Проблемы бытового мусора
проект по экологии (8 класс) на тему
Проблемы бытового мусора. Опасные отходы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_bytovogo_musora.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
Социальный проект
«Проблемы бытового мусора»
Автор:
Кузичева Татьяна Павловна
Учитель биологии
Нижний Новгород
2015 год
ПРОБЛЕМЫ БЫТОВОГО МУСОРА
Содержание:
- Паспорт проекта.
- Цели, задачи проекта.
- Участники проекта.
- Обоснование проблемы.
- Ожидаемый результат.
- Методические разработки по теме проекта, сценарий.
3. Презентация проекта.
1. Цель проекта: привлечение внимания школьников к экологическому состоянию природных объектов города, связанных с проблемой бытовых отходов.
Задачи:
- воспитывать экологическую культуру школьников;
- формировать активную гражданскую позицию;
- познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них;
- сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении.
Участники: учащиеся 7-10 классов школы.
В рамках реализации проекта в школе в течение всего года действует акция «Батарейка», в которой принимают участие учащиеся всех классов школы. Ребята приносят из дома отработанные литиевые батарейки, собирают их в специальный контейнер, который затем отвозим на утилизацию. Ежегодно все учащиеся школы принимают участие в сборе макулатуры в рамках акции «Добрый Нижний».
2. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие –
бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор
(старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).
В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы молено компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России.
Есть три основных варианта обращения с ТБО:
1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берёт на себя» 20 % эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы И постепенно закрывают имеющиеся.
3.Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие
заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.
Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2 %, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живёт в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько ёмкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание свалок с упрощенным контролем, к сожале¬нию, повсеместно вокруг городов, сёл и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться там биогаз - результат разложения органических веществ - создаёт взрыво- и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность. Страдает атмосферный воздух (от выделяющихся метана, сернистого газа, растворителей и пр.), почвы и грунтовые воды (от тяжёлых металлов, растворителей, полихлорбифенилов-диоксинов, инсектицидов и др.) - почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.
Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др. При этом должны учитываться:
- роза ветров в районе свалки;
- расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
- водопроницаемость грунтов; • площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течение длительного времени);
- расположение, удобное для подъезда транспорта, и др. Специально оборудованные свалки - не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов.
Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в объеме бытовых отходов немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.
Всё большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них ещё не использованные источники сырья.
Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн куб. м твёрдых бытовых отходов, что составляет около 0,2 т на одного человека. На территории России сегодня действует 7 мусоросжигательных заводов, которые перерабатывают около 3 % твёрдых бытовых отходов, а 9 % вывозится из городов на более чем 1000 полигонов для бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки. Одно из направлений решения проблемы отходов - их первоначальная грамотно организованная сортировка. Особо опасные для окружающей среды и здоровья людей отходы, которые по разным причинам нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором, называются спецотходами, к которым отнесено примерно 600 особо опасных веществ. В их число входят:
- пестициды, содержащиеся главным образом в отходах производства химических средств защиты растений; радиоактивные отходы, образующиеся на предприятиях, использующих радионуклиды, и на атомных электростанциях;
- ртуть и её соединения - отходы химической промышленности;
- мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
- соединения свинца, встречающиеся особенно часто в отходах нефтеперерабатывающей и лакокрасочной промышленности и др.
Каждый из нас ежедневно пользуется множеством вещей, которые после их использования также становятся спецотходами, например:
- батарейки;
- неиспользованные медикаменты;
- остатки химических средств защиты растений (ядохимикатов);
- остатки красок, лаков, антикоррозионных средств и клеев;
- остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
- остатки средств бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью);
- ртутные термометры.
Ликвидация (утилизация) жидких и твердых спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами. Часть спецотходов сжигается на специальных установках, часть размещается на полигонах спецотходов. Большую часть спецотходов приходится хранить на поверхности земли, соблюдая строгие меры предосторожности. Отходы размещаются
на водонепроницаемой платформе толщиной до 3 м. Все стоки и грунтовые воды постоянно контролируются.
Проблема отходов усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определённого времени. Например, для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, консервной банки - 90 лет, фильтра от сигареты - 100 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла - 1000 лет.
С введением малоотходных и безотходных технологий, вовлечением отходов в производственные циклы их количество будет сокращаться, но на сегодняшний день оно чрезвычайно велико и
превысило 6 млн т. Из них свыше 15,6 тыс. т составляют отходы 1-го и 2-го класса опасности, то есть это наиболее токсичные и опасные для окружающей среды и здоровья населения отработанные вещества. Всего в области накоплено 50-60 млн т отходов на площади, примерно равной 120 км (0,011 % территории).
Круглый стол
«Проблема бытового мусора»
Проблема - утилизация бытового мусора.
Задачи:
- познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них;
- сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении;
Правила
Игра проходит в три тура:
- Золотые россыпи помоек.
- Устами младенца.
- Аварийная ситуация.
Итоги игры подводятся учителем.
Ход занятия
- Вступительное слово учителя.
- Игра «Мусорный ветер».
I тур. «Золотые россыпи помоек».
Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов. Посовещавшись, команда «обывателей» поднимает табличку с номером ответа. «Эксперты» его оценивают.
II тур. «Устами младенца»
«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду.
III тур. «Аварийная ситуация»
«Эксперты» предлагают ответить на вопросы и оценивают их ответы.
Подведение итогов игры.
«Золотые россыпи помоек»
- Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:
- пластмасса;
- стекло;
- металл.
- Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?
- Производство упаковочных материалов.
- Переработка мусора.
- Производство автомобилей.
- Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
- рассортировать;
- собрать в одном месте;
- раскрошить.
- Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
- компостировать;
- сжечь при специальных условиях;
- переплавить.
- Первоочередная забота при выборе места свалки:
- защита поверхности земли и грунтовых вод;
- ограждение места свалки;
- укомплектование соответствующей техникой.
- Появление «партизанских» свалок влечёт за собой:
1. загрязнение почвы;
2. уродство ландшафта;
3. изменение климатических условий (температуры, влажности).
- Вредные выбросы оказывают влияние:
- только на те регионы, где появилось загрязнение;
- на близлежащие регионы;
- даже на территории, удалённые от места, где загрязнение
- «увидело свет».
- Самая страшная «добавка» к воде:
- бытовой мусор;
- пестициды;
- минеральные удобрения.
- Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
- их захоронение;
- разработка правовых механизмов регулирования процесса;
- рециркуляция {повторное использование отходов).
- Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:
- загрязнением;
- экологическим кризисом;
- интродукцией.
- Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
- теплоэнергетика;
- нефте- и газопереработка;
- автотранспорт.
- Гарбология - это:
- наука о доме, местопребывании;
- наука, изучающая почву;
- мусороведение.
- Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
- 10 лет;
- 50 лет;
- 100 лет и более.
- Выброшенную бумагу «съедят» невидимки микробы:
- за 1-2 года;
- 5-8 лет;
- 20 и более лет.
«Устами младенца»
- У меня очень много игрушек сделано из неё.
- Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
- Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
- Если её поджечь, то появится много чёрного дыма, который плохо пахнет.
- Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса.)
- Её изобрели китайцы.
- У нас её получают из дерева.
- Она легко горит.
- Из неё получается очень много мусора.
- На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)
- Его делают из песка.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Когда падает, оно разбивается.
- Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
- Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло.)
- Это получается, когда становится старым или ломается.
- Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
- Это можно сдать и получить деньги.
- Из этого можно сделать что-то новое.
- Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Металлолом.)
- Это то, без чего уже не можем прожить.
- Этим мы пользуемся каждый день.
- Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
- Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
- С помощью этого всё становится чище.
(CMC.)
«Аварийная ситуация»
- Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?
(Краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)
- Как поступить с использованной батарейкой?
(Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжелых металлов.)
!!! ВНИМАНИЕ!!! В школе работает проект «Батарейка»! Использованные батарейки можно принести в кабинет 46, 26 или к вахтеру (для дальнейшей правильной утилизации).
Это интересно.
200 тыс. лет до н. э. | Первые мусорные кучи, найденные археологами. Целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий |
400 лет до н. э. | В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка |
200 г. | В Риме возникла городская служба по уборке мусора |
1315 г. | После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора с городских улиц на свалки |
1388 г. | Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды |
1775 г. | В Лондоне появились первые мусорные баки |
1800 г. | Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор |
1810 г. | В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почётное место на свалках |
1869 г. | Началось производство целлулоида - первого из многих видов пластмассы |
1874 г. | В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание городского мусора |
1897 г. | В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора |
1912 г. | Швейцарский химик Якоб Бранденбергер изобрел целлофан |
1916 г. | 80 % отходов в крупных городах Европы и Америки составляет угольная и древесная зола из печей. К 1940 г. этот показатель снизился до 42%, к 1960-доЗ % |
1932 г. | В США изобретены машины, прессующие мусор |
1942 г. | В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях |
1948 г. | В Нью-Йорке открыта свалка Фреш - Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире |
1965 г. | Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов |
1992 г. | Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества |
2000 г. | Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50 % отходов |
А как у нас в России?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - исследовательский проект "Исследование проблемы сбора и переработки бытового мусора в мире".
Оценить масштабы накопления бытового домашнего мусора. Вычислить масштабы накопления мусора в мире....
исследовательская работа "Проблема бытового мусора"
Главной целью данного проекта стало привлечение внимания жителей с. Подчерье к проблеме твёрдых бытовых отходов и поиск способов улучшения местной экологической обстановки.Для реализации данной цели б...
Проблема утилизации бытового мусора
Мастер класс....
Проблемы бытового мусора
Проблемы бытового мусора...
Проблема бытового мусора
Занятие элективного курса "Человек и его здоровье" для учащихся 9 классов....
Внеурочное занятие по экологии "Проблема бытового мусора"
Внеурочное занятие по экологии в ходе экологического кружка для 7-9 классов. Занятие - игра. Проблемы бытового мусора....
Проблема бытового мусора
Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу и на лугу, на берегах озер и рек, океана. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки. В городах, селах пластиковые бутылки ...