Круглый стол "Особенности выбора репертуара в классе джазового фортепиано"
учебно-методический материал

Новичкова Наталья Владимировна

Круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_novichkova.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Круглый стол:

«Особенности выбора репертуара в классе джазового фортепиано»

                          Автор:

                 преподаватель Вяземской

          ДШИ им. А.С. Даргомыжского

                         Новичкова Н.В

Вязьма 2023 г.

Особенности выбора репертуара в классе джазового фортепиано

Современный уровень развития общества, его экономики, культуры предъявляет новые требования к организации процесса музыкального образования. В последние годы всё заметнее тенденция к уменьшению воспитательной функции академической музыки в жизни общества.

Массовое распространение развлекательной музыки с каждым годом усиливается и к настоящему моменту можно отметить, что по объёму распространения и потребления именно развлекательная, малосодержательная музыка преобладает над всеми остальными стилями, в том числе и над академическим искусством. В результате этого музыка в жизни общества приобретает преимущественно фоновую, обслуживающую функцию, её назначение - удовлетворять запросы публики, потребности человека в досуге, развлечении. Лёгкий жанр становиться своеобразным оформлением жизненных ситуаций, необходимым звуковым фоном, на котором и происходит стихийное, неконтролируемое формирование музыкального опыта, восприятия и вкуса детей.

Устойчивый интерес детей к легкодоступной музыке не формирует у них должного отношения к музыке, как к виду искусства, а также блокирует музыкально-слуховую способность к восприятию музыки более содержательной, глубокой, эстетически ценной. Таким образом, на современном этапе, научить ребёнка разбираться в музыке и отличать высокое подлинное искусство от дешевой подделки - актуальная для педагогики задача.
Одним из возможных путей повышения эффективности педагогического воздействия в этом направлении может быть обновление содержания обучения средствами иных музыкальных систем, по своей сути более близких к преобладающему, повседневному музыкальному опыту учащихся.
Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, является по происхождению фольклорным творчеством, который поднялся до уровня профессионального искусства, и занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой. Благодаря этой своей особенности джаз может быть эффективно использован в процессе музыкального воспитания, выступая в качестве обновляющего материала и связующего звена между уже сформировавшимися интересами учащихся и теми интересами, которые желательно воспитать в подрастающем поколении.
Введение джаза в обучение школьников направлено на расширение музыкального кругозора учащихся, на развитие осознанного восприятия музыки академического стиля, на формирование способности адекватной оценки музыкальных явлений прошлого и современности.
 Джазовый стиль обладает широким спектром специфических возможностей в области музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в обучении в целях расширения знаний учащихся о музыке XX века и обогащения двигательного, сенсорного и коммуникативного музыкального опыта ребенка. Джазовая музыка развивает у учащихся гармонический, мелодический, тембровый слух, чувства метроритма, творческие способности.

Джазовая музыка воспитывает  вкус, музыкальную разносторонность, вносит в школьную работу радость.

Джазовые произведения в репертуаре учащихся ДМШ и ДШИ

Что объединяет классическую и джазовую музыку? Ответ очень простой – репертуар для детских музыкальных школ. Что дает ученику исполнение сонат Бетховена и джазовой музыки, к примеру, джазовых этюдов Милана Дворжака, чешского композитора (род. 1934)? Опыт работы с учениками подсказывает такой ответ: исполнение музыки как классической, так и джазовой помогает ученику раскрыть свой эмоциональный потенциал. Без внутреннего накала или подъема исполнение не может быть той духовной пищей, подпитать наше воображение и фантазию. Работа с нотным текстом, технические задачи, а самое главное понятие музыкального стиля (классический стиль, джаз), воспитание музыкального вкуса – вот направления в работе над музыкальным произведением.

Однако, не секрет, что основной контингент учащихся школ обучается для общего развития и лишь единицы после окончания музыкальной школы поступают в профессиональные музыкальные заведения.

Поэтому, преподавателям ДМШ, не подвергая сомнению то, что классическая музыка – стержневая основа в обучении и воспитании юных музыкантов, все же приходится перестраиваться и, учитывая интерес и пожелания детей, включать в их репертуар не только произведения классической музыки, но и произведения современной популярной музыки, джазовой, которая приходит к ним с экранов телевизоров и кинотеатров.

                                                         

Особенности репертуара в классе джазового и эстрадного фортепиано в ДШИ. Учитывая возрастающий интерес к джазовой музыке в ДШИ, в качестве обогащения содержания обучения, в  педагогической работе можно использовать популярное учебное пособие «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс. Смирновой Т.И. Пособие состоит из 20 тетрадей. В них включены произведения русских и зарубежных композиторов. Тетради содержат как классическую, так и джазовую музыку. Это даёт возможность освоить помимо классического и другой музыкальный синтаксис – ритмы, гармoнию, мелодику столь привлекательной джазовой музыки. Сборники предназначены для учащихся младших, средних и старших классов ДШИ. Джазовый репертуар вошёл в тетради 3,6,9,11,12,16.  Пьесы выстроены в порядке возрастания сложности и потребуют от ученика ярких образных представлений и определенного мастерства в передаче различных эмоций. Цель сборников—oзнакомить учащихся музыкальных школ с различными стилистическими особенностями джазового исполнительства. Здесь представлены блюз, буги-вуги, рэгтайм и другие джазовые пьесы. Знакомство с разнохарактерными произведениями, несомненно, обогатит эмоционально-образный мир юных музыкантов и поможет понять и прочувствовать удивительный мир джаза. Анализ некоторых джазовых пьес. И. Гурник. Весёлые ладошки. Пьесу можно разделить на три раздела – АВА. Первый раздел – 12 тактов, второй – 4 такта и третий – 12 тактов. В звучании пьесы чувствуется вопросно-ответная интонация: первые два такта – вопрос, следующие два такта (три хлопка и трёхзвучный мотив) – ответ и т.д. В среднем четырёхтактовом разделе происходит спор между голосами. Вопрос, в партии правой руки, звучит настойчивее, громче, постепенно ослабевая. В следующем разделе возвращается вопросно-ответная интонация, но в конце всё внимание обращено хлопкам в ладоши, которые как бы напоминают название играемой пьесы. В партии левой руки на протяжении всей пьесы звучит повторяющийся мотив из трёх нот, имитируя звучание контрабаса. Такие повторения в джазе именуются рифами. В построении этого мотива используется простое синкопирование за счёт запаздывания доли (вступление мотива приходится на вторую восьмую такта). В середине пьесы в партии правой руки используется простое синкопирование, образующееся за счёт динамических акцентов (смещения акцентов). Блюзовые ноты – пониженные III и VII ступени в мажорном звукоряде, придают этой пьесе особое очарование. Э. Градески. Задиристые буги. Пьеса очень проста по форме, мелодическому языку для детского понимания. Здесь встречаются характерные для джаза «блюзовые» ноты, т.е. пониженные в мажоре III и VII ступени, которые образуют блюзовый лад. В левой руке характерная черта для буги – остинатный бас. Между партиями правой и левой руки явно слышится вопросно-ответный диалог. Синкопы, в привычном для нас понимании, здесь отсутствуют. Но, с точки зрения, джаза, используется простое синкопирование путём гармонизации. Чистая квинта на первой и второй доле воспринимается более ярко, чем отдельные звуки, продолжающие этот мотив. А staccato на первой доле подчёркивает значимость слабой второй. Э. Градески. Мороженое. Очень популярная, любимая детьми пьеса. Имеет подвижный, весёлый, танцевальный характер. Её гармонии просты, а название вызывает у ребёнка фантазию и воображение. Пьеса написана в стиле регтайм, в удобной для исполнения тональности C-dur. Средний раздел в доминантовой тональности G-dur. Форма трёхчастная – вступление-А:II-ВII:-А. В первом разделе используется простое синкопирование путём опережения доли. Во-втором – простое синкопирование за счёт запаздывания доли. В мелодии отчётливо слышится вопросно-ответный диалог. Партия левой руки своим равномерным движением передаёт звучание контрабаса, а мелодия – имитацию звучания банджо (струнный щипковый инструмент). Н. Попов. Вестерн ragg. Музыка регтайма имеет светлый, весёлый, шутливый, танцевальный характер. Характерный синкопированный ритм регтайма ощутим с первых тактов. Основной раздел пьесы повторяется три раза в главной тональности, и чередуется с двумя побочными разделами в других тональностях. Такое строение имеет форма рондо. Каждая часть состоит из 16-тактового построения. Темы частей сопоставляются. Пьеса написана в достаточно широком фактурном изложении, широкие скачки, октавы в расходящемся движении, постоянное использование синкопированного ритма требуют от учащихся определённой технической подготовки, сноровки. В этом произведении можно увидеть три вида простого синкопирования : 1. за счёт объединения слабой доли с последующей сильной (1-2, 5-6, 9-10такты), 2. путём опережения доли (2,11,13,14 такты), 3. за счёт опаздывания доли (4,12 такты). Аккомпанемент представляет собой ровное метроритмически точное движение восьмыми длительностями на staccato, а акценты помогают подчеркнуть синкопированный ритм мелодии, придать пьесе больше ярких красок, праздничного настроения. Д. Крамер. Танцующий скрипач. Эта пьеса написана популярным современным российским джазовым композитором и пианистом Д. Крамером, который ведёт активную просветительскую работу в этом направлении. Им создано большое количество джазовых пьес и обработок джазовых тем, целью которых является заинтересовать подрастающее поколение джазовым стилем. В пьесе «Танцующий скрипач», композитор потрясающе смог передать на фортепиано звучание скрипки. С первых тактов она вызывает в воображении ребёнка образ скрипача-виртуоза, держащего миниатюрную скрипку. Характер пьесы жизнерадостный, виртуозный, яркий. По форме её можно разделить на три части. Каждый раздел состоит из двенадцати тактов. Развитие пьесы идёт по нарастанию: в первом разделе композитор использовал преимущественно четверти и восьмые, короткое legato; во втором – количество восьмых увеличивается, форте звучит более ярко за счёт введения интервалов и аккордов. Переход к третьей части подготавливает половинная пауза в правой руке. Третий раздел является самым сложным. Здесь много акцентов на шестнадцатых, тремоло на фоне ровного звучания левой руки. Чтобы ярче передать образ, композитор использует всевозможные приёмы игры – это акценты, синкопы, форшлаги, тремоло, квинты. Синкопирование в пьесе достигается за счёт динамических акцентов и за счёт опережения доли. С. Джоплин. Артист эстрады. Повальное увлечение регтаймом коснулось и Скотта Джоплина. Первое его сочинение в этом жанре «Original Rags» относится к 1899 году. Это произведение имело быстрый и грандиозный успех. Сам Джоплин был признан лучшим композитором регтайма. Джоплин очень строго подходил к исполнению своих регтаймов. Он не терпел, когда его музыку исполняли в ускоренных темпах, он настаивал, чтобы его сочинения исполнялись так, как написаны; считал, что регтайм – жанр композиторской музыки. При жизни, Джоплином, было опубликовано тридцать три регтайма. Всего он написал около шестисот пьес этого жанра. Этот жанр принёс композитору истинную славу и вошёл в историю музыки. И хотя эту музыку не назовёшь выдающейся, в своих лучших образцах регтайм очаровывает неординарностью и изящной простотой. «Артист эстрады» – это ещё один из известных регтаймов Скотта Джоплина, в котором композитор использовал ритм и характер танца тустеп, который был распространён около1900 года в США, затем в странах Европы. Для него характерны быстрый темп, маршеобразность, двудольный метр (2/4), по ритму близок польке. Вот уже на протяжении многих лет преподаватели музыкальных школ включают это произведение в учебную программу. В регтайме четыре самостоятельные темы, каждая из которых состоит из шестнадцати тактов. Эти темы сопоставляются. Все вместе они разделяются на два ясных раздела. Внутри первого господствует трёхчастная репризность по схеме вступление-АА-ВВ-А. Второй раздел звучит в субдоминанте по отношению к тонике первой части по схеме СС-связка-ДД. В отношении построения мелодии, в пьесе используется принцип «вопрос-ответ», характерный для этого жанра. В мелодии большое количество синкоп. Применяется простое синкопирование путём опережения доли и за счёт запаздывания доли. Аккомпанемент задаёт чёткий ритм. Он построен в манере «страйд», для которой характерны отдельные тоны или октавы на первой и третьей долях, и полные аккорды на второй и четвёртой, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм: «раз-два, раз-два». Тем самым, музыкальный кругозор обучаемых значительно расширится. Дети будут активнее развиваться, обогащаться нравственно и духовно. Доступные джазовые пьесы представлены в сборнике О. Хрoмушина «Десять пьес для начинающих джазменов». Несложные пьесы, которые вошли в сборник, помогут ученикам младших классов приобщиться к специфическому джазовому языку с его разнообразной и непростой ритмикой и гармонией. Пьеса «Капли дождя» в простом изложении позволяет освоить начальные навыки исполнения синкоп. Пьеса совсем небольшая, по своему изложению и объему она доступна самым маленьким детям, в то же время перед учеником ставятся новые, ранее не изученные метро-ритмические задачи. Соприкасаясь впервые с джазом в пьесе «Капли дождя» малыш усваивает базовые навыки исполнения современной джазовой музыки. Название пьесы стимулирует фантазию и воображение ученика. Пьеса «Кукольный вальс» из этого же сборника станет достойным произведением для исполнения на классном концерте. Изложение аккомпанемента по схеме «бас-аккорд» в данной пьесе упрощено: бас - гармонический звук, тем не менее восприятие равномерного ритмического трехдольного рисунка вальсовой мелодии воспитывает ритмическую устойчивость исполнения. Легкость партии аккомпанемента позволяет ученику полностью сконцентрироваться на выразительном «пропевании» мелодии в партии правой руки, поработать над динамическими оттенками, освоить навыки простейшего аккордового исполнения в мелодии. Жемчужиной педагогического репертуара можно назвать замечательный сборник В. Коровицына «Детский альбом». Программные пьесы с образными интересными для ученика названиями, ярко выраженный мелодизм произведений, современная гармония, удобная пианистическая фактура - все это делает предложенные в сборнике произведения привлекательными для изучения учащимися младших и средних классов. Интересные произведения из цикла джазовых пьес, представленных в сборнике - «Кот Василий», «Уличный фокусник» - в полной мере отвечают заявленным художественным образам, легко позволяют освоить специфику исполнения джаза, эффектно прозвучат на конкурсе или концерте. Небольшая, но эффектная пьеска «Кот Василий» прежде всего привлекает детей программным названием. Наверняка у многих из них есть домашние питомцы: кошки, собаки, птички и др. Тема животных близка детям, они с радостью берутся за изучение пьес с подобным названием. При работе над пьесой легко разбудить творческую активность ребенка: в музыке передана мягкость движений кошки, синкопированный ритм передает коварство и непостоянность зверька и т.п.. Штриховое богатство пьесы, динамическое разнообразие, приятная запоминающаяся мелодия - всё это делает пьесу полезной, а самое главное - любимой для ученика. «Уличный фокусник» - пьеса для более продвинутых в техническом развитии учеников. Фактура усложняется. Пунктирный ритм, триоли, арпеджированные аккорды, разнообразные штриховые задачи требуют тщательной работе над текстом, что воспитывает усердие, целеустремленность, усидчивость, умение работать самостоятельно. Пьесы «Первая проталинка» и «Мама» являются хорошим материалом для воспитания навыка исполнения кантилены. В пьесе «Первая проталинка» аккомпанемент, представленный в виде разложенных трезвучий, способствует воспитанию ритмической и динамической ровности исполнения. Пьеса полезна для выработки навыка педализации, работы над динамическим ансамблем партий мелодии и аккомпанемента, навыка исполнения глубокого и мягкого звучащего пиано. Пьеса «Мама» состоит эпизодов, контрастирующих между собой по характеру, что позволяет научиться передавать при исполнении различное настроение, не нарушая целостности произведения. Непростое изложение партия аккомпанемента полезно для освоения нового вида фортепианной техники: задержанный бас, синкопы. Образ пьесы близок ребенку, приятен, привлекателен.

 Заключение

Развитие музыкальной культуры подрастающего поколения – проблема, которая требует сегодня от ДШИ поиска оптимальных и эффективных путей решения. Именно в музыке, как ни в каком другом виде искусства, наблюдается противоречие между накопленным веками «золотым фондом» мировой музыкальной культуры и отсутствием потребности современных школьников общаться с высоким искусством.

Современная индустрия массовой музыкальной поп культуры идет по пути наиболее легкому и кротчайшему для достижения цели, ставя основной задачей зарабатывания средств, но не воспитания слушателя.

На фоне сложной социальной обстановки потребность в высоко нравственной личности, способной самостоятельно мыслить и иметь высокие ценностные приоритеты весьма велика.

Общение детей с мировой джазовой культурой поможет заинтересовать учащихся игрой на фортепиано и станет связующим звеном на пути к пониманию академического стиля.

Тем самым, музыкальный кругозор обучаемых значительно расширится. Дети будут активнее развиваться, обогащаться нравственно и духовно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение Интернет–ресурсов для изучения и пополнения репертуара учащихся класса фортепиано"

Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ...

Выбор репертуара в ДМШ

В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извле...

Выбор репертуара в ДМШ

В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извле...

Проблемы выбора репертуара в классе общего фортепиано в ДШИ

Важность правильного выбора репертуара про обучении игре в классе общего фортепиано признается всеми педагогами. Правильный выбор учебного материала может активно стимулировать интерес к занятиям форт...

Проблема выбора репертуара для детского хора младшего школьного возраста.

Рассматривается проблема выбора репертуара как один из ключевых вопросов современного певческого воспитания. Показывается, что развитие вокально-хоровых навыков, формирование этической и эстетическо...

Методические рекомендации по подбору и работе над репертуаром в классе фортепиано в хоровой студии 1-7 годы обучения Автор: Осташева Татьяна Валериевна педагог фортепиано ДХС "Искра" Санкт-Петербург 2020

Педагогический коллектив инструментального отдела Детской хоровой студии "Искра" ГБОУ ДО ДДЮТ "На Ленской" ведет большую работу по усовершенствованию программ обучения игре на разл...

Методический доклад на тему:"Работа над репертуаром в классе специального фортепиано"

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ....