Проект экологического кружка
проект по экологии на тему
Долгосрочный проект по экологии для детей: дошкольного возвраста; детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
. В экологическом воспитании детей нет системности, всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание .
Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены (дети с ограниченными возможностями), призваны помочь увязать экологические знания, полученные детьми на занятиях, с умением использовать их в реальной ситуации.
Содержание познавательного блока занятий проекта составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств. На занятиях создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы».
Основные направления курса – экология.
Основная задача программы – содействие удовлетворению детской любознательности.
Нужно помочь детям увидеть смысл их творческой деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На занятиях кружка я постараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления воспитанников , стремление к поиску.
Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача воспитателя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи детей, а поддерживать их и направлять.
Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
Программа работы проекта включает в себя 4 направления:
- познавательное;
- познавательно-развлекательное;
- практическое;
- исследовательское.
Цели проекта: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задача:
- теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать детей, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих.
Работа курса предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий. Это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований детей.
Формы работы по реализации проекта:
– бесед, конкурсов, игр, викторин, познавательное чтение, уроки « Доброты», выпуски экологических газет, экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня детей, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности.
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей
Дети должны знать:
– что такое экология.
Дети должны уметь:
– уметь работать с природным, бросовым материалом, крупой, соленым тестом, бумагой.
Ожидаемые результаты проекта:
Создание на территории детского дома экологически благоприятной среды;
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Курс проводится с детьми в возрасте ( 9-13 лет), программа рассчитана на 3 года..
Содержание программы курса
Дата | Темы занятий | примечания | Цель | |
Человек и окружающая среда : | ||||
Сентябрь Сентябрь Сентябрь | Лес - наши легкие. Вода вокруг нас Виды загрязнения. | Теоретическое занятие (конкурсы, викторины). «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» Работа с природным материалом. Просмотр видеофильмов Теоретическое занятие (просмотр видеофильмов). | Формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать. Дать вводные понятия о легких, кислороде, лесе. Закрепить знания во время конкурсов и викторин. На примере видеофильма показать, рассказать о необходимости воды в нашей жизни. Учить детей работать с природным материалом, клеем. Формировать художественно-эстетические навыки. Дать вводные понятия о загрязнении. Формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле. | |
Октябрь | Экологические знаки | Изготовление знака «Не сорите». | «Чистота - залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). Приучать детей к чистоте на участке. Распределение знаков на участке. | |
Октябрь Октябрь | Что делать с мусором. Экологическая газета | Работа с бросовым материалом. Раскрашивание листовок «Спасаем лес - сохраняем планету» для составления газеты. | Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.Учить детей работать с бросовым материалом, клеем. Развивать воображение. Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото газета» | |
Растения и обитатели леса: | ||||
Ноябрь | Кто чем питается? | Работа с крупой. Теория. | Учить детей работать с крупой. Показывать и рассказывать детям о птицах и животных. | |
Ноябрь Ноябрь |
Экологическая тревога Птицам нет еды Экологическая тропа | Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе Раскладывание корма в кормушки. | Развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края. Приучать детей заботиться о птицах, воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой. | |
Декабрь | Экологическая газета | «Покормите птиц зимой» фото - газета экологической направленности. | Наблюдение, беседа. Учить детей работать в коллективе. | |
Декабрь | Зимовье зверей | Теоретическое занятие (игры, конкурсы, викторины). | Во время конкуров и викторин, в игровой форме рассказать детям о животных и их жизни зимой. Учить детей играть в паре и коллективе. | |
Декабрь | Витаминные растения. | Работа с природным материалом. | Продолжать учить детей работать с природным материалом, учить аккуратности. На образцах показывать и рассказывать о полезных свойствах растений. | |
Январь | Экологическая тревога. Ёлочка просит помощи. | «Не дадим лесу остаться без ели» | Рассказать детям об отрицательных сторонах вырубки леса. Обучение общению с природой, бережному отношению к елям. | |
| ||||
Январь | Экологические знаки | Изготовление альбома «Спасём ёлочку». Работа со смешанным материалом. | Учить детей правильно подбирать и работать с разным по форме и структуре материалом, уметь сочетать их, развивая образные представления, воображения и творчество. Знакомить со свойствами разных материалов. | |
Январь | Экологическая газета. 1 занятие. | «Не дадим лесу остаться без ели». Работа со смешанным материалом. | Повторение ранее усвоенных знаний при работе со смешанным материалом. Учить передавать особенности каждого предмета. | |
Февраль | 2 занятие. | Работа с крупой. | Повторение ранее усвоенных знаний при работе со смешанным материалом. Воспитывать аккуратность при работе с материалом. | |
Взаимосвязь природы и человека : | ||||
Февраль | Хлеб - всему голова: 1 занятие. | Теория (просмотр видеофильмов). | Во время просмотра и после, в ходе беседы-диалога рассказать о хлебе, как и кто выращивает и готовит его. | |
Февраль | Хлеб - всему голова: 2 занятие. | Изготовление поделок. | Умение работать с различным материалом. Дать вводные знания о здоровье человека, взаимосвязь его с природой. Во время викторины закрепить просмотренный материал. | |
Март | Наши лесные лекари. | Работа со смешанным материалом. | Закрепить ранее полученные навыки со смешанным материалом, знания о птицах и их жизни, и пользе для леса и человека птиц. | |
Март Март Апрель Апрель Апрель Май | Экологическая тревога: вода в опасности. Экологическая газета. 1 апреля - День птиц. День Земли-22 апреля. Человек и его здоровье. Экологическая тревога: загрязнённый участок. | Капитошка рассказывает... Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь». «Мир в капельке воды» Работа со смешанным материалом. Работа со смешанным материалом. Теория (просмотр видеофильмов, викторина). «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе». Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе» | Формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь. Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней. Закрепление навыков при работе со смешанным материалом. Воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность. Закреплять умения при работе с природным материалом. Учить придавать форму птиц по образцу и по памяти. Закрепление знаний о природе, лесе, животных, птицах – О ЗЕМЛЕ. Дать вводные знания о здоровье человека, взаимосвязь его с природой. Во время викторины закрепить просмотренный материал. Обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: в детском доме, на природе. | |
В конце года будут подведены итоги и сделаны выводы.
Литература:
Г.А Фадеева «Международные экологические акции в школе» Волгоград.
Г.А Фадеева «Химия и экология» Волгоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...
Экологический проект "Экологические праздники в школе"
•Создание экологического календаря.•Через внеклассные мероприятия ознакомить учащихся с экологическими проблемами своей республики и путями их решения.•Научить оценивать последствия собственной ...
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Экологический проект «Экологическое состояние пришкольного участка»
Объект нашего исследования – пришкольная территория КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 5 VIII вида»Цель нашего исследования - изучение экологиче...
Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»
Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...
Дизайн – проект учащихся учебного объединения «Ростки талантов» - победитель конкурса на лучший дизайн-проект, проведенный в рамках реализации проекта «Экологический альпинарий»
В процессе создания красивой и благоухающей клумбы на территории нет ничего сложного. Это дело времени, правильной высадки (необходимо прочитать инструкцию на пакете с купленными семенами и строго ей ...