Брифинг "Природа и мы"
классный час по экологии (9 класс) по теме

Алексеева Ирина Владимировна

Сценарий брифинга "Природа и мы" ориентирован на учащихся 8-9 классов. Целью данного внеклассного мероприятия является  формирования экологической культуры учащихся. В ходе брифинга ребята познакомяться с основными глобальными проблемами на Земле, а также с экологической ситуацией  родного края, рассмотрят возможные пути выхода из экокризиса.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_i_my.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Счастье-это быть с природой,

видеть её, говорить с ней.

Л.Н.Толстой.

 

Цель: продолжить формирование экологической культуры обучающихся.

Задачи:

· познакомить учащихся с основными глобальными экологическими проблемами;

·  изучить экологическую ситуацию в Тамбовской области;

· рассмотреть возможные пути решения экологических проблем;

· продолжить развитие умения работать с различными источниками информации;

· способствовать развитию информационно-познавательной компетенции учащихся;

· воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к родному краю.

Форма проведения: брифинг.

Оборудование: экологические плакаты, цитаты известных писателей, выставка книг о природе и её охране, иллюстрации картин о природе известных художников, фонограммы, видеофильмы, презентация.

Ход мероприятия:

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на экологическом  брифинге «Природа и мы».

В последнее время на людей во всём мире  обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было бы ожидать, что такой мощной лавины более чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но увы, с каждым годом проблема эта только обостряется. К началу третьего тысячелетия  противоречия человека с окружающей его природой приобрели планетарный, глобальный характер. Мир оказался на грани экологической катастрофы.

В связи с обострившейся экологической ситуацией 2013 год  был объявлен годом окружающей среды. И сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить животрепещущие вопросы, не требующие отлагательства, ибо от их решения зависит ближайшее будущее человечества, судьба планеты в целом.

Что  ведёт планету к гибели? Какие экологические проблемы носят глобальный характер? Что может спасти Землю от экологической катастрофы?   Какова экологическая ситуация  в Тамбовской области? Каковы пути решения экологических проблем?

На эти и другие вопросы мы попытаемся найти сегодня ответы. Мы неоднократно на уроках биологии, классных часах обращились к экологической теме. Её мы подняли и сейчас, потому что в настоящее время она является наиболее актуальной. К сегодняшнему дню я просила Вас подготовить буклеты, рисунки, сочинение по теме «Природа и мы». Вижу, что многие ребята творчески подошли к выполнению  домашнего задания.  При этом вы использовали различные информационные ресурсы. Думаю, вас заинтересует и литература, представленная сегодня на выставке. В ходе мероприятия вы можете использовать приготовленный вами материал.

Учитель:

Земля! Это уникальная и неповторимая планета.

Когда Ю. Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: “Красота-то какая!”, а после говорил: “Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – все в нежной кисее облаков”.

 (Звучит медленная музыка. Слайды, демонстрирующие вращение Земли, красоту природы)

Уникальна природа Земли. Её поистине можно считать несравнимым чудом света.

Мать-природа! Иду к тебе снова…

Чтоб душа ощутила покой.

И прозревшее око могло бы

Насладиться твоей красотой. (Н.Некрасов)

Благославляю вас леса,

Долины, нивы, горы, воды

Благославляю я свободу

И голубые небеса! (А.К.Толстой)

Чудный день! Пройдут века-

Также будут , в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное. (Ф.Тютчев)

Учитель:  «Также будут в вечном строе»,– сейчас эта истина уже не кажется нам такой бесспорной. Изменения природы в результате человеческой деятельности столь стремительны, что сопоставимы с могучей геологической силой, преобразующей лик Земли до неузнаваемости. (демонстрация слайдов загрязнения природы)

Учитель: Наша планета в опасности! Уничтожаются леса, загрязняются вода, воздух, почвы. Нещадно истребляются звери, рыбы, птицы. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Учёные предупреждают, если человечество не изменит своё безжалостное, безответственное отношение к природе, то через какие-то 30-40 лет его ждёт экологическая катастрофа и оно погибнет, погибнет вся природа Земли!

Если бы только природа Земли могла говорить! ! !

С какими  словами бы она тогда  обратилась к человеку?

 Ответы учеников:  с просьбой о помощи, сочувствии, охране.

Посмотрим видеообращение Земли к человеку.

Звучит тревожная музыка

Чтец: 

Как это страшно – умиранье рода.

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошённая природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползёт проказа запустенья.

И пересохнут ниточки воды.

И птицы вымрут. И падут растенья.

И зверь не обойдёт своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты.

Какой ты отговоркой не владей.

Земля защиты требует. Защиты!

Она спасенья просит у людей!

Учитель: Что же ведёт планету к гибели?

Предположительные ответы детей: 

Наиболее остро стоят такие глобальные проблемы, как энерго-сырьевая, высокая концентрация в атмосфере загрязняющих и радиоактивных в-в, загрязнение водоёмов, истощение природных запасов, уменьшение озонового слоя, разрушение почв,  опустынивание больших территорий, сокращение биоразнообразия.

Учитель: Глобальные экологические проблемы находят отражение на региональном и местном уровнях. Поэтому лозунг  “Думать глобально — действовать локально” сейчас, как никогда, актуален . Мы должны не только знать глобальные экологические проблемы и искать пути их решения,  но и владеть информацией об экологической  ситуации там, где мы живём, чтобы изменить её в лучшую сторону.  

Какова же экологическая ситуация в Тамбовской области? Чтобы узнать экологическую обстановку нашего края, я предлагаю всем принять участие в пресс-конференции комитета по охране Тамбовской области.

Для обсуждения вопросов мы приглашаем специалистов: экологов, биолога, почвоведа, гидролога, статиста, медицинского работника.

Корреспондент 1: Называет свою фамилию имя, газета «Зелёный патруль»

К сожалению, в последнее время всё чаще и чаще можно услышать такое выражение как нечем дышать. Катастрофически растёт во всём мире число городов, чей воздух не пригоден для жизни.  

Что вы можете сказать о состоянии атмосферы в Тамбовской области?

Эколог:

Общее состояние атмосферы Тамбовской области можно считать удовлетворительным Содержание вредных веществ не превышает предельно допустимых концентраций. Если рассмотреть структуру всех выбросов в атмосферу, то она остаётся стабильной, её основу составляют газообразные и жидкие вещества, в которых преобладают: углеводороды – 72%, оксид углерода –15%, оксид азота – 5%, летучие органические соединения и диоксид серы по 2%, менее одного процента составляют прочие, загрязняющие вещества. Основными источниками  загрязнения атмосферы являются транспорт, промышленные и коммунальные предприятия, сжигание жидкого и твёрдого топлива на тепловых электростанциях, котельных, пожары на городских свалках и другие. По данным Управления Росприроднадзора по Тамбовской области суммарный выброс в атмосферу от всех источников загрязнения в 2011 году составил 174,018 тыс. тонн.

Корреспондент 2: Какие города Тамбовской области имеют наиболее высокий уровень загрязнения?

Эколог:

Ежегодно высоким остаётся уровень загрязнения атмосферы в городах:

Моршанске, Котовске, Мичуринске и Тамбове, а также районах Первомайском, Жердевском, Никифоровском, Уваровском, Кирсановском, Тамбовском. Стабильный рост уровня загрязнения показывает г. Рассказово и Рассказовский район.

Корреспондент 3:  …, газета «Тревожные факты»

Что вы можете сказать о состоянии водных ресурсов Тамбовской области?

Гидролог: С каждым годом состояние водных ресурсов ухудшается из-за загрязнителей: 

сброса в водоемы неочищенных сточных вод;

смыва ядохимикатов ливневыми осадками;

газодымовых выбросов;

утечек нефти и нефтепродуктов.

Большинство рек области имеют 3 класс загрязнения и оцениваются как загрязненные. Все они не соответствуют рыбохозяйственным нормативам. Лидируют органические загрязнители, железо, фосфаты и сульфаты.

По итогам 2011 года не соответствовали нормативам по санитарно-химическим показателям пробы из следующих водоемов: плотина Глуховка и р. Ира Гавриловского района, р. Пурсовка в Кирсанове, р. Ворона Кирсановского района, оз. Светлое Петровского района, р. Большой Ломовис Бондарского района, оз. Мойка, пруд Круча Рассказовского района, р. Цна в г. Тамбове, р. Лесной Тамбов в г. Рассказово, р. Лесной Воронеж в г. Мичуринске и Мичуринском районе, р. Иловай Первомайского района.

Качество подземных вод , используемых для водоснабжения населения и промышленных предприятий ,не всегда соответствует санитарным нормам. Наибольший удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, отмечается в Рассказовском, Моршанском, Мичуринском районах.

Корреспондент 4: Как известно, Тамбовская область  издавна славится чернозёмами. Каково же состояние почв в нашем крае на данный момент?

