвоя густо покрывает побеги. По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Она гораздо более теневыносливая и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и березовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ель требовательна к почве: она хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями. Ель живет до 250 лет, достигая в высоту более 40 м.

У всех хвойных образуется смола. Польза выделения смолы для дерева несомненна: появляясь в местах повреждения, она заживляет раны. Отсюда и название смолы — живица.

Хвойные деревья и кустарники размножаются семенами, как и цветковые растения, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСНЫ И ЕЛИ.

Основные признаки

Сосна обыкновенная

Ель обыкновенная

Характер хвои

Хвоинки длинные, 3-5 сантиметров в длину, расположены попарно на сильно укороченных побегах.

Хвоинки короткие (1,5-2 сантиметра), расположены одиночно, густо покрывают побеги

Расположение веток

Ветки собраны в мутовки, по которым можно примерно определить возраст дерева. Нижняя часть ствола не имеет веток.

Ветви распределены от верхушки до основания.

Шишки

Относительно округлые

Более вытянутые, с гладкими чешуями

Характер корневой системы

Пластичная корневая система. Зависит от условий произрастания дерева.

Главный корень обыно развит плохо

Требования к освещению

Светолюбивая порода. Образует светлые леса (боры)

Тенелюбивая порода. Образует темнохвойные леса.

Требования к почве.

Неприхотлива по отношению к почве.

Требовательна к субстрату и минеральному питанию.

Потребность во влаге.

Не требовательна по отношению к влаге

Влаголюбива

Опыление и распространение семян

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются животными и ветром.

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются животными и ветром.

Изучение грибов трутовиков как компонентов лесной экосистемы.

Цель: изучение видового многообразия трутовиков; изучение роли трутовиков в экосистеме; изучение строения тела и спор трутовика.

Оборудование: блокнот, ручка, ластик, карандаш, ключ для определения трутовых грибов, таблицы.

Инструктивная карточка.

Грибы питаются готовыми органическими веществами и превращают их в неорганические. Примером являются паразитические грибы трутовики.

Грибы трутовики размножаются спорами, которые созревают в плодовых телах. Споры разносятся потоком воздуха и, попав на поврежденный участок коры дерева, прорастают. В дальнейшем на таком дереве появляются плодовые тела. Трутовики поражают в первую очередь поврежденные и ослабленные деревья, попадая в их тела через дупла, порезы, морозобойные трещины.

Развиваясь на мертвой древесине, грибы-трутовики способствуют ее утилизации. Они участвуют в разложении органических веществ, превращая их в минеральные.

Заложите две-три пробные площадки в различных участках леса. Осмотрите внимательно сухостойные, поваленные, ослабленные деревья и пни. Найдите трутовые грибы. Определите вид дерева, на котором они встречаются. Определите характер прикрепления плодового дерева к субстату. Опишите плодовое тело.

Данные занесите в таблицу.

Вид дерева        

Форма, консистенция плодового тела трутовика, окраска поверхности, характер гименофора        

Состояние

 дерева        

Вид

трутовика

Вопросы

1. На какой древесине развиваются трутовики?

2. Какую роль играют трутовики в экосистеме?

3. Какова роль человека в распространении трутовых грибов?

4. Как происходит размножение трутовых грибов?

5. Какие меры следует принимать для профилактики заражения деревьев трутовыми грибами?

6. Как различаются трутовики по способу питания?


СТАНЦИЯ № 4. «ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ  РАСТЕНИЙ»

Задание группе № 1

1. Отметьте, какие растения встречаются на данном участке, какие изменения произошли с ними осенью.

2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.

Задание группе № 2

1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев, кустарников , трав осенью.

2. Соберите 20 листьев с одного дерева или кустарника и оформите гербарий, расположив листья по степени изменения окраски, начиная с зеленой.

 

В качестве игрового момента нами были предложены загадки о биологических объектах (за правильный ответ Лесовичок и Леший награждали участников сладкими призами).

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч ее долой ?

Лес.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Лес.

На березке что надето?

Нет на дереве берета,

То не шапка, не корона

 Из листвы и веток —

Крона.

Из почек появляются,

 Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью — летят.

Листья.

По всем станам славится

Русская красавица:

Белые одежки,

Золото - сережки,

 С расплетенною косой,

Умывается росой.

Береза.

Хоть колюча, но не елка,

Подлинней ее иголки.

А кора тонка, красна!

Та красавица -.....

Сосна.

Осень листья расшвыряла,

 И деревьям зябко стало.

Только ель средь них одета.

 Из чего ж одежда эта?

Хвоя.

Сок сосновый густ, как мед,

 И такого ж цвета.

Кто, ребята, назовет

Сок липучий этот?

Смола.

По округе славится

Зеленая красавица:

Сарафан - как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка - с опушечкой,

С острою макушечкой.

Ель.

Ягоды - не сладость,

 Зато глазу - радость,

И садам украшение,

И дроздам - угощение.

Рябина.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Муравьи.

У кого вся спинка в точках?

Кто пасется на листочках?

Кого подняться просим в небо

 И принести оттуда хлеба?

Божья коровка.

Ветерок лишь пробежит,

 Вся листвою задрожит,

Затрепещет как тростинка.

 Очень зябкая......

Осинка.

Всем года она считает,

Но птенцов своих бросает.

А послушать: просто врушка —

Это пестрая.....

Кукушка

Есть на речках лесорубы

 В серебристо-бурых шубах.

 Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

Бобры.

Кто на ветке шишки грыз

 И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

сушит на зиму грибы?

Белки.

        


СТАНЦИЯ №4А  «МУРАВЕЙНИК».

«Подойди к муравью, ленивец , (советовал царь Соломон в «Притчах») – посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; он заготавляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою».

                                        «Книга притчей Соломоновых»,

                                                      одна из частей Библии.      

Сентябрь.

Полевые исследования по изучению биологии муравьёв начинаются  с учета муравейников на определенной территории леса:

  1. Определение плотности – количество муравейников на 100м2.
  • Используя компас, ребята прошли по азимуту площадь 100м2. На этом участке нашли 2 наземных гнезда рыжих лесных муравьёв, построенных из веточек, хвоинок и листьев лиственных деревьев.

  1. Маркировка и обмеры муравейников:
  • Муравейник №1 (высота – 72 см; окружность у вершины – 1м; окружность у основания – 3м 20 см.)
  • Муравейник №2 (высота – 56 см; окружность у вершины – 82см; окружность у основания – 2м 80 см)

Показатели обмеров  служат основной характеристикой семьи муравьев. Показатели небольшие, значит, муравейники молодые, семьи слабые.

Следовательно, они нуждаются в охране.

  1. Объявление конкурса рисунка о муравьях (в 5-8 классах).

Октябрь.

1. Выпуск плакатов об охране природы, охране муравейников.

2. Выступления на классных часах в начальной школе о громадной пользе лесных муравьёв. Муравьи сдерживают нарастание численности вредных насекомых и предотвращают возникновение вспышек массового размножения сосновой пяденицы, сосновой совки, зимней пяденицы и других опасных вредителей. Муравьи полезны и тем, что разрыхляют почву и вносят в неё органические вещества. В результате деревья, расположенные вблизи муравейников, получают больше питательных веществ, что улучшает их рост.

                                     Изучение муравейников.

Май.

1. Изучение пищевых связей муравьев.

Ребята выяснили, что одна муравьиная семья за один световой день уничтожает 260-300 разных видов насекомых и их личинок. Подсчитали, что за один месяц ~ 9000 шт.; за год  ~ 63000. Муравейники живут от 50 до 90 лет. Так что за свою жизнь одна муравьиная семья съедает от 3 млн. до 5,5 млн. особей вредных насекомых. Также ребята определили видовой состав корма: личинки жуков, мух, гусеницы бабочек, сухие плоды и семена различных растений.

Эти данные показывают положительную роль муравьёв в биологической борьбе с насекомыми – вредителями леса. Их по праву можно называть «врагами врагов леса».

С тихой улыбкой по лесу ступаю.

Мысли пусты и слова не нужны.

Чуть, мимоходом, приподнимаю

Нижнюю веточку старой сосны.

Все - тишина. Лес роптать не умеет,

Мирно приемлет любую зарю.

Только старуха-сосна, чуть робея,

Скрипнет, да  волю отдаст янтарю.

Мирной тропой муравьишки несутся

Верить науке, - нет их сильней!

Наши тропинки пересекутся –

Кто защитит тебя, муравей?

