Рабочая программа по экологии 8 класс
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора по УВР Директор МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»
_____________ /Щербинина Е.А./ ____________ /Джавадова Н.В./
« 27 » августа 2015 г. Приказ № 117 от « 27 » августа 2015 г.
Рабочая программа по экологии
класс – 8
уровень: базовый
Корсакова Любовь Ивановна,
учитель биологии и экологии,
I квалификационной категории
Рассмотрено:
на Методическом Совете
Протокол № 1 от « 27 » августа 2015 г.
Руководитель МС: ________/Бородастова И.В./
с.Ивантеевка
2015 – 2016 учебный год
Библиография.
Рабочая программа составлена на основе региональной программы по экологии 8 класса .Кафедра естественнонаучного циклаСарИПКРО г. Саратов 2005 год. Учитывалась программа по экологии для общеобразовательных школ. Москва. 2006 год и Федеральные стандарты народного образования 2006 года.
Автор –составитель: Корсакова Любовь Ивановна
Аннотация:
Уникальность данной программы состоит в том, что учащиеся сначала знакомятся с человеком, как биосоциальным видом, а потом выявляется как среда влияет на здоровье человека. Особое внимание уделяется изучению ландшафтной экологии, что дает возможность применять эти знания в практической деятельности. Программа рассчитана на учащихся 8 класса гимназии. В ней нашли цели и задачи изучения экологии по ступеням основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по экологии. В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Концепция и миссия образовательного учреждения.
Цель инновационных преобразований в гимназии: формирование у учащихся общественно значимых способностей и системы ценностей, направленной на утверждение собственной успешности и конкурентноспособности, через укрепление статуса гимназии в местном сообществе, как центра сосредоточения интеллектуального, культурного, гражданского, духовно-нравственного потенциала.
Реализация поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
-освоение Государственного образовательного стандарта;
-обеспечение нормативно-правовой базы муниципального общеобразовательного учреждения;
-создание условий для научно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях развивающей образовательной среды;
-распространение инновационного педагогического опыта;
-развитие информационного обеспечения управленческой педагогической деятельности;
-сохранение стабильного кадрового потенциала и создание условий для личностного роста педагогов гимназии;
-расширение совместных позитивных целей взаимодействия « гимназия-семья», повышения личной ответственности за ход и характер взаимодействия его участников, ориентация на содружество;
-развитие социального партнерства, межведомственного сотрудничества;
-организация дистационного обучения в УВП.
Особенности ОУ.
Уникальность гимназии состоит в том, что она является единственным учреждением в области такого типа. 99% выпускников являются студентами ВУЗов и техникумов. Не прерывается связь с выпускниками. В 10 классе изучается базовый уровень, а в 11 класса – физико-математический и гуманитарный профиль обучения. В гимназии есть все условия для совершенствования знаний учащихся, имеется хорошая материально- методическая база. В большом объеме проводится научно-исследовательская работа по всем предметам. Сильный педагогический коллектив, 5 человек являются победителями Всероссийского конкурса ПНПО. Гимназия является методическим центром для школ района.
Модель выпускника на 2 ступени качества развития –идет активное развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план выдвигается формирования учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Происходит включения обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которых составляет такие учебные действия, как видеть проблемы, ставить задачи, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям
Пояснительная записка.
Концепция программы.
Программа по экологии для 8 класса разработана на основе научных , обоснованных подходов к изучению морфологичеких и физиологических особенностей человека. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных , познавательных качеств личности. Лабораторные и практические работы развивают интерес к биологии как науке, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Уроки экологии дают возможность учащимся самореализоваться через экспериментальную и проектную деятельность, умению видеть экологические проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.. Особое внимание уделяется развитию сотрудничества между педагогом и учащимся, учебный материал строится вокруг знаний ребенка. Все это дает учащимся возможность для развития рефлексивных возможностей и овладения способами самосовершенствования, понять роль и место экологии в системе стественно-научных наук.
