Рабочая программа по экологии 9 класс
рабочая программа по экологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с. Ивантеевка Ивантееского района Саратовской области»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»
_____________ Щербинина Е.А. ____________ Джавадова Н.В.
«28» августа 2013г. Приказ № 122 от «28» августа 2013г.
Рабочая программа по экологии
для учащихся 9 «Б» класса , адаптированная по примерной программе по экологии под редакцией Н.М.Черновой.
Корсакова Любовь Ивановна,
учитель биологии и экологии,
II квалификационной категории
Рассмотрено:
на Методическом Совете
Протокол № 1 от «28» августа 2013 года.
Руководитель МС: __________/Свечникова Е.Н./
2013 – 2014 учебный год.
Библиографические источники:
Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по экологии реализует новую концепцию содержания экологического образования. Одновременно в ней сохраняется целый ряд положений традиционной, хорошо освоенной в практике обучения программы экологии для средней школы
Рабочая программа курса «Общая экология» адресована обучающимся 9-го класса средней общеобразовательной школы.
Автор – составитель: Корсакова Любовь Ивановна
Аннотация:
Рабочая программа составлена по программе Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова,2007 года рекомендованной Министерством Образования РФ.И стандартов качества знаний Российского образования.
Данная программа знакомит учащихся с двумя главными разделами экологии: общей и социальной экологией, позволяет изучать основные процессы в жизни живых организмов. В течение, года учащиеся получают практические навыки изучения конкретных процессов жизнедеятельности организмов. .
В данной программе отражен материал по изучению растительных сообществ, не превышающие требования к уровню подготовки обучающихся.
В рабочей программе нашли цели и задачи изучения экологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по экологии. В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся основных учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение построено от простейшего к сложному, постепенно усложняя изучаемый материал. Строго учитывается классификация растительного мира, идет постоянное повторение изученного материала. Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной деятельности. Познавательные задачи требуют от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются как домашние задания.
Концепция образовательного учреждения:
Концепция развития нашего общеобразовательного учреждения опирается на приоритет идеи о раскрытии и формировании индивидуальности растущего человека и сохранения его физического, психического и социального здоровья.
В ней заложена логика образовательного движения - «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.
Ее сочетание с ведущей ролью аксиологического (ценностного) компонент: образования позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развит и -рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции.
Мы считаем необходимым, выстраивать субъектные отношения - Отношений сотрудничества и партнерства педагога и ученика вокруг проблемы образован на ребенка. При этом возникает необходимость обновления содержания образования в культурологическом и личностно-ориентированном контексте, осознании образования как процесса, эпицентром которого является обучающийся, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания произведений, в которых выражена индивидуальность, единственность неповторимость каждой детской личности, с опорой на ее способность: самоизменению и культурному саморазвитию.
Результат образования, с нашей точки зрения, может быть описан как модель идеального выпускника.
Миссия образовательного учреждения состоит в воспитании и развитии активной, инновационно - мыслящей личности через вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, в которых они раскрывают свои творческие возможности и максимально полно реализуют свои потребности и интересы.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ГИМНАЗИИ
Гражданская позиция:
- самостоятельно прослеживать закономерности исторических и политических процессов, давать объективную оценку общественно-политическим событиям, определять свою жизненную позицию;
- осознанно воспринимать и использовать в жизни духовно-нравственные ценности;
- объективно оценивать и воспитывать в себе лучшие качества личности:
- активно участвовать в общественной и государственной деятельности.
Интеллектуальный уровень развития:
- умение сочетать глубокие знания по профильным предметам с достаточно богатой эрудицией по смежным областям знаний;
- умение отбирать, синтезировать, применять в жизни информацию из области науки, техники, экономики, искусства;
- умение получать необходимые знания путём обращения к учебной и другой литературе;
- знание государственного языка и европейского языка межнационального общения;
- умение применять алгоритмы, работать на компьютере.
Психологические качества:
- уметь лояльно относиться к интересам и склонностям окружающих;
- быть самокритичным;
- мыслить и действовать последовательно, гибко, находя выход из тупиковых ситуаций:
- определять самостоятельно поведенческий выбор;
- уметь сопереживать, понимать ближнего, объективно оценивать себя. Этическая грамотность:
- уважать человеческую личность, чужую собственность;
- быть сострадательным;
- быть нетерпимым к нарушителям общественных интересов, к национальной
неприязни:
- владеть высоким сознанием общественного долга;
- уметь слушать и слышать других.
Эстетическая культура:
- определять самостоятельно уровень эстетических ценностей в общественной жизни, развитии науки, техники, искусстве;
- стремиться к постоянному духовному совершенствованию;
- использовать навыки культуры танца, драмы, вокального искусства.
Деловые качества:
- работать инициативно, творчески;
- адаптироваться и взаимодействовать в новых социально-экономических условиях и требованиях;
- развивать коммуникативные способности;
- менять стиль поведения в зависимости от определённых условий.
Каждый учитель и гимназия в целом должны четко понимать результат своей деятельности. Выделение в качестве результата некоторой совокупности признаков обученности ребенка в современных условиях недостаточно, так как необходим широкий и разноплановый критерий, который мог бы отразить как содержание образовательного заказа родителей, общества, государства, так и цели, смыслы педагогической деятельности.
Мы считаем целесообразным использование в качестве основных принципов развития образовательного процесса:
Принцип субъектности - быть субъектом - значит быть инициатором собственной активности.
Принцип свободы выбора - признание права каждого ребенка на индивидуальный выбор и соответственно отказа взрослому на жесткий прогноз в отношении жизнедеятельности ребенка.
Принцип неповторимости - готовность принять ребенка как другого человека, наделенного своими особыми, присущими ему качествами и имеющего индивидуальный потенциал развития.
Принцип продуктивности - признание критерием качества педагогической деятельности индивидуального образовательного приращения ученика, складывающихся из внутренних и внешних образовательных продуктов.
Пояснительная записка.
Основная идея программы «Общая экология» Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова – это систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между биологическими объектами и явлениями.
Обоснованность:
Основные направления обновления российского образования определены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», не могли не сказаться на структуре и, главное, содержании курса. Его содержание способствует в первую очередь решению поставленных перед школой широких социальных задач по воспитанию и обучению нравственных и предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. В содержании курса нашло отражение важнейшее изменение в стандарте экологического образования — идея интеграции экологических знаний, изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе «человек – природа - общество».
Новизна:
Модернизация содержания учебника реализована в соответствии с нормативно-правовой базой, основу которой составляет Государственный стандарт основного и среднего полного общего образования. Широко применяются средства новых информационных и коммуникационных технологий на примерах использования космических снимков Земли, средства глобальной системы позиционирования (GРS-навигация) и интернет-ресурсы экологической тематики.
Актуальность:
Экология растений – первый систематический курс экологии в основной школе. В процессе изучения курса формируются представления об основных типах тканей растений, подробно рассматривается условия влияющие на рост растений, изучаются основные жизненные группы растений, их значение в природе и жизни человека. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие экологических процессов. В результате изучения курса у учащихся должна быть сформирована важная мировоззренческая идея о необходимости растений в природе и жизни человека. Особое внимание уделяется месту и роли растений в жизни человека.
Программа «Общая экология» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».
Цель и задачи курса
Основная цель «Общей экологии» — Рассмотреть сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
1.Решение простейших экологических задач.
2.Использование количественных показателей при обсуждении экологических и демографических вопросов.
3.Построение графиков простейших экологических зависимостей.
4.Применение знаний экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.
5.Использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.
6.Определение уровня загрязнения воздуха и воды.
7.Устанавливание и описывание основных видов ускоренной почвенной эрозии.
Сроки реализации программы: 2013 – 2014 учебный год
Основные принципы отбора материала: рабочая программа составлена на основании Стандарта основного общего образования по экологии, соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, примерной программы основного общего образования по экологии, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
В целях решения задачи формирования экологически образованной личности в содержание курса и учебника интегрировано значительное число практических работ на уроках, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников и направлены на развитие познавательных интересов.
Курс «Общей экологии» по своему содержанию отвечает решению триединой цели образовательного процесса: обучению, воспитанию и развитию биологически грамотной личности гражданина России.
Методы и формы обучения определяются некоторыми общими принципами:
-переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;
-переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;
- использоваться школьниками на практике, в их повседневной деятельности в условиях самообразования, при изучении других предметов.
Используются современные технологии обучения: здоровьесберегающие технологии,
педагогика сотрудничества, тестовые технологии, информационно-коммуникативное обучение, проектное обучение, технология критического мышления, опережающего обучения, технология исследовательского обучения.
Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля, поисковые, практические задания, самостоятельные работы.
Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, изучение учениками нового учебного материала с помощью интерактивных учебников, разработка проекта в рамках освоения нового материала.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Виды уроков:
Урок с элементами лекции.
Уроки-зачеты.
Уроки- практикумы.
Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением.
Уроки обобщения и закрепления изученного материала.
Уроки контроля знаний.
Комбинированный урок.
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета:
Количество часов год – 35
Количество часов в неделю – 1 количество часов в:
- 1 четверти -8
- 2 четверти – 8
- 3 четверти – 10
- 4 четверти -9
Курс экологии входит в образовательную область – естествознание.
Изменений количества часов по темам и разделам курса в сравнении с авторской программой: нет
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана.
В рабочей программе прослеживаются логические связи предмета экологии с курсами природоведения, истории, математики, краеведения, биологии, географии.
Предполагаемые результаты:
Результаты обучения «Общей экологии» полностью согласованы с современными «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.
Соответствие программы курса экологии «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» и «Требованиям к уровню подготовки выпускников» обеспечивается также согласованием содержания программ курсов природоведения (5 класс).
Система оценки достижений учащихся: знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе на каждом уроке. Для оценивания результатов обучения используются: фронтальный опрос, беседы, дискуссии, взаимоконтроль, оценка собственных достижений и умений, тестирование, практикумы, мониторинги контроля знаний и умений обучающихся, электронный контроль, зачеты, творческие работы, учебно-исследовательские проекты и др. Все пробелы в знаниях учащихся ликвидируются на дополнительных занятиях.
Критерии и нормы оценочной деятельности.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. В учебной деятельности обучающихся широко используются биологические практикумы, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, интерактивные карты, различные источники биологической информации.
В систему оценки достижений обучающихся входят: пятибалльная система, зачет, портфолио.
Инструментарии для оценивания результатов обучения следующие: индивидуальный и фронтальный опрос, эвристические беседы, практикумы, взаимоконтроль, тестирование, электронный контроль, творческие работы, исследовательские проекты, зачеты и т. д.
При 5 - балльной оценке для всех установлены :
Общедидактические критерии.
Оценка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3"
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии оценок в форме тестов:
«5» - 87-100% «4» - 61-86% «3» - 35-60% «2» - 0-34%
Инструментарий для оценивания результатов: практические работы, тестовые задания, творческие работы, зачеты
Календарно-тематический план, как структурное подразделение рабочей программы.
№ п/п | Тема уроков | Вид урока | Вид контроля | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум содержания | Оборудование | Основные понятия и термины | Самостоятельная практическая деятельность учащихся | |
план | факт | |||||||||
I. Организм и среда – 5 часов | ||||||||||
Введение. Экология как система наук. | Вводный | Фронтальный опрос | 1 | 3. 09 | Определение «экология» | Учебник, рабочая тетрадь | Общая и социальная экология. | |||
Среды жизни организмов. | Изучение нового материала | Тестирование | 1 | 10. 09 | Основные среды жизни | Учебник, рабочая тетрадь, таблица | Биотические и абиотические факторы, закон оптимума, пессимум, критические точки. | П.р. № 1 «Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды». | ||
Воздействие организмов на среду обитания. | Урок - лекция | Индивидуальный опрос | 1 | 17. 09 | Учебник, рабочая тетрадь | Средообразующая деятельность организмов. | ||||
Приспособительные формы организмов. | Урок - семинар | Индивидуальный опрос | 1 | 24. 09 | Основные формы | Учебник, рабочая тетрадь | Конвергенция, жизненная форма. | П.р. № 2 «Экологические группы птиц». | ||
Приспособительные ритмы жизни. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 1. 10 | Учебник, рабочая тетрадь | Суточные и годовые ритмы, фотопериод. | ||||
II. Сообщества и популяции – 16 часов | ||||||||||
Типы взаимодействия организмов. | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос | 1 | 8.10 | Учебник, рабочая тетрадь | Биотические связи, прямые и косвенные связи, конкуренция, мутуализм, симбиоз, нейтрализм. | ||||
Законы и следствия пищевых отношений. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 15. 10 | Составление пищевых цепей | Учебник, рабочая тетрадь | Хищники, паразиты, собиратели, экологический бумеранг. | П.р. № 3 «Основные экологические адаптации экто- и эндопаразитов». | ||
Правило конкурентного исключения и условия его проявления. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 22. 10 | Учебник, рабочая тетрадь | Закон Гаузе. | ||||
Конкурентные отношения и экологическая инженерия. | Урок - лекция | Тестирование | 1 | 29. 10 | Достижения генной инженерии | Учебник, рабочая тетрадь | Экологическая инженерия. | |||
Популяции и их типы. | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | 1 | 12. 11 | Определение «популяция» | Учебник, рабочая тетрадь | Численность, плотность и структура популяции. | |||
Отношения в популяциях и практическая деятельность человека. | Комбинированный | Тестирование | 1 | 19. 11 | Учебник, рабочая тетрадь | Рождаемость, смертность, вселение, выселение. | П.р. № 4 «Анализ половой структуры популяции дрозофил». | |||
Понятие о демографии. | Комбинированный | Самостоятельная работа | 1 | 26. 11 | Определение «демография» | Учебник, рабочая тетрадь | Демография, возрастная структура популяции. | |||
Использование демографических показателей в сельском хозяйстве и в промышленности. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 3. 12 | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | |||||