Ольга Шелест (Бологовская поэтесса)

СТАНЦИЯ № 5. «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ».

Сначала вспомним, что представляет собой растительное сообщество. Это понятие включает в себя определенный флористический состав растений, ярусность в пространстве и во времени, приспособленность растений к совместному проживанию, а также взаимосвязь между растениями и окружающей средой. Далее учащиеся, работая по группам, выполняют задания инструктивной карточки № 1.

Инструктивная карточка № 1.

Задание 1.

Выберите участок на территории тропы размером 10на 10 м. Определите видовой состав растений на этом участке с помощью школьного атласа или определителя. Полученные данные занесите в таблицу 1.

Таблица1.

№ п/п

Наименование вида

Число особей

В каждой группе ученики-экскурсоводы по ходу выполнения задания рассказывают об особенностях строения и значении березы, ели, сосны, черники, малины.

По окончании работы учитель подводит учащихся к выводу о том, что в сквере совместно произрастают разные виды растений. Возникает вопрос: почему растения не мешают друг другу расти? Анализируя расположение растений в пространстве, учащиеся приходят к выводу, что растения растут ярусами.

Ярусность характеризуется расположением вегетативных органов растений на разной высоте над землей в зависимости от их потребности в свете, влажности, площади питания.

Задание 2.

Выделите на пробной площадке ярусы растительности. Определите, какими видами образован каждый ярус. Результаты занесите в таблицу 2.

Таблица 2.

Ярус        

Растения, образующие данный ярус

Древостой        

Подрост        

Подлесок        

Кустарнички        

Травы        

В связи с тем, что вблизи от исследуемой территории проходит автомагистраль, учащимся предлагается выяснить, как автомобильный транспорт влияет на растения, произрастающие в районе экологической тропы.

Задание 3

На расстоянии 5, 10, 20, 40, 80 м от магистрали соберите листья растений на разной высоте. Приложите к их поверхности клеющуюся ленту. Затем снимите ее с листа и вместе со слоем пыли прикрепите на лист белой бумаги. Сравните степень запыленности листьев в зависимости от удаления от автодороги.

Задание 4

Оцените общее состояние экологической тропы. Выявите признаки загрязнения и отметьте их в таблице 3, проставив соответствующее число баллов по следующим критериям:

– слабая загрязненность – менее 8 баллов;

– средняя загрязненность – 9–17 баллов;

– сильная загрязненность – 18–27 баллов;

– очень сильная, близкая к критической – 27–36 баллов.

Таблица 3.

№ п/п

Признаки загрязнений и разрушений

Степень загрязнения, в баллах

1.

Поломанные деревья        

2.

Поломанные кустарники

3.

Сухие деревья        

4.

Сухие кустарники

5.

Гниль на древесной растительности

6.

Отсутствие растительности на почве, вытаптывание

ОСТАНОВКА № 6 «ПОДРОСТ».

Изучение состава и структуры растений лесного сообщества как компонента экосистемы

Цели: научиться закладывать пробную площадку для изучения сообщества; научиться составлять план и физико-географическое описание площадки; изучить видовой состав лесного сообщества, научиться определять тип лесного сообщества, оценивать состояние древесных растений, изучить пространственную структуру лесного сообщества.

Оборудование: компас, веревка длиной 4 м, 4 колышка, блокнот, ручка, карандаш, ластик, карта «Лосиного острова».

Инструктивная карточка

При подготовке к работе необходимо определить среднюю длину шага. Для этого с помощью рулетки отмерьте расстояние 10 м на земле. Подсчитайте, какое число шагов средней длины умещается в этом расстоянии. Подсчет шагов сделайте 3–4 раза и определите среднее арифметическое число шагов в 10 м.

1. Закладка пробной площадки для изучения лесного сообщества.

Изучение лесного сообщества необходимо проводить на площадке размером 10х10 м. Для установки границ площадки вбейте колышек №1. По компасу сориентируйтесь строго на север от колышка №1 и отсчитайте шагами расстояние, примерно равное 10 м. Вбейте колышек №2. От него

Таким же образом отсчитайте 10 м на запад, поставьте колышек №3. Точку №4 найдите, двигаясь от точки 3 в южном направлении. Пробная площадка должна быть квадратной, с четкими границами. Площадку ограничьте с помощью веревки длиной 40 м.

2. Составление плана пробной площадки.

