«Важность занятий аэробной гимнастикой для детей и подростков»
методическая разработка

Коровянская Мария Михайловна

Краткое и простое пояснение о значимости занятий аэробной гимнастикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_portala.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Коровянская Мария Михайловна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка
«Важность занятий аэробной гимнастикой для детей и подростков»

Введение

Здоровье детей и подростков является одной из приоритетных задач современного общества.

Это связано с тем, что от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей страны.

Для решения задачи необходимо внедрять массовые профилактические программы, создавать оптимальные условия воспитания и обучения, а также обеспечивать гармоничное развитие и грамотную терапию болезней.

Ведущая роль в сохранении здоровья детей принадлежит семье. Она закладывает основные теоретические и практические знания о ведении здорового образа жизни. По мере взросления детей эти знания расширяются и будут использоваться на всём протяжении жизни

Семья во многом определяет отношение детей к физической активности и их интерес к спорту. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых и естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни, просмотр телевизионных спортивных передач и фильмов).

Задача родителей — донести до сознания детей значение ежедневной заботы о своем здоровье, обучить искусству его укрепления.

Важным и увлекательным занятием для детей и подростков является аэробная гимнастика.

1. Понятие аэробной гимнастики

Аэробная гимнастика — это вид физической активности, основанный на динамических упражнениях, выполняемых в ритме музыки. Она включает в себя элементы танца, акробатики и общей физической подготовки, что делает её доступной и привлекательной для детей и подростков.

Аэробная гимнастика представляет собой эффективный способ физического развития, улучшения координации движений, выносливости и общего укрепления организма. Данный методический материал направлен на раскрытие значимости занятий аэробной гимнастикой для детей и подростков, а также на разработку рекомендаций по организации тренировочного процесса.

Аэробика гимнастика — вид активности, в котором сочетается и умеренная физическая нагрузка, и элементы танцев, и спортивно-игровые моменты, и музыка, то есть все то, что может заинтересовать, оторвать детей от гаджетов и направить их (без принуждения!) на путь здорового образа жизни. На занятиях обучающиеся могут выплеснуть излишки энергии, укрепить организм, подзарядиться положительными эмоциями и научиться общаться со сверстниками.

2. Влияние аэробной гимнастики на организм детей и подростков

Регулярные занятия аэробной гимнастикой оказывают положительное воздействие на:

1) Сердечно-сосудистую систему – укрепляют миокард, улучшают перфузию тканей, снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний;

2) Дыхательную систему – увеличивают жизненную ёмкость лёгких, способствуют развитию дыхательной мускулатуры, совершенствуют вентиляционную функцию лёгких;

3) Опорно-двигательный аппарат – способствуют формированию правильной осанки, развитию гибкости, координации, мышечного тонуса и силы;

4) Обмен веществ – активизируют липолиз, улучшают анаболические процессы и энергоснабжение мышечной деятельности;

5) Психоэмоциональное состояние – повышают уровень эндорфинов, способствуют снижению уровня тревожности, развитию уверенности в себе и социальной адаптации.

3.        Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Аэробная гимнастика»

На занятиях используются следующие методы, формы организации деятельности и контроля:

- групповая;

- работа в мини-группах;

- всем составом объединения.

Основная форма организации занятий – всем составом объединения.

Чтобы достичь поставленной цели программы, используются разнообразные методы обучения и формы проведения занятий.

Допускается использование дифференцированно–групповых и индивидуальных форм организации образовательного процесса.

4. Методические рекомендации по организации занятий по программе «Аэробная гимнастика»

4.1. Принципы проведения занятий:

  • принцип прогрессивности – постепенное увеличение нагрузки с учетом уровня физической подготовки;
  • принцип вариативности – использование различных форм движений, сочетание аэробных и силовых компонентов;
  • принцип непрерывности – оптимальное чередование фаз работы и восстановления для поддержания аэробного эффекта;
  • принцип индивидуализации – учет возрастных, физиологических и психофизических особенностей детей и подростков.

4.2. Формы организации учебного занятия

Основной формой организации деятельности является учебно-тренировочное занятие.

Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различные виды работы с обучающимися: фронтальная, работа в парах, тройках, малых группах, индивидуальная. Так же используются такие формы деятельности как: круговая тренировка по станциям, эстафеты, подвижные игры.

В процессе реализации программы используются и другие формы организации деятельности обучающихся, такие как: соревновательные выступления, показательные выступления, открытые занятия, фестивали аэробики и пр.

4.3. Педагогические технологии, используемые по программе «Аэробная гимнастика»:

1) Технология индивидуально-дифференцированного обучения - индивидуальный подход к обучающимся (соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям), применение заданий и тестов с учетом возраста и уровня физической подготовленности;

2) Технология развивающего обучения – активизация музыкальной памяти, внимания, мышления;

3) Здоровьесберегающие технологии: привитие гигиенических навыков, дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой (формирование правильного дыхания), режим тренировок и отдыха;

4) Игровые технологии (музыкально-дидактические игры, упражнения в игровой форме, танцевальная импровизация, игровые динамические паузы – снятие перегрузок. • Проектные технологии (творческие проекты, презентации) – развитие системного мышления, активизации познавательной деятельности, стимулирование творческой инициативы;

5) Информационно – коммуникационные технологии – просмотр видеозаписи выступлений для анализа соревновательных выступлений, сопровождение занятий мультимедийными презентациями, показ видеофильмов для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры. Эффективное применение современных образовательных технологий в образовательном процессе способствует повышению результата в решении педагогических задач, позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

2.3. Алгоритм учебного занятия 

Занятия по аэробике делятся на три этапа:

1) Подготовительный этап. Обучающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений

2) Разминка - включает партерную гимнастику, упражнения на растяжку всех групп мышц;

3) Основной этап. Выполняются танцевальные элементы, комплексы упражнений для всех мышечных групп, хореографические композиции;

4) Заключительный этап — это игры и импровизации с изученными элементами под музыку. Выполняются упражнения, способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы обучающиеся могли перейти к последующей деятельности или отдыху. В каждом отдельном занятии решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Заключение

Аэробная гимнастика является эффективным средством укрепления здоровья, физического и психоэмоционального развития детей и подростков. Регулярные занятия способствуют формированию здорового образа жизни, развитию координации, силы и выносливости. Методически грамотно организованный тренировочный процесс с учетом физиологических и биомеханических принципов поможет сделать занятия интересными и безопасными для участников.

Список литературы

  1. «Мухина, М. П. Физкультурное образование школьников : учебное пособие / М. П. Мухина. — Омск : СибГУФК, 2014. — 400 с.» (Мухина, М. П. Физкультурное образование школьников : учебное пособие / М. П. Мухина. — Омск : СибГУФК, 2014. — 400 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107587 (дата обращения: 06.02.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 297.).

2. «Ким, Т. К. Научные основы физического воспитания в системе «семья-школа» : монография / Т. К. Ким. — Москва : МПГУ, 2016. — 494 с. » (Ким, Т. К. Научные основы физического воспитания в системе «семья-школа» : монография / Т. К. Ким. — Москва : МПГУ, 2016. — ISBN 978-5-4263-0318-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106059 (дата обращения: 06.02.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 318.).