Контрольная работа № 1. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 10. 12 | Тетрадь | |||||
Анализ результатов контрольной работы. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 17. 12 | Тетрадь | |||||
Рост численности и плотности популяции. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 1 | 24. 12 | Учебник, рабочая тетрадь | Емкость среды. | ||||
Популяции как системы с механизмами саморегуляции. | Урок - лекция | Индивидуальный опрос | 1 | 14. 01 | Учебник, рабочая тетрадь | Саморегуляция, отрицательная обратная связь. | П.р. № 5 «Действие фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий и насекомых». | |||
Регуляции численности популяций. | Урок - семинар | Индивидуальный опрос | 1 | 21. 01 | Учебник, рабочая тетрадь | |||||
Типы динамики численности разных видов. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 28. 01 | Учебник, рабочая тетрадь | Взрывы численности, запаздывающая реакция. | ||||
Биогеоценоз. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 4. 02 | Основные определения | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | Доминанты, экологическая ниша. | |||
Последствия нарушения структуры природных биогеоценозов. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 11. 02 | Учебник, рабочая тетрадь | Экскурсия № 1 «Влияние человеческой деятельности на естественные лесные сообщества». | ||||
III. Экосистемы – 14 часов | ||||||||||
Понятие об экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос | 1 | 18. 02 | Определение «экосистема» | Учебник, рабочая тетрадь | ||||
Законы организации экосистем. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 25. 02 | Учебник, рабочая тетрадь | Биологический круговорот веществ, продуценты, консументы, редуценты. | ||||
Законы биологической продуктивности. | Урок - лекция | Индивидуальный опрос | 1 | 4. 03 | Учебник, рабочая тетрадь | Цепи питания, трофические уровни, пирамида биологической продукции. | П.р. № 6 «Изучение водорослевых обрастаний на раковинах моллюсков». | |||
Продуктивность агроценоза. | Урок - семинар | Фронтальный опрос | 1 | 11. 03 | Определение «агроценоз» | Учебник, рабочая тетрадь | Агроценозы, агроэкосистемы. | |||
Этапы формирования экосистем. | Комбинированный | 1 | 18. 03 | Учебник, рабочая тетрадь | ||||||
Природные возможности восстановления сообществ. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 1.04 | Учебник, рабочая тетрадь | |||||
Саморазвитие природных экосистем и процессы восстановления нарушенных сообществ. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 8. 04 | Учебник, рабочая тетрадь | Сукцессии, восстановительные смены. | ||||
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 15. 04 | Термин «биологическое разнообразие» | Учебник, рабочая тетрадь | Разнообразие жизни, функции биологического разнообразия. | |||
Биосфера. | Урок - лекция | Индивидуальный опрос | 1 | 22. 04 | Основные вещества биосферы | Учебник, рабочая тетрадь, таблица, презентация | Биосфера, живое вещество, органогенные породы, биокосные тела. | |||
Экология, как научная основа рационального природопользования | Урок - семинар | Фронтальный опрос | 1 | 29. 04 | Учебник, рабочая тетрадь | П.р. № 7 «Определение качества воды с помощью инфузории-туфельки». | ||||
Контрольная работа № 2. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 6. 05 | Тетрадь | |||||
Анализ результатов контрольной работы. Подведение итогов. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 1 | 13. 05 | Тетрадь | |||||
34 | Подведение итогов. | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 20. 05 | Учебник, рабочая тетрадь | ||||
35 | Урок - обобщение | Комбинированный | Фронтальный опрос | 1 | 27. 05 | Повторение изученного | Учебник, рабочая тетрадь | |||
Итого: | 35 | |||||||||
Из них: | ||||||||||
Практических работ | 7 | |||||||||
Контрольных работ | 2 |
Проектная деятельность:
1. Использование демографических показателей в сельском хозяйстве и в промышленности - октябрь
2. Последствия нарушения структуры природных биогеоценозов - апрель
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя
Учебно-методический комплект:
1.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.Основы экологии. Учебник для 10(11) классов. М.: Дрофа, 2001
2.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. М.: Дрофа, 2002.
Учебно-методическая литература для учителя:
1.Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.
2.Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии 10 (11) класс». – М.: Дрофа, 2005.
Электронные учебные пособия:
1.Мультимедийное учебное издание «Экология 6 – 9 классы»
2.Интернет-ресурсы.
Дополнительные пособия:
1. Таблицы по общей биологии.
Основные информационные источники для обучающихся:
Учебно-методический комплект:
1.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.Основы экологии. Учебник для 10(11) классов. М.: Дрофа, 2001
Электронные учебные пособия:
1.Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 6-8 класс
составлена на основе авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...