Обоснованность программы.
Экология 8 класса является логическим продолжением экологии животных, изучаемой в 7 классе. Необходимость изучения этого предмета доказывает неграмотное поведение человека в природе, не умение вести здоровый образ жизни. увеличение заболеваемости среди людей, даже молодого возраста, доказывает правильность этих предположений.
Экология человека изучает взаимоотношения с окружающей средой. В программе рассматриваются материалы, показывающих роль человека в природе, условия существования человека, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. Введена новая тема «Ландшафтная экология», данный материал связан с экологической обстановкой Саратовской области.
Образовательная область предмета.
Экология человека входит в область естествознания. Курсу экологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания, включающие интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии, математику, физкультуры.
По отношению к курсу биологии данный курс является продолжением и углублением изучения биологии человека. В ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о способах сохранения здоровья человека, его роли в природе и обществе.
Цели :
- Вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
- Приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
- Ориентация в системе моральных норм и ценностей; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологического сознания; воспитание любви к природе.
- Развитие познавательных мотивов, направленного на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений.
- Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными
- Формирование у учащихся познавательной культуры осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Задачи:
- Выделять существенные признаки отклонений от физиологической деятельности человеческого организма.
- Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.
- Определять принадлежность человека к определенной систематической группе ,объяснять роль экологии в практической деятельности людей
- Различать на таблицах части и органы человеческого организма, для определения того или иного органа при заболевании.
- Уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения и наблюдения.
- Знать основные правила поведения на природе и основ здорового образа жизни.
- Определять влияние факторов риска на здоровье человека.
- Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
- Усвоить приемы оказания первой помощи при различных отравлениях, укусах животными, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающих
- Уметь овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты
Программа должна быть реализована в течении 1 года.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
Основной принцип отбора материала состоит от простого к сложному, чтобы при изучение нового материала можно опираться на изученный. активной личности, мотивированной к самообразованию.
При составлении тематического планирование отступлений от регтогальной программы Поскольку основные содержательные линии школьного курср химии тесно переплетены, поэтому в тематическом планировании содержание представлено не по линиям , а по разделам.
Сначала даются первоначальные представления о химии, так как предмет только начинает изучаться . Через атомы и виды химической связи изучаются простые вещества и здесь же производится расчеты по формулам Конкретное изучение соединений химических элементов дает возможность изучить типы химических реакций и процессы происходящие в растворах. Даются сведения о химическом элементе и формах его существования ( атомах, изотопах, ионах; простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах, основаниях, кислотах и солях); о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. Учитывается принцип «концентризма» и переход от «простого» к «сложному».
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. При этом планируется использование ИКТ, работа с газетой «ЗОЖ».
Общая характеристика учебного процесса.
Основные виды уроков: комбинированные, изучения и первичного закрепления новых знаний, контроля и оценки знаний. Из методов работы необходимо применять дифференцированную работу, работу по таблицам, практические работы, работа с учебником и рабочими тетрадями. Для закрепления знаний использовать учебное электронное издание. При решении поблеем применять групповую форму работы .
Весь курс рассчитан на 35 час., т.е. 1 час в неделю. Длительность урока 45 минут..
Аудиторная нагрузка:
-1 четверть – 9 часов;
2 четверть - 8 часов;
3 четверть – 11 часов.
4 четверть – 7 часов
Логические связи данного предмета с остальными предметами Экология 8 класса переплетается с экологией 7 класса, тесно связана с биологией 8 класса ОЗОЖ, географии, математики, русского языка. Здоровый образ жизни, изучаемый на уроках ОЗРЖ , используется при изучении каждой темы. Этнологический образ жизни людей связан непосредственно с уроками географии. Вычисления физических нагрузок на различные участки тела, пульса связаны с математическими расчетами. При закреплении материала используются знания русского языка. Знакомимся с различными видами физических упражнений при изучении опорно-двигательной системы.
Предполагаемые результаты знаний и система оценки достижений учащихся.
Система оценки достижений учащихся:
- Оценка знаний и умений за выполнение химического эксперимента на практической работе:
0 баллов – работа не выполнена.
1-2 балла- работа выполнена не менее, чем на половину с учетом техники безопасности, выводы отс4тствуют, допущены многочисленные существенные и несущественные ошибки.
3 балла – работа выполнена не менее чем на половину с учетом техники безопасности, при этом выводы отсутствуют, допущены 2-3 несущественные и 2-3 существенные ошибки.
4 балла – работа выполнена не менее чем на половину, сделаны наблюдения, выводы отсутствуют, допущены 1-2 существенные и 1-2 несущественные ошибки.
5 баллов- работа выполнена на две трети от задания с учетом техники безопасности, сделаны наблюдения и выводы, при этом допущена 1 существенная или 2-3 несущественных ошибки
11.Оценка знаний устного ответа :
1. )2 балла– нет ответа
3 балла- учебная деятельность носит репродуктивный характер, осуществляются простейшие способы деятельности, материал узнается, запоминается, воспроизводится частично, но без понимания всех связей и закономерностей; характерно проявляется определение волевых усилий, мотивации учения, попытки к самостоятельности и осмслению учебных действий.
4 балла – учебная деятельность носит репродуктивный и продуктивный характер, материал усваивается на уровне воспроизведения и понимания, осуществляется описание и анализ действия с объектом изучения, устанавливаются некоторые причинно-следственные связи, даются определения, объяснения, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами.
5 баллов. –учебная деятельность носит продуктивный характер и предполагает высокую степень осмысления знаний, осознанность их связей в пределах раздела или курса, умения объяснять, соотносить, составлять, характеризировать, сравнивать, анализировать, описывать изучаемые обьекты, применять знания в практической деятельности, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами темы, проявляется самостоятельность, последовательность действий с четко обозначенными задачами.
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
Применять знания:
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни.
Сравнивать:
- клетки, ткани, органы, системы органов растений, животных и человека.
Распознавать:
- типы тканей на микропрепаратах;
- органы и системы органов.
Обосновывать:
- родство млекопитающих животных и человека;
- меры профилактики СПИДа, появления вредных привычек;
- влияния экологических и социальных факторов на здоровье человека.
Делать выводы:
- о клеточном строении организма;
- о происхождении человека;
- о единстве органического мира;
- о взаимосвязях строения и функций клеток, тканей, органов, систем органов человека
. Ключевые компетентности
- Уметь черпать информацию из разных источников, адекватно передавать ее содержание.
- Уметь рассуждать, грамотно и спокойно доказывать собственную точку зрения.
- Принимать точку зрении собеседника, не перебивая его высказывания.
- Проводить химические эксперименты, предусмотренные программой
Базовые компетентности.
- Грамотно проводить химические записи в тетрадях
- Проводить химические эксперименты, предусмотренные программой.
- Безопасно обращаться с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.
- Определять возможность протекания химических превращений в различных условиях.
- Пользоваться алгоритмами при решении задач, постепенно развивая логическое мышление.
Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.
Инструментарий для оценивания результатов.
