«Важность занятий аэробной гимнастикой для детей и подростков»
методическая разработка
Краткое и простое пояснение о значимости занятий аэробной гимнастикой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Коровянская Мария Михайловна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Важность занятий аэробной гимнастикой для детей и подростков»
Введение
Здоровье детей и подростков является одной из приоритетных задач современного общества.
Это связано с тем, что от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей страны.
Для решения задачи необходимо внедрять массовые профилактические программы, создавать оптимальные условия воспитания и обучения, а также обеспечивать гармоничное развитие и грамотную терапию болезней.
Ведущая роль в сохранении здоровья детей принадлежит семье. Она закладывает основные теоретические и практические знания о ведении здорового образа жизни. По мере взросления детей эти знания расширяются и будут использоваться на всём протяжении жизни
Семья во многом определяет отношение детей к физической активности и их интерес к спорту. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых и естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни, просмотр телевизионных спортивных передач и фильмов).
Задача родителей — донести до сознания детей значение ежедневной заботы о своем здоровье, обучить искусству его укрепления.
Важным и увлекательным занятием для детей и подростков является аэробная гимнастика.
1. Понятие аэробной гимнастики
Аэробная гимнастика — это вид физической активности, основанный на динамических упражнениях, выполняемых в ритме музыки. Она включает в себя элементы танца, акробатики и общей физической подготовки, что делает её доступной и привлекательной для детей и подростков.
Аэробная гимнастика представляет собой эффективный способ физического развития, улучшения координации движений, выносливости и общего укрепления организма. Данный методический материал направлен на раскрытие значимости занятий аэробной гимнастикой для детей и подростков, а также на разработку рекомендаций по организации тренировочного процесса.
Аэробика гимнастика — вид активности, в котором сочетается и умеренная физическая нагрузка, и элементы танцев, и спортивно-игровые моменты, и музыка, то есть все то, что может заинтересовать, оторвать детей от гаджетов и направить их (без принуждения!) на путь здорового образа жизни. На занятиях обучающиеся могут выплеснуть излишки энергии, укрепить организм, подзарядиться положительными эмоциями и научиться общаться со сверстниками.
2. Влияние аэробной гимнастики на организм детей и подростков
Регулярные занятия аэробной гимнастикой оказывают положительное воздействие на:
1) Сердечно-сосудистую систему – укрепляют миокард, улучшают перфузию тканей, снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний;
2) Дыхательную систему – увеличивают жизненную ёмкость лёгких, способствуют развитию дыхательной мускулатуры, совершенствуют вентиляционную функцию лёгких;
3) Опорно-двигательный аппарат – способствуют формированию правильной осанки, развитию гибкости, координации, мышечного тонуса и силы;
4) Обмен веществ – активизируют липолиз, улучшают анаболические процессы и энергоснабжение мышечной деятельности;
5) Психоэмоциональное состояние – повышают уровень эндорфинов, способствуют снижению уровня тревожности, развитию уверенности в себе и социальной адаптации.
3. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Аэробная гимнастика»
На занятиях используются следующие методы, формы организации деятельности и контроля:
- групповая;
- работа в мини-группах;
- всем составом объединения.
Основная форма организации занятий – всем составом объединения.
Чтобы достичь поставленной цели программы, используются разнообразные методы обучения и формы проведения занятий.
Допускается использование дифференцированно–групповых и индивидуальных форм организации образовательного процесса.
4. Методические рекомендации по организации занятий по программе «Аэробная гимнастика»
4.1. Принципы проведения занятий:
- принцип прогрессивности – постепенное увеличение нагрузки с учетом уровня физической подготовки;
- принцип вариативности – использование различных форм движений, сочетание аэробных и силовых компонентов;
- принцип непрерывности – оптимальное чередование фаз работы и восстановления для поддержания аэробного эффекта;
- принцип индивидуализации – учет возрастных, физиологических и психофизических особенностей детей и подростков.
4.2. Формы организации учебного занятия
Основной формой организации деятельности является учебно-тренировочное занятие.
Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различные виды работы с обучающимися: фронтальная, работа в парах, тройках, малых группах, индивидуальная. Так же используются такие формы деятельности как: круговая тренировка по станциям, эстафеты, подвижные игры.
В процессе реализации программы используются и другие формы организации деятельности обучающихся, такие как: соревновательные выступления, показательные выступления, открытые занятия, фестивали аэробики и пр.
4.3. Педагогические технологии, используемые по программе «Аэробная гимнастика»:
1) Технология индивидуально-дифференцированного обучения - индивидуальный подход к обучающимся (соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям), применение заданий и тестов с учетом возраста и уровня физической подготовленности;
2) Технология развивающего обучения – активизация музыкальной памяти, внимания, мышления;
3) Здоровьесберегающие технологии: привитие гигиенических навыков, дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой (формирование правильного дыхания), режим тренировок и отдыха;
4) Игровые технологии (музыкально-дидактические игры, упражнения в игровой форме, танцевальная импровизация, игровые динамические паузы – снятие перегрузок. • Проектные технологии (творческие проекты, презентации) – развитие системного мышления, активизации познавательной деятельности, стимулирование творческой инициативы;
5) Информационно – коммуникационные технологии – просмотр видеозаписи выступлений для анализа соревновательных выступлений, сопровождение занятий мультимедийными презентациями, показ видеофильмов для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры. Эффективное применение современных образовательных технологий в образовательном процессе способствует повышению результата в решении педагогических задач, позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
2.3. Алгоритм учебного занятия
Занятия по аэробике делятся на три этапа:
1) Подготовительный этап. Обучающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений
2) Разминка - включает партерную гимнастику, упражнения на растяжку всех групп мышц;
3) Основной этап. Выполняются танцевальные элементы, комплексы упражнений для всех мышечных групп, хореографические композиции;
4) Заключительный этап — это игры и импровизации с изученными элементами под музыку. Выполняются упражнения, способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы обучающиеся могли перейти к последующей деятельности или отдыху. В каждом отдельном занятии решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Заключение
Аэробная гимнастика является эффективным средством укрепления здоровья, физического и психоэмоционального развития детей и подростков. Регулярные занятия способствуют формированию здорового образа жизни, развитию координации, силы и выносливости. Методически грамотно организованный тренировочный процесс с учетом физиологических и биомеханических принципов поможет сделать занятия интересными и безопасными для участников.
Список литературы
- «Мухина, М. П. Физкультурное образование школьников : учебное пособие / М. П. Мухина. — Омск : СибГУФК, 2014. — 400 с.» (Мухина, М. П. Физкультурное образование школьников : учебное пособие / М. П. Мухина. — Омск : СибГУФК, 2014. — 400 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107587 (дата обращения: 06.02.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 297.).
2. «Ким, Т. К. Научные основы физического воспитания в системе «семья-школа» : монография / Т. К. Ким. — Москва : МПГУ, 2016. — 494 с. » (Ким, Т. К. Научные основы физического воспитания в системе «семья-школа» : монография / Т. К. Ким. — Москва : МПГУ, 2016. — ISBN 978-5-4263-0318-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106059 (дата обращения: 06.02.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 318.).