урок экологии 11 класс
презентация к уроку по экологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биосфера, ее структура и функции В составе биосферы различают: - живое вещество, образованное совокупностью организмов; - биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, каменный уголь, известняки и др. ); - косное вещество, образующееся без участия живых организмов (основные породы, лава вулканов, метеориты); - биокосное вещество, представляющее собой совместный результат жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов (почвы). Эволюция биосферы обусловлена тесно взаимосвязанными между собой тремя группами факторов: развитием нашей планеты как космического тела и протекающих в ее недрах химических преобразований, биологической эволюции живых организмов и развитием человеческого общества.
Границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование живых организмов. Верхняя граница проходит примерно на высоте 20 км от поверхности планеты и отграничена слоем озона, который задерживает губительную для жизни коротковолновую часть ультрафиолетового излучения Солнца. Таким образом, живые организмы могут существовать в тропосфере и нижних слоях стратосферы. В гидросфере земной коры организмы проникают на всю глубину Мирового океана – до 10-11км. В литосфере жизнь встречается на глубине 3,5-7,5 км, что обусловлено температурой земных недр и уровнем проникновения воды в жидком состоянии.
Биосфера и человек Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, особенно в наши дни, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы. В.И. Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу (сферу разума).
Природные ресурсы и их использование Сейчас человек использует для своих нужд все большую часть территории планеты и все большие количества минеральных ресурсов. Биологические, в том числе пищевые, ресурсы планеты обуславливают возможности жизни человека на Земле, а минеральные и энергетические служат основой материального производства человеческого общества. Среди природных богатств планеты различают неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.
Неисчерпаемые ресурсы Неисчерпаемые природные ресурсы подразделяются на космические, климатические и водные. Это энергия солнечной радиации, морских волн, ветра. С учетом огромной массы воздушной и водной среды планеты неисчерпаемыми считают атмосферный воздух и воду. Выделение это относительно. Например, пресную воду можно рассматривать как ресурс исчерпаемый, поскольку во многих регионах Земного шара возник острый дефицит воды. Уже идет речь о неравномерности ее распределения, и невозможности ее использования ввиду загрязнения. Условно считают и кислород атмосферы неисчерпаемым ресурсом. Современные ученые-экологи полагают, что при современном уровне технологии использования воздуха и воды эти ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые только при разработке и реализации крупномасштабных программ, направленных на их восстановление.
Исчерпаемые ресурсы Они делятся на возобновляемые и невозобновляемые. К возобновляемым относятся растительный и животный мир, плодородие почв. К невозобновляемым ресурсам относятся полезные ископаемые. Их использование человеком началось в эпоху неолита. В настоящее время человек вовлек в сферу своей промышленной деятельности использует большую часть известных минеральных руд, каменного угля, нефти и газа. В хозяйственный оборот вовлекаются все новые территории, растет использование древесины и промысловых животных. В современных условиях значительная часть поверхности Земли распахана или представляет собой полностью или частично окультуренные пастбища для домашних животных. Значительные площади поверхности суши исключены из хозяйственной деятельности человека вследствие накопления на ней промышленных.
Из числа восполняемых природных ресурсов большую роль в жизни человека играет лес. Леса предотвращают эрозию почвы, задерживают поверхностные воды, способствуют поддерживанию уровня грунтовых вод. В лесах обитают животные, представляющие материальную и эстетическую ценность для человека: копытные, пушные звери и другая дичь. В нашей стране леса занимают около 760 млн. га, или 33% всей ее суши, и являются одним из основных природных богатств. Несмотря на длительную историю культурного земледелия, дикая природа продолжает служить для человека существенным источником продуктов питания. В первую очередь это рыболовство. Из рыбы получают витамины, кормовую муку для скота, малоценные сорта рыб перерабатывают на удобрение для полей.
Взаимосвязь и взаимодействие человека и природы. С освоением все более совершенных методов хозяйствования начали появляться и проблемы: развитие охотничьего промысла привело к исчезновению крупных травоядных животных: мамонтов, зубров, бизонов, стеллеровой коровы на Камчатке и т. п.; развитие скотоводства повлекло за собой опустынивание больших территорий в аридных зонах планеты; современное развитие сельского хозяйства привело к сокращению биоразнообразия, которое обеспечивает экологическую устойчивость окружающей среды; человек нарушает круговорот веществ в локальных биогеоценозах, что ведет к заметному повсеместному истощению почв и необходимости применения большого количества минеральных удобрений. Вывезенная продукция, попадает в реки, водохранилища, моря, вызывая вторичный комплекс экологических проблем (загрязнение водной среды, цветение водохранилищ, гибель наиболее чувствительных видов водных организмов, рыбы и т. п.); развитие промышленного производства создало предпосылки для ряда техногенных кризисов: парникового эффекта, озоновых дыр, загрязнения окружающей среды, заполнения поверхности земли не усваиваемыми биосферой и иногда катастрофически вредными для нее промышленными отходами.
Для того, чтобы скорректировать поведение человека в отношении природы были сформулированы четыре закона, которые, по сути, не столько законы, сколько афоризмы: Все связано со всем. Все должно куда-то деваться. Природа знает лучше. Ничто не дается даром .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок экологии 9 класс "Экологическое и технологическое влияние на биосферу"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. ...
Урок экологии 9 класс "Законы биологической продуктивности"
Урок экологии 9 класс "Законы биологической продуктивности". Содержит презентацию, тесты, опыт по данной теме....
Урок экологии в 7 классе "Водоем, как многоэтажное жилище"
Тема сегодняшнего урока: Водоем, как многоэтажное жилище.Наша задача: познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на практике.Сегодняшний урок я хочу ...
Урок экологии 9 класс "Возможности человечества к адаптации"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа "Биосфера и человечество", автор - И.М.Швец....
Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в питании"
Урок экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс
некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...
ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ Тема: ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ
Урок проводится для пятиклассников в рамках Всероссийского урока по экологии. Основан данный урок на знаниях, полученных при изучении предмета «Природоведение с элементами экологии». В проведени...