Рабочая программа по Экологии 5 класс
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему
Рабочая программа
по экологии
5 класс
Воротневой Натальи Андреевны
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1 от «29 » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» составлена основе примерной Программы по природоведению для 5 класса основной школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю, всего в год -34 часа.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.
При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базовый уровень.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii_5_klass.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО естественно- Заместитель директора по УВР филиала Директор МОУ «Ерышовская сош
научного цикла МОУ «Ерышовская сош Ртищевского района
________/Воротнева Н.А./ Ртищевского района Саратовской Саратовской области»
Протокол №1 от « 28 » августа 2013 г. области» в с.Каменка __________/Березкина Л.А./
________/Степанова Г.Н./ Приказ №
от « 30 » августа 2013 г. от «31» августа 2013г.
Рабочая программа
по экологии
5 класс
Воротневой Натальи Андреевны
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1 от «29 » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» составлена основе примерной Программы по природоведению для 5 класса основной школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю, всего в год -34 часа.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.
При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базовый уровень.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, экскурсии.
Учебно – тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Что тебя окружает.
| 5 |
2 | Многообразие природных явлений | 1 |
3 | Физические явления в живой и неживой природе | 4 |
4 | Биологические явления | 3 |
5 | Особенности живого организма | 13 |
6 | Движение в сферах планеты Земля и в космосе | 6 |
7 | Освоение природы человеком | 2 |
Всего: | 34 |
Содержание тем учебного курса
Введение. Что тебя окружает. (5ч.)
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).
Различия живой и неживой природы. Обитатели суши, воды, воздуха. Движение как форма существования материи.
Экскурсия: Живая и неживая природа.
Многообразие природных явлений. (1ч.)
Понятие о физических, химических и биологических явлениях.
Человек как биосоциальное явление.
Физические явления в живой и неживой природе (4ч.)
Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.
Физические явления: механические, тепловые, световые, электрические и магнитные.
Экскурсия. Звуки в живой природе.
Правила безопасного поведения во время грозы.
Биологические явления. Особенности живого организма (16ч)
Явления в живых организмах: размножение, зарождение организма, рост, развитие, старение, смерть. Движение живых организмов. Разнообразие способов движения у животных. Обмен веществ и энергии. Питание растений. Минеральное питание. Фотосинтез. Растения – основной источник органических веществ на Земле. Растительноядные и хищные животные.. Влияние человека на биологические явления и процессы.
Лабораторные работы : 1.Знакомство с микроскопом
2.Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
3.Изучение строения семени фасоли.
4..Рассматривание корней растений.
Движение в сферах планеты Земля и в космосе (6ч.)
Глобальные изменения облика Земли. Движение в литосфере. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Движение в атмосфере. Движение в гидросфере. Движение воды в биосфере. Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Освоение природы человеком (2ч)
Знания, их роль в жизни человечества. Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей. Контроль за состоянием окружающей среды. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные зкологические проблемы и пути их решения.
