Паспорт Детского Экологического Центра
методическая разработка по экологии по теме
Один из вариантов организации работы по экологии в средней школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_centr.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт
Детского Экологического Центра
МОУ «СОШ №3»
г. Луги,
Ленинградской области
«Деметра»
Деметра – богиня зерна и роста. Она покровительствовала растениям, детям и молодым людям. Первая часть её имени «дем» представляет собой древнее слово, обозначающее землю, а вторая часть «метра» означает мать.
Руководитель Центра Семенова Н. Н.
Учитель биологии, экологии и химии.
Экологическая модель:
Экологизация процесса образования в логике построения традиционных учебных предметов через отдельные специальные и различные виды внеклассной деятельности учащихся.
Экологизация:
Подача изучаемого материала, при которой элемент экологии (экологические идеи, факты, понятия, суждения, принципы, проблемы, подходы) становится ясным и более развёрнутым, ориентирующим на формирование экологического сознания, экологической культуры, природосообразного отношения к действительности.
Экологическая культура:
Важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности сознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность их защите.
Цель
- Становление экологической культуры личности как совокупности практического и духовного взаимодействия человечества с природой, обеспечение благоприятных экологических условий.
- Приобретение детьми системы экологических знаний, формирование у них экологического сознания и развитие экологической культуры.
Мы учитываем социальный заказ, интересы ребёнка, его психофизиологические и возрастные особенности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
МАРШРУТЫ
Детский экологический центр работает с детьми по шести образовательным маршрутам в рамках концепции непрерывного образования:
- Начальное экологическое просвещение
- Школа живой природы
- «Мы – дети зёленого дома»
- Театр миниатюр «Динозаврики»
- Школа ЮнЭк
- Экология растений
- Огородничество
- Цветоводство
- Мониторинг окружающей земли
- Биоиндикация воздушного пространства
- Биоиндикация водных объектов
- Биоиндикация почвы
- Экология города
- Экология животных
- Занимательная зоология
- Практическая зоология
- Прикладная природная эстетика
- Мастерская росписи по дереву
- Основы изобразительного искусства
- Мастерская художественной флористики
- Плетение из корней, бересты, тростника, ивы
- Экологическое право
- Изучение нормативных документов
УРОВНИ РАБОТЫ
Занятия с детьми проводятся на четырёх возрастных уровнях, учитывающих возрастную психологию ребёнка
1.6-9 лет
2.10-12 лет
3.13-14 лет
4.16-17 лет
НАПРАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ
Организация работ ведётся в трёх направлениях:
- начальное экологическое просвещение;
- специализированные лаборатории, мастерские;
- индивидуальная и исследовательская работа.
ВИДЫ
ДЕТЕЛЬНОСТИ
1.Поурочная
-«Природа Ленинградской области»
-«Экология и природопользование Ленинградской области»
- Традиционные уроки с элементом экологизации
- География Ленинградской области
- История Ленинградской области
2.Внеурочная
- Конкурсы
- Праздники «День Земли», «День Здоровья» и другие
- Работа на Пришкольном участке
- Исследования в природе, обработка результатов
3.Внешкольная
- Экскурсии по Ленинградской области
- Районные, городские конкурсы
- Походы
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Выезды и исследовательская работа на водоёмах и в лесу, экскурсии, практические работы в лабораториях, выступления лекторских групп, экологические праздники, сюжетно – ролевые игры, экологические акции, участие в городских, районных, областных и всероссийских олимпиадах и конкурсах.
СИМВОЛИКА
Эмблема, девиз, бейдж
ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ
- - Посвящение в юные экологи
- - День рождение экологического центра
- - Экологические праздники:
- «День Земли»
- «День Здоровья»
- «День птиц»
- -Акции борьбы с курением и наркотиками
- -Выездные заседания экологического центра в природе
СИСТЕМА ПРИЁМА
В ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
- личное желание учащегося,
- личное заявление,
- посвящение в экологи школы.
Некоторые аспекты природоохранной деятельности учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», г. Луги, Ленинградской области
под руководством учителя биологии и экологии
Семеновой Натальи Николаевны
Экологическая ситуация г. Луга, Лужского района и Ленинградской области в целом вызывает серьезную озабоченность общественности. Для принятия необходимых мер по оздоровлению экологической обстановки необходима постоянная информация от населения. Ребята нашей школы принимают самое активное участие в этом, используя доступные методики экологических исследований, которые не требуют наличия сложных приборов, большого количества химических реактивов, а результаты имеют, в свою очередь, определенную ценность.
С помощью этих методик дается оценка степени загрязнения окружающей среды. Возможен постоянный контроль за ее качеством и происходящими изменениями. Это актуально в связи с тем, что г. луга – это центр абразивной, металлообрабатывающей, химической промышленности. А также крупный транспортный узел (через город проходят транспортные рейсы из Санкт-Петербурга в Псков, Новгород, Порхов, пушкинские Горы, Ригу и т.д.).
Исследования организованы по следующим направлениям:
- Качественная оценка загрязнений воздуха с помощью лишайников в окрестностях завода «Белкозин», Абразивного завода, Химического завода, мясокомбината, санатория «Жемчужина», санатория «Зеленый бор» и садоводчества «Жемчужина» лесопарковой зоны.
- Биоиндикация воздушного пространства по состоянию хвои сосен. Была изучена следующая территория: центральная часть города, Полигон (часть города, находящаяся в лесном массиве, соседствующая с воинской частью), окрестности озера Омчино и окраина города Лангина гора.
- Биоиндикация загрязнения водоемов по состоянию популяций растений семейства рясковые (озера Омчино и Толони, Зеленое и Раковское, Череменецкое).
- Оценка качества водной среды на основе биотического индекса (на перечисленных выше озерах, а также р. Луга и ее притоках).
- Оценка состояния зеленых насаждений по состоянию древесной растительности (в северном промышленном районе города и южном жилом районе).
Полученные результаты явились сигналом о тревожной ситуации. Это те недостатки и нерешенные проблемы, над которыми следует работать постоянно. Но экологическое сознание не приходит сразу, его надо воспитывать и развивать, начиная с рождения человека – в семье, в школе, на рабочих местах промышленных предприятий. Все это обществу позволит прейти от созерцательной позитивной позиции к более активной, действенной.
Результаты исследования используются в школах города на уроках биологии и экологии, для проведения научно-практических конференций, городских и районных школьных эколого-биологических мероприятий, как материалы для экскурсий. А также кафедрой естественных наук КГУ имени Кирилла и Мефодия, г. Луга, службами охраны здоровья на промышленных предприятиях.
Некоторые данные наших исследований опубликованы в аннотированном сборники «Адреса педагогического опыта ленинградской области», СПБ 2002.
Наши исследования – это I этап в оздоровлении экологической обстановки г. Луги, района и области. В дальнейшем мы планируем продолжить работу над разработкой и совершенствование мероприятий, которые позволят значительно уменьшить или полностью исключить перечисленные выше отрицательные моменты.
Летние экологические исследования - 2006 в рамках проекта «Усынови заказник»
Название акции: «Омчино – чистые берега, чистую воду».
Объект: озеро Омчино и его окрестности.
Цель: Формирование экологической культуры подрастающего поколения и принципов его повседневной жизни, которые станут основой его мировоззрения и помогут принимать грамотные решения во имя сохранения природы, духовного и физического здоровья человека.
Время проведения акции: 6 июня 2006.
Участники акции: учащиеся 8-10 классов.
Программа акции:
- Как мы, школьники, можем узнать, в каком состоянии природа вокруг нас (подбор методик для исследования окружающей среды, работа с научной литературой).
- Встреча с Омчино. Кто живет на воде, в воде? А кто на берегу? (работа над проектами:
- «Биоиндикация загрязнения водоемов по состоянию популяций растений семейства рясковые».
- «Оценка качества водной среды на основе биотического индекса. Разработка маршрута по берегу озера, взятие проб воды».
- Биоиндикация воздушного пространства по состоянию хвои сосен в окрестностях озера Омчино. Разработка экологической тропы для младших школьников.
- О чем расскажут нам собранные материалы? (работа в лаборатории: определение беспозвоночных животных, подсчет щитков ряски, обработка полученных данных).
- Идем на помощь: «Операция SOS!». (Уборка мусора с поверхности воды и берегов озера).
- Советы отдыхающим по охране природы (изготовление, установка щитов).
- Омчино глазами художников, поэтов, эрудитов (конкурс эссе, плакатов, стихотворений, рисунков об Омчино).
- Подведение итогов акции – Круглый стол. Предварительные результаты исследования, выработка обращения участников акции.
- Проведение экологической тропы для младших школьников.
Проект берегового щита для отдыхающих:
Экологический центр МОУ СОШ № 3, руководитель Семенова Н.Н., в июне проводил природоохранную акцию «Омчино – чистые берега, чистую воду».
Подобные акции дают возможность учащимся не только сделать для себя какое-то открытие, но и вызвать у школьников желание принять участие в практическом решении экологических проблем.
Данная акция проводилась по инициативе Экологического центра школы и Мичуринского охотхозяйства.
Для привлечения внимания населения к решению поставленных проблем в местной газете «Лужская правда» было опубликовано обращение.
Обращение.
Мы живем рядом с прекрасным озером Омчино. Оно такое большое и такое беззащитное. Мы любим его и хотим сохранить его воду голубой, а берега – чистыми и зелеными.
Давайте сделаем так, чтобы мы могли возвращаться к нему снова и снова не с ощущением стыда, а с радостью!
Мы защитим то, что любим!
Пусть будет озеру хорошо!
- Не шумите в лесу – это фактор беспокойства для его обитателей.
- Убирайте за собой мусор, иначе он вернется к Вам в виде загрязненной грунтовой воды, токсичной пыли.
- Вода – среда обитания многих видов растений и животных, не разрушайте ее.
- В костер кидайте только сушняк! Во избежание пожаров не разводите костер под деревьями.
- От нашего отношения к озеру зависит не только его жизнь, но и наше здоровье!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный экологический центр "Радуга"
Школьный экологический центр "Радуга"...
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
Паспорт детского общественного объединения «Евроклуб»
Программа-описание объединения «Евроклуб»...
Экологическое воспитание детей средствами детского экологического общественного движения
Показателем эффективности формирования экологической культуры является не столько осознанность, глубина и прочность знаний, сколько реальное следование экологическим нормам и правилам в поведении и де...
Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Основные приоритетны и направления деятельности детско-юношеского центра" 03.09.2013 г.
Выступление на тему "Дидактические условия формирования коммуникативной компетентности детей и подростков в условиях открытой образовательной среды" раскрывает понятие коммуникативной компетентности к...
Сценарий театрализованного творческого отчета детских коллективов Центра детского творчества "Планета детства"
Сценарий рассчитан на двух ведущих- девочка и женщина. Материал легко переделать под самые разнообразные концертные номера, блоки выступающих мобильны, их можно менять местами. В сюжете сценирия...
Паспорт лаборатории физики центра "Точка роста"
В методической рабоработке представлен паспорт современной лаборатории физики центра "Точки роста"....