"Исследовательская работа Экономия бумаги как фактор природосбережения"
проект (экология, 8 класс) по теме
Исследовательская работа "Экономия бумаги как фактор природосбережения" Данное исследование отвечает на вопрос "Сколько необходимо деревьев, чтобы обеспечить школу бумагой на один учебный год?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumaga.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приветствие. Здравствуйте, уважаемые члены комиссии, гости и участники конференции! Мы ученицы 8 а класса школы №10 Шиянова Анастасия. Представляю вашему вниманию работу: «Экономия бумаги как фактор сбережения лесных ресурсов»
Обоснование темы. На уроках биологии, при письменной проверке знаний, наш учитель настоятельно требовала взять лист бумаги, определенного формата: одинарный, половина одинарного; расположить горизонтально, вертикально и т.п. Ученик, ослушавшийся требований учителя, укорялся в отсутствии экологической совести.
Постановка проблемы Я задумался… действительно ли следование даже таким незначительным принципам можно улучшить экологическую обстановку в России. Размышления вывели меня на новые вопросы: сколько бумаги использует ученик в течение года, сколько бумаги расходует педагогический состав и, наконец, сколько необходимо ресурсов, чтобы произвести весь этот объем бумаги.
Актуальность проблемы. Свое исследование я начал с наблюдения. Меня заинтересовало, как люди относятся к бумаге. К сожалению, мы не задумываемся, что объемы потребления бумаги напрямую связаны с природными ресурсами и экологическими последствиями. Согласно статистическим данным потребление бумаги с каждым годом возрастает на 20%, Каждые 12 минут офисный работник использует один лист формата А4, 45 – 90 кг бумаги на одного человека ежегодно выбрасывается в мусор. Актуальность данной проблемы очевидна не только для офисов предприятий, но и для детских учреждений. Детские бумажные расходы – это совсем недетские масштабы использования. Ежедневно в школьных урнах оказывается до 5 кг бумажного мусора. Мы учащиеся, забывая тетрадь, пишем на листочках несколько предложений, безжалостно мнем его, выкидывая в урну, а то и оставляем валяться под партой. Актуальность проблемы очевидна. Человеку пора задуматься о том, какой след он оставляет природе после себя.
Итак, цель моей работы: выяснить, сколько расходует писчей бумаги школьник и педагогический коллектив в эквиваленте природных ресурсов;
Для достижения поставленной цели, я определил перед собой следующие задачи:
- Изучить историю появления бумаги, познакомиться с технологией ее производства.
- Призвать учащихся и учителей школы к осознанному экономию бумаги с целью сбережения лесов и энергоресурсов.
- Выяснить сколько расходует бумаги среднестатистический школьник;
- Разработать методы и способы экономного использования бумаги в школе.
Таким образом,
Объектом моего исследования являются – экологические затраты на производство бумаги
Предмет исследования – экономия бумаги как путь сбережения лесных ресурсов.
Я использовал следующие методы исследования: анализ, сравнение, вычисление, анкетирование и диагностика статистических материалов.
И выдвинул следующие гипотезы:
- Население расходует бумаги больше, чем необходимо для процесса обучения и удовлетворения канцелярских потребностей.
- Если уменьшить затраты в потреблении бумаги учащимся и работникам образовательных учреждений, то можно улучшить экологическую обстановку лесных массивов и сократить энергоресурсы.
Практическая значимость работы состоит в том, что я предлагаю конкретный реальный путь - сохранение лесных ресурсов через рациональное использование бумажной продукции. Знания, полученные в результате исследования, могут быть использованы на уроках биологии и классных часов экологической направленности.
Этапы работы. Моя работа состояла из двух этапов. На первом этапе я занимался изучением теории данной проблемы: ознакомился с историей появления бумаги, выяснил технологию производства, изучил проблемы лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, причины и последствия неэкономного использования бумаги. Во второй части – анализировал состояние данной проблемы в школе, производил математические расчеты, показывающие объем потребления бумаги, высчитывал экологические и экономические затраты, разрабатывал методы решения этой проблемы на школьном и городском уровне. В сотрудничестве с экологическим кружком школы содействовал распространению полученных знаний и призывал учителей, учащихся и их родителей к осознанному экономию бумаги и бережному отношению к природным ресурсам.
Содержание работы. Позвольте кратко познакомить вас с содержанием и результатами своей работы.
1. Человек научился писать задолго до появления бумаги. Для того, чтобы передать свои мысли, чувства и знания он использовал и камни, и глиняные таблички, и дощечки, залитые воском, пергамент, папирус, бересту и многое другое. В 105 году н. э. Цай Лунь нашел способ получения бумаги из волокон тутового древа, древесной золы и старого тряпья. Секрет изготовления бумаги китайцы хранили около 800 лет. На слайде представлены вехи в истории бумаги. Обратите внимание, что первая бумагаделательная машина была изобретена только в 1799 году, а древесина в качестве сырья для производства бумаги стала использоваться только с 1857 года.
2. В современной промышленности суть технологии практически не изменилась. Изменились масштабы производства, сырье для изготовления бумаги и конструкция бумагаделательной машины.
Полуфабрикатами для производства бумаги могут служить:
- древесная масса или целлюлоза;
- целлюлоза однолетних растений
Этапы производства бумаги представлены на слайде.
3. В следующих главах моей работы я изучил проблемы лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. В изучении данного вопроса я опирался на знания Вавиловой Е.В.
Вавилова Е. В. в своем учебном пособии «Экономическая география и регионалистика» выделяет следующую проблему: сокращение потерь древесного сырья в процессе заготовки и переработки».
4. Экологические проблемы, связанные с производством бумаги весьма глобальны. ЦБ комбинаты в числе лидеров предприятий, загрязняющих атмосферу и водные ресурсы.
Таким образом, изучая проблемы этой отрасли, я понял, что производство бумаги экологически опасное. Использование макулатуры тоже не является абсолютным решением проблемы, так как при ее переработке в атмосферу выделяется большое количество опасных газов и загрязняются сточные воды.
Практический этап работы я начал с анкетирования. Вопросы анкеты отражали общественное мнение на проблему и позволили выяснить объем потребления писчей бумаги учащимися и сотрудниками школы.
Анализируя полученную в ходе анкетирования информацию, пришел к выводу, что взрослое население имеет представление об экологических проблемах, связанных с производством и потреблением бумаги, однако, считают, что решение данной проблемы не зависит от «простых» людей, проблемами экологии обязаны, на взгляд общественности, заниматься специальные инстанции. Некоторыми результатами анкетирования я поделился с городскими рекламными агентствами. Дело в том, что бумажная реклама «в каждый дом» абсолютно не эффективна, горожане в 95% случаев выкидывают ее тут же возле почтового ящика.
Меня заинтересовал вопрос, как проблеме неэкономного потребления бумаги относятся другие страны. Оказалось, что многие западные и юго-восточные страны всерьез обеспокоены данной проблемой. Объемы потребления бумаги во многих развитых странах еще более угрожающие. Так лидером по неуемному бумажному аппетиту являются страны Юго-восточной Азии: Япония, Корея, Китай. Плюсом же является то, что иностранные перерабатывающие комбинаты отличаются высокой технологичностью. Для сравнения из 1 кубометра древесины в нашей стране изготавливают 35 кг бумаги, в США 135кг, а в Финляндии 190 кг. Пункты приема макулатуры работают во многих странах, чего нельзя сказать о России. Пункты приема макулатуры имеются в некоторых крупных города, но плата за ненужную бумагу ничтожно мала.
Социологический опрос помог прояснить ситуацию в школе. Младшее и среднее звено в большинстве не задумываются о масштабах потребления бумаги. Родителей беспокоит объем бумаги, так как это одна из статей расхода бюджета, а работники школы к объему бумаги относятся как к объему выполненной работы.
На один год обучения ученику необходимо около 9 кг бумаги (без учета массы учебников). В нашей школе обучаются 716 учеников, расчеты показывают, что на один год обучения для учеников нашей школы необходимо 6884 кг бумаги. Административный аппарат и педагогический коллектив школы – мощнейший потребитель бумаги. Кадровый состав школы представлен 81 работником, из них 68 человек имеют непосредственное отношение к бумажной работе. В ходе социологического опроса выяснилось, что за год сотрудники школы используют 288 пачек бумаги формата 4 (в расчеты включены затраты бухгалтеров, приемной).
Масса одной пачки бумаги – 2 кг 600 г. Путем суммирования прихожу к выводу, что за один учебный год на образовательный процесс тратится 8147 кг бумаги.
Выяснить, сколько необходимо затратить природных ресурсов на такое количество бумаги мне помог учебник географии за 9 класс, в котором говорится, что из 1 кубометра древесины получается 35 кг бумаги, я рассчитал, что из одного дерева получают 0.33 м3 , следовательно, из одного дерева в нашей стране изготавливают 12 кг бумаги. Я пришел к выводу, чтобы получить 8147 кг бумаги необходимо 679 деревьев. Такое количество деревьев способно обеспечить около 900 человек кислородом и поглотить около 12 тонн пыли. Для переработки 679 деревьев в бумажную продукцию необходимо:
- Объем водных ресурсов – 34 222 л
- Объем энергоресурсов – 83 109,6 кВт/ч
- Площадь лесных массивов – 3395 м2
Расчеты показали, что производство бумажной продукции влечет за собой как уничтожение лесных ресурсов (что нарушает экологическую ситуацию), так и затраты на воду и электричество. При рациональном использовании бумаги мы спасаем лес, бережем энергетические затраты.
Поэтому я предлагаю следующие пути сохранения природных ресурсов и улучшения экологической обстановки:
- Создание пункта приема бумаги формата А4, пригодной для вторичного использования (листы для черновиков).
- В конце учебного года все учащиеся школы неиспользованные листы своих рабочих тетрадей сдают в пункт приема макулатуры в школе (листы для проведения проверочных работ);
- Бережное отношение ко всей бумажной продукции (тетради, учебники).
Подводя последние итоги своей работы, хочу отметить, что задачи, которые, я ставил перед собой, достигнуты. Исследуя проблему неэкономного потребления бумаги, многие учащиеся и учителя заинтересовались этим вопросом, сколько же необходимо деревьев, для того чтобы обеспечить школу писчей бумагой на один год обучения. Гипотезы, выдвинутые мной, подтвердились. Мы - люди в своем большинстве халатно относимся к ресурсам нашей природы, полагаясь на то, что они неисчерпаемы. Размышляя над причиной столь равнодушного отношения к экологическим проблемам, я пришел к выводу, что мы разучились любить и ценить природу родной страны и родного края.
Результаты моего исследования были обнародованы в буклетах, которые распространялся для всех классов.
Результаты исследования легли в основу реализации проекта «Сэкономь дерево – спаси лес!». Над проектом работают ученики 5а класса, а также школьный экологический кружок. Мы, сотрудничая вместе, планируем проводить в ближайшее время классные часы. В ходе исследования я вел агитационную работу с учащимися младшего и среднего звена, призывая учеников, бережно относится к бумаге. В агитационной работе мне также содействовали ребята из экологического кружка. Мы делились своими знаниями, объясняя, что, экономя бумагу, мы бережем лес, воду, электроэнергию, атмосферу и труд своих родителей. В бережливости спрятано зерно заботы, а это именно то, что необходимо нашей планете.
Таким образом, прихожу к выводу, что:
- Проблеме рационального природопользования и энергопользования всегда должно уделяться особое внимание в современном обществе.
- Подрастающее поколение нашей страны должна всегда принимать активное участие в вопросах экологического улучшения и развивать в себе чувство ответственности за будущее и своего государства и планеты.
Спасибо за внимание. Я готов выслушать ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа«Влияние абиотических факторов на выращивание лимонов"
Данная работа направлена на изучение влияния абиотических факторов на выращивание лимонов и получение урожая в комнатных условиях. Результаты работы могут быть использованы в практической рабо...
Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса
В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выра- жение в ориентации процесса обучения на развитие личности обуча...
Бумага из макулатуры - решение экологической проблемы (исследовательская работа).
Тема:Бумага из макулатуры - решение экологической проблемы. Цель:Использование вторичного сырья для получения бумаги.Объект исследования:Ненужная бумага (макулатура).Актуальность:В на...
Проект "Экономь бумагу - спаси лес!"
Социальный экологический проект "Экономь бумагу - спаси лес!" В документе представлена защита. Авторы проекта - Восипенок Александра, Шиянова Анастасия. В основе проекта исследовательская ...
Научно-исследовательская работа Хлеб и плесень: факторы, влияющие на развитие плесневых грибов
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Хлеб и плесень: факторы, влияющие на развитие плесневых грибов Исполнители проекта , класс Ученица 5 «В» класса Тасюк Алина Руководитель Иванова Лидия Алек...
"Исследовательская работа Волшебный мир бумаги"
Мои творческие предпочтения всегда сводились к рисованию и изготовлению поделок, выполненных, в первую очередь, из бумаги, и именно бумаге посвящена моя исследовательская работа. Бумага – ...
Исследовательская работа " Артериальное давление как фактор риска"
Исследовательскую работу выполнила ученица 9 класса. Объект исследования артериальное давление у учащихся 7-9 классов и учителей на момент пребывания в школе....