Рабочая программа по экологии 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс) по теме
Рабоча программа по экологии 6 класс по учебнику А.М. Быловой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_rabochaya_programma_po_ekologii_6_klass_240912.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ.
Автор-составитель: Захарова А.С.
1.ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, и авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.).
Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.
Изучение экологии растений в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;
- о месте экологии растений в ботанической науке;
- об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.
Основные задачи курса:
- изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;
- изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;
- познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации.
- познакомить с периодические явлениями в жизни растений.
В 6 классе лабораторные работы предусматривают формирование умения наблюдать — это важнейший навык в биологии и экологии. При этом основной упор делается на умение вести наблюдение по выявлению «длинных» взаимозависимостей (например, зависимость урожая от количества солнечных дней в конкретной местности). При этом предполагается, что более «короткие» взаимозависимости учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений). Большинство практических работ проводится в составе комбинированных уроков или уроков-экскурсий по причине большого их числа в программе и наличия большого теоретического материала при ограниченном количестве часов на изучение каждой темы.
Место и роль учебного курса:
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.
Используются следующие формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы;
- экскурсии заочные;
Виды и формы контроля ЗУН: самостоятельные работы, фронтальный и индивидуальный опрос, отчеты по практическим и лабораторным работам, подготовка сообщений.
В течение изучения курса проводится 2 лабораторные работы .
Рабочая программа по экологии растений рассчитана на 35 часов и составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом МОУ СОШ с. Калининское по 1 часу в неделю в 6 классе, авторской программой «Экология растений» - И.М. Швец.
2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов/применение ИКТ | Лабораторные работы |
1. | Введение | 1ч | |
2. | Свет в жизни растений | 4ч | №1.Влияние света на анатомическое строение листьев |
3. | Тепло в жизни растений | 3ч | |
4. | Вода в жизни растений | 4ч | №2.Анатомоморфологические особенности растений по отношению к воде. |
5. | Воздух в жизни растений | 3ч | |
6. | Почва в жизни растений | 3ч | |
7. | Животные и растения | 2ч | |
8. | Влияние растений друг на друга | 1ч | |
9. | Грибы и бактерии в жизни растений | 2ч | |
10. | Сезонные изменения растений | 2 ч | |
11. | Изменение растений в течение жизни | 1ч | |
12. | Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений | 2ч | |
13. | Жизненные формы растений | 1 ч | |
14. | Растительные сообщества | 3ч | |
15. | Охрана растительного мира | 3 ч | |
Итого: | 35 ч |
Календарно-тематический план
Экология растений 6 класс
№ | №в теме | Тема урока | Использование ИКТ | Дата пров. | Домашнее задание | Примечание | |
план | факт | ||||||
I. Введение (1ч.) | |||||||
1. | 1. | Что изучает экология растений. Особенности взаимодействий растений и животных со средой. | 04,09 | 04,09 | П.1-2 | ||
II.Свет в жизни растений (4ч.) | |||||||
2. | 1. | Для чего нужен свет растениям. Разнообразие условий освещения на Земле. | 11,09 | 11,09 | П.3-4 | ||
3. | 2. | Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. | 18,09 | 18,09 | П.5-6 | ||
4. | 3. | Приспособления растений к меняющимся условиям освещения | 25,09 | 25,09 | П.7 | ||
5. | 4. | Лабораторная работа №1.Влияние света на анатомическое строение листьев. | 02,10 | 02,10 | |||
III.Тепло в жизни растений (3ч.) | |||||||
6. | 1. | Для чего нужно тепло растениям. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. | Презент. | 16,10 | 16,10 | П.9-10 | |
7. | 2. | Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. | 23,10 | 23,10 | П.11 | ||
8. | 3. | Приспособления растений к высоким и низким температурам. | 30,10 | 30,10 | П.12 | ||
IV.Вода в жизни растений (4ч.) | |||||||
9. | 1. | Для чего нужна вода растениям. | 06,11 | 06,11 | П.14 | ||
10. | 2. | Как наступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. | Презент. | 13,11 | 13,11 | П.15-16 | |
11. | 3. | Влаголюбивые растения. Засухоустойчивые растения. | 27,11 | 27,11 | П.17 | ||
12. | 4. | Лабораторная работа №2. Анатомоморфологические особенности растений по отношению к воде. | 04,12 | 04,12 | |||
V.Воздух в жизни растений (2ч.) | |||||||
13. | 1. | Газовый состав воздуха в жизни растений. Ветер в жизни растений. | Презент. | 11,12 | 11,12 | П.21-22 | |
14. | 2. | Приспособление растений к опылению ветром. Приспособление растений к распространению ветром. | 18,12 | 18,12 | П.23-24 | ||
VI.Почва в жизни растений (3ч.) | |||||||
15. | 1. | Что представляет собой почва. Для чего нужна растениям почва. | 25,12 | 25,12 | П.26-27 | ||
16. | 2. | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | 15,01 | 15,01 | П.28 | ||
17. | 3. | Улучшение почв человеком. Как надо оберегать почву. Обобщающий урок. | Тест | 22,01 | 22,01 | П.29-30 | |
VII.Животные и растения (2ч.) | |||||||