Осмотрите выбранную площадку. Обратите внимание на особенности рельефа и растительный покров. Начертите план вашей площадки, отметив особенности рельефа и деревья с кустарниками в соответствии с масштабом.

3. Составление физико-географического описания пробной площадки.

Для составления описания пробной площадки заполните бланк, выданный вам перед работой. При характеристике положения площадки укажите общий характер рельефа территории – равнина, плато, низменность. Определите другие формы рельефа. По карте выясните положение рек, речек или ручьев в окрестностях. Определите принадлежность пробной площадки к бассейну крупной реки или озера. Также отметьте наличие мелких неровностей, кочек, промоин, бугров. Попытайтесь установить их происхождение: природное или антропогенное.
Равнина – ровный участок поверхности высотой 200–500 м над уровнем моря. Низменность – то же, что равнина, но высотой не более 200 м над уровнем моря. Плато – ровное или волнистое пространство, возвышающееся над окружающей местностью, с хорошо выраженными склонами или обрывами.

4. Определение видового состава древесных растений.

Сообщество смешанного леса представляет собой естественную группировку растений, животных, бактерий, грибов, лишайников, живущих во взаимодействии друг с другом. Разные виды растений оказывают неодинаковое влияние на условия жизни в сообществе. По силе влияния различают следующие группы видов растений:

а) виды-строители – преобладающие виды с наиболее мощным средообразующим воздействием;

б) постоянные спутники – виды, присутствующие в сообществе, но не господствующие в нем;

в) господствующие виды – виды, преобладающие в различных ярусах леса.

Описание видового состава растений начинайте с любого угла площадки, не сходя с места. Перепишите все растения, которые находятся в поле зрения. Далее медленно идите вдоль одной стороны площадки, останавливаясь и отмечая вновь появляющиеся виды растений. Дойдя до второго угла, задержитесь, затем продолжайте обход по остальным сторонам площадки до начального пункта. Дополняйте список видами, которые становятся заметными при внимательном анализе травостоя. В заключение полезно пройти площадку еще раз по диагонали.

На пробной площадке проведите исследования видового состава древесных растений, при этом:

– определите виды деревьев и кустарников;

– подсчитайте количество особей каждого вида;

– определите жизненную форму растений;

– определите обилие растений в сообществе.

5. Определение типа лесного сообщества.

При всем разнообразии лесов их можно разделить на определенные группы растительных сообществ. Такие растительные группировки называют типами лесов. С помощью описания типов лесных сообществ определите тип сообщества на вашей площадке.

6. Оценка состояния древесных растений лесного сообщества.

Внимательно осмотрите древесные растения на пробной площадке. Определите санитарное состояние древесных растений: здоровое, ослабленное, сухостойное, поваленное на землю, пень. Ослабленное дерево может иметь сухую макушку, разреженную крону с желтыми листьями, морозобойную трещину или трутовики на стволе.

7. Изучение ярусности лесного сообщества.

Лесное сообщество, как компонент экосистемы, имеет видовую и пространственную структуру. Деревья в лесу формируют верхний ярус, второй ярус состоит из молодых особей деревьев верхнего яруса и взрослых деревьев других, меньших по размеру видов. Третий ярус – кустарники, четвертый – травы и кустарнички, пятый – мхи и лишайники.

Выделите ярусы насаждений на вашей площадке. Какие породы деревьев, кустарников, трав формируют основные ярусы леса на площадке. Наблюдения занесите в бланк, выданный перед выполнением работы.

Вопросы и задания

1. Какой тип лесного сообщества вы изучали?

2. С какими видами растений вы встретились?

3. Какие из них обладают средообразующим воздействием?

4. Выделите преобладающие виды растений в отдельных ярусах сообщества.

5. Опишите пространственную структуру изучаемого сообщества.

6. Каково состояние древесных растений в сообществе?

7. Каких деревьев больше – здоровых или ослабленных?

(Примечание. Все необходимые таблицы и описания даются на установочных лекциях.)


СТАНЦИЯ №7 «БИОЦЕНОЗ  БОЛОТО».

Все болота образуются при избытке застойной воды. Наибольшее распространение болота имеют в северной части лесной зоны, поскольку холодное лето и повышенная влажность способствуют их развитию.

Торфяные верховые, или сфагновые, болота образуются среди еловых или сосновых лесов, иногда на лесных лугах, обычно в понижениях и котловинах с; застойной влагой, препятствующей проникновению кислорода воздуха. Здесь отмирающие растения не сгнивают, как это бывает на сухих почвах, а превращаются в торф. Слой торфа может достигать большой мощности, в несколько метров.

 На торфяных болотах растения поставлены в особые условия существования. Сфагновый мох ежегодно нарастает своими верхушками на несколько сантиметров, и таким образом уровень всего болота постепенно повышается, почему оно и получило название верхового. Растения приспособились к этому неодинаково: кустарники выпускают корни выше по стволику, травы, вытягиваясь, выносят весной на поверхность моховых подушек свои зимующие почки. Грунтовая вода находится под слоем  торфа и часто бывает недоступна растениям. Поэтому растения берут воду из моховых подушек, которые поглощают атмосферную влагу — дождь и росу, всасываемые мхом, как губкой. В связи с этим болота эти мокры только в дождь и пасмурную погоду, а в засуху они высыхают. На сплошном ковре торфяного, или сфагнового, мха (от греческого «сфагнос» — губка) вырастают немногочисленные низкие кустарники — багульник, ягодники — голубика, черника, брусника, морошка, клюква, водяника; травянистых растений очень мало. Своеобразно насекомоядное растение росянка. На некоторых торфяниках растут низкие, чахлые и кривые сосны, карликовая береза; ель здесь не выживает.

Встречаются отдельно стоящие березы, относящиеся к виду береза повислая. На этом этапе ученик-экскурсовод раскрывает взаимосвязи между организмом и абиотическими факторами среды. Обращает внимание на раскидистые ветви, форму кроны, увеличение размера листовой пластинки березы, растущей на открытом пространстве, и сравнивает ее с березой, растущей в роще неподалеку. Учащиеся узнают о биологических особенностях березы и о том, что многие народы считают ее священным деревом. Желательно упомянуть о пользе этого дерева.

На этом этапе учащиеся определяют черты приспособленности растений к местообитанию, выполняя задание инструктивной карточки № 2.

Таблица №.

№ п/п

Название растения

Характеристика органов растения

Черты приспособления к условиям местообитания


СТАНЦИЯ  №8 ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ».

Клюква.

Клюкву собирают в осеннюю пору на торфяном болоте, где она растет в изобилии и где в это время все моховые подушки украшены лежащими на них крупными красными ягодами.

Ягоды собирают в три срока. В сентябре ягода твердая, но при хранении дозревает и размягчается; ее можно хранить всю зиму, залив холодной водой. Сбор поздней осенью, с наступлением морозов, дает ягоду сочную, наиболее вкусную и кислую; ее хранят в замороженном виде, но при оттаивании она быстро портится. Подснежная клюква, собираемая ранней весной, когда снег оттаял, более сладкая вследствие уменьшения кислотности, но сохраняется недолго.

Растет клюква на севере, по торфяным болотам всей зоны хвойных лесов европейской части России.

Клюква четырехлепестная), или болотная,— Oxycoccus quadripetalus Gilib. (О. palustris Pers.) принадлежит к семейству брусничных — Vacciniaceae. Название, данное ей, происходит от греческого oxys — «острый», «кислый» и coccus — «шаровидный», что хорошо характеризует ягоды клюквы.

Это стелющийся мелкий изящный кустарничек со стеблями до 80 см длины, с зимующими листьями, сверху зелеными, снизу серебристыми, покрытыми восковым налетом, и красивыми темно-розовыми пониклыми цветками. Венчик глубокочетырехраздельный, с долями, загнутыми назад. Завязь нижняя, четырехгнездная; ягоды крупные, красные, в диаметре около 12 мм. Цветет в мае — июне, плоды созревают в конце августа и сентябре.

Ягодный сок содержит 2—5% органических кислот, среди которых примерно половину составляет лимонная кислота. В плодах j содержится сахар, пектиновые вещества и в незначительном количестве (12 мг%) витамин С.

Свежую клюкву перерабатывают на клюквенный экстракт, из которого приготовляют кислое питье для лихорадящих больных. Это лучшее жаждоутоляющее средство, свойства которого обусловлены специфическим действием лимонной кислоты. В домашних условиях больным дают выжатый клюквенный сок, разбавленный водой.

Багульник.

Весной, когда случается подходить к  заболоченному хвойному лесу,  белые густые зонтики цветков, выделяют своей яркой белизной даже ночью. Если же подойти близко, то чувствуется по первому впечатлению приятный, но одурманивающий навязчивый аромат — это цветет багульник болотный — Ledum palustre L. из семейства вересковых — Ericaceae .

Обитая среди мха, багульник находится под угрозой быть заживо погребенным, так как торфяной мох ежегодно нарастает на некоторую высоту и поверхность болота неизменно повышается. Это обстоятельство отражается на развитии корневой системы багульника. Растение образует на погружающихся ветвях придаточные корни, заменяющие погребенные и постепенно отмирающие части.

Багульник — низкорослый кустарничек 0,3—0,5 м (до 1,2 м) высоты с неопадающими на зиму кожистыми листьями на коротких черешках. Листовая пластинка продолговатая, с завороченными книзу краями. Сверху лист темно-зеленый, снизу покрыт буровато-ржавым войлоком волосков и желтыми точками — железками. Цветки довольно крупные, белые, на длинных тонких цветоножках; образуют на конце ветвей щиткообразные соцветия. Плод — поникающая коробочка с многочисленными мелкими семенами. Цветет в мае — июне, плодоносит в августе. Растет обычно большими зарослями. Заготавливают молодые одно-двулетние облиственные ветки в период отцветания.

Багульник содержит в среднем до 2% эфирного масла, главная составная часть которого — сесквитерпеновые спирты азуленового ряда — ледол и палюстрол, немного арбутина и дубильные вещества.

Растение ядовито, но в небольших дозах применяется.

Прописывают настой при коклюше как отхаркивающее и наружно — масляный отвар веточек при кожных заболеваниях.

Багульник — популярное народное средство при ревматизме, бронхиальной астме, кашле и одышке. На Западной Украине считается, что настой багульника предохраняет от инфекции и его пьют как профилактическое средство во время эпидемий. Наружно применяют мазь, приготовленную настаиванием расплавленного свежего жира на мелкоизрезанных ветках багульника и корневищах чемерицы.

Порошком листьев багульника засыпают одежду для предохранения от моли или кладут в шкаф его веточки. Для уничтожения насекомых-паразитов   помещение  окуривают  порошком  багульника.

Черника.

         Это кустарничек с очередными яйцевидными голыми, опадающими I на зиму листьями с пильчатым краем (рис. 16). Цветки одиночные, пазушные. Венчик розовый, в виде бубенчика, тычинок 10, завязь нижняя, пятигнездная. Цветет в мае- июне. Плод — черно-синяя шаровидная ягода, на верхушке приплюснутая, с небольшой кольцевой оторочкой от остающейся чашечки, в центре которой находится остаток столбика или небольшое углубление на месте его прикрепления. Мякоть красновато-фиолетовая, с многочисленными мелкими семенами, вкус приятный, кисловато-сладкий, вяжущий. Сборщики собирают ее в июле — августе. Ягоды можно вычесывать особыми гребнями. Такой сбор быстрее, чем вручную, но дает большую засоренность незрелыми ягодами и листьями, что требует последующей сортировки. Ягоды подвяливают на воздухе, затем, рассыпая слоем в 1—2 см, сушат в русской печи, духовке или в плодосушилках. Температура сушилки должна быть около 60—70°С, так как при более высокой температуре ягоды спекаются или подгорают, а при более низкой — киснут и плесневеют. Хорошо высушенные ягоды сильно сморщены, не пачкают рук при пересыпании и не сбиваются в плотные комки. После сушки подгоревшие и почерневшие ягоды отбирают, они хрупкие и при надавливании рассыпаются на куски.

Применяют чернику в виде киселя или настоя, как вяжущее средство при поносах, преимущественно для детей. Лечебное действие зависит от содержания дубильных веществ (около 7%), вкусовые же качества — от содержания сахара (5—20%) и кислот — лимонной и яблочной (7%). Красящим свойством обладает пигмент антоциан. Ягоды черники входят в пищевой рацион летчиков как средство, улучшающее зрение.

1—2 чайные или одну столовую ложку заваривают на стакан кипящей воды, процеживают и пьют настой теплым (подогретым) по полстакана (для взрослых) 4 раза в день до еды. Черника входит в состав желудочного вяжущего чая (№ 29). Аптеки имеют жидкий экстракт черники.

Лекарственное значение имеют также листья черники, предложенные для лечения сахарной болезни, так как обладают инсулиноподобным действием.

Брусника.

В северных лесах не меньшая роль, чем чернике, принадлежит бруснике. Эту ягоду заготовляют на зиму в массовых количествах в виде варенья и в виде моченой брусники. Залитые водой ягоды сохраняются до весны, так как содержат бензойную кислоту, предохраняющую их от порчи.

Брусника — Vaccinium vitis idaea L. из семейства брусничных — Vacciniaceae — кустарничек, растущий в сосновых, реже в лиственничных лесах различных типов.   Встречается она и в беломошниках вместе с вереском, в зеленомошниках, часто вместе с черникой; можно собирать бруснику и на торфяном болоте вместе с голубикой, встречается она и в тундре.

Лекарственное значение имеют листья. Они вечнозеленые, зимующие под снегом, плотные и кожистые, голые, овальной формы, край листа несколько загнут к нижней стороне, отличающейся более светлой окраской и наличием многочисленных многоклеточных железистых ворсинок булавовидной формы. Цветки розоватые, кувшинчатой формы, собраны в кисти. Цветет в мае — июне.

Листья собирают весной, во время цветения, позднее собранные листья  чернеют при сушке.

Их применяют как мочегонное средство, дезинфицирующее мочевые пути. Содержат гликозид арбутин, расщепляющийся в организме на сахар и гидрохинон, который имеет бактерицидные свойства. Кроме того, листья содержат дубильные вещества, флавонолы и пр.

Листья брусники прописывают в виде отвара: одну столовую ложку крупноизмельченных листьев заваривают на стакан воды и кипятят 5—10 мин; принимают по одной столовой ложке 3—4 раза в день.

Сушеные ягоды брусники входят в витаминные чаи.

АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕРРИТОРИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ.

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ.

 По ниже  предложенной классификации наша экологическая тропа отвечает третьей степени деградации. Антропогенное влияние достаточно велико: ведь мы изначально выбрали маршрут, достаточно сильно подверженный человеческому влиянию:

  • Выпас скота
  • Выгул собак
  • Влияние транспортных средств
  • Поджоги деревьев
  • Разрушение муравейников
  • Несанкционированные рубки деревьев
  • Замусоривание бытовыми отходами.

Исходя из вышесказанного, нами была проведена пропагандистская акция среди обучающихся начальной школы о влиянии человека на лес. Ребята с удовольствием и большим интересом слушали рассказы юных исследователей о проблемах леса, задавали вопросы, а в конце занятия получили памятки о правилах поведения в лесу (см. Приложение №3).

ШКАЛА РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЛЕСНОЙ СРЕДЫ

Стадия деградации.

Характеристика.

1.Признаков нарушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и кустарников нормальные, механические их повреждения отсутствуют, подрост - (разновозрастный) и подлесок жизнеспособные, моховой и травяной покров характерные для данного типа леса видов, подстилка (пружинящая) не нарушена. Регулирование рекреации не требуется.

2.Незначительное изменение лесной среды и ухудшение роста и развития деревьев и кустарников, единичные их механические повреждения, подрост (разновозрастный) и подлесок жизнеспособные, средней густоты; имеют до 20% поврежденных и усохших экземпляров. Проективное покрытие мхов до 20%. травяного покрова – до 50% (из них 1/10-луговой), нарушение подстилки незначительное, почва и подстилка слегка уплотнены, слегка нарушены, отдельные корни деревьев обнажены, вытоптано до минеральной части почвы до 5% площади. Требуется незначительное регулирование рекреации.

3.Значительное изменение лесной среды, рост и развитие деревьев ослабленные, до 10% стволов с механическими повреждениями, подрост (одновозрастный) и подлесок угнетены, средней густоты или редкий, 21–50% поврежденных и усохших экземпляров. Мхи встречаются только у стволов деревьев, проективное их покрытие 5–10%, травяного покрова 60–70% (из них до 2/10 луговой), появляются сорняки, под стилка и почва значительно уплотнены, довольно много обнаженных корней деревьев, вытоптано до минеральной части почвы 6–40% площади. Требуется значительное регулирование рекреации.

4.Лесная среда сильно нарушена, древостой куртинно-лугового типа, деревья значительно угнетены, 11–20% стволов с механическими повреждениями, подрост и подлесок нежизнеспособный (сохранился преимущественно в куртинах), редкий или отсутствует, поврежденных и усохших экземпляров более 50%. Мхи отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова 40% (из них 1/2 луговой и сорняки). Много обнаженных корней деревьев, подстилка на открытых местах отсутствует, вытоптано до минеральной части почвы 41–60% площади. Требуется строгий режим посещения.

5.Лесная среда деградирована, древостой изрежен, куртинно-лугового типа, деревья сильно ослаблены или усыхают, более 20% с механическими повреждениями,

подрост, подлесок, мхи, подстилка отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова до 10% (3/4 луговой и сорняки), корни большинства деревьев обнажены и повреждены, вытоптано до минеральной части почвы более, 60% площади. Рекреация не допускается.

(по материалам Парколесоустроительной экспедиции Федеральной службы лесного хозяйства России, Москва, 1994 г.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Создание учебных экологических троп способствует повышению  научного  уровня

школьного образования. Знания, которые учащиеся  получают  на  тропе,  тесно

связаны  с  программным  материалом;  они  помогают  расширять  и  углублять

знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети  овладевают

умениями применять на практике  знания  из  разных  предметов  в  комплексе,

постигая неразрывное единство природной среды и человека.

   На учебной тропе  обучение  и  воспитание  сливаются  в  единый  процесс.

Школьники усваивают здесь не только научные знания о природном среде,  но  и

этические и правовые нормы,  связанные  с  природопользованием.  Именно  на

экологической  тропе  постоянно  создаются  условия  для  сочетания   мысли,

чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие  воспитания  убеждений

личности, ее мировоззрения.

   Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с  жизнью,  с  трудом

людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду.  Школьники  не

только расширяют свои  естественнонаучные  знания,  но  постигают  отношения

человека к окружающей среде процессе труда и отдыха. Они  учатся  комплексно

оценивать   результаты   труда,   прогнозировать   экологические   следствия

деятельности  человека,  в  том  числе  своей   и  своих  товарищей.  Высшим

проявлением  связи  обучения  с  жизнью  становится  участие  школьников   в

улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

   Создание учебных экологических трон помогает гуманизировать  образование.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются  в  ходе

занятий на тропе, направлены  на  решение  одной  из  самых  гуманных  задач

нашего времени — оптимизации отношений человека с  природной  средой.  Этому

подчинены содержание,  методы  и  формы  организации  учебно-воспитательного

процесса  на  тропе.  Экологическая  тропа  —  это   перспективная   учебная

территория,  где  школьники  выступают  в  роли  учителей,   пропагандистов,

тружеников, где формируются  их  гражданские  качества,  активная  жизненная

позиция.

                                 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Алексеев А.И. Москвоведение. Край наш Московский: история, природа, современность. Пособие для учащихся. – М.: ЭКОПРОС, 1997.
  2. Алексеев С.В. Практикум по экологии. – М.: АО МДС, 1996.
  3. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)-

     М. : Знание, 1986.

  1. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во

     внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.

  1. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.

     Учебное пособие для студентов вузов - Ростов: Феникс, 1996.

  1. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке.  ж-л

  «Биология в школе» №6, 2000.

  1. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя –  М.

   Просвещение,1984.

  1. Чижова В.П. Петрова Е.  Г.  Рыбаков  А.В.  Экологическое  образование

  (учебные тропы) – Сб. «общество  и природа» МГУ , 1981.

  1. Беляева Л.Т. Ботанические экскурсии в природу. – М.: Учпедгиз, 1955.
  2.  Измайлов И.В. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1983.
  3.  Кожевников А.В. По тундрам, лесам, степям и пустырям. – М.: Просвещение, 1954.
  4.  Мачульский Е.Н. Северо-Западный округ Москвы. – М.: Энциклопедия российских деревень, 1997.
  5. Падалко Н.В., Федорова В.Н. Методика обучения ботанике. – М.: Просвещение, 1997.
  6. Паспорт на государственный памятник природы местного значения.
  7. Пугал Н.А. Экологический мониторинг//Биология. № 28–36, 1995.
  8. Рыбальский Н.Г. Экологический мониторинг. – М.: РЭФИА, 1996.