Интерактивная экскурсия "История утюга"
методическая разработка (5 класс)

Жалненкова Любовь Петровна

Данный материал предназначен для проведения учебных занятий туристско-краеведческой направленности. В процессе занятия воспитанники знакомятся с историей возникновения утюга, интересными фактами из истории его создания, правилами обращения с современным утюгом. Одним из главных  источников для пособия стали рассказы жителей Касимовского района о том, как этот предмет появился в их семьях и каким сейчас можно увидеть современный утюг. Занятие можно проводить, как в учебном кабинете, так и в самом школьном музее, где обстановка будет белее располагать к тематике мероприятия. Занятие проводится в любое время года.  Само занятие можно проводить не полностью, а в несколько этапов. Мастер-класс по использованию «Утюга» может  быть проведен заранее. Сложность материала рассчитана на возраст детей от 8 до 14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zhalnenkova.docx512.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 7»

муниципального образования – городской округ город Касимов

Рязанская область

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

музейный урок

«История утюга»

Автор:

Жалненкова Любовь Петровна

учитель МБОУ «СШ №7», руководитель школьного музея

г. Касимов, Рязанская область

2024


Аннотация

Данный материал предназначен для проведения учебных занятий туристско-краеведческой направленности. В процессе занятия воспитанники знакомятся с историей возникновения утюга, интересными фактами из истории его создания, правилами обращения с современным утюгом. Одним из главных источников для пособия стали рассказы жителей Касимовского района о том, как этот предмет появился в их семьях и каким сейчас можно увидеть современный утюг. Занятие можно проводить, как в учебном кабинете, так и в самом школьном музее, где обстановка будет белее располагать к тематике мероприятия. Занятие проводится в любое время года. Само занятие можно проводить не полностью, а в несколько этапов. Мастер-класс по использованию «Утюга» может быть проведен заранее. Сложность материала рассчитана на возраст детей от 8 до 14 лет.


Оглавление

Аннотация 2

Оглавление 3

Пояснительная записка 4

Основная часть 5

Использованные источники 13

Приложение №1 15

Приложение №2 17


Пояснительная записка

В большинстве школ Российской Федерации внеурочная деятельность является обязательной частью всего образовательного процесса. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут использоваться по желанию обучающихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения и имеющих небольшую схожесть с дополнительным образованием детей.

Формы работы внеурочной деятельности значительно отличаются от уроков:

  • Временной регламент выбирается педагогом в зависимости от формы работы, поэтому занятия могут быть кратковременными, меньше урока или более продолжительными;
  • Посещение занятий носит добровольный характер, который определяется интересами ребенка;
  • Педагог свободен в выборе формы и методов проведения внеурочных занятий.

При организации внеурочных занятий школьников младшего возраста педагог учитывает восприимчивость каждого ребенка к новым социальным знаниям.

Практика показывает, что туристско-краеведческой деятельностью могут заинтересоваться дети не всегда готовые к обучению, и для некоторых учебные задачи станут непосильными.

При организации занятий, педагог должен сочетать игровые формы, с продуктивными видами деятельности, а так же неформальная обстановка, поможет детям из группы риска найти свою сферу интересов. Многие ребята не совсем успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе.

Главной целью данной разработки является знакомство воспитанников с историей возникновения утюга, интересными фактами из истории его создания, правилами обращения с современным утюгом.

Задачи:

-Расширить знания детей об истории создания утюгов;

- Познакомить с видами утюгов;

- Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, связанного со старым традиционным бытом;

- Формировать навыки коллективной работы;

- Воспитывать интерес к народным традициям.

Основная часть

Тема занятия: «Жаворонки весну кличут»

Тип занятия: Комбинированный

Продолжительность занятия: 40 минут

Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная.

Ожидаемые результаты:

  • ознакомление учащихся с историей и смысловым содержанием народных традиций встречи весны;
  • овладение учащимися основам моделирования различных изображений жаворонков,
  • совершенствование навыков самостоятельного выбора формы и конструктивных особенностей образцов.

Способы выявления результативности: опрос, наблюдение, самоанализ учащихся.

Методическое обеспечение занятия

Методы:

Словесные - рассказ, беседа, вопросы и ответы, индивидуальные пояснения во время выполнения практической работы, поощрения, итоговое обсуждение;

Наглядные - демонстрация образцов, технологических карт, мультимедиа презентации;

Практические - выполнение заданий с использованием приемов проблемного обучения.

Дидактические пособия:

  1. мультимедийная презентация;
  2. шаблоны и макеты «жаворонков»;
  3. карточки с текстами закличек.

Оборудование для педагога:

  1. конспект занятия;
  2. технологические карты «жаворонков»;
  3. иллюстративный материал;
  4. карточки с текстами закличек;
  5. проектор, ноутбук, экран, акустическая колонка.

Оборудование для учащихся:

  1. стеки;
  2. соленое тесто;
  3. технологические карты «жаворонков»;
  4. карточки с текстами закличек;
  5. влажные салфетки;
  6. дощечка для пластилина.


Конспект занятия

Ход занятия

слова, действия педагога и воспитанников

Время

П:

Д:

Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы находитесь в уникальном месте, в школьном музее. Вы уже увидели много всего интересного и на сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с некоторыми экспонатами, а так же традициями и обрядами русского народа.

Дети заходят в музей и слушают педагога.

1 мин

Д:

П:

Д:

П:

Д:

П:

Подготовительный этап

В центре перед детьми стоит двое детей переодетых в народные костюмы. Они начинают рассказывать о празднике в маленьких стишках.

1 ребенок – Доброго здоровья судари и сударыни

Красны девицы и добры молодцы

Зовем гостей со всех волостей

Петь до насаду, плясать до упаду

2 ребенок – Веселись честной народ

Праздник к нам идет

Больше шуток, больше смеха

Нам погода не помеха.

1 ребенок – Эй, народ не унывай

Праздник общий начинай

Ну – ка, ну – ка, веселей

Ты улыбки не жалей

2 ребенок – Кто не знает, сообщаем:

Вместе: Мы весну сейчас встречаем!

Наступает месяц март. По календарю зима уже закончилась, но все еще холодно, в любой момент может пойти снег. А мы уже с нетерпением ждем тепла и ярких солнечных дней. Начинают появляться первые вестники весны – перелетные птицы. Испокон веков люди верили, что птицы точно знают, когда начнется теплая погода, растает снег и прогреется земля. А это значит, что уже можно будет начинать сельскохозяйственные работы. Поэтому за прилетом птиц внимательно следили. А многовековые наблюдения легли в основу ряда примет, связанных с прогнозами на весну и главный хлебородный сезон - лето.

Например, если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного, ранний прилет журавлей – к ранней весне, если журавли прилетят на наст – к неурожаю, ранние ласточки – к счастливому урожайному году, жаворонок прилетает к теплу, а зяблик – к морозу.

В народном сознании возникла прочная связь между птицами, солнцем и будущим урожаем. Поэтому птиц торжественно и радостно встречали, обращались к ним с просьбами о хорошем урожае, в надежде, что птицы – существа способные подняться в небо, передадут эти просьбы солнцу. Такие верования и обряды с ними связанные существуют у многих народов по всему свету. Были они и на Руси и их отголоски сохранились до сих пор.

Дети в костюмах рассказывают:

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

Включается аудио запись песни жаворонка.

Этот праздник в разных местах называют по-разному: «Жаворонки», «Кулики», «Тетерочный день», «Заклички Весны», «Сороки», «Сорочини» (в честь дня сорока Севастийских мученников).

Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Ребята давайте вместе с нами попробуете спеть несколько закличек: (детям раздаются мини-памятки и они повторяют за всеми)

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму,

У нас корма нету!

Жаворонки, прилетите,

Красну Весну принесите,

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне

На овсяном снопе!

Жаворонки – во многом, детский праздник. Дети принимали участие и в лепке фигурок жаворонков и были главными действующими лицами ритуала закликания весны. Матери вместе с детьми лепили и пекли фигурное печенье, потом дети бежали со своими жаворонками на улицу, смотрели – у кого жаворонки краше, насаживали фигурки на прутья, бегали с ними по пригоркам, пели заклички, насаживали «жаворонков» на жерди плетней, потом головки фигурок отдавали скотине, а остальное съедали сами. В некоторых селах дети даже в школу не шли пока жаворонков не покликают.

