Экология: "Знай, чем дышишь..."
элективный курс по экологии (10 класс) по теме

Кадырова Лейсан Рашитовна

 

Программа элективного курса «Знай, чем дышишь…»  предназначена для учащихся 10 класса, базируется на знаниях физической и экономической географии на базе основной школы.

        Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с глобальными общечеловеческими проблемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znay_chem_dyshish.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ «Информационно-методический центр» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Элективный курс

«Знай, чем дышишь…»

(для 10 классов, 18 часов)

Методист по ресурсному обеспечению МБУ «ИМЦ»

Л.Р. Кадырова

Актаныш, 2013год

Пояснительная записка

        Актуальность программы заключается в том, что в ней отражена специфика Актаныша. Взрослого человека и любого школьника наверняка волнует то, что связано с ним, что непосредственно его. Но очень часто население любой местности имеет слабое представление об экологических проблемах своего района. Программа элективного курса «Знай, чем дышишь…»  предназначена для учащихся 10 класса, базируется на знаниях физической и экономической географии на базе основной школы.

        Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с глобальными общечеловеческими проблемами.

        Рассматривая истоки этих глобальных проблем современности, их остроту и взаимосвязь, региональные географические особенности проявления, роль географии в решении этих проблем, учащиеся получают первоначальные знания по проблеме глобальности.

        Данный курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической, социальной географии.

        Курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать реализации углубленного содержания выбранных по профилю предметов, формированию всесторонне образованной личности, дать учащимся объективную картину района, помочь овладеть основами географической культуры.

          Теоретический и практический материал элективного курса  рассчитан на 18 часов.

        Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

        Разнообразие практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.

        

Формы и методы реализации элективного курса

        Учитывая особенности старшеклассников, можно предположить, что эффективно сочетать разнообразные формы и методы при реализации данного курса, такие как: практические занятия (совместно с местным санитарно-эпидемиологическим центром); научно-исследовательская работа; семинары; игровая форма, включающая имитационные и ролевые игры, проектная деятельность.

        В программе данного элективного курса значительная часть времени отводится практическим и творческим заданиям. Запланированы экскурсии в краеведческий музей, в парк, на реку Белая, Сюнь. Так же в программе запланированы лабораторные работы «Содержание в пробах воды различных ионов», «Определение кислотности почвы», «Определение кислотности воды» и другие.

Задачи:

  • Обучающие:

- овладение основными экологическими понятиями;

- овладение комплексом практических навыков по изучению конкретных объектов природы;

- получение знаний и понятий на практике.

  • Воспитательные:

- воспитание ответственности за природу;

- воспитание экологического мышления и экологического поведения;

- приобщение учащихся к улучшению окружающей среды.

  • Развивающие:

- развитие индивидуальных особенностей учащихся.

Требования умения и навыки учащихся

Учащиеся должны:

  • Характеризовать:

- среду обитания растения и животных в окрестностях села;

- значение растений и животных в природе и жизни человека применительно к местным условиям;

- правила поведения в природной среде;

- влияние деятельности человека на среду обитания и её последствия.

  • Применять знания:

- выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием среды;

- проводить мониторинг природных объектов.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Форма занятия

Содержание

Тема 1. «Введение» (2 часа)

1.1

Поселение на реке Белая

Семинар

Рассказ учителя:

- физико-географическое положение;

- экономико-географическое положение;

-рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые;

-климат, воды;

- почвы, растительность;

- животный мир;

- население и трудовые ресурсы; (Приложение1).

1.2

Экскурсия в краеведческий музей «Туган як».

Экскурсия

Знакомство с историей родного села (Приложение2).

Тема 2. «Знай, чем дышишь» (3часа)

2.1

Пока мы дышим, мы живём.

Семинар

Роль атмосферы. Источники загрязнения воздуха в селе. (Приложения3).

2.2

Зелёные фильтры.

Практическая работа

Работа в группах по подсчёту количества деревьев на различных территориях села (возле школы, в центре села и возле рынка).

Тема 3. «Вода, вода, кругом вода» (3 часа)

3.1

Это удивительное вещество.

Семинар

Состав, структура и свойства воды. Качество воды. (Приложение 4).

3.2

«Живая» и «мёртвая» вода.

Экскурсия - исследование.

Экскурсия на реку Белая и Сюнь. Взятие проб воды и изучение различных методов очистки воды.

3.3

Вода.

Практическая работа совместно с санитарно-эпидемиологическим центром

Определение физических и химических свойств воды. Обработка проб, взятых во время экскурсии в районном санитарно - эпидемиологическом центре. Определение загрязняющих веществ водоёмов.

Тема 4. «Земля у нас одна и навсегда» (2 часа)

4.1

Земля наша сила, земля наша слава

Семинар

Подготовка учащимися докладов о видах почвы в Актанышском районе

4.2

Враг всех времён и земель – эрозия.

Практическая работа

Практическая работа «Определение свойств почвы», закладка опыта «Определение токсичности почвы на проростках». Эрозия. (Приложение 5).

