Статья "Экологическое воспитание учащихся"
статья по экологии (5 класс) по теме

Дубоусова Eлeнa Юрьевна

Отражены различные направления экологической работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx764.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дубоусова Елена Юрьевна - учитель немецкого языка школы № 525 Московского района, классный руководитель 8 класса, педагог-организатор

Экологическое воспитание - одно из направлений работы классного руководителя

     В реалиях современного мира экологическое образование подрастающего поколения начинает играть все большую роль, поэтому одной из важнейших задач классного руководителя стало экологическое воспитание. Под "воспитанием" я подразумеваю целую серию различных мероприятий, во время которых ребята не только получают информацию, но и сами активно вовлечены в процесс. Задача большинства экологических акций, проводимых в нашей школе под моим руководством, - не просто рассказать ребятам об экологии, но  и привить им чувство ответственности за окружающую среду и помочь понять, что экология вокруг зависит от наших каждодневных решений и действий. Для меня важно, чтобы ребята поняли, что заботиться об экологии несложно, если вписать эту заботу в свою повседневную жизнь - например, чтобы сортировка мусора стала столь же рутинным ежедневным занятием, как умывание и чистка зубов.

     К сожалению, в вопросах экологической ответственности наше общество сильно отстало от европейского, где повсеместно для передвижения используются велосипеды и электромобили, а предметы из вторсырья являются пиком моды. В Европе забота об экологии - признак воспитанности и современности. Я надеюсь, что, популяризируя идею заботы об экологии и превращая ее в новый тренд, у нас получится воспитать поколение, для которого выражение "забота об экологии" станет не просто словосочетанием, но неотъемлемой и важной частью жизни.  

     Одна из первостепенных задач для меня - разнообразить мероприятия на экологическую тему, чтобы и ребятам было интересно, и каждый раз затрагивались все новые и новые темы.

     В 2010 году я стала классным руководителем 5го класса и сразу определила для себя, что в работе с этими ребятами экологическое воспитание станет приоритетным для меня направлением. В план работы классного руководителя я включила мероприятия, связанные с экологической культурой. И, если поначалу мероприятия носили несколько дежурный, рутинный характер, то уже через полгода ребята сами начали проявлять и интерес, и инициативу, активно участвуя в акциях и предлагая собственные идеи.

     Начало всему положил экологический урок, приуроченный к 22 марта - Всемирному дню воды, Дню Балтийского моря. В 2010 году впервые выпускницы  нашей школы,  студентки Горного университета, будущие инженеры-экологи провели экологический урок для учащихся моего класса. На первом уроке студентки познакомили ребят с историей праздника, рассказали о роли воды в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде.

Последующие ежегодные уроки стали логическим продолжение темы бережного отношения к водным ресурсам - ребята уже решали конкретные задачи о суточном потреблении воды, придумывали способы экономии воды и делились идеями, как можно экономить воду в повседневной жизни. Как жители Балтийского региона учащиеся не остались равнодушными к проблемам Финского залива, и на уроках ребята не просто слушали, а активно делились идеями, предлагая конкретные шаги и акции по улучшению экологической ситуации в регионе. В 2013 году ребята, уже учась в 8м классе, сами выступили с предложением провести экологические уроки для учащихся начальной школы. Ребята очень ответственно отнеслись к уроку - нашли интересные материалы, сделали презентацию по теме. Хорошая и тщательная подготовка к уроку, энтузиазм и эмоциональность презентации не остались незамеченными - ребята моего класса получили высокую оценку учителей начальных классов и самих учащихся. Ребятам понравилось выступать перед малышами, и в следующем году они планируют также сами провести урок.

     Ребята моего класса отдают предпочтение конкретным акциям и мероприятиям, им больше нравится заниматься конкретными делами и видеть результаты своей деятельности, чем рассуждать абстрактно, писать эссе или рисовать.  Несколько лет мой класс сотрудничает с некоммерческой организацией "ЭКА". Совместно с волонтерами этой организации ребята приняли участие в общероссийской  акции "Больше кислорода", направленной на восстановление  лесных ресурсов в регионах России. В рамках акции ученики моего класса организовали питомник на пришкольной территории, в который в два этапа высадили деревья - семена липы и ясеня во время первого этапа и саженцы ели - во время второго.

 Перед высадкой саженцев представители организации "ЭКА" провели  экологический урок, на котором объясняли ребятам важнейшую роль лесов в жизни планеты, рассказывали о проблемах, связанных с вырубкой лесов в мире и в нашей стране, обсуждали с ребятами, как каждый из нас может помочь планете. На уроке волонтеры также рассказывали об особенностях хвойных пород. Под впечатлением от урока, ребята написали статью в школьную газету "Высокое напряжение", в которой рассказали о проблеме восстановления лесов в Ленинградской области и о своей работе в этом направлении и призвали всех участвовать в подобных проектах.

Ребята следят и ухаживают за питомником уже на протяжении 2х лет, видеть результаты своего труда - непередаваемая радость для них.

В своей работе я стараюсь превратить обычные мероприятия (сбор макулатуры, конкурс рисунков,  классный час, экологический урок и проч.) во что-то совершенно необычное, уникальное и интересное. Ведь на этих мероприятиях дети должны быть активными участниками, прочувствовать остроту проблемы, захотеть изменить ситуацию и предложить способы борьбы с проблемой. Также ребята в некоторой степени сами определяют форму мероприятия - иногда им интересней побыть участниками, в другой раз важен соревновательный элемент, а в третьей акции они сами хотят обучать и просвещать младших ребят. Главное в экологическом образовании - сделать мероприятие ярким и незабываемым, а не просто рассказать ребятам о проблеме. Совместно с некоммерческой организацией "ЭКА" был проведен сбор макулатуры, который ребята превратили в интересное и веселое соревнование с призами. В течение недели проводилась подготовительная работа - ученики моего  класса посетили все классы школы с беседой о пользе сбора макулатуры и призвали всех учеников принять активное участие в акции. По школе были развешаны объявления о дате и времени сбора макулатуры.  Всем участникам сбора выдавались магниты с логотипом акции "Больше кислорода. За спасение лесов". Активная агитация принесла свои плоды - соревнование среди классов было таким азартным, что результат сбора превзошел все ожидания - было собрано более 4 тонн макулатуры! Два класса, сдавшие наибольшее количество макулатуры (более 500 кг каждый) в конце дня получили по большому пирогу. А утром в день сбора макулатуры активисты организации "ЭКА" провели мастер-класс для учащихся начальной школы по изготовлению подставки для горячей посуды из старых журнальных листов. Таким образом, обычный сбор макулатуры превратился в экологический праздник, в котором приняли участие все классы школы, учителя и родители.

Забота об окружающей среде становится нормой жизни для учащихся моего класса. Узнав о том, что 2013 год объявлен в России годом охраны окружающей среды, ученики моего 8 класса выступили с инициативами провести мероприятия и акции, которые привлекут внимание к проблеме отходов, утилизации мусора и использовании вторсырья. Одна из инициатив - создание в школе стенда, на котором будут фотографии, на которых запечатлены "преступления" против природы, примеры загрязнения мест нашего проживания. Назначение стенда - донести главную идею и философию заботы об окружающей среде - показать, что каждый несет ответственность за окружающую среду, что в силах любого человека заботиться об экологии и делать мир чище совсем несложно.