Поект "Скажем мусору нет"
проект по экологии на тему
Учебно-исследовательский проект "Скажем мусору нет".
Данный экологический проект направлен на привлечение внимания молодого поколения к экологической проблеме замусоривания их места проживания – села Верхняя Хава. Разработанные мероприятия в рамках этого проекта могут быть использованы в других населенных пунктах для популяризации экологических знаний среди подрастающего поколения.
Цель исследовательского проекта.
Привлечение внимания жителей села и подрастающего поколения к проблеме замусоривания улиц, повышение экологической грамотности и культуры учащихся и детского населения.
Задачи.
- привлечь внимание общественности к проблеме замусоривания;
- провести эко-социологический опрос по данной проблеме;
- определить вред замусоривания для людей;
- рассмотреть возможные способы переработки мусора;
- провести мониторинг несанкционированных свалок на территории села;
- сформировать у учащихся и общества бережное отношение к своему селу и окружающей природе в целом;
- развивать навыки самостоятельной исследовательской, творческой и трудовой деятельности;
- воспитать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
Условия реализации проекта.
Основное условие, обеспечивающее поэтапное выполнение данного экологического проекта – положительное влияние на личность учащихся в процессе выполнения различных видов деятельности, которые воздействуют на нравственную, эстетическую, духовную и другие сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологический проект | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом творчества детей и подростков
Верхнехавского муниципального района
Воронежской области
Экологический проект
«Скажем мусору - НЕТ!»
Автор: Бредихина М.В.
педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД ДТДиП
Верхнехавского муниципального района
Воронежской области
Выполнили учащиеся
эколого-биологического объединения
МКОУ ДОД ДТДиП
Верхнехавского муниципального района,
Руководитель – Бредихина Мария Владимировна,
педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД ДТДиП
Верхнехавского муниципального района
Воронежской области
Верхняя Хава 2014
Пояснительная записка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отображает тот уровень культуры, на котором находится общество.
На улицах нашего села ежедневно можно видеть разноцветье мусора. Он располагается где угодно, только не там, где нужно. Интересно: неужели людям приятно смотреть, как наше село превращается в свалку?
Данный экологический проект направлен на привлечение внимания молодого поколения к экологической проблеме замусоривания их места проживания – села Верхняя Хава. Разработанные мероприятия в рамках этого проекта могут быть использованы в других населенных пунктах для популяризации экологических знаний среди подрастающего поколения.
Актуальность проекта.
Проблема отходов существовала всегда: от каменного века до нашего времени. Сейчас отходы – одна из наиболее актуальных проблем человечества. Мусор на улицах – это наше отношение к селу, к людям и к самим себе. Взглянув на некоторые улицы, понимаешь, мы себя не уважаем.
Проблема замусоривания и для нашего села, его жителей очень актуальна. С ней ведется безуспешная борьба уже много лет. Существует необходимость экологического воспитания и пропаганды «антимусора» с детского возраста. При работе с проектом учащиеся получат практические навыки по популяризации экологических знаний, повысят свою экологическую культуру.
Цель исследовательского проекта.
Привлечение внимания жителей села и подрастающего поколения к проблеме замусоривания улиц, повышение экологической грамотности и культуры учащихся и детского населения.
Задачи.
- привлечь внимание общественности к проблеме замусоривания;
- провести эко-социологический опрос по данной проблеме;
- определить вред замусоривания для людей;
- рассмотреть возможные способы переработки мусора;
- провести мониторинг несанкционированных свалок на территории села;
- сформировать у учащихся и общества бережное отношение к своему селу и окружающей природе в целом;
- развивать навыки самостоятельной исследовательской, творческой и трудовой деятельности;
- воспитать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
Формы и методы работы.
Лекции, беседы; изучение фото и видео материалов, самостоятельная работа учащихся эколого-биологического объединения по изучению литературы по данной теме, сбору информации; социологический опрос; экологическая конференция; экскурсии; экспериментирование; выставка.
Механизмы реализации.