Тема 5. «Как прекрасен этот мир - посмотри» (4 часа)

5.1

В мире растений и животных

Самостоятельная работа

Роль и значение растения и животных в природе.

5.2

Спасём нашу землю

Практическая работа

Работа в группах, создание листовок о проблемах «больших и маленьких». Подготовка докладов, сообщений и рассказов о редких и исчезающих видах растений и животных.

5.3

Остров зелёных сокровищ.

Интеллектуальная игра

Интеллектуальная игра «Что, где, когда»?

5.4

Братья наши меньшие

Семинар

Живые организмы, окружающие нас.

Тема 6. «Удивительные и родные» (2 часа)

6.1

Гордость твоя Актаныш!

Встреча за круглым столом

Рассказы о замечательных людях села. Встреча с талантами района.

6.2

40 минут о здоровье (проблемы здоровья жителей посёлка)

Устный журнал

Встреча с участковым врачом

Тема 7. «Окружающая среда»  (2 часа)

7.1

Проект

Самостоятельная работа над проектом.

Проект «Свалка по имени Земля»

7.2

Презентации проектов.

Защита проектов.

Итого: 18 часов.

Литература для учителя:

  1. География Актанышского района: Учебное пособие / Имамова Р.З.-2000г.- с.120
  2. Сорокина Л.В. Край родной: Сценарий о живой природе. – М: ТЦ «Сфера»,  2001.- 96 с. (Серия «Праздник о школе»).
  3. Журналы: «География в школе», «Биология в школе».
  4. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие./Под редакцией Т.Я. Ашихминой. – М: АГАР, 2000. - 377с.
  5. Еремина Г.В., Кадочникова Е.Н. Экологическая  эрудиция . //Биология в школе – май-июнь. 1998 год №3 – с.71
  6. Журналы «Приусадебное хозяйство» - 2004 г. №2, №1-12.

Литература для учащихся:

  1. Мамонтов С.Г. «Биология: пособие поступающих в вузы» - М: Дрофа, 2005г.
  2. «Загадки дикой природы» - М: «Рослин» - 2003г.
  3. Учебник Экологии.
  4. Онегов А. Школа юннатов. М.: «Детская литература».-2000г.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.aktanish.ru/geogr.php/ - сайт Актанышского района
  2. http://www.alleng.ru/edu/ecolog1.htm - образовательный ресурс по экологии как для учителей, так и для учащихся.
  3. http://www.ecoguild.ru/docs.htm -экологическая библиотека.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/ -Актанышский район – информация об районе.

Приложение 1.

Актанышский муниципальный район – на северо- востоке Республики Татарстан Российской Федерации. Административный центр – посёлок Актаныш. Территория – 2037,8 км2. Численность населения – 32 тыс. человек. Актанышский район Республики Татарстан граничит с Башкортостаном и Удмуртией. Район состоит из 28 сельских поселений, включающих в себя 87 населённых пунктов. Отсутствие полезных ископаемых, отдаленность на 140-160 км от ближайших железнодорожных станций, малолесность и плодородные земли определяют преимущественное развитие сельскохозяйственного производства.

Центр Актанышского района, в 381 км к востоку от Казани. Расположен вблизи Нижнекамского водохранилища, в 65 км к югу от железнодорожной станции Нефтекамск. В южной части района – автодорога Мензелинск – Уфа. Пристани Дербешинский и Азякуль, аэропорт Актаныш.

География Актанышского района

Поверхность района представляет собой волнистую пологосклонную равнину с амплитудой абсолютных высот 60-235 м. Низшие точки территории приурочены к долинам рек Камы и Белой. Наиболее высокие участки расположены в южной части района. Высшая точка рельефа, имеющая отметку 235 м, находится к югу от с. Поисево.

Для Актанышского  района характерен умеренно - континентальный климат. С теплым летом и умеренно-холодной зимой. Он формируется в основном под влиянием западного переноса воздушных масс. Воздушные массы, перемещающиеся с Атлантичего океана, теплые и влажные, смягчают местный климат. Внедрение холодного воздуха происходит из Арктического бассейна. Зимой часто вторгается холодный континентальный воздух умеренных широт. Теплый тропический воздух поступает с юга-запада, юга, а летом – с юга востока.

Вторжение воздуха с севера и востока зимой приводит к малооблачной морозной погоде. Средняя годовая температура равна +2,20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акция "Курить не модно, дыши свободно!"

Акция проводиться во внеурочное время, как классное мероприятие, направленое на пропаганду здорового образа жизни. Акции предшествовали многочисленные мероприятия разного плана....

Презентация проекта "Умение плавать- это умение правильно дышать!"

Проект был подготовлен мною с учениками 8 класса. Мы с ним приняли участие в школьной научно-практической конференции. С ним я также  участвовала к городском семинаре "Проектная деятельность на у...

Комплекс дыхательной гимнастики «Кто, как дышит»

Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…»...

"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....


 

Комментарии

Купцова Светлана Валериевна

HTML-код: УчМаг здесь вы можете пополнить свою профессиональную копилку печатной продукцией интернет-магазина "Учмаг".