Рабочая программа по элективному курсу "Экология" 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Экология" 6 класс по учебнику В.А. Самковой, Л.И. Шурхал "Экология. Природа, человек, культура". Элективный курс расчитан на 18 часов. Курс имеет экологическую направленность. Способствует развитию кругозора учащихся. Цель программы: овладение учащимися знаний о закономерностях процессов, протекающих в природе, о сохранении окружаюшей среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шамординская основная общеобразовательная школа
Принято к реализации На заседании Протокол № 1 от «28» августа 2013 г. |
| «Утверждаю» Директор школы _________/Борисенко Л.А./ Приказ №63 от «31» августа 2013 г. |
по элективному курсу
класс
|
Пояснительная записка
Экологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания человечества. Человек – это неотъемлемая часть природы, и вне природы жизнь людей невозможна. Без знаний экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию.
Данная программа разработана с учётом того обстоятельства, что современная экология стала комплексным научным направлением, включающим как естественно – научные, так как и социогуманитарные знания,
приобрела статус важнейшей теоретической основы решения ряда глобальных проблем.
Элективный курс «Экология. Природа, человек, культура» изучает разнообразные взаимоотношений человека и природы, основные понятия, законы и направления экологии. Данный курс изучает замечательные образцы философской и научной мысли, памятники искусства – литературы, живописи, архитектуры. И взаимодействия культуры, техники, духовного мира людей с природой. А также природную среду, в которой мы живём.
В программу курса включены занятия по оценке взаимосвязи живых организмов, которые помогут выработать программу сохранения видового разнообразия органического мира. Программа элективного курса «Экология. Природа, человек, культура» расширяет и углубляет знания учащихся, полученные на занятиях элективного курса «Экология. Живая планета», биологии. Курс имеет экологическую направленность.
Цели программы:
овладение учащимися знаниями о закономерностях процессов, протекающих в природе, о сохранении чистоты окружающей среды.
Задачи программы:
- формирование у обучающихся убеждения, что человек - это тоже природа;
- формирование у обучающихся природоохранных знаний;
- привитие правил поведения в природе;
- сохранение видового разнообразия органического мира.
Результаты изучения курса:
1. Учащиеся должны знать:
- взаимосвязи человека и природы;
- воздействие антропогенных факторов на природу;
- влияние абиотических факторов на живые организмы;
- влияние биотических факторов на неживую природу;
- об условиях сохранения видового разнообразия органического мира;
- о необходимости участия в охране окружающей среды.
2. Учащиеся должны уметь:
- оценивать состояние окружающей среды;
- находить связь между факторами живой и неживой природы;
-соблюдать правила поведения в природе;
-уменьшать вредное воздействие на природу;
-проводить наблюдения.
Программа рассчитана на 18 часов.
Содержание и формы организации курса:
Введение. Человек – часть природы.
Тема I. Наши древние корни (4 ч.)
Наша планета до появления человека. Происхождение человека. Наши древние предки – «дети природы». Огонь, очаг, жилище.
Тема I I. Природа и человек: у истоков культуры
Организмов (4 ч.)
«Хочешь выжить – думай!» Почему человек заговорил? Как человек получает информацию об окружающем мире. Человек познаёт природу и самого себя.
Тема III. Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов
(4 ч.)
Единство человека и природы в представлениях древних людей. Растения и животные – покровители рода. Природа и человек в верованиях древних славян. Человек и его отношение к природе в различных религиях народов России.
Тема IV. Научные методы в экологии (3 ч.)
Философия об отношении человека к природе. Методы экологических исследований. Моделирование в экологии.
Тема V.Человек изменяет природу (1 ч.)
Человек и природа: противоречия нарастают. Бездонна ли «кладовая природы».
Заключительное занятие (1ч.)
Заключительное занятие проводится в форме конференции. Учащиеся защищают исследовательские работы по различным направлениям темы «Экология. Природа, человек, культура»
Методические рекомендации по изучению курса:
Элективный курс «Экология. Природа, человек, культура» имеет природоохранную направленность. Он способствует развитию здорового образа жизни учащихся.
Текущий контроль знаний осуществляется в ходе бесед, консультаций, рецензирований сообщений учащихся.
Тематический контроль может осуществляться с использованием тестов.
Итоговый контроль знаний, умений и навыков проводится при защите творческих работ на конференции.
Рекомендуемая литература:
- В.А. Самкова, Л.И. Шурхал. «Экология. Природа, человек, культура». – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- А.Е. Чижевский. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология - М.: АСТ – ЛТД, Олимп, 1997. – 432 с.
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Учебно – тематический план
№ п/п | Содержание темы | Кол -во часов | Практические, лабораторные, семинарские занятия | Дата |
1 | Введение. Человек – часть природы. | 1 | Беседа | |
Тема I. Наши древние корни | 4 | |||
2 | Наша планета до появления человека. | 1 | Лекция | |
3 | Происхождение человека. | 1 | Дискуссия | |
4 | Наши древние предки – «дети природы». | 1 | Семинарское занятие с элементами исследования | |
5 | Огонь, очаг, жилище. | 1 | ||
Тема I I. Природа и человек: у истоков культуры организмов | 4 | |||
6 | «Хочешь выжить – думай!» | 1 | ||
7 | Почему человек заговорил? | 1 | Беседа, дискуссия | |
8 | Как человек получает информацию об окружающем мире. | 1 | Лекция | |
9 | Человек познаёт природу и самого себя. | 1 | Беседа, дискуссия | |
Тема III. Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов | 4 | |||
10 | Единство человека и природы в представлениях древних людей. | 1 | Устный журнал | |
11 | Растения и животные – покровители рода | 1 | ||
12 | Природа и человек в верованиях древних славян. | 1 | Беседа, дискуссия | |
13 | Человек и его отношение к природе в различных религиях народов России. | 1 | Практическая работа с элементами исследования | |
Тема IV. Научные методы в экологии | 3 | |||
14 | Философия об отношении человека к природе. | 1 | Лекция | |
15 | Методы экологических исследований. | 1 | Практическая работа с элементами исследования | |
16 | Моделирование в экологии. | 1 | Лекция | |
Тема V.Человек изменяет природу | 1 | |||
17 | Человек и природа: противоречия нарастают. Бездонна ли «кладовая природы». | 1 | Семинарское занятие с элементами исследования | |
18 | Заключительное занятие Экология. Природа, человек. | 1 | Научно – практическая конференция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 11 класс
Программа рассчитана на учащихся 11 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный инт...
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...