«Чек-лист театрального педагога по созданию творческого объединения»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ухина Анастасия Васильевна

Современная школа стремительно развивается, набирая новые кадры и привлекая молодых специалистов, в том числе и театральных. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы, помимо внешкольных мероприятий, является потребностью развития системы образования, а также создание творческих объединений, таких как театральные и медиа студии. «Одна из задач современной театральной студии – вовлечение ребенка в общечеловеческую культуру, в уникальный и своеобразный мир, обладающий индивидуальной особенностью, своим языком, обучение школьников этому языку, привитие юному зрителю понимание театра.».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chek-list_statya_uhina_a.v.docx12.84 КБ
Файл chek-list.docx463.91 КБ

Предварительный просмотр:

Текст выступления

в V Студенческой научно-практической конференции

 «Театр и образование: диалог в пространстве культуры»

Участник : Ухина Анастасия Васильевна

 педагог дополнительного образования, педагог-организатор, советник директора по воспитанию.

ГБОУ СОШ №47 с углубленным изучением отдельных предметов им. Д.С. Лихачева Петроградского района

«Чек-лист театрального педагога по созданию творческого объединения» 

Современная школа стремительно развивается, набирая новые кадры и привлекая молодых специалистов, в том числе и театральных. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы, помимо внешкольных мероприятий, является потребностью развития системы образования, а также создание творческих объединений, таких как театральные и медиа студии. «Одна из задач современной театральной студии – вовлечение ребенка в общечеловеческую культуру, в уникальный и своеобразный мир, обладающий индивидуальной особенностью, своим языком, обучение школьников этому языку, привитие юному зрителю понимание театра.»[1].

Выполнение множества целей и задач, поставленных перед театральной студией, объясняется игровой деятельностью. Ребенок изначально ищет возможность в школе проявиться, раскрыться, спрятаться или найти свою компанию. Родители придерживаются к более простому объяснению, занять ребенка после школы, научить выражать мысль, побороть страх выступления перед публикой или получить положительный опыт. Администрация учебного или культурного учреждения от открытия театральной студии ждет конкурсных достижений, участие в массовых праздничных мероприятиях. Педагог театральной студии, помимо обучающих, развивающих и воспитательных задач, остается с задачами участников и их родителей. Руководитель театрального коллектива, не в зависимости от возраста участников и места проведения занятий, как культурный центр или государственного учреждение, может встретиться с таким количеством задач и возможностей, приводящих в ступор. С чего начать деятельность, где найти участников и как построить программу, подходящую не только на возрастную категорию, но и на внутренние и внешние запросы.

Первый этап, без которого не начинается никакая деятельность, это построение плана мастер-классов или программа театрального коллектива. Разработка программы является способом выражения педагогической концепции, отражает условия, методы и технологии реализации целей и задач, учитывая возрастные особенности. В дополнительном образовании и внеурочной деятельности перед началом открытия объединения мы предлагаем в программе планируемые результаты, также предлагая вступить в театральное объединение людям от 18 лет и старше, мы предлагаем им какой-то продукт, в виде проработки внутренних конфликтов или зажимов,внешней работы (речь или тело), участие в спектакле.

Второй этап от построения планов переходит к действию, реклама. В школьном и студенческом театре изначально необходимо познакомиться с педагогическим коллективом. Далее при изучении аудитории составляем список того, где чаще всего находятся и в каких социальных сетях общаются для выставления рекламы (создание групп, постов, видео).

После привлечения потенциальных актеров необходимо провести открытый урок, третий этап. В занятии выполняется несколько задач, со стороны заинтересовавшихся: «познакомиться с педагогом, узнать чем будем заниматься, примут меня в новый коллектив». Руководитель помимо организации подготовительных этапов, знакомства с учащимися и программой сразу видит “живые души”, не по списку зарегистрированных обучающихся, и составляет список одной или несколько групп, из возрастных особенностей формирует критерии по коррекции программы. По окончании занятия необходимо заполнить журнал посещаемости и технику безопасности, провести самоанализ.

 На первом занятии необходимо совместно придумать название или помочь сформулировать ваше название наводящими вопросами для ощущения сопричастности, после этого приступить к своду правил и традиций по истечению нескольких занятий будет сформирован основной список, являющийся четвертым этапом. Свод правил невозможно навязать от этого список составляется совместно, редактируется и дописывается. Негативный опыт в школьной и взрослой жизни отталкивает к созданию собственных правил, поэтому начиная с базовых правил этикета: “Пришел в студию-здороваешься со всеми”. В школьном театре за день без замечаний или следованию правил вводиться поощрение, к примеру проведение любимой театральной игры. Традиции как и правило помогут сформировать дружный коллектив:

  1. Особое приветствие (дать пять пяткой, объятие плечом)
  2. Упражнение, с которого всегда начинаются занятия (Солнышко или энергия- все учащиеся встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза, педагог или учащийся начинает по кругу в любую сторону передавать пожатие. Заканчивается, когда передающему пришла энергия обратно)
  3. Слово или фраза дня (Инициатива идет в начале от педагога, потом подключается коллектив)
  4. Поздравления с днем рождения (Выставление на стенде или посты в группе)
  5. Творческие извинения (Если учащийся провинился, не ругать его, а выслушать или посмотреть его творческое извинение. В стихах, песне, письме, этюде)
  6. Литературные посиделки (Стихотворный или киновечер за обсуждением)

Ощущение сопричастности к деятельности в театральной студии приходит не только через постановку, а также через общей жизни вне дела, нахождение общих интересов.

Создание творческой атмосферы, дружного коллектива способствует активному сотворчеству, театральная студия выступает на мероприятиях, концертах, готовит тематические театральные постановки и спектакли. Задача театрального педагога помочь раскрыть свои умения и навыки, попробовать себя в разных амплуа. «Театральная педагогика- это, прежде всего, поиск языка общения с учеником»[2]. Почувствовать себя декоратором, костюмером, актером, свето и звукорежиссером, режиссером, каждый участник пробует себя в разных видах театрального творчества.

Начало создания творческого объединения тяжелый труд, продумать концепцию, организовать и сплотить команду. С чего начать действие и открытое занятие, какие театральные игры, этюды и что делать дальше.  


[1] «В помощь начинающему руководителю театральной студии, педагогу дополнительного образования по театральной деятельности в образовательной организации». Москва 2022.

[2] В. Фильштинский. Открытая педагогика- СПб.:  «Балтийские сезоны», 2014.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация словесно-наглядных методов обучения (создание учебных презентаций). Создание мультимедийных (интерактивных) дидактических материалов, использование Интернет-ресурсов для занятий творческого объединения «Компьютерный дизайн»

За четыре года опытно-экспериментальной работы был создан и апробирован пакет мультимедийных дидактических и методических материалов таким разделам как «Создание рабочей папки по проекту. Создание эле...

"Деятельность педагога по созданию и развитию детского коллектива в творческом объединении"

     Наиболее распространенной формой организации процесса развития творческой личности учащихся является творческое объединение. Творческое объединение помогает детям найти прил...

Рабочая программа (базовая) дополнительного образования-творческого объединения Театральная студия "Дебют" для обучающихся 14-15 лет

Образовательная программа дополнительного образования детей реализуется в рамках художественно-эстетической направленности....

Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"

В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....

О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год

О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год...

Приказ о создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/2018 учебный год

О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/2018 учебный год...

Программа внеурочной деятельности "Познай себя" педагога дополнительного образования творческого объединения "Авто-судомоделирование"

Программа внеурочной деятельности "Познай себя" педагога дополнительного образования творческого объединения "Авто-судомоделирование"...