. В систему оценивания качества знаний входит поурочный контроль, тематический контроль и итоговый контроль знаний. При контроле используются тесты, карточки для самостоятельной индивидуальной работы, диктанты, дифференцированные опросы, тесмты, контрольные работы, практические работы. Часто контрол проводится с применением компьютерной технологии. При этом необходимо выявление пробелов в знаниях учащихся с последующей их ликвидацией
Условные обозначения:
УИНМ – урок изучения нового материала КУ- комбинированный урок УОНМ – урок обобщения нового материала П.Р. – практическая работа К.Р. – контрольная работа
Календарно-тематический план, как структурное подразделение рабочей программы
№ п/п | Тема уроков | Вид урока | Вид контроля | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум содержания | Оборудование | Основные понятия и термины | Самостоятельная и практическая деятельность | ||
план | факт | ||||||||||
«Введение в экологию человека» - 1 час | |||||||||||
1. | Что изучает экология человека стр 4-9 | Вводный | Фронтальный опрос | 1 | 7.09 | Диск «Человек» | Экологические, биотические, абиотические факторы | ||||
I. «Человек как биосоциальный вид» - 3 часа | |||||||||||
2 | Человек как часть живой природы стр.(9 – 15) | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 14.09 | Знать: что человек – биосоциальное существо; здоровый образ жизни; как связаны здоровье и образ жизни. Уметь: оценивать состояние физического здоровья; подсчитывать пульс | Торс человека Диск «Человек» | Биосоциальное существо | Проект «Прогноз погоды устами медика» | ||
3. | Человек – общественное существо стр 15-18 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 21.09 | Знать: отношение людей к здоровому образу жизни, уметь изменять взгляды на здоровый образ жизни | Диск «Человек» | Здоровый образ жизни | |||
4. | История развития человека с природой стр18-23 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 28.09 | Знать : этапы истории развития взаимоотношений природы и человека | Диск 14 | Экологическая катастрофа | Проект « Наиболее актуальные экологические проблемы Ивантеевского района» | ||
II. «Природная среда и здоровье человека» - 5 часов | |||||||||||
5. | Природная среда – фактор здоровья стр 9-15 | Урок - практикум | Самостоятельная работа | 1 | 5.10 | Знать: влияние природной и социальной среды на здоровье человека Уметь: оценивать состояние физического здоровья | Кадры природной среды – Д. | Климат, биометеорология | Л.Р. «Оценка состояния физического здоровья» | ||
6. | Адаптация человека к природной среде стр 23-28 | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 12.10 | Знать: расы и их отличительные признаки, влияние климата на здоровье человека. Уметь: давать рекомендации отдыхающим, выбирающие для отдыха места, отличные от мест их постоянного проживания | Диск 14 | Экстремальные факторы | Составление примерной программы по сохранению здоровья человека | ||
7. | Стресс – наследственные реакции адаптации стр. 103-107 | Урок - практикум | Самостоятельная работа | 1 | 19.10 | Знать: признаки стресса, причины возникновения стресса Уметь: нейтрализовать эмоциональный стресс | Диск 14 | Стресс, эмоциональный стресс | Л.Р. « Оценка температурного режима учебных помещений» | ||
8. | Природная среда – источник природных заболеваний | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 26.10 | Знать: основные источники заболевания через природную среду. :Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при определенных видах инфекционных и простудных заболеваний. | Картинки с изображением природных пейзажев. | Стрессоустойчивость | |||
9. | Понятие о наследственных заболеваниях и их предупреждение | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 9.11 | Знать: причины наследственных заболеваний и признаки определения видов заболеваний | Диск 14 | Наследственность | |||
III.«Биологические ритмы» - 1 час | |||||||||||
10. | Биологические ритмы. Синхронизация биологических ритмов человека с природными циклами стр.111-116 | Вводный | Фронтальный опрос | 1 | 16.11 | Знать: что такое «Биоритмы» и «Биологические часы». Уметь: описывать суточные биоритмы и причины их нарушения | Таблица «Биологические ритмы» | Биоритм, биологические часы | Проект: » Микроисследования по биоритмам и утомлению» | ||
IV. «Среда обитания человека» - 3 часа | |||||||||||
11. | Понятие качества среды | Вводный | Фронтальный опрос | 1 | 23.11 | Знать: качества среды обитания | Проект «Изучение ковыля» | Качество воды | |||
12. | Оценка качества окружающей среды с. Ивантеевка | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 30.11 | Знать: основные параметры определения качества среды обитания. Уметь: определять и давать оценку среды обитания своей местности | Экологическое загрязнение с. Ивантеевка | Среда обитания | |||
13. | Микроклимат жилых помещений. Пути оптимизации микроклимата жилых помещений | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 7.12 | Знать : параметры микроклимата жилых помещений. Уметь: создавать оптимальные условия микрокли мата в жилых помещениях | Параметры микроклимата жилых помещений. | Микроклимат | |||
V. «Здоровый образ жизни» - 4 часа | |||||||||||
14. | Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья стр.69-79 | Урок - практикум | Самостоятельная работа | 1 | 14.12 | Знать: состав пищи; причину гаповитаминозов Уметь: соблюдать питьевой режим; определять нитраты, пестициды и соли тяжелых металлов в продуктах питания и питьевой воде. | Таблица «Энергетическая ценность пищевого продукта» | Питательные вещества, белки, жиры, углеводы,нитрат,пестицид | П.Р. «Гигиеническая оценка качественного и количественного состояния пищевого рациона» Стр.79 | ||
15. | Физическое развитие, продолжительность жизни человека стр 40-48 | Урок - практикум | Индивидуальная работа | 1 | 21.12 | Знать: причины проявления гиподинамии Знать: основные виды физических упражнений по предупреждению гиподинамии. | Таблица «Виды физической нагрузки на организм» | Гиподинамия,гипердинамия | Л.Р.»Оценка подготовленности организма к занятию физической культурой. Проект «Режим двигательной активности для разных возрастных групп» | ||
17. | Контрольная работа по темам 1-5 | Урок - зачёт | Самостоятельная работа | 28.12 | |||||||
16 | Вредные привычки. Болезни химической зависимости. Стр. 32-36 | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 11.01 | Знать: вредные привычки и пагубные пристрастия и их отрицательное влияние на организм | Картинки курения, употребления алкоголя | Вредные привычки, пагубные пристрастия | |||
VI.«Основные понятия ландшафтной экологии» - 5 часов | |||||||||||
18. | Биосфера и ландшафт. Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах | Вводный | Индивидуальный опрос | 1 | 18.01 | Знать: понятия «ландшафт» и «ландшафтная сфера»; виды природных ландшафтов | Таблицы с изображением ландшафтов | Ландшафт, ландшафтная сфера | |||
19. | Основные черты ландшафта (внешний облик, примерная граница) | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 25.01 | Знать: геосистемы, их уровни; метаболизм ландшафта Уметь: называть компоненты географической оболочки | Таблицы с изображением ландшафтов | Геосистема, метаболизм | |||
20. | Классификация ландшафтов стр.35 | Урок - практикум | Самостоятельная работа | 1 | 1.02 | Знать основные виды ландшафтов Уметь: сравнивать классификации природно-антропогенные ландщафты по степени изменчивости | Картинки различных видов ландшафтов | Природно-антропогенный ландшафт | Решение задач по определению процентной занятости конкретных природно-антропогенных ландшафтов. | ||
21. | Компоненты ландшафта Стр.12 | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 8.02 | Знать: компоненты ландшафтов; взаимодействие между компонентами разных групп. Уметь: определять компоненты, являющиеся частью геосистемы по картинкам. | Таблицы с изображением ландшафтов. | Компонент ландшафта | |||
22. | Вертикальная и горизонтальная структура ландшафта Стр.17 | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 15.02 | Знать: структуру ландшафтов и их виды Уметь: определять размеры элементарных геосистем, по картинкам и на местности определять уровень геосистемы. | Таблицы с изображением ландшафтов | Вертикальная структура, горизонтальная структура | |||
VII.Природно-антропогенный ландшафт – 7 часов | |||||||||||
23. | Основные формы воздействия человека на ландшафт. Стр 25 | Урок - практикум | Самостоятельная работа | 1 | 22.02 | Знать: природно-антропогенные ландшафты; концепцию устойчивого развития; глобальные антропогенные факторы, влияющие на изменение облика нашей планеты. Уметь: составлять карты определенной территории с обозначением мест конструктивного, стабилизирующего и разрушительного воздействия на природу | Карта Ивантеевки | Антропогенный ландшафт | Составление карт заданной местности с обозначением мест различных видов воздействия на геосистему. – П.Р. | ||
24. | Загрязнения ландшафта. Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта. Стр.30 | Урок - практикум | Индивидуальная работа | 1 | 29.02 | Знать: социально-экономические функции ландшафта, понятие «антропогенной нагрузки, границы устойчивости ландшафта | Карта с. Ивантеевки | Антропогенная нагрузка | Составить карту распространения амброзии на конкретных территориях с. Ивантеевки – П.Р. | ||
25. | Типы природно-антропогенных ландшафтов. Стр.35 | Урок - практикум | Индивидуальная работа | 1 | 7.03 | Знать: типы и классы ландшафтов Уметь: определять типы ландшафтов по фрагментам космического снимка | Космические снимки изображением ландшафтов | Тип, класс | П.Р. «Определение ландшафтов по комическим снимкам» | ||
26. | Культурный ландшафт и его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн стр. 43 | Урок - практикум | Индивидуальная работа | 1 | 14.03 | Знать: отличие культурного ландшафта от окультуренного и деградированного; воспитательные функции культурного ландшафта. Уметь: организовывать мероприятия для создания культурного ландшафта | Открытки . Ивантеевка | Культурный, окультуренный, деградированный ландшафт | П.Р. «Создание культурного ландшафта на территории гимназии | ||
27. | Ландшафтный мониторинг стр.47. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 21.03 | Знать: понятие «мониторинг»; приводить примеры видов мониторинга, их этапы Уметь выявлять конкретные изменения, происходящие на конкретном участке | Проект «Изучение реки Чернава» | Мониторинг | |||
28. | Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области Стр.52 | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 4.04 | Знать охраняемые территории Саратовской области и Ивантеевского района | Диск по краеведению Карта Саратовской области | Охраняемая территория | |||
VIII.Региональная ландшафтная экология – 5 часов | |||||||||||
29. | Ландшафты Саратовской области, основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области | Вводный | Индивидуальный опрос | 1 | 11.04 | Знать ландшафты Саратовской области и их основные типы. Уметь показывать данные данные ландшафты на карте Саратовской области. | Диск по краеведению Карта Саратовской области | Ландшафт | |||
30. | Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области ( Экологические проблемы крупных городов)стр. 63 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 18.04 | Знать: виды природоиспользования Саратовской области; направления гидропромышленной деятельности, традиционные районы добычи углеводородного сырья | Диск по экологии «Загрязнение окружающей среды» | Природоиспользование | |||
31. | Экологические последствия сельскохозяйственной деятельности Стр.63 | Урок - практикум | Самостоятельная работа | 1 | 25.04 | Картины сельскохозяйственных угодий | П.Р.»Определение по рис.3.3 положительных и отрицательных результатов, вызванных сельскохозяйственной деятельностью | ||||
32. | Экологическое последствие военной деятельности, экологические проблемы крупных энергетических объектов и др. стр 69 | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 2.05 | Знать: факторы, определяющие условия проживания в городе; природно-ландшафтные особенности городов Саратова и Балаково, их основные функциональные возможности. | Картины электростанций | Энергетический объект | Сообщение по данной теме «Природно- ландшафтные особенности городов Саратова и Балаково» , «Функциональные особенности городов Саратова и Балаково» | ||
33. | Влияние ландшафта на здоровье человека стр.55 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 16.05 | Знать: влияние компонентов природного ландшафта на здоровье человека; последствия влияния социально-экономических компонентов на здоровье. Уметь составлять проект ландшафта для комфортного проживания человека | Картины ландшафтов | Природный ландшафт | Проект на тему: «Комфортность человека – одно из условий существования ландшафта» | ||
34 | Контрольная работа по теме : «Основные понятия ландшафтной экологии» | Урок - зачёт | Самостоятельная работа | 1 | 23.05 | ||||||
35. | Обобщающий урок | Урок - зачёт | Индивидуальный опрос | 1 | 30.05 | ||||||
Итого: | 35 | ||||||||||
Из них: | |||||||||||
Практических работ | 6 | ||||||||||
Лабораторных работ | 3 | ||||||||||
Контрольных работ | 2 |
Проектная деятельность.