Почвовед: В последнее время состояние почв заметно ухудшилось. Это обусловлено высоким уровнем её распаханности, в результате чего наблюдается эрозия почв, потеря ими главного носителя плодородия гумуса и уничтожение ценной зернисто-комковатой структуры. Состояние почв усугубляется неразумным применением удобрений, ядохимикатов, индустриальными и бытовыми выбросами в окружающую среду, использованием не по назначению (почвы занимают под промышленное и жилищное строительство, транспортные магистрали, покрываются отходами промышленности,  занимаются под городские свалки)

Корреспондент 5: ..газета «Мичуринская правда»

Как деятельность человека отразилась на флоре и фауне Тамбовского края?

Биолог:

Деятельность человека привела к значительным изменениям живой природы. Загрязнение окружающей среды, уничтожение лесов, освоение степей, прокладка дорог, разработка полезных ископаемых, непродуманное использование огня для освобождения пастбищ и сенокосов от ветоши, массовый сбор отдельных видов привело к снижению видового разнообразия области. Многие виды растений и животных, особенно в последние десятилетия, перешли в категорию редких и исчезающих. В «Красной  книге Тамбовской области: Растения, лишайники, грибы» оказались   228 вида растения, 25 видов лишайников и 24 видов грибов.  

В Красную книгу Тамбовской области внесён русский выхухоль, обитающий в реках области. А также редкие птицы, гнездящиеся здесь или встречающиеся пролётом: дрофа, стрепет, сокол-сапсан, балобан, орёл-змеятник, беркут, орёл-могильник, степной орёл, орлан-белохвост, скопа. Среди животных – большой тушканчик, бурый медведь и другие

Корреспондент 6: …Как  известно человек является частью живой природы. Как загрязнение окружающей среды отражается на здоровье самого человека?

Мед.работник:

С каждым годом отмечается  рост заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной систем, онкологических заболеваний. Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. Установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, на увеличение мёртворождённых детей и врождённых аномалий. Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создаёт постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве. Многие растения и животные организмы становятся накопителями вредных химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Корреспондент 7:…Журнал «Юный эколог»

Какие меры помогут исправить отрицательные последствия деятельности человека?

Эколог: Улучшить экологическую ситуацию в Тамб. области можно применяя следующие мероприятия:

  • совершенствование технологий производства;
  • внедрение новых безотходных технологий с замкнутыми циклами производства;
  • переход на более экологические чистые виды топлива и энергии;
  • озеленение;
  • установка очистительных сооружений, фильтров;
  • совершенствование законадательства в области охраны природы;
  • ведение экологического мониторинга состояния окружающей среды;
  • соблюдение правил поведения в природе;
  • рациональное использование природных ресурсов.

На этом мы завершаем нашу импровизированную пресс-конференцию. Благодарим всех её участников. Специалистов просим занять места в зале.

Учитель: Сегодня мы узнали как много проблем у природы нашего края,  Земли в целом и виной тому человек. Давайте попросим прощения у Земли.

Исполнение песни «Прости, Земля!

Учитель:

От каждого из нас зависит, сохраним ли мы нашу планету цветущей и изобильной. Писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Есть такое твердое правило… встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Как же можем мы помочь природе? 

Предположительные ответы ребят: подкармливать птиц зимой, не мусорить, сажать деревья, не разорять гнёзда птиц, муравейники, не слушать громкую музыку в лесу.

Учитель: Посмотрите на эти пейзажи. Такой видели природу великие художники Шишкин, Левитан, Герасимов, 100-200 лет назад. Увидят ли эту красоту будущие поколения. Какой будет природа через 5, 10 лет? Давайте задумаемся над этим и сделаем всё возможное, чтобы сохранить природу- великое богатство планеты. Помните, что только от личного участия каждого из нас зависит сбудутся ли мрачные пророчества учёных и поэтов.

Чтец:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите...

(М. Дудин)

Все исполняют песню:

Земля не спит

Я речь свою веду о том,        
Что вся земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь,
Что этот дом хотят поджечь,
Хотят, чтоб к нам пришла беда,
Чтоб жизнь исчезла навсегда.

Припев:

Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.

Я речь свою веду о том,
Что всем нам дорог этот дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля.

Припев: (3 раза)

Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.

Молчать нельзя, молчать нельзя,
Молчать нельзя, молчать нельзя

Учитель: Наша встреча подходит к концу. В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит: путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу  природе.

Перед вами дерево, символизирующее ваше отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на деревце.

Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!