«Внешний вид педагогического работника в реалиях современного мира»
материал
Внешность педагога и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РЕФЕРАТ | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРИШКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«Внешний вид педагогического работника в реалиях современного мира».
НОМИНАЦИЯ:
«Деятельность в системе дополнительного образования».
Сентябрь 2024г.
ВВЕДЕНИЕ
Как целостная система, имидж педагога характеризуется устойчивыми
связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру.
Формирование имиджа педагога обеспечивается не отдельным
компонентом, а их системой, взаимосвязью и взаимообусловленностью различных элементов. Важны и внешний вид педагога, и его внутреннее состояние.
Понятие имиджа преподавателя тесно связано с таким понятием как
авторитет. Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет педагога - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу.
Во все времена педагоги задумывались над решением важных
профессиональных вопросов: «Как построить диалог с классом? Что сделать для того, чтобы привлечь внимание учеников? Как завоевать уважение детского коллектива?». Практика показывает, что важный момент взаимодействия педагога с аудиторией – это внешний вид.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Внешний вид педагога
Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения
учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т.п.). Внешность педагога и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие педагоги на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет педагога.
Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и
поведении своих учителей.
Небрежность в костюме (оторванная пуговица, не почищенная обувь и
пр.), не причёсанные волосы у педагога снижают его авторитет. В том случае, когда учитель не следит за собой, нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся нелестные отзывы, перешептывания, смех. Лучшие педагоги в этом отношении предъявляют к себе строгие требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является фактором, определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как учителя и воспитателя.
Как правило, хороший педагог всегда подтянут, опрятен, требователен к
своему поведению и поведению других. Вместе с тем у любимых учителей школьники не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков.
Немаловажное значение для педагога имеет его умение держать себя в
классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.
Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание
правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.
Разделить понятие «культура внешнего вида учителя» можно на две
составляющие:
- стиль и манера одеваться;
- особенности поведения.
- Одежда для урока
Аудитория встречает по одежке, поэтому в подборе костюма людей этой
профессии важна любая мелочь. «Положение о вешнем виде учителя» говорит о том, что не стоит выбирать в класс ультрамодных, коротких, обтягивающих нарядов. Предпочтение отдается классическим, строгим, респектабельным костюмам. Для педагогов-женщин допустимо элегантное платье, брючный костюм, традиционный пиджак с юбкой.
При выборе одежды важную роль играет цветовая гамма. Не стоит проводить урок в платье огненно-красного или оранжевого цвета. Лучше предпочесть костюм традиционных серого, бежевого, синего, цвета кофе с молоком. В этом случае ученики не будет отвлекаться на «яркую тряпку» и смогут сосредоточиться на излагаемом учебном материале. По этой же причине не нужно подбирать одежду с множеством драпировок, воланов, сложного кроя.
Украшения необходимо ограничить минимальным количеством или
оставить для вечера. Допустимы небольшие аккуратные серьги, тоненькая цепочка, одно кольцо без ярких камней.
Внешний вид педагога не должен отвлекать учеников от урока, вместе с
тем, важно, чтобы учитель чувствовал себя комфортно во время изложения материала. Поэтому одежда не должна сковывать движения и мешать перемещаться между рядами парт. Высокие каблуки для женщин могут оказаться настоящим испытанием, поскольку основное время урока преподаватель проводит стоя.
Особенности поведения
Внешний вид педагога должен излучать спокойствие и уверенность. Дети очень чувствительны к чужим настроениям. Почувствовав сомнение учителя в способности усмирить аудиторию, они с радостью сядут ему на голову, и провести урок будет очень сложно. Не стоит все время общаться на повышенных тонах. Спокойный и уверенный тон, а иногда молчание, принесут гораздо больший результат.
Жесты помогают учителю привлечь внимание класса, подчеркивают его
авторитет и значимость. Важно, чтобы жестикуляция была открытой. Руки, сложенные на груди в замок, скрещенные пальцы свидетельствуют о неуверенности и закрытости педагога.
Главное, о чем необходимо помнить, - это то, что внешний вид
современного учителя не многим отличается от облика представителей профессии конца прошлого столетия. Консервативный и строгий внешний вид разбавлен дружелюбной улыбкой и открытостью к общению, а традиционный костюм дополнен актуальными деталями и уместными аксессуарами.
Имидж педагога
Модель имиджа педагога - это структурированная совокупность
взаимосвязанных компонентов: внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я-концепция), внешнего (габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный элементы) и процессуального (стиль руководства и стиль общения), проявляющихся во взаимодополняющих друг друга функциях (коммуникативная, информативная, когнитивная, конативная, эмотивная, мотивационная, организационная, дисциплинарная, избирательная, компенсаторная, представительская, креативная, воспитательная, адаптивная, здоровье сберегающая). Имиджелогия сегодня ищет и находит наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанцирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.
Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для профессионального роста педагога:
· имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;
· мы верим тому, что видим;
· мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;
· мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;
· хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для вас.
Для педагога-профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с детьми, поэтому определяющей частью его имиджа являются: высокая самооценка, уверенность в себе; социальная и личная ответственность; желание меняться и повышать свою профессиональную самооценку.
В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском
обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся
к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.
Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из
результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы - педагог, который занимается созданием
собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или
нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные
компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
- Внешний вид и имидж педагога в системе взаимодействия
В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии
учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя,
влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
Кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные
образы, связанные с уровнем оценки профессионализма педагога. Характеристики этих имиджей складываются в обыденном сознании постепенно и меняются со временем, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.
- Образ современного учителя
В последнее время в нашем обществе заметно изменение взгляда
педагогической общественности на роль образа педагога в его профессиональной деятельности. От характера деятельности педагога, от его личностных особенностей, ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения школьниками установленных образовательным стандартом знаний, но и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие.
Современный образ учителя определяется не только набором черт,
качеств «идеальной» модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.
Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные
особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания. Поэтому рассмотрим подробнее роль внешнего облика учителя в формировании его имиджа.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками
учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.
Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы
выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что
85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.
Внутренний компонент имиджа педагога рассматривается в соотнесении
с философской категорией «содержание», а внешний и процессуальной компоненты - с категорией «форма», той стороной объекта, которая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. Форма, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное активное воздействие на содержание, поэтому изменения во внешнем образе, в стиле деятельности педагога ведут к изменению его личности, к появлению нового отношения к себе, новых знаний (о себе, в частности), новых умений, ценностей, установок или ведут к переменам в их приоритетах.
Взаимовлияние внутреннего, внешнего и процессуального компонентов
имиджа педагога рассматривается как типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними, что характеризует определенный уровень сформированности имиджа педагога.
На основе анализа и обобщения психолого-педагогических и
имиджелогических источников выделено три уровня сформированности имиджа педагога: позитивный, допустимый и негативный, характеризующиеся изменениями качественных показателей элементов структуры.
Выявление уровней сформированности имиджа педагога основано на
следующих положениях:
1) понятие «уровень» выражает диалектический характер развития любого качества, в том числе и исследуемого нами имиджа;
2) процесс формирования имиджа - это последовательная субординация его уровней, переход от уровня к уровню;
3) возникновение новой ступени формирования имиджа предопределяется изменениями, происходящими на предыдущей ступени.
Следовательно, в процессе формирования имиджа воздействие на один
элемент влечет за собой воздействие на весь имидж, что характеризует развитие системы имиджа педагога.
Заключение
Качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно
расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.
Недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура
подрывает авторитет учителя - воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы. Требовательность учителя проявляется во всем - в выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока.
Взаимовлияние внутреннего, внешнего и процессуального компонентов
имиджа педагога рассматривается как типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними, что характеризует определенный уровень сформированности имиджа педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к оценке профессиональной деятельности педагогических работников
Презентация "Современные подходы к оценке профессиональной деятельности педагогических работников"...
Практический семинар на тему "Применение ИКТ в современном образовательном процессе для повышения профессионального уровня педагогических работников"
"Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..." К.Д. Ушинский...
"Вызовы и реалии современного педагогического процесса"
Выступление на Круглом столе педагогов дополнительного образования 29 августа 2014г....
Современные формы и методы повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения
Выступление на педсовете учителя Сердюка А.В.ГБ ОУ города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №14 имени И.С. ПьянзинаВ приложении файл pdf т.к сайт больше 3мб не берет :(((...
«Сохранение духовного и культурного единства народов России, продвижение чтения среди школьников как современные способы развития школьников – важные задачи деятельности педагогических работников в Год литературы»
С докладом «Сохранение духовного и культурного единства народов России, продвижение чтения среди школьников как современные способы развития школьников – важные задачи деятельности педагогических рабо...
Современные формы и методы организации непрерывного образования педагогических работников
Статья "Современные формы и методы организации непрерывного образования педагогических работников" (XI традиционные декабрьскиепедагогические чтения«ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И...
Рабочий лист по теме "Внешняя политика в начале XXI в. Россия в Современном мире"
Используйте источники информации учебника и Интернет-ресурсов:параграфы 28 и 34-35. История России 1945 – начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник / В.Р. Мединский, А.В. Торкуно...