Жаворонки в разных местах лепили по-разному. Существует множество разновидностей этих фигурок – и с распростертыми крылышками и со сложенными, с птенчиками на спинке, плетенных и с хохолками, похожих на реальных птичек или очень условно их изображающих. А на русском севере – в Архангельске, Каргополе лепили «тетёрок», «тетёр» из длинного «шнура» ржаного теста – завивали кружевные печенья, по форме напоминающие солнце. Выпекали и приговаривали:

Весна, весна красная!

Приди Весна с радостью!

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками!

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!

Дети приглашаются за стол с приготовленным заранее соленым тестом, дожечками для лепки и стеками. При желании соленое тесто можно заменить пластилином.

Ребята, давайте сейчас пройдем к столу и приобщимся к старинной традиции, прикоснемся к родной культуре, почувствуем себя частью огромного взаимосвязанного мира, где человек, не господин, а только часть целого.

Практическая цель нашего занятия – научиться лепить жаворонков. Для этого нам нужно справиться со следующими задачами – понять и запомнить последовательность действий, научится моделировать фигурки из цельного куска соленого теста, добиться аккуратности выполнения работы, освоить приемы украшения «жаворонков».

8 мин

П:

Д:

П:

П:

Основной этап

В старину жаворонки пеклись из разного теста, чаще из того, которое могла позволить приготовить хозяйка: кислого, сдобного или постного. В основном использовалась пшеничная или ржаная мука, реже гречишная. Мы с вами сделаем жаворонков из ржаного соленого теста. Перед вами лежат фигурки жаворонков. Выберем и возьмем в руки понравившихся «жаворонков», внимательно осмотрим со всех сторон, давайте попробуем высказать свои предположения о том, как они могли быть сделаны.

(Отдельные учащиеся высказывают свое мнение о технологии и алгоритме создания той или иной выбранной фигурки)

Как мы уже отметили, формировалась фигурка жаворонка при помощи надрезов или свивания. Большинство конструкций жаворонков выводится из цельной формы, накладные детали встречаются, но гораздо реже.

Перед вами лежит технологическая карта вы можете увидеть, что технология лепки очень экономна по времени и позволяет создавать лаконичные выразительные формы. Для декорирования в разных местностях использовались семена, а моя бабушка использовала намоченный изюм. А чаще всего, хозяйки использовали просто надрезы имитирующие перья или плетение. Делали небольшие отминки круглыми палочками или гребешком. Приемы лепки и используемые инструменты были самыми примитивными. Мастерицы умели передать красоту в простоте. Сегодня нам с вами предстоит лишь издали прикоснуться к традициям русского народа, попробовать почувствовать их смысл и связь с миром природы.

Краткий инструктаж по технике безопасности:

Перед началом работы вспомним правила пользования материалами и инструментами. Соленое тесто – хороший материал для лепки, но его ненужно брать в рот, нельзя им бросать в окружающих, а после лепки протереть руки влажной салфеткой, чтобы убрать остатки теста. Особое внимание нужно обратить на то, что солеными руками не нужно трогать глаза и слизистые оболочки носа и рта.

Стек – очень полезный инструмент в умелых руках, но может стать причиной серьезной травмы, если пользоваться им не по назначению. Ни в коем случае нельзя подносить стек близко к лицу, делать резкие движения рукой, держащей стек, размахивать стеком в сторону товарищей, бросать стек. Закончив работу со стеком, следует отложить его в сторону. Во время занятия следует сидеть ровно, положив обе руки на рабочий стол. Ну, а теперь приступаем к работе.

8 мин.

Контрольный этап

Дети под руководством педагога осваивают приемы лепки отдельных видов фигурок, последовательно переходя от простого к сложному. Ребята учатся декорировать. Пытаются сделать глазки и перьевые крылышки.

Педагог осуществляет постоянный контроль за ходом работы: обходит рабочие места учеников, делает, при необходимости, подсказки и необходимые исправления.

10 мин

П:

Д:

П:

Д:

Итоговый этап

Мы завершаем с вами практическую работу. Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось.

Дети выкладывают на обозрение педагогу свои работы.

Вы хорошо справились заданием. Освоили новые приемы, узнали о народных традициях.

А теперь вместе со всеми давайте поиграем и начнем весну кликать.

Дети встают друг за другом, берут в руки своих Жаворонков и начинают перемещаться по кругу. Впереди идет наряженные дети и поют следующие слова:

Жаворонки, Прилетите!

Красну весну Принесите!

Нам зима-то Надоела,

Весь хлеб У нас поела.

Нет ни хлеба, Ни картошки,

Самовар Стоит на окошке,

Чай я выпил, Сахар съел,

Самовар На кол надел.

Если помещение позволяет, то можно поиграть с детьми и в игры, в которые раньше играли наши прабабушки.

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная обрядовая игра, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, и отовсюду побежали журчащие ручейки.

Давайте попробуем сейчас поиграть. Встаем парами, возьмемся за руки и поднимем их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого пожелает.

Так и побежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом начнет приближаться Весна.

Для продолжения игры мы с вами будем использовать обрядовое дерево, которое в виде небольшого куста мы принесли заранее и поставили в углу помещения. Подходите к деревцу, берите разноцветные ленточки и украшайте его на свое усмотрение, а так же можно использовать бумажные цветы и колокольчики.

Обрядовое дерево раньше носили по селу, а украсить его мог каждый. Затем украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

6 мин

П:

Д:

П:

Рефлексивный этап

А теперь, давайте поделимся мнением о нашей работе, о том, что для вас стало интересным и познавательным, что показалось трудным, а что удалось выполнить легко. Расскажите, что бы вы еще хотели узнать о народных традициях.

Дети высказывают свои впечатления о занятии, своих успехах и затруднениях в выполнении задания.

Теперь у нас с вами есть авторские фигурки «жаворонков», мы знаем, что они означают, и можем, воспользовавшись ими покликать весну, ведь нам тоже хочется, чтобы она наступила поскорей, принесла тепло и солнечные дни. Перед вами карточки с текстами закличек. Вы можете их взять домой и покликать весну со своими близкими родственниками.

5 мин

П:

Заключительный этап

Вы узнали сегодня о русских традициях встречи весны. Мы освоили некоторые приемы лепки из соленого теста. А теперь давайте уберем рабочее место и заберем жаворонков с собой домой на дощечках для пластилина.

2 мин

Всего:

40 мин.

Использованные источники:

Список использованной литературы

  1. Морозов И. А. , Слепцова И. С. Забавы вокруг печки. Русские народные традиции в играх - М.: Изд-во «Роман-газета», 1994, 96 с.
  2. Полуянов И.Д. Деревенские святцы (по устным народным календарям). учебное издание - М.: Издательство "Технологическая Школа Бизнеса" 1999, 324 с.
  3. Шангина И.И. Русские праздники. От святок до святок. - СПб.: «Азбука-классика», 2004, 118 с.

Список интернет адресов

  1. Ладушки.ру
  2. Открытый текст. Периодическое электронное издание

Приложения

Приложение №1

C:\Мои документы\мои программы 2011\документы\методические материалы\2013\

Рис.1 и 2. Технологические карты изготовления фигурок жаворонков из теста

C:\Мои документы\мои программы 2011\документы\методические материалы\2013\

IMG_0907 уменьш

Рис.3 и 4. Технологические карты изготовления фигурок жаворонков из теста

IMG_0906 уменьш

Приложение №2

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.

Вот пришла весна,
Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.

Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.

Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.

- Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!

Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
- Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!

Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!

С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Утюг. Правила техники безопасности».

Цель: 1. Познакомить детей с видами электроутюгов. 2. Формировать знания о правилах пользования утюгом и техникой безопасности с ним. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Способствовать социально-т...

Музейный урок "История утюга"

Представлена разработка мероприятия и презентация. Может быть полезно для работы в музее....

План урока "Утюг через призму времени"

История возникновения и развитие утюга....

Тема: Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях. Инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнение зигзагообразной строчки на образце.

Цели: познакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделии; учить выполнять обмет...

Путешествие в прошлое утюга

Занятие по трудовому воспитанию...

Презентация к уроку технологии в 5 классе "История утюга"

Презентация к уроку технологии в 5 классе "История утюга"...

тема: «Зигзагообразная строчка и её применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнения зигзагообразной строчки на образце»7 кл по разделу «Машиноведение»)1.обоснование актуальности поставленной для решения проблемы

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают...