Тренинг для подростков 14 - 17 лет "Командообразование"
рабочая программа (8, 9, 10 класс)

Казакова Светлана Васильевна

Данный тренинг направлен на сплочение коллектива (подростки 14 – 17 лет) и формирование навыков командной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_na_komandooboazovanie.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на командообразование

Данный тренинг направлен на сплочение коллектива (подростки 14 – 17 лет) и формирование навыков командной работы.

  1. Приветствие: цель тренинга, правила, организационные моменты.

 Правила работы в группе (3-5 мин).

1. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за её пределы.

2. Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех упражнениях. «Чем активнее вы будете участвовать, тем больше пользы вы можете получить от тренинга».

3. Искренность в общении и право сказать «нет». Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет». Участники по возможности открыто выражают свои мысли и чувства.

4. Уважение друг к другу. Обращение по имени, недопустимость оскорблений, уважение к мнению другого: «У каждого из нас может быть своя точка зрения, мы можем не соглашаться с тем, что думает кто-то другой, но не обязаны его опровергать».

5. Говорить от себя лично. «Я считаю, я думаю…». Не говорить за своего соседа, одноклассника, знакомого и т.п.

2. Знакомство (5 – 10 мин).

Участники по кругу называют своё имя, возраст, увлечение – чем нравится заниматься и ожидания от тренинга.

  1. Упражнение «Бегущие огни» (5-10 мин).

Цель: активизация, включение в работу.

Первый участник говорит своему соседу какую-нибудь короткую приветственную фразу. Тот быстро встаёт, повторяет эту фразу и садится. Так же делают остальные участники дальше по кругу.

По хлопку участник, который встаёт, добавляет к фразе ещё какой-то элемент: вербальный или невербальный. Дальше все повторяют сочетание приветствий предыдущих участников.

  1.  «В чем мне повезло» (10 – 15 мин).

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, с чем, по их мнению, им в жизни повезло. Далее участники делятся впечатлениями.

  1. «Вопросы на бумажках» (15 мин).

Цель: знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.

Каждый участник пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (или на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.

6. Анкета КОС (изучения коммуникативных и организаторских склонностей)

7. Упражнение «Юлий Цезарь» (20 мин).

Цель: погружение участников в состояние лёгкого напряжения для самоанализа реакций на стрессогенные факторы.

 Ход упражнения:

«Это упражнение возвращает нас к рассказам об императоре Юлии Цезаре, который обладал поразительной способностью одновременно и качественно выполнять несколько различных действий. Сейчас мы предлагаем вам проверить, насколько вы можете справляться с несколькими задачами одновременно».

1 вариант:

В каждом раунде игры будет участвовать четверо игроков в поле и две группы судей.

(Количество судей значения не имеет, так что порой можно всех зрителей разделить на две судейские группы, каждая из которых получает конкретное задание.)

Итак, первая игровая четверка выходит на площадку и выносит с собой два стула. