Рабочая программа по экологии 5 класс
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Александровна

Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,  авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2005г.,  планируемых результатов основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_5_klass.docx48.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей  программе курса « Экология» 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,  авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2005г.,  планируемых результатов основного общего образования.

Реализация программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Вводный курс даёт  обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических  понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для  специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как  совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его  развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной  жить в гармонии с окружающей средой.  Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но  и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы.

Цели программы: целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные: 

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развивать  у учащихся  все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

Содержание курса направлен  на формирование УУД, обеспечивающих развитие    познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Согласно учебному образовательному плану  школы на изучение экологии  в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.

Содержание изучаемого курса

Введение

Тема 1. Как размножаются живые организмы

Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

Тема 3. Как питаются живые организмы

Тема 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы

Тема 5. Многообразие живого мира

Тема 6. Жизнь в сообществах. Экосистема        

Курс экологии в  5 классе  нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета  в основной школе.

Для приобретения практических навыков  и повышения уровня знаний   в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С.,

Строганов В. И. «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе,  Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать    как теоретические, так и практические требования.

       Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения   в особенности способствует применение  системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает  использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение,  технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию  УУД.  

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные  результаты  курса  «Экология»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-  называть методы изучения применяемые в экологии;

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться  лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Использование здоровьесберегающих технологий

Согласно требованиям, предъявляемым к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий, необходимо:

1. Добиваться  рациональной плотности урока.

2.В  содержательную  часть урока  включаются  вопросы, способствующие формированию у обучающихся  понятия  «здоровый  образ жизни»  и потребностей в нем.

3.Количество видов учебной деятельности в среднем от 5 до 7, смена которых осуществляется  через каждые  7-10 мин.

4.Для развития мотивации используются разнообразные педагогические технологии, развивающие  память, логическое  и критическое  мышление.

5.Осуществлять  индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку.

6.На с уроках   создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

7.Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются  в урок физкультминутки. (как правило,  на 20-ой и 35-ой минутах урока), длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

В практике учебной деятельности используются  здоровьесберегающие технологии:

 по снятию утомления зрения - «глазная гимнастика» (рекомендована Министерством здравоохранения Саратовской области).

по профилактике нарушений опорно - двигательной системы. Цель данной технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки.

проведение динамических пауз,  ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут).

Использование возможностей содержания темы, урока с позиции здоровьесбережения. Рациональное распределение учебной нагрузки на различных этапах урока

Технологии, применяемые в образовательном процессе:

1.проблемное обучение;

2. компьютерные (новые информационные) технологии обучения;

3.технологии саморазвития;

4.технологии развивающего обучения;

5.групповые технологии;

6.технология уровневой дифференциации;

7. тестовые технологии;

8. проектные технологии;

9. технология предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе;

10.дистанционное обучение;

11. практико-ориентированные  и исследовательские технологии;

12. технологии компенсирующего обучения;

13. технологии работы с отклоняющимися;

14. игровые технологии  и др.

УМК, используемый при работе по данной программе:

  1. Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию, М.: - «Вентана-Граф», 2009 -245с.
  2. Т.С. Сухова, В.И. Строганов тетрадь с печатной основой №1 и №2 «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс.
  3. Программно-методические материалы. Экология. 5-11класс.     Составитель: Е.В. Акифьева. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,  2005. – 48 л.
  4. Курс «Природа. Введение в биологию и экологию».   Авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов
  5. Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Методическое пособие. 5 класс. Вентана-Граф. 2008.

Список литературы для учителя

Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.

 Петров К. М  Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд-  во Саратов. ун-та 1995.

 Красная  книга Саратовской области.  Растения, животные. Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1996.

4. Особо охраняемые природные территории Саратовской области/ Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. Ред. В. З. Макаров. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. – 300

5. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.

6.Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.

7.Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.

8.  Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.

9. Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.

Список литературы для учащихся

1. Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл. – Саратов: изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов. обл., 2006. – 528 с.

Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.

Красная книга РСФСР.

Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684

Особо охраняемые территории Саратовской области. Саратов. Издательство Саратовского университета, 2007г.

Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

http://www.aseko.org/ (представлены  ресурсы по экологическому образованию)

 http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте представлены дистанционные уроки, работы учащихся и учителей).

http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

 http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых).

http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия")

ttp://www.ecolife.org.ua  (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы)

http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").

http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).

http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).  

http://ecoportal.ru/  (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )

 Примерные темы творческих работ и проектов.

1.Животные и растения Саратовской области.

2.Экологическая ситуация в г. Саратове.

3.Пределы выносливости организмов.

4.Путешествие с капелькой воды.

5.Покормите птиц зимой.

6.Царства живой природы… и др.

                                 

                                               Календарно-тематическое планирование курса «Экология» 5 класс.

п/п

Дата

План Факт

Тематический блок, тема урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся, формирование УУД

Методы и приемы, тип урока

  ЦОРы

1

Введение. Многообразие явлений и процессов в природе.  п.1

Объяснять значение экологии в жизни и деятельности людей.

Определять понятия «экология», «биосфера», «окружающая среда», «опыт», «наблюдение»

Эвристическая беседа. Анализ рисунков учебника.

Урок  общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

2

Живая и неживая природа.

Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы» п.2

Сравнивать объекты, относящиеся к живой и неживой природе. Определять разные жизненные формы растений. Выделять основные признаки объектов живой природы, анализировать, делать выводы на основе увиденного. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта

Наблюдение и описание объектов.

Урок ознакомления с новым материалом

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

3

Как идет жизнь на Земле. П.3

Знать, что изучает наука систематика. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных. Делать выводы  на основе сравнения.

Работа с иллюстративным   материалом, текстом, беседа. Урок общеметодологической направленности

 Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

4

Прибор, открывающий тайны. Лаб.р. №1 «Знакомство с микроскопом»

П.4

Определять понятия:  микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать  с микроскопом, изучать устройство микроскопа, отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с приборами.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание увиденного.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

5

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.  Лаб.р№2 «Рассматривание пузырьков воздуха и плесени» П.5

 

Определять понятия:  микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать  с микроскопом,  отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с приборами. Сравнивать представителей живой и неживой природы. Делать выводы  на основе сравнения. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание увиденного. Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

6

Как размножаются живые организмы. П.6

Определять понятие размножение, его роль в жизни и  расселении организмов. Определять бесполое и половое размножение, способы размножения. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

Методы сравнения и наблюдения

7

Могут ли переселяться растения.

Экскурсия№2«Распространение плодов и семян» п.11

Определять способы распространения плодов и семян растений, выявлять приспособления у семян, способствующие распространению  в природе. Составлять  отчет по экскурсии. Делать выводы  на основе наблюдения.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

10

Почему всем хватает места на Земле. П.13

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Методы критического мышления, мозговой штурм.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

11

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия. П.14

Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни, пищевые цепи, паразиты, хищники.

Выявлять приспособления организмов к неблагоприятным условиям жизни, делать выводы. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Решение экологических задач.

Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

12

Как питаются разные животные. П.17

Определять понятия пищеварительная система, травоядные животные хищники. Выявлять причинно-следственные связи между способом питания животного и средой его обитания.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

13

Как питаются растения.

Лаб.р.№4 «Рассматривание клеток листа под микроскопом»

П.18

Наблюдать строение и химический состав клетки. процессы жизнедеятельности клетки  под микроскопом, описывать и схематически изображать. 

Объяснять взаимосвязь между строением и питанием растений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Соблюдать правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

14

Только ли лист кормит растение. Лаб.р.№5 «Рассматривание корней растений». П.19

Наблюдать строение и химический состав клеток под микроскопом, описывать и схематически изображать. Объяснять различия в строении клеток разных частей растений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Соблюдать правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

15

Как питаются паразиты

П.20

Определять понятие организма как среды обитания. Выявлять паразитов по способу питания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитами. Объяснять роль паразитов в жизни живых организмов.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения.

Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

16

Нужны ли минеральные соли животному и человеку. П.22

Определять понятия минеральные вещества, загрязнение почвы, правильное питание.

Объяснять роль минеральных веществ  для жизнедеятельности живого организма.

Различать неорганические вещества клетки.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

17

Можно ли жить без воды.

Пр.р №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе». П.23

Вода как среда обитания, вода как растворитель. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения.

Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия.

18

Можно ли жить, не питаясь. Как можно добыть энергию для жизни. П.24 - 25

Определять понятия фотосинтез, органические вещества. Объяснять роль пищи как источника жизни. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

Работа в парах, анализ иллюстративного материала, беседа.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

19

Запасают ли живые организмы питательные вещества. П.26

Определять понятия яйцо, семя, зародыш, молодой организм.

Выявлять способы запаса питательных веществ у разных видов живых организмов. Уметь  устанавливать причинно-следственные связи. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы  наблюдения.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

20

Можно ли жить и не дышать. П.30

Определять понятия органы дыхания растений, птиц, рыб, земноводных, человека. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения органов дыхания,  средой обитания и формами жизнедеятельности организмов.  Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Методы критического мышления, мозговой штурм. Работа с иллюстративным материалом. Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

21

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду. П.31

Определять понятие круговорот веществ   в природе. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

22

Многообразие живого мира

Деление живых организмов на группы.

П.33 - 34

Определять понятия царства живой природы, вид.  Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Уметь классифицировать объекты живой природы. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Методы критического мышления, мозговой штурм. Работа с иллюстративным материалом. Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

23

Царство Растения. Грибы. П.35

Выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности  растений и грибов. Объяснять роль растений и грибов в природе и жизни человека. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями. Делать выводы на основе анализа полученных данных. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Методы критического мышления, мозговой штурм. Работа с иллюстративным материалом. Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

24

Царство Животные. Л.р.№8 «Рассматривание простейших под микроскопом» п.36

Выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности  животных.  Объяснять роль животных в природе и жизни человека.  Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями. Делать выводы на основе анализа полученных данных. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов. Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

25

Царство Бактерии, Вирусы. П.37

Выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов. Объяснять роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

26

Среда обитания.

 Факторы среды. П.39

Определять понятие «водная среда», «наземно-воздушная», почва как среда обитания, организм как среда обитания. Выявить  особенности строения тела, позволяющие организмам жить в этих условиях.

Три группы факторов.

Характеризовать влияние деятельности человека на природу. Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом.

Методы критического мышления, мозговой штурм. Работа с иллюстративным материалом. Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

27

Кто живет в воде. П.40

Определять приспособления организмов к водной среде.

Уметь отличить водные организмы от других.

Вода – среда обитания, благоприятные условия, планктон, нектон, бентос.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения.  Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

28

Обитатели суши. П.41

Определять приспособления организмов к наземно-воздушной среде.

Уметь определять по признакам организмы разных экологических групп.

Наземно-воздушная среда обитания, благоприятные условия: свет, температура, влага.

Анализировать связи организма со средой обитания.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения.  Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

29

Кто живет в почве. П.42

Почва-среда обитания, обитатели почвы.

Определять условия среды обитания и признаки организмов.

Уметь выявлять по признакам организмы, живущие в почве. Анализировать связи организма со средой обитания.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения.  Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

30

Организм как среда обитания. П.43

Определять понятие организма как среды обитания. Выявлять паразитов по способу питания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитами. Объяснять роль паразитов в жизни живых организмов.

Уметь отличать паразитов от других организмов. Анализировать связи организма со средой обитания. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения.  Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

31

Природное сообщество.

Как живут организмы в природном сообществе. Экскурсия №3 «Живые организмы весной» п.44 - 45

Определять понятия «биоценоз», «искусственные сообщества», «круговорот веществ», «экосистема». Определять взаимосвязи живых организмов в природном сообществе.

Уметь составлять схемы цепей питания обитателей экосистем. Изучить разнообразие растений. Определить их санитарное состояние. Понаблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества;  познакомиться  с многообразием живых организмов. Уметь объяснить случайно ли в одном сообществе живут разные растения, какую роль в них жизни животные, обитающие рядом. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

32

Человек – часть природы.

Влияние человека на биосферу. П.46 - 47

Жизнь и здоровье человека. Окружающая среда.  Знать свойства человека как живого организма. Уметь отличать человека от животных. Знать, как влияет хозяйственная деятельность человека на окружающую среду. Уметь приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия, ЭОРы

33

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...