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Оборудование, технические средства | |
план | факт | ||||
Введение. Что тебя окружает. | 5ч | ||||
1. | Живая и неживая природа | 1 | Штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба | ||
2. | Загадки природы | 1 | Таблицы, рисунки | ||
3. | Единство живой и неживой природы | 1 | Тела неживой природы, схемы ПК | ||
4. | Изменяется ли окружающий нас мир? | 1 | Рисунки, таблицы | ||
5. | Могут ли в живых организмах происходить физические явления? | 1 | Марля, цв. горшок, вода, стекло | ||
Многообразие природных явлений | 1ч | ||||
6. | Все течет, все изменяется | 1 | Спиртовка, медная проволока, пружина | ||
Физические явления в живой и неживой природе | 4ч | ||||
7. | Что необходимо знать, изучая физические явления? | 1 | Рисунки, фотогр., магнит, компас | ||
8. | Механическое движение в живой и неживой природе | 1 | Рис., таблицы с изображ. животных | ||
9. | Световые явления в живой и неживой природе | 1 | Лампочка, рисунки с изображ. светящихся животных ПК | ||
10. | Звуковые явления в живой и неживой природе. Подведем итоги. | 1 | Таблица, расчестка, колоколчик | ||
Биологические явления | 3ч | ||||
11. | Как идет жизнь на Земле | 1 | Микроскопы, м\п «Плесень» | ||
12. | Прибор, открывающий «Невидимое» | 1 | Микроскопы ПК | ||
13. | Живое и неживое под микроскопом | 1 | микроскопы | ||
Особенности живого организма | 13ч | ||||
14. | Как размножаются живые организмы? | 1 | Лупы, пророщенные семена фасоли | ||
15. | Как размножаются животные? | 1 | Таб.»Гидра», «Черви» | ||
16. | Как размножаются растения? | 1 | Таблицы с изображ. растений. ПК | ||
17. | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? | 1 | Таб.»Вегетативное размножение растений» | ||
18. | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? | 1 | Табл. «Цепи питания» | ||
19. | Правда ли, что растения кормят всех даже хищников? | 1 | Рис.учебника, картинки | ||
20. | Как питается растение? | 1 | Табл.. «Внутреннее строение листа» | ||
21. | Только ли лист кормит растение? | 1 | «Строение листа» таблица | ||
22. | Как питаются паразиты? | 1 | ПК | ||
23. | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | 1 | Табл. «Скелет человека», «Зубы» ПК | ||
24. | Можно ли жить без воды, не питаясь? | 1 | Пр-ка с сух. Семенами, спиртовка | ||
25. | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Подведем итоги. | 1 | Модель «Строение яйца», карт.-задания по теме, табл.»Дыхат. система: рыб, земноводных, птиц, человека | ||
26. | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом | 1 | Таб.»Одноклеточные растения и животные» | ||
Движение в сферах планеты Земля и в космосе | 6ч | ||||
27. | Изменение облика Земли и живых организмов | 1 | Глобус, таблица | ||
28. | Движение литосферы | 1 | Плакаты с изображ. сфер Земли ПК | ||
29. | Движение атмосферы | 1 | Плакаты с изображ. сфер Земли ПК | ||
30. | Движение гидросферы | 1 | Плакаты с изображ. сфер Земли ПК | ||
31. | Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов | 1 | Коллекц. горных пород | ||
32. | Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики | 1 | |||
Освоение природы человеком | 2ч | ||||
33. | Человек – часть природы. Проект | 1 | Посадочный материал, инструменты | ||
34. | Влияние человека на биосферу. Задания на лето. | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
- положение о том, что все в природе находится в движении: движение – форма существования материи;
- положение об относительности движения и покоя;
- сущность понятий «вещество» и «тело»;
- примеры и основные признаки химических реакций;
- причины изменения поверхности Земли;
- причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
Перечень учебно – методического обеспечении
Учебник «Введение в биологию и экологию» под редакцией Н.М.Черновой . Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов. М.: Вентана-Граф; Москва, 2009г.
1. Ю.И. Буланый. Педагогический опыт. Экология. Сборник методических работ. М.: Аврора, Саратов, 2004.
2 .Газета «Биология» изд.дом «Первое сентября»
3. Миркин Б.М. Что такое растительное сообщество. М.: Наука,1986.
4. Методическое пособие Природоведение Т.С.Сухова, В.И.Строганов. М.: Вентана-Граф; 2009г.
5. Чернова Н.М.,Былова А.М. Экология. М.: Просвещение, 1988
MULTIMEDIY-электронные пособия:
1. «Лабораторный практикум по биологии 6-11».(электронное учебное пособие).
2. Экология
Московский Государственный институт электроники и математики,2004г.
3. Экология 10-11кл.
Учебное пособие ООО «Дрофа»,2004г. ЗАО «1С»,2004г
4.Интернет-ресурсы.
.
Приложение
Список сообщений, презентаций
1. Живое возникает из живого.
2. Питание зеленых растений и их роль на Земле.
3. Паразиты. Откуда они берутся.
4. Жизнь животного мира в природных зонах.
5. Обитатели суши.
6. Обитатели водной среды.
1. Размножение гидры: половое и бесполое.
2. Переселение растений с помощью ветра, воды, животных.
3. Биотические связи между организмами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 6-8 класс
составлена на основе авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...