- встреча заинтересованных лиц для обсуждения проблемы замусоривания улиц нашего села, разработка действий по проекту;
- сбор информации о вреде различных видов мусора для окружающей природы;
- проведение театрализованного представления «Защитим планету от мусора» для детей дошкольного возраста;
- проведение социологического опроса населения на тему отношения к данной проблеме и готовности к её решению;
- изучение источников информации по разрешению проблемы замусоривания в других странах, регионах РФ;
- изучение состава мусорного ведра;
- мониторинг несанкционированных свалок села;
- оценка замусоривания улиц нашего села;
- выпуск и распространение листовок «Чистота твоего села начинается с тебя»;
- организация и проведение районной экологической конференции «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды» по проблеме замусоривания села;
- организация и проведение конкурса творческих работ «Нужные вещи из ненужных вещей»;
- выпуск и распространение среди населения памяток пунктов приема вторичного сырья в г.Воронеж.
Условия реализации проекта.
Основное условие, обеспечивающее поэтапное выполнение данного экологического проекта – положительное влияние на личность учащихся в процессе выполнения различных видов деятельности, которые воздействуют на нравственную, эстетическую, духовную и другие сферы.
Перспективный план реализации проекта
«Скажем мусору - НЕТ!»
№ | действие | дата | Организатор, исполнители |
Подготовительный этап | |||
1 | Создание инициативной группы | Сентябрь 2013 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
2 | Просмотр фильма «Мусор» | Сентябрь 2013 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования |
3 | Знакомство с источниками информации по данной теме | Сентябрь 2013 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
4 | Выяснение важности и практической значимости своей работы | сентябрь 2013 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
Основной этап (практический) | |||
1 | Разработка сценария театрализованного игрового представления для детей дошкольного возраста | сентябрь 2013 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования |
2 | Показ театрализованного игрового представления «Защитим планету от мусора» для детей дошкольного возраста | Последняя неделя сентября 2013 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
3 | Проведение социологического опроса населения села | октябрь 2013 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
4 | Работа с результатами опроса, анализ. Начало подготовки к экологической конференции | октябрь 2013 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
5 | Изучение информации по разрешению проблемы замусоривания в нашей области, других странах, регионах РФ. | Ноябрь -декабрь 2013 | Учащиеся эколого-биологического объединения |
6 | Исследование мусорного ведра, оформление результатов. | Январь-февраль 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
7 | Круглый стол по предложениям методов борьбы с замусориванием села. | февраль 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
8 | Подготовка к конкурсу творческих работ «Нужные вещи из ненужных вещей» | Февраль - апрель 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
9 | Мониторинг несанкционированных свалок села | Март-апрель 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
10 | Оценка замусоривания улиц села | Март -апрель 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
11 | Экспериментальная деятельность | март 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
12 | Выпуск и распространение листовок «Чистота твоего села начинается с тебя» | апрель 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
13 | Организация и проведение районной экологической конференции «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды» по проблеме замусоривания села. | Апрель 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
14 | Организация и проведение конкурса творческих работ «Нужные вещи из ненужных вещей». | апрель 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
15 | Оценка итогов экспериментирования. | май 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
Заключительный этап (итоговый) | |||
16 | Выпуск и распространение памяток пунктов приема вторичного сырья в г.Воронеж. | май 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
17 | Оценка проделанной работы, подведение итогов. | май 2014 | Бредихина М.В. педагог дополнительного образования, учащиеся эколого-биологического объединения |
Ожидаемые результаты.
Осознание учащимися, детьми и взрослым населением значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения.
Привлечение внимания к проблеме замусоривания села.
Развитие у учащихся навыков самостоятельной исследовательской, творческой, трудовой деятельности.
Работа по пропаганде экологических знаний.
Воспитание у подрастающего поколения активной гражданской позиции.
Оценка учащимися собственного вклада в разрешение проблемы замусоривания своего села.
Развитие экологической культуры подрастающего поколения.
Результаты реализации проекта.
Первый этап (подготовительный) работы над проектом показал заинтересованность учащихся разного возраста проблемой замусоривания улиц и мест отдыха села. Ребята активно включились в работу с различными источниками информации по данной проблеме.
В начале второго этапа (практического) учащиеся провели театрализованное игровое представление для детей дошкольного возраста в двух подготовительных группах МКДОУ «Детский сад ОВ№1» Верхнехавского муниципального района Воронежской области. Дети активно участвовали в экологических играх и викторинах.
Социологический опрос показал заинтересованность жителей села проблемой бытовых отходов, а именно: отсутствием четкой системы сбора и утилизации мусора, отсутствием мест сбора (нехватка мусорных контейнеров) и низким уровнем культуры жителей нашего села в отношении соблюдения правил складирования мусора в отведенных для этого местах.
Предложенные жителями пути решения проблемы бытового мусора были следующими: 51% - предлагали организовать регулярный вывоз мусора и установить контейнеры для сбора мусора, 11 % - повысить экологическую культуру населения, 35% - привлекать население к субботникам по уборке территорий села. На вопрос: «Что вы делаете с бумагой», больше половины опрошенных отвечали, что выбрасывают, 32% - сжигают (что также экологически небезопасно) (приложение1).
По результатам изучения информации по проблеме замусоривания на территории РФ выяснили, что в нашей стране скопилось более 31 миллиарда тонн неутилизированных отходов. Ежегодно это количество увеличивается. Министерством природных ресурсов России было подсчитано, что на каждого россиянина приходится 400 кг отходов в год. По состоянию на конец 2013 года в России функционирует:
243 мусороперерабатывающих завода;
50 мусоросортировочных комплексов;
10 мусоросжигательных заводов.
Конечно же, этого очень мало для того, чтобы справится с грандиозными объемами ТБО, образующимися в нашей стране. Помимо этого в России нет заводов, которые осуществляют полный цикл переработки мусора. Большинство отечественных проектов до сих пор ограничиваются покупкой промышленных прессов, необходимых для спрессовывания мусора для его дальнейшей укладки на полигоне. Принятые в Европе высокие экологические требования сделали размещение ТБО на полигонах самым дорогим и невыгодным способом утилизации отходов, в то время как их переработка является весьма серьезным доходным бизнесом. В России же все происходит с точностью наоборот: дешевле всего оказывается складировать мусор на полигонах либо сжигать его. Европа уже давно придумала заменить мусоропроводы на раздельные контейнеры для сбора стекла, пластика, металла и бумаги. Сегодня возле каждого шведского дома стоят контейнеры, каждый из которых предназначен для определенного типа отходов: бумаги, стекла, металла, пластика, остатков пищи и для того мусора, который не подлежит утилизации. В Японии часть переработанных отходов идет на изготовление стройматериалов. А в Германии из 1/5 свалки страны ежедневно создается 5700 куб.м газа, идущего на обогрев домов.
А как же дело с ТБО обстоит у нас в регионе?
По словам Татьяны Девятовой, председателя общественного совета при региональном Росприроднадзоре, доктора биологических наук, профессора, 99% отходов на территории нашей области малоопасные, но только за последние три года их количество увеличилось вдвое. И действительно, количество отходов растёт с каждым годом: только в 2012 году образовалось 5,4 млн. тонн отходов. В области есть 610 объектов захоронения отходов общей площадью 920 га, в том числе 16 лицензированных полигонов твёрдых бытовых отходов, 1 полигон, находящийся в стадии рекультивации, и 593 свалки.
На основании поручений Президента Российской Федерации, губернатора Воронежской области департаментом природных ресурсов и экологии в 2013 году завершается разработка и готовится к утверждению комплексная схема обращения с отходами на территории Воронежской области, в том числе с учетом городского округа город Воронеж. В ходе выполнения комплексной схемы был произведен сбор исходных данных, характеризующих существующую и создаваемую инфраструктуры (на период до 2020 года. Было установлено, что санитарная очистка территории области производится 107-ю специализированными предприятиями, имеющими на балансе 942 единицы техники, эксплуатируется 14 308 несменяемых контейнеров для ТБО (в т.ч. 6574 в городском округе г.Воронеж) и 478 бункеров для крупногабаритных отходов (в т.ч. 371 в городском округе г.Воронеж).
Ежегодно в Воронежской области, в целях повышения уровня благоустройства и санитарного состояния городских, сельских поселений и городских округов Воронежской области, проводится месячник по благоустройству и санитарной очистке области.
Воронежская компания «Бриз» с 2011 года занимается изготовлением и реализацией биоразлагаемых пакетов для мусора. Пакеты производятся на основе полимеров, созданных с использованием отходов сахарной свеклы, крахмала и др. продуктов. Нужно предложить населению села в качестве упаковочной тары использовать биоразлагаемые пакеты.
Мы узнали, что указом губернатора Воронежской области от 13.12.2012 №452-у «О создании общественного экологического совета при губернаторе Воронежской области» утверждено положение об общественном экологическом совете при губернаторе Воронежской области. Основной целью создания совета является привлечение общественности к рассмотрению проблем и коллективной выработке эффективных решений в сфере охраны окружающей среды и природопользования Воронежской области, в т.ч. по вопросам обращения с твердыми бытовыми отходами.
Проанализировав полученную информацию, мы поняли, что проблема замусоривания в нашей стране и нашем регионе имеет перспективу разрешения в положительную сторону для населения и природы в целом.
Для выяснения основных составляющих мусора в нашем селе, мы решили проанализировать состав «мусорного ведра», объем и частоту выбрасываемого мусора в разных семьях. Для исследования были взяты 10 семей разного количественного состава (из 3-х человек, из 4-х человек, из 5-7 ми человек). Результаты оформили в диаграммах (Приложение2).
Но все ли содержимое мусорных баков – мусор? Для развития творческого потенциала подрастающего поколения и привлечения их внимания к мусорной проблеме, решено было организовать выставку-конкурс творческих работ «Нужные вещи из ненужных вещей» с привлечением учащихся школ Верхнехавского района. Также для вовлечения молодежи в проблему замусоривания своего села, решено было организовать и провести районную экологическую конференцию «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды».
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (Конституция РФ Гл.2ст.42). На этом основании мы решили провести исследовательские экскурсии по улицам села Верхняя Хава, с целью выявления несанкционированных свалок и общего состояния чистоты улиц. За время экскурсий посетили улицы: 50 лет октября, Георгиева, Мира, пер.Энергетиков, ул.Калинина, Ленина, ул.Привокзальную, Железнодорожную, 40 лет Победы, Колхозную. Проанализировав итоги экскурсий (приложение3), пришли к выводу, что причиной замусоривания улиц села является недостаточное количество мусорных контейнеров и низкий уровень экологической культуры. Службам ЖКХ необходимо осуществлять дополнительные рейды для устранения несанкционированных свалок и привлекать к уборке территорий жителей, установить в данных точках дополнительные мусорные контейнеры.
При проведении мониторинга несанкционированных свалок нами составлялся паспорт свалки, где указывались: местонахождение свалки, размеры, примерный объем мусора, качественный состав ТБО (приложение3). Данная работа показала, что некоторый мусор лежит очень-очень долго. Из Интернет-источников информации узнали, что для разложения стеклянной бутылки требуется 200 лет, бумаги– 2-3 года, изделий из ткани – 2–3 года, деревянных изделий – несколько десятков лет, консервной банки – более 90 лет, полиэтиленового пакета – более 200лет, пластмассы – 500 лет. Решили провести свой простой эксперимент по разложению отдельных видов отходов в почве (Приложение4).
По окончании экскурсий и их анализа мы разработали, выпустили и распространили листовки «Чистота твоего села начинается с тебя». Всего было роздано 267 листовок.
Проведенная районная экологическая конференция, приуроченная ко Дню Земли, показала озабоченность подрастающего поколения проблемой мусорных свалок. Ребята выдвигали различные предложения по разрешению проблемы замусоривания своих сел.
Во время выставки-конкурса творческих работ «Нужные вещи из ненужных вещей» поражало разнообразие и многогранность выполненных работ. Конечно же, были определены победители.
Радует то, что учащиеся школ района не обошли стороной данные мероприятия и приняли активное участие в них. Есть основание думать, что начиная воспитывать экологическую культуру с детства, в будущем у нас будет экологически грамотное население.
На последнем (заключительном) этапе реализации проекта мы нашли адреса пунктов приема вторичного сырья в Воронеже, оформили и распространили памятки с данной информацией.
Подводя итоги реализации нашего проекта можно указать, что нам удалось:
- определить отношение части населения к проблеме замусоривания;
- ознакомится с состоянием сбора и утилизации ТБО;
- привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме замусоривания села;
- исследовать места несанкционированного сбора мусора;
- оценить состояние улиц села;
- найти пути уменьшения количества бытового мусора в селе;
- привлечь внимание общества к проблеме бережного отношения к своему селу и окружающей природе.
Практическая значимость работы заключается в том, что участниками проекта начата и проведена намеченная проектом кропотливая работа по формированию экологической грамотности и сделаны первые попытки по изменению экологической ситуации в месте своего проживания. В заключении можем добавить, что работа по формированию экологической культуры продолжится:
- будем продолжать выпуск «антимусорных» листовок;
- будут продолжены различные творческие конкурсы среди учащихся;
- проведение районной экологической конференции станет ежегодным;
- планируется встреча инициативной группы учащихся с администрацией сельского поселения по вопросам замусоривания.
Заключение.
В наших силах отодвинуть трагические последствия пренебрежительного отношения людей к природе. Мы вместе думаем над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче, где и как можно и нужно отдыхать, а какие места лучше обойти, выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Очень радует, что изменяется отношение к окружающей среде. Но сложившаяся ситуация требует формирования экологического мышления, то есть введения экологии во все науки и во все сферы деятельности человека.
Но если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую наружную оболочку Земли, то станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете.
С мусором бороться очень сложно. Но все же, человечество должно принимать меры по сокращению отходов, иначе вскоре планета превратится в одну большую свалку.
Начнем с себя: «Скажем мусору – нет!».
Приложение.
Приложение 1
Социологический опрос «Отношение жителей села к загрязнению улиц мусором».
Опрашивающий______________________
Пол____М___Ж___
Возраст ______________
Адрес (улица)проживания_______________________________________________________
Устраивает ли Вас состояние (чистота) вашей улицы__________________________________________________________________
Есть ли на улице мусорные контейнеры____________________________________________________________
Производится ли организованный вывоз мусора________________________________________________________________
Если нет, хотели бы этого___________________________________________________________________
Знаете ли Вы организации занимающиеся вывозом мусора________________________________________________________________
Волнует ли Вас проблема замусоривания села___________________________________________________________________
Какие пути решения этой проблемы Вы видите_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Готовы ли Вы оказать содействие в разрешении проблемы_______________________________________________________________
Да, то как_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Нет, то почему_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Разделяете ли вы мусор __________________________________________________
Как поступаете с бумагой ________________________________________________
Приложение2.
Примерный объем и частота выбрасываемого мусора.
Семья из 3-х чел. | Семья из 4-х чел. | Семья из 5-7ми чел. |
1 ведро (V=60л) через день | 1 ведро (V=60л) каждый день | 2 ведра (V=120л) каждый день |
Приложение3.
Улица | Кол-во контейнеров | Кол-во свалок |
50 лет Октября | 4 | 3 |
Георгиева | 4 | 2 |
Мира | 1 | 2 |
Калинина | 3 | 0 |
Пер.энергетиков | 2 | 1 |
М.Горького | 2 | 4 |
40 лет Победы | 2 | 3 |
Привокзальная | 2 | 3 |
Железнодорожная | 2 | 4 |
Ленина | 4 | 1 |
Колхозная | 2 | 2 |
ИТОГО | 28 | 25 |
Паспорт свалки.
Месторасположение (адрес) | |
Размеры | |
Примерный объем мусора | |
Состав ТБО |
Приложение4.
Экспериментирование.
Материалы и оборудование: картон, туалетная бумага, стекло, огрызок яблока, жестяная банка, пластиковый стакан, ящик с почвой.
Ход эксперимента:
Все предметы уложить в ящик, засыпать почвой, выставить на улицу. Проверить состояние предметов спустя 3 месяца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическое моделирование в решении проблемы космичечского мусора
Материал представлен в виде презентации и использован в рамках научно-практической конференции, посвященной 50 летию полета человека в космос....
Информационно - исследовательский проект "Исследование проблемы сбора и переработки бытового мусора в мире".
Оценить масштабы накопления бытового домашнего мусора. Вычислить масштабы накопления мусора в мире....
Информационно - исследовательский проект "Исследование проблемы уборки мусора. Кто виноват? Что делать?"
Проект о рациональном использовании природных ресурсов....
Конспект урока: Откуда столько мусора?
Развитие навыков аудирования и изучающего чтения;Введение и первичное закрепление новой лексики по теме "Загрязнение окружающей среды"...
Экологический митинг_Мусор планете не к лицу!_
Сценарный план проведения митинга в рамках декады естествознания в канун Дня Земли...
Проблемы космического мусора
Цель проекта – показать «подводную часть космического айсберга», рассказать о малоизвестных фактах космической деятельности человечества и проанализировать негативные стороны этой деятельности. Влияни...
План - конспект по немецкому языку в 7 классе "Утилизация мусора в Германии"
Урок в 7 классе на тему "Утилизация мусора в Германии " по учебнику "Немецкий язык, шаги". Автор И.Л. Бим...