Творческий проект
проект по экологии на тему
Предварительный просмотр:
Российский национальный юниорский конкурс водных проектов старшеклассников
МБОУ Сухо-Сарматская СОШ
Иванченко Анастасия
10 класс
Руководитель проекта:
Потопахина Анна Александровна,
учитель биологии и химии
с. А.-Мелентьево, 2013 г
ЧИСТАЯ ВОДА - ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, НО ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС.
Человеческий организм на 60-70%, а детский на 80% состоит из воды. Пятимесячный эмбрион состоит из воды на 94% (поэтому для беременных женщин пить качественную воду особенно важно). Так сколько же воды мы должны пить? Ответ: жидкость - наш жизненный эликсир; она регулирует водный обмен, биохимические процессы, обмен веществ в нашем организме.
«Чувство жажды» не всегда дает понять человеку, сколько жидкости ему необходимо. А между тем взрослому человеку в день нужно потреблять 2-3 литра жидкости, включая ту, которая поступает в наш организм с пищевыми продуктами. А это значит, что в день мы должны принимать 1,5-2 л жидкости дополнительно. Пожилым людям необходимо употреблять больше жидкости: после 60 лет рекомендуется около 3 литров в день; потребности детского организма в жидкости немного больше, чем у взрослых, но у них она, как правило, соответствует чувству жажды.
Но что же мы пьем? Какая вода бежит из крана и какой вред она наносит здоровью человека, технике? Мы не раз задавались этими вопросами. И поэтому решили провести исследовательскую работу и получить на них ответы.
Цель проекта: исследовать воду села А.Мелентьево на пригодность к употреблению.
Методы: социологический опрос, эксперимент, наблюдения, сравнение, измерение.
Вывод:
1) Вода из скважины ООО «Межмуниципальный Неклиновский водопровод», расположенной по адресу: Неклиновский район, с. С.-Сарматка, по показанию общей жесткости и содержанию сульфатов не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды».
2) Для жителей села важно применение очищенной воды. Это снижает уровень содержание ионов кальция и магния в воде.
3) При стирке вещей в автоматических стиральных машинах важно применение стиральных порошков, оказывающих смягчение воды. Это способствует меньшему образованию накипи и длительной эксплуатации бытовой техники.
Наш проект направлен на вовлечение школьников в активную деятельность по сохранению водных ресурсов и решению проблем населения с питьевой водой.
ЧИСТАЯ ВОДА - ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, НО ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС.
Человеческий организм на 60-70%, а детский на 80% состоит из воды. Пятимесячный эмбрион состоит из воды на 94% (поэтому для беременных женщин пить качественную воду особенно важно).
Так сколько же воды мы должны пить?
Ответ: жидкость - наш жизненный эликсир; она регулирует водный обмен, биохимические процессы, обмен веществ в нашем организме.
«Чувство жажды» не всегда дает понять человеку, сколько жидкости ему необходимо. А между тем взрослому человеку в день нужно потреблять 2-3 литра жидкости, включая ту, которая поступает в наш организм с пищевыми продуктами. А это значит, что в день мы должны принимать 1,5-2 л жидкости дополнительно. Пожилым людям необходимо употреблять больше жидкости: после 60 лет рекомендуется около 3 литров в день; потребности детского организма в жидкости немного больше, чем у взрослых, но у них она, как правило, соответствует чувству жажды.
Мы постоянно теряем жидкость. Так при комнатной температуре вместе с потовыделением мы теряем около 0,5 л воды в день, через легкие в процессе дыхания - около 1/3 л. Медики считают, что ежедневно с мочой должно выходить около 1 л жидкости. Вода доставляет в клетки организма питательные вещества (витамины, минеральные соли) и выносит отходы жизнедеятельности. Кроме того, вода участвует в процессе терморегуляции и дыхания. Чистая вода сохраняет естественную красоту и молодость кожи, здоровье и прекрасное самочувствие.
Значит, вода-основа жизни! Но что же мы пьем? Какая вода бежит из крана и какой вред она наносит здоровью человека, технике? Мы не раз задавались этими вопросами. И поэтому решили провести исследовательскую работу и получить на них ответы.
Цель проекта: исследовать воду села А.Мелентьево на пригодность к употреблению.
Задачи:
- Узнать мнение медиков о чистоте воды в нашем селе.
- Проверить воду на пригодность к употреблению.
- Провести опрос населения и построить диаграммы по результатам опроса.
- Сформулировать рекомендации по улучшению качества питьевой воды и сбережению водных ресурсов.
Главный врач А.-Мелентьевской амбулатории Клунникова Ольга Павловна считает, что из-за плохого качества питьевой воды не только в нашем селе, но и в районе, по статистическим данным, отмечается большое число таких заболеваний, как камни в почках и отложение солей в суставах.