№ п/п | Тема | Вид деятельности | Сроки, даты |
1. | «Режим двигательной активности для разных возрастных групп» | Проект | октябрь |
2. | «Наиболее актуальные экологические проблемы Ивантеевского района» | Проект | апрель |
Дополнительная литература для учителя:
1.Ю. Одум. Экология в 2-х томах М. 1986 г. 568 стр.
2.В.В.Моляров М.юА.Снакин Экологический мониторинг. Методическое пособие для учителей средних учебных заведений М. 1996 г. 239 стр.
3.Экологические очерки о природе и человеке под ред. Б. КРЖИМЕКА М. – 1988 год – 214 стр.
4. Э.Пианка Эволюционная экология М.Мир 1981 год - 165 стр
5. Н.А.Чумаченко введение в ландшафтную экологию- учебное пособие для 8 класса. КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» -2008 год -- 76 стр.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Н.М.Чернова А.М. Былова Экология М.-1988 год – 294 стр.
2.А.О.Тарасов Экология и охрана природы –Саратов 1990 год – 76 стр.
3.Ф.Н.Мильков Физическая география Учение о ландшафте и географическая зональность – Воронеж. Издательство Воронежского университета, 1986 год 328 стр.
4.Охрана ландшафтов . Толковый словарь М. 1982 год – 272 стр.
5. Н.А. Чумаченко. Введение в ландшафтную экологию – учебное пособие для 8 класса. КИЦ. «Саратовтелефильм»- «Добродея» - 2008 год- 76 стр.
Адреса сайтов на ИНТЕРНЕТ
http//bio .1 september . ru ---газета «биология» -приложение к 1 сентября
www. bio. nature . ru – научные новости биологии
www.edios .ru –Эйдос- центр дистационного образования
www. km. ru/ education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://allabiolog.ucoz/ru/index/0-27
- http://college.ru/pedagogam/modeli-urokov/po-predmetam/566/3365/
- http://biolog188.narod.ru/botanika.htm
- http://biologymoskow.ucos.ru/
- biol50.narod.ru
- http://svkusheva2010.ucoz.ru/
Контрольные и практические работы
№ п/п | Вид контроля | Тема | Дата проведения |
1 | Лабораторная работа № 1 | «Оценка состояния физического здоровья» | |
2 | Лабораторная работа № 2 | « Оценка температурного режима учебных помещений» | |
3 | Практическая работа № 1 | «Гигиеническая оценка качественного и количественного состояния пищевого рациона» | |
4 | Лабораторная работа № 3 | «Оценка подготовленности организма к занятию физической культурой. | |
5 | Контрольная работа № 1 | ||
6 | Практическая работа № 2 | Составление карт заданной местности с обозначением мест различных видов воздействия на геосистему | |
7 | Практическая работа № 3 | Составить карту распространения амброзии на конкретных территориях с. Ивантеевки | |
8 | Практическая работа № 4 | «Определение ландшафтов по комическим снимкам» | |
9 | Практическая работа № 5 | . «Создание культурного ландшафта на территории гимназии | |
10 | Практическая работа № 6 | «Определение по рис.3.3 положительных и отрицательных результатов, вызванных сельскохозяйственной деятельностью» | |
11 | Контрольная работа № 2 | «Основные понятия ландшафтной экологии» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 6-8 класс
составлена на основе авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...