Консультация педагогов "Методология исследовательской деятельности"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация проводится для молодых и вновь прибывших специалистов с целью повышения компетентности педагогов в вопросах организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_metodologiya_issl._deyatelnosti.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

«МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель консультации: информирование молодых и вновь прибывших специалистов об основных принципах организации исследовательской деятельности.

        Учебное исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний об объекте или явлении. Результат исследования исследователю неизвестен, поэтому он ставит цель, например, провести наблюдения, определить, изучить, получить данные. Практическая значимость ученических исследований для развития современной науки не имеет определяющего значения, при этом может иметь высокое личностное значение.

В «Философском энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний».

        Исследование характеризуется объективностью, доказательностью, точностью. Исследование имеет два уровня: эмпирический и теоретический. На первом уровне устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности, на втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной области науки закономерности, которые позволяют объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности.

        Основные компоненты научного исследования:

  1. постановка цели, задач исследования;
  2. предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;
  3. формулировка исходных гипотез;
  4. теоретический анализ гипотез;
  5. планирование и организация эксперимента;
  6. проведение эксперимента;
  7. анализ и обобщение полученных результатов;
  8. проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
  9. окончательная формулировка новых фактов и законов.

Исследования в науке и образовании имеют существенные различия. Учебно-исследовательская деятельность идентична научно-исследовательской по применяемому в ней научному методу, но существенно отличается по уровню сложности, методикам и направлена, в первую очередь, на развитие учащихся.

При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо обратить внимание на этимологию слова «исследование», буквально означающее «идти по следу», что отражает существенный признак этой деятельности – восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам. Доктор педагогических наук А.В. Леонтович подчеркивает: «Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением».

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. Педагог является научным руководителем ученических исследований.

Учебное исследование включает основные этапы, характерные для исследования в научной сфере:

  1. выявление и постановка проблемного вопроса, целей и задач исследования;
  2. изучение теоретического обоснования изучаемого явления;
  3. подбор методик для проведения исследования;
  4. сбор материала, его анализ и обобщение;
  5. научный комментарий;
  6. формулировка выводов.

Важнейший этап в проведении учебного исследования – поиск того вопроса, который требует проведения наблюдений, эксперимента, анализа. Исследовательская деятельность учащихся основывается на научном методе, основные принципы которого применяются в области как естественных, так и гуманитарных наук. Соотношение научного и образовательного в исследовательской деятельности тесно переплетено. Необходимо помнить, что организация исследовательской деятельности в объединении должна повышать эффективность образовательного процесса и развития учащихся.

Результатом организации исследовательской деятельности будет формирование у учащихся следующих навыков и компетенций:

  • навыки проектирования и реализации исследовательской деятельности, начиная с постановки проблемного вопроса до представления результатов;
  • умения применять простые научные методики для проведения исследований;
  • навыки организации и проведения эксперимента;
  • навыки поиска и анализа информации;
  • навыки рефлексии своей исследовательской деятельности.

Главным формальным результатом исследовательской деятельности учащегося и труда педагога как научного руководителя можно считать выполненная и оформленная в соответствии с нормами исследовательская работа.

При выполнении исследований формируется исследовательская компетентность учащихся и культура исследовательской деятельности. Эти термины вошли в педагогику совсем недавно, и это доказывает, что исследовательский метод организации учебной деятельности становится все более востребованным в системе образования, как у педагогов, так и у учащихся. Именно выполнение исследований позволяет ребятам раскрыть свой творческий потенциал, и применять полученные знания на занятиях в объединении, на уроках в школе и в неформальном общении со сверстниками и взрослыми. Большой интерес педагогов и детей к проведению исследований отражает современную тенденцию развития общества, направленность человечества на прогресс и внедрение инноваций. Сегодняшние школьники уже завтра станут студентами, послезавтра – специалистами, которые будут работать в разных отраслях российской экономики. Исследовательская компетентность – это залог успешности, которая формируется педагогами при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. / Под редакцией А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016.
  2. Нинбург Е. А. Технология научного исследования: метод. рекомендации / Е. А. Нинбург. – М.: Лев Толстой, 2006. – 28 с.
  3. Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. Науч. ред. Т. И. Шамова. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М., 2006. – 944 с.
  5. Петрова Э. А. Исследовательская деятельность учащихся / Э. А. Петрова. – Тамбов: ИПК РО, 2007. – 36 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...

Консультация для родителей "Значение проектно-исследовательской деятельности для речевого развития ребенка"

quot;Значение проектно-исследовательской деятельности для речевого развития ребенка"...

Консультация педагогов "Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Консультация проводится для педагогов, занимающихся вопросами организации исследовательской и проектной ьдеятельности учащихся ественннонаучной направленности....