Презентация по экологии 9 класс "Экологическое сознание"
презентация к уроку по экологии (9 класс) по теме
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30._ekologicheskoe_soznanie.ppt | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Научно-техническая революция... посулив золотые горы и дав многое из того, чем мы ныне гордимся, породила иные, ранее неведомые проблемы. Решить их на путях, проторенных уже, не представляется возможным».
Еще древние мудрецы говорили: "Познай себя и ты познаешь весь мир!" Но каждый раз, сталкиваясь с какой-то проблемой, люди начинают вначале искать ее решение во внешнем мире, пытаясь изменить его, и лишь потом, убедившись в неперспективности такого одностороннего подхода, обращают взгляд внутрь самих себя.
Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентического (от греч. anthrхpos человек + kentron центр) общественного экологического сознания , ставящего во главу угла человека и его интересы в ущерб интересам окружающей его природы.
Экологическое сознание - совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек - природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Характеристика ЭС: 1) Психологическая "противопоставленность включенность". Человек мыслится как стоящий вне и над природой или же как составная часть Природы.
Характеристика ЭС: 2) "Объектное субъектное" восприятие природы. Человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействия или же как равноправный субъект взаимодействия.
Характеристика ЭС: 3) "Прагматический непрагматический" характер взаимодействия. Взаимодействие с природой служит для удовлетворения только прагматических (пищевых, технологических и т.п.) потребностей человека, когда она воспринимается лишь как материальная ценность, или также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным .
Экологическое сознание в развитии: Архаическая эпоха: «Человек часть Природы» Первобытный человек максимально зависел от природы: она постоянно "присутствовала" в каждой его мысли, в каждом его действии. Вопрос взаимоотношений с окружающей природой был вопросом физического выживания человеческого рода. Образ жизни не позволял ни встать над ней, ни игнорировать ее.
В процессе развития человеческого общества, формирования сознания и появления определенной физической независимости от природы исходное психологическое единство с ней начинает разрушаться. Она все больше и больше воспринимается как нечто существующее вне человека, независимо от человека и противопоставленное человеку. Это отчуждение от природы проходило несколько этапов.
Экологическое сознание в развитии: Античная эпоха: «Боги - творцы Природы» Поскольку и человек, и природа созданы богами, возникает своеобразное "равенство в отчужденности": человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Иными словами, складывается психологическая противопоставленность человека и природы
Дополнительным фактором, увеличивающим противопоставленность человека и мира природы, стало то, что в эпоху античности началось научное осмысление природы. Природа стала объектом изучения, и хотя она при этом не лишалась "души" (например, Аристотель даже звезды считал одушевленными), но душа у нее менее "качественная", чем человеческая.
Экологическое сознание в развитии: Средневековая эпоха: «Бог – Человек – Природа» Для средневекового сознания идеологическим стержнем которого было христианство, характерна жестко иерархизированная картина мира, вся поставленная под знак Бога. Противопоставленность человека и мира природы Объектное восприятие мира природы.
Поставив человека на вершину пирамиды земного мира, христианство кардинально меняет характер восприятия природных объектов. Главное отличие человека, созданного "по образу и подобию" божьему, от всего природного наличие у него нематериальной божественной души
Если античность, сделав природу объектом научного изучения, оставляла природным объектам "право" на душу, то христианство их этого полностью лишило. Вместе с ней природные объекты лишаются и своей самоценности: они представляют интерес только в той мере, в какой могут служить человеку и быть полезными ему.
Экологическое сознание в развитии: Новое время: «Человек – царь природы» Отчуждение от природы, освященное наукой. Его исходным пунктом являлось представление о человеке-субъекте и мире-объекте, которым человек манипулирует. Полная психологическая противопоставленность человека и мира природы Объектное восприятие мира природы.
Наука впитала в себя по наследству религиозное представление о богоизбранности человека, в ходе своего развития избавившись от идеи самого бога за ненадобностью. Последний шаг в формировании отчужденности от природы был сделан: она признана лишенным всякой самостоятельной ценности объектом манипуляций во имя научного знания и прогресса.
Последствия: Экологический кризис
Экологическое сознание в развитии: Новое экологическое сознание: Идеи единства, взаимосвязи человека и природы (учение о ноосфере В.И.Вернадского)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока экологии "Глобальные экологические проблемы"
в презентации освещены глобальные экологические проблемы...
Презентация по экологии 9 класс "Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
Презентация на тему "Формирование основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. НЕ случайно экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества...
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.
В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность
статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников в рамках научного общества «Эврика»
Статья содержит материал из опыта работы НОУ....
Экологическая игра как средство формирования основ экологического сознания.
Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – ми...