Проект экологического кружка
проект по экологии на тему

Шальнова Олеся Владимировна

Долгосрочный проект по экологии для детей:  дошкольного возвраста; детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

. В  экологическом воспитании детей нет системности, всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание .

Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены (дети с ограниченными возможностями), призваны помочь увязать экологические знания, полученные детьми на занятиях, с умением использовать их в реальной ситуации.

Содержание познавательного блока занятий проекта составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений,  об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания.  Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств. На занятиях создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы».

Основные направления курса – экология.

Основная задача программы – содействие удовлетворению детской любознательности.

Нужно помочь детям увидеть смысл их творческой  деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На занятиях кружка я постараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления воспитанников , стремление к поиску.

Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача воспитателя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи детей, а поддерживать их и направлять.

Исследование  должно быть посильным, интересным и полезным.

Программа работы проекта включает в себя 4 направления:

  • познавательное;
  • познавательно-развлекательное;
  • практическое;
  • исследовательское.

Цели проекта: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.  

Задача:

  • теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать детей, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих.

 Работа курса предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий. Это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований детей.

Формы работы по реализации проекта:

– бесед, конкурсов, игр, викторин, познавательное чтение, уроки « Доброты», выпуски экологических газет, экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

 Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня детей, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности.

Требования к знаниям, умениям и навыкам детей

Дети должны знать:

– что такое экология.

Дети должны уметь:
– уметь работать с природным, бросовым материалом, крупой, соленым тестом, бумагой.

Ожидаемые результаты проекта:

Создание на территории детского дома экологически благоприятной среды;

Повышение уровня знаний по экологии у детей;

Курс проводится с детьми  в возрасте ( 9-13 лет), программа  рассчитана  на 3 года..

Содержание программы курса

       

Дата

                        Темы занятий

   примечания

Цель

Человек и окружающая среда :

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Лес - наши легкие.

Вода вокруг нас

Виды загрязнения.

Теоретическое занятие (конкурсы, викторины). «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»

Работа с природным материалом. Просмотр видеофильмов

Теоретическое занятие (просмотр видеофильмов).

Формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать. Дать вводные понятия о легких, кислороде, лесе.  Закрепить знания во время конкурсов и викторин.

На примере видеофильма показать, рассказать о необходимости воды в нашей жизни. Учить детей работать с природным материалом, клеем. Формировать художественно-эстетические навыки.

Дать вводные понятия о загрязнении. Формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

Октябрь

Экологические знаки

Изготовление знака «Не сорите».

«Чистота - залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). Приучать детей к чистоте на участке. Распределение знаков на участке.

Октябрь

Октябрь

Что делать с мусором.

Экологическая газета

Работа с бросовым материалом.

Раскрашивание листовок «Спасаем лес - сохраняем планету» для составления газеты.

Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.Учить детей работать с бросовым материалом, клеем. Развивать воображение.

Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото газета»

Растения и обитатели леса:

Ноябрь

Кто чем питается?

Работа с крупой. Теория.

Учить детей работать с крупой. Показывать и рассказывать детям о птицах и животных.

Ноябрь

Ноябрь

 

Экологическая тревога

Птицам нет еды

Экологическая тропа

Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе

Раскладывание корма в кормушки.

Развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.

Приучать детей заботиться о птицах,  воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

Декабрь

 Экологическая газета                                

«Покормите птиц зимой» фото - газета экологической направленности.

Наблюдение, беседа. Учить детей работать в коллективе.

Декабрь

Зимовье зверей

Теоретическое занятие (игры, конкурсы, викторины).

Во время конкуров и викторин, в игровой форме рассказать детям о животных и их жизни зимой. Учить детей играть в паре и коллективе.

Декабрь

Витаминные растения.

Работа с природным материалом.

Продолжать  учить детей работать  с природным материалом, учить аккуратности. На образцах показывать и рассказывать о полезных свойствах растений.

Январь

Экологическая тревога. Ёлочка просит помощи.

 «Не дадим лесу остаться без ели»

Рассказать детям об отрицательных сторонах вырубки леса. Обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

                       

Январь

Экологические знаки

Изготовление альбома «Спасём ёлочку». Работа со смешанным материалом.

Учить детей правильно подбирать и работать с разным по форме и структуре материалом, уметь сочетать их, развивая образные представления, воображения и творчество. Знакомить со свойствами разных материалов.

Январь

Экологическая газета. 1 занятие.

«Не дадим лесу остаться без ели». Работа со смешанным материалом.

Повторение ранее усвоенных знаний при работе со смешанным материалом. Учить передавать особенности каждого предмета.

Февраль

  2 занятие.                              

Работа с крупой.

Повторение ранее усвоенных знаний при работе со смешанным материалом. Воспитывать аккуратность при работе с материалом.

Взаимосвязь природы и человека :

Февраль

Хлеб - всему голова: 1 занятие.

Теория (просмотр видеофильмов).

Во время просмотра и после, в ходе беседы-диалога рассказать о хлебе, как  и кто выращивает и готовит его.

Февраль

Хлеб - всему голова: 2 занятие.

Изготовление поделок.

Умение работать с различным материалом. Дать вводные знания о здоровье человека, взаимосвязь его с природой. Во время викторины закрепить просмотренный материал.

Март

Наши лесные лекари.

Работа со смешанным материалом.

Закрепить ранее полученные навыки со смешанным материалом, знания о птицах и их жизни, и пользе для леса и человека птиц.

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Май

Экологическая тревога: вода в опасности.        

Экологическая газета.

1 апреля - День птиц.

День Земли-22 апреля.

Человек и его здоровье.

Экологическая тревога: загрязнённый участок.

Капитошка рассказывает... Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь».

 «Мир в капельке воды»

Работа со смешанным материалом.

Работа со смешанным материалом.

Теория (просмотр видеофильмов, викторина).

«Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе». Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»

Формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь.

Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней. Закрепление навыков при работе со смешанным материалом.

Воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность. Закреплять умения при работе с природным материалом. Учить придавать форму птиц по образцу и по памяти.

Закрепление знаний о природе, лесе, животных, птицах – О ЗЕМЛЕ.

Дать вводные знания о здоровье человека, взаимосвязь его с природой. Во время викторины закрепить просмотренный материал.

Обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: в детском доме, на природе.

В конце  года будут подведены итоги и сделаны выводы.  

Литература:

Г.А Фадеева «Международные экологические акции в школе» Волгоград.

Г.А Фадеева «Химия и экология» Волгоград.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

Экологический проект "Экологические праздники в школе"

•Создание экологического календаря.•Через внеклассные мероприятия ознакомить учащихся с экологическими проблемами своей республики и путями их решения.•Научить оценивать последствия собственной ...

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологический проект «Экологическое состояние пришкольного участка»

Объект нашего исследования – пришкольная территория КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 5 VIII вида»Цель нашего исследования - изучение экологиче...

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

Дизайн – проект учащихся учебного объединения «Ростки талантов» - победитель конкурса на лучший дизайн-проект, проведенный в рамках реализации проекта «Экологический альпинарий»

В процессе создания красивой и благоухающей клумбы на территории нет ничего сложного. Это дело времени, правильной высадки (необходимо прочитать инструкцию на пакете с купленными семенами и строго ей ...