18 | 1. | Животные-опылители. Как распространяют плоды и семена люди и животные. | 29,01 | 29,01 | П.31-32 | ||
19. | 2. | Растения и растительноядные животные. Растения-хищники. | 05,02 | 05,02 | П.33-34 | ||
VIII.Влияние растений друг на друга (1ч.) | |||||||
20. | 1. | Прямые влияния растений друг на друга. Влияние растений друг на друга через изменение среды. | 12,02 | 12,02 | П.35-36 | ||
IX.Грибы и бактерии в жизни растений (2ч.) | |||||||
21. | 1. | Круговорот веществ. Сожительство растений с грибами и бактериями. | 26,02 | 26,02 | П.37-38 | ||
22. | 2. | Бактериальные и грибные болезни растений. Обобщающий урок | Тест | 05,03 | 05,03 | П.39 | |
X.Сезонные изменения растений (2ч.) | |||||||
23. | 1. | Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений. | 12,02 | 12,02 | П.40-41 | ||
24. | 2. | Фенологические фазы. Фенология. | 19,02 | 19,02 | П.42 | ||
XI.Изменения растений в течение жизни (1ч.) | |||||||
25. | 1. | Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. | 26,02 | 26,02 | П.45 | ||
XII.Разнообразие условий существования и их влияние на растения (1ч.) | |||||||
26. | 1. | Где и как обитают растения. Как могут меняться размеры растений. | 09,04 | 09,04 | П.46-47 | ||
XIII.Жизненные формы растений (1ч.) | |||||||
27. | 1. | Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев. | Презент. | 16,04 | 16,04 | П.48-49 | |
XIV.Растительные сообщества (3ч.) | |||||||
28. | 1. | Что называют растительным сообществом. Состав растительных сообществ. | 23,04 | 23,04 | П.50-51 | ||
29. | 2. | Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе. Строение растительных сообществ. | 07,05 | 07,05 | П.53-54 | ||
30. | 3. | Изменение растительных сообществ. Обобщающий урок | 14,05 | 14,05 | П.55 | ||
XV.Охрана растительного мира (2ч.) | |||||||
31. | 1. | Редкие и охраняемые растения. Красные книги. | 21,05 | 21,05 | П.57 | ||
32. | 2. | Охраняемые территории и их значение | 28,05 | 28,05 | П.58 | ||
33. | Задание на лето. |
Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)
Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.
Тема 2. Свет в жизни растений (4ч)
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.
Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.
Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)
Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.
Практическая работа. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.
Тема 4. Вода в жизни растений (4ч)
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.
Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.
Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)
Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.
Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.
Тема 7. Животные и растения (2ч)
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.
Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.
Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.
Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.
Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.
Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.
Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)
Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.
Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.
Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)
Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.
Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.
Тема 12. Разнообразие условий существования
и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)
Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.
Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.
Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.
Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.
Тема 14. Растительные сообщества (3ч)
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.
Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.
Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)
Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.
Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
- Называть основные экологические факторы в жизни растений.
- Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
- Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
- Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
- Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
- Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
- Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.
- Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
- Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.
- Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
- Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.
4.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Предмет: «Экология растений»
Класс: 6
Реализуемая учебная программа учебного предмета: общеобразовательная
Учебники, дидактические материалы
1. Программы: И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с.)
2. Учебник: Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.
Список литерату
- Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. - Петрозаводск., 1992. -17
- Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с
- Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.
- Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. - М., 1995. - с.221 - 243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 6-8 класс
составлена на основе авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...