Рабочая программа "Основы программирования на языке Python" на базе центра образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста"
рабочая программа (5, 6 класс)

Булатова Татьяна Николаевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на языке Python» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы воспитания школы.

Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности «Основы программирования на языке Python» ориентирована на обучающихся 5-6-х классов. На изучение курса внеурочной деятельности выделяется 68 часа (2 ч. в неделю, 34 учебные недели).

Цель курса: Цель программы — познакомить школьников с современным языком программирования Python, научить алгоритмически решать простейшие задачи с использованием среды программирования, а также дать возможность применить полученные знания на практике через решение разнообразных задач и создание приложения с графическим интерфейсом

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • развивать алгоритмические способности учащихся и развивать у школьников критическое мышление, логическое мышление, алгоритмическую культуру;
  • изучить простейшие структуры данных и синтаксис языка Python;
  • развивать умения записи алгоритмов при решении математических задач и переноса этого алгоритма на язык программирования с учетом его синтаксиса;
  • создать условия для разработки оконного приложения с графическим интерфейсом;
  • способствовать популяризации информатики как науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_informatika_tochka_rosta.doc772 КБ

Предварительный просмотр:


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Департамент Смоленской области по образованию и науке‌‌

‌Администрация муниципального образования

 Ярцевский район Смоленской области‌

МБОУЯСШ №4

РАССМОТРЕНО

МС

от 30.08.2023 г.

Протокол №1

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

от 31.08.2023 г.

Протокол №1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом по МБОУЯСШ №4

от 31.08.2023 г. №160

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1086649)

учебного предмета

«Основы программирования на языке Python»

для обучающихся 5-6 классов

г. Ярцево‌ 2023-2024‌

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на языке Python» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы воспитания школы.

Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности «Основы программирования на языке Python» ориентирована на обучающихся 5-6-х классов. На изучение курса внеурочной деятельности выделяется 68 часа (2 ч. в неделю, 34 учебные недели).

Цель курса: Цель программы — познакомить школьников с современным языком программирования Python, научить алгоритмически решать простейшие задачи с использованием среды программирования, а также дать возможность применить полученные знания на практике через решение разнообразных задач и создание приложения с графическим интерфейсом

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • развивать алгоритмические способности учащихся и развивать у школьников критическое мышление, логическое мышление, алгоритмическую культуру;
  • изучить простейшие структуры данных и синтаксис языка Python;
  • развивать умения записи алгоритмов при решении математических задач и переноса этого алгоритма на язык программирования с учетом его синтаксиса;
  • создать условия для разработки оконного приложения с графическим интерфейсом;
  • способствовать популяризации информатики как науки.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы программирования на языке Python».

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 Познавательные УУД:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

Коммуникативные УУД:

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств.

Личностные УУД:

  • сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
  • Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
  • Методы обучения:
  • Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
  • Систематизирующий (беседа   по    теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
  • Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)

Содержание курса внеурочной деятельности

 «Основы программирования на языке Python»

№ п/п

Название раздела

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации (контроля)

1.

Среда разработки, типы данных, переменные, функции ввода и вывода, простейшие арифметические функции

12

4

8

тестирование

2.

Условные конструкции и циклы

8

4

4

тестирование

3.

Строки, списки, словари, множества

14

4

10

тестирование

4.

Объявление функций, возвратные функции, работа с функциями

8

2

6

тестирование

5.

Модули, графический модуль turtle

8

2

6

тестирование

6.

Основы ООП

8

2

6

тестирование

7.

Графический модуль tkinter. Создание приложения с графическим интерфейсом

8

2

6

тестирование

8.

Итоговое тестирование

2

2

тестирование

Итого

68

20

48


Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Программирование на Python»

Раздел, тема урока

Количество часов

Форма проведения

Дата проведения занятия

Коррекция даты проведения

Среда разработки, типы данных, переменные, функции ввода и вывода, простейшие арифметические функции

1

Инструктаж по ТБ. Среда разработки VSCode. Переменные.

2

ТБ

6.09.

2

Вывод данных. Функция print().

2

УУНМ

13.09.

3

Типы данных. Функции int() и str() и float().

2

П

20.09.

4

Ввод данных на компьютере. Функция input().

2

П

27.09.

5

Операции с числами в Python.

2

П

4.10.

6

Работа с функциями и переменными. Решение задач.

2

П

11.10.

Условные конструкции и циклы.

7

Условные конструкции. Оператор if-else

2

П

18.10.

8

Вложенные условные конструкции. Оператор elif.

2

П

25.10.

9

Циклы в программировании. Цикл while

2

П

8.11.

10

Цикл for. Функция range().

2

П

15.11.

Строки, списки, словари и множества

11

Строки. Операции над строками. Обращение по индексу.

2

УУНМ

22.11.

12

Строки. Операции над строками. Срезы. Методы.

2

П

29.11.

13

Списки. Операции со списками. Обращение по индексу

2

П

6.12.

14

Списки. Работа с элементами списка. Функции и методы

2

П

13.11.

15

Словари. Операции со словарями. Ключи и значения. Методы словарей.

2

П

20.11.

16

Множества. Операции с множествами. Методы множеств.

2

П

27.11.

Объявление функций, возвратные функции, работа с функциями

17

Объявление и использование функций в Python. Аргументы функций

2

П

10.01.

18

Объявление и использование функций в Python. Аргументы функций

2

П

17.01.

19

Объявление и использование функций в Python. Типы функций. Оператор return.

2

П

24.01.

20

Работа с функциями. Простейший калькулятор.

2

П

31.01.

Модули, графический модуль turtle

21

Библиотеки в программировании. Подключение библиотек. Модуль random()

2

П

7.02.

22

Графический модуль turtle. Функции forward(), left(), exitonclick().

2

П

14.02.

23

Графический модуль turtle. Функции color(), shape(), begin_fill(), end_fill().

2

П

21.02.

24

Графический модуль turtle. Функции color(), shape(), begin_fill(), end_fill().

2

П

28.02.

25

Графический модуль turtle. Практика. Проект “Картина”.

2

П

6.03.

Основы объектно-ориентированного программирования.

26

Введение в ООП. Понятие класса, объекта, методов на примере Turtle()

2

П

13.03.

27

Введение в ООП. Практика. Проект “Гонки”

2

П

20.03.

28

Объявление и использование классов в Python

2

П

3.04.

29

Объявление и использование классов в Python. Практика.

2

П

10.04.

Графический модуль tkinter. Создание приложения с графическим интерфейсом

30

Графический модуль tkinter. Понятие графического интерфейса. Виджеты

2

П

17.04.

31

Графический модуль tkinter. Виды позиционирования виджетов.

2

П

24.04

32

Графический модуль tkinter. Практика. Интерфейс для проекта на модуле turtle

2

П

8.05.

33

Графический модуль tkinter. Практика. Приложение с графическим интерфейсом

2

П

15.05.

34

Финальный урок.

2

П

22.05.

Условные обозначения:

П – практикум;

УУНМ – урок усвоения нового материала

 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Марк Лутц. Программирование на Python, том I, 4-е издание. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2011. – 992 с., ил.
  2. Мэтиз Эрик. Изучаем Python: программирование игр, визуализация данных, веб-приложения. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2020. — 512 с.: ил. — (Серия «Библиотека программиста»).

Электронные ресурсы:

  1. Питонтьютор. [Электронный ресурс]. – URL: https://pythontutor.ru (дата обращения 24.07.2023)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация Национального проекта «Образования» центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МБОУ «ЦО №46» в 2021 учебном году

В стенах МБОУ «ЦО №46» учебного корпуса №2 имени А.В. Чихирева открыл свои двери центр образования естественно-научной и технологической направленностей  «Точка роста». Пе...

. Внедрение регионального проекта «Современная школа в форме центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»

В условиях реальности XXI века успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно без внедрения в школах современных образовательных технологий....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТОЧКА РОСТА»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образовани...

Сценарий открытия Центра образования естественно – научной и технологической направленностей «ТОЧКА РОСТА»

Сценарий разработан для торжественного открытия Центра  образования естественно-научного и технологического профилей  «ТОЧКА РОСТА»...

Сценарий открытия Центра образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка Роста"

В рамках национального проекта «Образование» школы получили современное оборудование центра «Точка Роста» для совершенствования урочной и внеурочной деятельности, формиро...

Рабочие программы по учебному предмету физика (ФГОС ООО 2022) на базе Центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка Роста»

Рабочие программы по учебному предмету физика  (ФГОС ООО 2022) на базе Центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка Роста»...

Рабочая программа "Занимательная физика" на базе центра образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста"

Программа «Занимательная физика» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности физико-математического направления, дает возможность расширить и углубить знания и умени...