Судьба Земли решалась в Чернобыле...
классный час по экологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шашурина Елена Львовна

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 8-11классов, посвященное памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по экологии в 8 классе
«Судьба Земли решалась в Чернобыле…»
Учитель биологии высшей категории, «Почетный работник общего образования РФ» Шашурина Е.Л.

Цель: формирование гражданской позиции обучающихся, воспитание их экологической культуры.

Задачи:

  1. Показать вредное влияние радиационного загрязнения на здоровье человека
  2. Сформировать у обучающихся убеждение в необходимости выработки новой стратегии развития энергетики.
  3. Показать возможные пути природоохранной деятельности.
  4. Воспитание уважения и сострадания к ликвидаторам Чернобыльской аварии.

Оборудование: экран, ноутбук, проектор.

Ход мероприятия

(приложение №1)

Учитель:  26 апреля исполняется 25 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этот день стал Днем памяти всех погибших в радиационных авариях и катастрофах.

 Сегодня мы вновь вернемся к той трагической весне 1986 года. Эта беда больно затронула миллионы советских людей, взволновало международную общественность. Мы впервые реально столкнулись с такой грозной силой, какой является ядерная энергия, вышедшая из-под контроля.

(приложение  №2 отрывок из к/ф «Чернобыль – за секунду до взрыва»)

1 вед.  Взметнулся в небо столб огня,

            И взрыв разбрызгал блока глыбу

            Застыла в ужасе земля,

            Бедой поднятая на дыбу.

            Огонь и мрак – невидим враг,

            До смерти шаг – потом бессмертье

            Ни перестрелок, ни атак,

            Но жить лишь так – ценою смерти!

Учитель: А смерть несли остатки ядерного топлива (диоксида урана), радиоактивные изотопы с периодом полураспада от 8 дней до 30 лет (иод-131, цезий-137, стронций-90, изотопы плутония), благородные газы.

Все это было выброшено наружу мощным взрывом.

Смертоносный светящийся столб радиоактивных веществ – больше, чем было сброшено на Хиросиму и Нагасаки – взметнулся над реактором и рассеялся в атмосферу.

2 вед. Мороз по коже, слезы на глазах,

           Когда пишу стихи о черной были.

           И жизнь, и смерть стояли на весах.

           Судьба Земли решалась в Чернобыли…

           И шли они… И шли в последний бой…

           Любой из них – он просто был солдатом

           И рисковал не кем-нибудь – собой,

           И жег их, и душил смертельный атом.

           Деревья почернели и трава,

           И лес застыл. Земля стонала: «Го-о-ре-е…»

           Об этом трудно говорить. Слова

           Мне не даются, застревают в горле.

           От всей планеты отвели беду.

           По многим в церкви заказали тризну.

           При жизни побывавшие в аду,

           А те, кто жив – дай Бог им долгой жизни!

           Живется им трудней из года в год;

           Проблемы их затерли в словоблудье.

           Но мы обязаны беречь их от невзгод,

           Иначе, ну какие же мы люди?!

           Мороз по коже, слезы на глазах.

           Читаю я стихи л черной были.

           И жизнь, и смерть стояли на весах,

           Судьба Земли решалась в Чернобыле.                 (Г.Плахова)

1 вед. На открытом воздухе под воздействием гигантских температур начал гореть графитовый замедлитель. Радиоактивная вода хлынула в помещение реактора. Одновременно вспыхнуло 30 пожаров.

                             (приложение №3  работа пожарных)

2 вед. Десяток пожарных с огнетушителями пошли в наступление на огонь в помещениях реакторов. Пока продолжалась эта борьба, шестеро пожарных по 30-метровой лестнице поднялись на разрушенную крышу здания реактора. От жары остатки покрытой асфальтом кровли плавились. Сапоги пожарных вязли в битуме, каждый шаг давался с трудом. Ядовитые испарения мешали дышать, видимость была почти нулевая. Заливавшая пламя вода мгновенно превращалась в радиоактивный пар.

1 вед. В 3 часа 30 мин. Начали прибывать пожарные команды из близлежащих городов. К рассвету были потушены все пожары, кроме одного в активной зоне реактора 4-го блока. (этот пожар горел потом еще не одну неделю). Здание реактора лежало в руинах.

2 вед. Из 69 пожарных – 31 человек погибнет от прямого контакта с радиацией. Находясь на кровле, мощность излучения  достигала 30.000 рентген в час ,и потому без свинцового скафандра смертельную дозу можно было получить за 1 минуту.

1 вед. Среди пострадавших в ту ночь аварии было и немало медиков. Их «скорые помощи» подъезжали прямо к четвертому блоку. Позже эти машины были «захоронены».

2 вед. Врачи в числе первых были на месте аварии. Они последними покинули эвакуированный город Припять.

1 вед. Столь большой аварии еще не знала атомная энергетика. Потребовалось невероятные усилия, чтобы локализовать её в первые дни. Десятки вертолетчиков, имеющих опыт ведения боевых действий в Афганской войне вели боевые машины к жерлу атомного вулкана. Они зависали не несколько минут в радиоактивном столбе газов и засыпали реактор. Для сброса мешков открывали дверь и на глазок их бросали. Никакой защиты от радиации на вертолете не было.

              (приложение №4 отрывок из фильма, моменты работы вертолетов )

2 вед. В первые дни в аварийных работах участвовало около 1.000 человек. Именно они получили наибольшие дозы радиации, которые для многих оказались смертельными.

1 вед. В срочном порядке было эвакуировано 100 тысяч человек, проживающих в 30км зоне вокруг Чернобыльской АЭС, из них 49.000 жители г.Припяти, находящийся в 3 км от станции. Ныне это город-призрак.

                                              (приложение № 5)

2 вед. Чтобы окончательно прекратить вынос радиоактивности из поврежденного энергоблока, над ними было решено соорудить укрытие – саркофаг.

                                                  (приложение № 6 кадры из фильма о саркофаге)

Учитель : 640 тысяч человек, представителей всех .без исключения бывших союзных республик, принимали участие в укрощении вырвавшегося из повиновения атома. Это были молодые, здоровые мужчины в возрасте от 20 до 40 лет. Они тогда представить себе не могли, что через 10 лет каждый 15 из них умрет, а каждый 4 станет инвалидом. А тогда они выполняя приказ рисковали жизнью и шли на это осознанно, не прячась за спины товарищей. Но болью живет память в сердце каждого, кто прошел этот путь солдатского подвига и славы.

1вед. 580 новомосковцев было мобилизовано на ликвидацию Чернобыльской аварии. Ныне живы 261 человек. 90% из них инвалиды I, II, III групп.

2 вед  Их осталось мало. Поэтому так бесценны их воспоминания

1 ученица:  из воспоминаний А.В.Сапрыкина  «Беда случилась глубокой ночью. 26 апреля 1986 года в 1час 23 минуты 48 секунд. На четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария с разрушением активной зоны реактора и части здания, в котором она располагалась. Случилось это перед остановкой блока на плановый ремонт при проведении испытаний режимов работы турбогенератора №8. Взрыв перевернул жизни тысяч людей. С удивительной точностью зафиксировано время катастрофы, но лишь спустя недели, месяцы, годы люди ощутили подлинную силу, весь ужас обрушившейся на них беды. За черту обозначенную страшным словом «зона» были выселены 135 тысяч человек».

2 ученица- Сергей Клыков проходил тогда срочную службу в полку химзащиты г.Харькова водителем химиком. Их подняли по тревоге, погрузили в машины. Никто не сказал, куда везут. Их поселили в палаточном лагере в 3-х километрах от ЧАЭС. И уже 27 апреля в составе 1 роты радиационно-химической разведки на боевой машине они выехали на задание. Одеты они были в своей солдатской форме. Во время разведки местности г.Припяти счетчик Гейгера зашкаливал. Совместно с милицией воины охраняли город от мародеров. Сергей вспоминает как с крыши 4-го энергоблока сбрасывали графит. Работали по 20 минут, сам сброс шел 2 минуты, а остальное время – подъем  на крышу и спуск с нее.

Учитель: А сейчас мы с вами посмотрим. интервью, взятое на встрече с ликвидаторами Каргиным В.И. и Мак Н.А., проходившей в нашей школе .

                            (приложение №7)

1 вед. У нас в гостях участник ликвидации Чернобыльской аварии Черноморцев Виктор Алексеевич.

                                               (выступление ликвидатора)

1 вед. Знаменательным событием в жизни г.Новомосковска стало открытие фотовыставки, посвященной Чернобыльской аварии.

2 вед. Наша группа ребят присутствовала на открытие выставки.

                                                    (Приложение № 8 репортаж с выставки, )

2 вед. Не придумать благостней картины!

            Затмевая с неба синеву,

            Облако с далекой Украины

            Двигалось неспешно на Москву.

            Шла девчонка, позабыв уроки,

            Глядя в небо в поисках звезды.

             Но несли воздушные потоки

             Черный пепел атомной беды.

             И за что Господь, не знаю, право,

             (В этом тайный смысл, наверно, есть)

             Повелел той массе темно-ржавой

             На Москву туманами осесть.

             Но заветы Господа забыты.

             И его молитвы не про нас,

             Если самолеты хим.защиты

             Выполнили Родины приказ.

             Облако рассеялось, свернуло,

            Чтоб на землю дождиком упасть,

            Чтоб осесть туманами над Тулой,

            Чтоб над Брянском буря пронеслась.

            Только горький голос похоронный  

            В результате жуткой той игры

            Не в Москве звучит на Малой Бронной

            А в деревни Малые Дворы.

            Спи, столица. Нету правосудья.

            Спи «под сенью дружеских штыков».

            Мы опять , как встарь, своею грудью

            Защитили сорок сороков.

            Девочка, не выучив урока,

            Ищет звезды, погружаясь в синь.

            Но горит, горит над ней жестоко

            Лишь звезда кровавая – Полынь.

Учитель : г.Новомосковск, как и другие города Тульской области подверглись радиационному загрязнению радионуклидами. Но наиболее опасным было содержание в почве цезия -137.  В мае 1986 года загрязнение цезием-137 составляло от 2,5-6,5 кюри/км.

В первые месяцы после аварии основным дозообразующим радионуклидом был изотоп йода-131 с периодом полураспада 8 суток.. Распад изотопов произошел в первые 2-3 месяца после их выпадения.

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года г.Новомосковск, с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 кюри/км отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

(слайд карта загрязнения Тульской области, демонстрация карты радиационного загрязнения г.Новомосковска)

В настоящее время  радиационный фон в городе, по данным МЧС, находится в норме.

Ученица. Воздействие радиационного излучения на живой организм вызывает в нем различные обратимые и необратимые биологические процессы. Многократные излучения истощают костный мозг и нарушают образование форменных элементов в крови. Ионизирующая радиация разрушает химические связи и таким образом расщепляет молекулы. Наибольшую опасность представляют повреждения белков, нуклеиновых кислот. Нуклеиновые кислоты, составляющие ДНК организма, могут повреждаться двумя способами: образуются молекулы, приводящие к синтезу новых белков (возникновение опухолей, дефект потомства) и мутации, убивающие клетку. Щитовидная железа высокочувствительна к действию радиоактивных веществ, особенно радиоактивного йода, который провоцирует развитие рака щитовидной железы, молочных желез и гипофиза.

              Результаты обследования детей в разных районах Новомосковска, в том числе и в Заводском районе, были неутешительны. Только от 35-50% детей имели нормальное состояние иммунной системы. У остальных детей отмечалось дисфункция иммунной системы. Многократный анализ показал, что риски развития  заболеваний у детей города Новомосковска в 1,6 раза выше, чем у проживающих в незагрязненной атмосфере в том же регионе. После проведения витаминизации резко снизилось количество детей ( почти в два раза), у которых нарушен иммунитет. Для решения проблемы, связанной с дефицитом йода, применяется йодная профилактика.              

Учитель : В связи с повышенным вниманием ,в настоящее время к аварии на Чернобыльской АЭС, на АЭС «Фукусима» в Японии, мы решили провести экспресс-опрос среди обучающихся 5-11 классов. С данными опроса познакомит нас Самсонова Анастасия.

 Самсонова А. Было опрошено 102 ученика нашей школы .52 человека высказались за атомную энергетику, 50 – против.                                      

Учитель : А я вам предлагаю высказать свое мнение более подробно, аргументировано по вопросу «Нужна ли атомная энергетика. Можно ли обойтись без нее?».

                                              (дискуссия по теме)

Учитель: Подведем итоги: «За» АЭС

  1. Сократятся выбросы в атмосферу СО – АЭС экологический чистый источник энергии.
  2. На современной АЭС повышен уровень защиты (на Чернобыльской АЭС – 1 уровень графита) до 4.

«Против» АЭС

  1. Аварии в России, США, Германии, Японии заражение территорий.
  2. Отработанные  АЭС – трудно и сложно демонтировать.
  3. Радиоактивные отходы. (Приложение № 9  карта радиоактивных отходов)

Перспективы атомной энергетики зависят

  1. От безопасности новых типов ядерных реакторов.
  2. Способы захоронения отходов.

Учитель: Сейчас на нашей планете работают более 300 атомных электростанций и жизнь нашей планеты зависит от их безопасности, но уроки Чернобыля, «Фукусимы» показали обостренное ощущение зыбкости человеческой жизни, ее уязвимости и предостерегли: не упивайся своим могуществом, человек, не шути с ним, не ищи в нем суетных благ, утех, блеска славы. И об этом нам будут напоминать памятники, воздвигнутые в честь подвига ликвидаторов. Вот и в нашем городе открывается 26 апреля 2011 года памятник, он символизирует колокол на изломе могучего бетона. О чем звонит колокол? По прошлому и ушедшим согражданам ? О будущем? Как память или, как предупреждении?

1 вед. Прости нас, грешных, двадцать первый,

           Прости за все – и вразуми:

           Нельзя всю жизнь прожить на нервах,

           Мы все же люди, черт возьми!

           Земля не камень и не глина,

           Она, как ты и я, жива,

           Она желает, чтоб в долинах

           Росла высокая трава,

           И чтоб цвели влюбленным вишни,

           Чтоб в рощах пели соловьи,

           Чтоб я прошел совсем не лишним

           Дороги длинные свои.

           И чтоб от рыб вскипали реки

           Совсем пустынные сейчас…

           О Люди! Люди! Человеки!

           Молюсь и плачу я за вас.

                                     (П.А.Митрохин)

Учитель: Наша встреча подошла к концу. Спасибо всем за участие и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУДЬБА ЗЕМЛИ В НАШИХ РУКАХ

Сценарий экологического праздника...

Экологический вечер «Судьба Земли в твоих руках»

Данное мероприятие способствует расширению кругозора, повышению интеллектуальной и творческой активности, экологической культуры обучающихся....

Судьба земли в наших руках

Сценарий смотра художественной самодеятельности 8 класса "Судьба Земли в наших руках"....

Судьба земли в наших руках

Сценарий смотра художественной самодеятельности 8 -го класса "Судьба земли в наших руках"...

Сценарий экологического вечера «Судьба Земли в твоих руках».

Земля!.. Какая она?Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулка...

«Судьба Земли у нас в руках!» Единый экологический урок в 6 классе

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес и...

Судьба Земли - наша судьба сценарий

Судьба Земли - наша судьба сценарий...