Мы провели опрос населения села А.-Мелентьево. И вот какие данные получили.
Исследовательская часть.
Сведения, предоставленные сельской администрацией.
Данные по водозабору из скважины ООО «Межмуниципальный Неклиновский водопровод», расположенной по адресу: Неклиновский район, с.Сухо-Сарматка .
Динамика использования водных ресурсов с. Андреево-Мелентьево.
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013г. |
Кол-во водопользователей | 375 | 389 | 390 | 400 |
Объем воды, забранный из источника | 4200 м3 | 4200 м3 | 4200 м3 | 4200 м3 |
Результаты исследования «Определение свойств воды»
Мы выяснили, что только одна скважина (три скважины находятся в непригодном состоянии) используется для водоснабжения села А.-Мелентьево, и провели исследование свойств воды в скважине.
Результаты исследований
Критерии | Показания | Нормы СанПиН | |
1)Жесткость воды | 25 мг-экв/л | Не более 7 мг-экв/л | |
2)Наличие: а) хлоридов | |||
336 мг/л | Не более 350мг/л | ||
б) сульфатов | 530 мг/л | Не более 500мг/л | |
3)Привкус | солоноватый | не более 2 баллов | |
4)Мутность | 0,58 мг/л | Есть | |
5)запах | 1 балл | Не более 2 баллов | |
6)микробные загрязнения | Не обнаружено КОЕ/100 мл | Не более колониеобразующая единица (КОЕ)/100мл |
Методика исследований
Методика определения показателей качества воды:
1) Жесткость - для определения жесткости воды мы воспользовались прибором TDS-метром. Данный прибор взяли у местного водоканала. Принцип действия подобного прибора основан на прямой зависимости электропроводности и количества растворенных солей кальция и магния. Затем данные сравнили с нормами СанПиН.
2) Ионы хлора и сульфата определяли качественными реакциями, количественную оценку определяли по формулам, таблицам (см. журнал «Химия в школе» №3—2004 , стр.7).
3) Привкус - солоноватый. Это связано с высоким содержанием сульфатов.
4) Мутность определяли с помощью тары на 200 литров. На дно потихоньку опускали монету и наблюдали за прозрачностью воды.
5) Запах. 1 балл - запаха нет, 2 балла - запах слабый, 3 балла - запах заметный, 4 балла - запах отчетливый , 5 баллов - запах сильный.
6) Микробные загрязнения. Данные из протокола лабораторных испытаний, сделанные работником ГСЭН Сячиной Л.А, показали, что в воде содержание кишечной палочки в пределах нормы, холерный вибрион не обнаружен.
Исследования позволили сделать вывод: по общей жесткости, содержанию сульфатов питьевая вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды».
Чем опасна повышенная жесткость воды?
Жесткой считается вода, в которой содержатся ионы кальция и магния. Источником этих солей является сама природа: грунтовые воды, проходя через известковые породы, вымывают и растворяют минеральные вещества. А это значит, что жесткой может оказаться как водопроводная вода в мегаполисе, так и вода из скважины в загородном доме. Чем же она опасна?
Опасность № 1. Ваша красота
Если из крана течет жесткая вода, то вы быстро заметите, что изменилось состояние вашей кожи и волос. Кожа пересыхает, на ней появляются более заметные морщинки, чаще возникают раздражения, а волосы становятся жесткими, ломкими и непослушными.
Опасность №2. Ваше здоровье
Постоянное употребление чрезмерно жесткой воды может негативно отразиться на самочувствии. Такая вода повышает риск образования камней в почках, провоцирует появление болезней суставов и аллергий.
Опасность №3. Ваша бытовая техника
Производители все чаще говорят о вреде, который жесткая вода наносит бытовой технике. Но если накипь на чайнике или утюге вы увидите сразу, то со стиральными машинами сложнее: налет образуется на внутренней поверхности (в группе риска – нагревательные элементы, барабан и насос). Почему же это происходит?
Во время стирки ионы кальция и магния взаимодействуют с веществами, которые содержатся в моющих средствах, и образуют нерастворимые соединения. Те оседают на поверхностях стиральной машины, и постепенно образуется плотный слой накипи. В первую очередь, это опасно для нагревательного элемента, потому что металл, покрытый накипью, быстро перегревается. Накипь оседает и на резиновых деталях стиральной машины, образуя плотный слой, что может со временем приводить к повреждению поверхности. Это значит, что машина скорее выйдет из строя. Многим даже не приходит в голову, что причина может быть скрыта в жесткой воде. Между тем, решить эту проблему можно достаточно просто при помощи качественного средства для смягчения воды.
Чистая вода в вашем доме.
1)Влияние бытовых фильтров на содержание ионов кальция и магния в водопроводной воде.
В связи с ухудшением состояния водопроводных сетей села рекомендуется применение любых очистителей воды. Обычно в быту используют фильтры типа «Аквафор» и «Анна». А изменяется ли количество кальция и магния при пропускании водопроводной воды через фильтр? Мы решили это выяснить.
Проанализировав пропущенную через фильтр воду, мы получили следующие данные:
№ | Образец | Общая жесткость воды (мг/экв/л) |
1 | «Анна» | 1.9 |
2 | «Аквафор» | 1.9 |
3 | Исходный образец Н2О | 25 |
Как видно из таблицы, фильтры снижают уровень жесткости воды, следовательно, при постоянном употреблении такой воды поступление кальция и магния в организм снизится. Для смягчения воды выпускаются специальные бытовые фильтры.
2)Изменение жесткости воды под действием стиральных порошков и смягчителей воды (мг/экв/л).
А как же помочь бытовой технике? Мы прибегли к рекламным роликам и решили выяснить: правда ли, что стиральные порошки снижают жесткость воды?
Проанализировав действие стиральных порошков на воду, мы получили следующие данные:
№ | Образец | Общая жесткость воды (мг/экв/л) |
1 | Исходный образец Н2О | 25 |
2 | +0.5 г« Калгон» | 0 |
3 | +0.5 г« Ваниш» | 1,1 |
4 | +0.5 г« Персил» | 0 |
5 | +0.5 г сода | 1 |
Полученные данные показывают, что «Калгон» действительно снижает жесткость воды практически до нуля. При этом следует отметить, что сода тоже неплохо справилась с уменьшением жесткости. Стиральные порошки типа «Ваниш», «Красная цена» и «Персил» тоже показали неплохой результат.
Выводы.
Таким образом, наша исследовательская работа показала, что
1) вода из скважины ООО «Межмуниципальный Неклиновский водопровод» по показанию общей жесткости и содержанию сульфатов не соответствует требованиям СанПиНов 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды»;
2) для жителей села важно применение бытовых фильтров для очистки водопроводной воды, которые снижают в ней уровень содержание ионов кальция и магния;
3) при стирке вещей в автоматических стиральных машинах важно применение стиральных порошков, оказывающих смягчение воды, что способствует меньшему образованию накипи и длительной эксплуатации бытовой техники.
Также мы хотим дать несколько рекомендаций по сбережению водных ресурсов:
1) устанавливайте насадки-распылители, сенсорные смесители на краны. Это поможет сократить потребление воды.
2) не оставляйте кран постоянно включенным при чистке зубов. Старайтесь включать его в начале и в конце процедуры. (Экономия: 15 литров воды в минуты (757 литров в неделю) на четырёх членов семьи).
3) чините или заменяйте все протекающие краны. Капание из крана – это потеря 24 литров в сутки (720л в месяц), а течь из крана – это потеря до 144 литров в сутки, (т. е. до 4 тысяч литров воды в месяц)! Старайтесь также плотно закрывать кран.
4) выключайте кран во время бритья. (Экономия на одного человека: 380 литров в неделю). Сократите время пребывания в душе до 5-7 минут. (Экономия на одного человека: от 20 литров воды при каждом приеме душа).
5) по возможности приобретайте экономичную сантехнику: например, унитаз с двумя режимами слива. Если сливной бачок вашего унитаза не оборудован такими режимами, то избежать потерь воды поможет простое средство. Наполните 2-х литровую пластиковую бутылку водой и поместите в бачок, чтобы при каждом смыве он наполнялся не до конца. Это нехитрое «устройство» позволит сэкономить до 20 л чистой воды в день
Список литературы
1.Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. Справочник. - Л.: Химия, 1985.
2.Водный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. - М.: "Ось-89", 1995. - 80 с.
3.Вредные химические вещества. Азотсодержащие органические соединения: Справ. изд./ Под ред. Б.А. Курляндского и др. - Л.: Химия, 1992.
4.Сборник санитарно-гигиенических нормативов и методов контроля вредных веществ в объектах окружающей среды. - М., 1991.
5.СанПиН 2.1.4.559-96. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы.
6.Новиков Ю.И. Методы исследования качества воды водоемов. - М.: Медицина, 1990.
7.Журнал «Химия в школе» №4 1997 с. 74, №7—2001, №3—2004 стр.7.
8.«Химия», Энциклопедия для детей, «Аванта+», 2000
9.«Экология», Энциклопедия для детей, «Аванта+», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково
Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...
Презентация урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Презентация урока в 5 классе...
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...
Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...
Презентация Что такое творческий проект? Этапы написания творческого проекта.Фартук 5 класс
Этапы написания творческого проекта по технологии 5 класс...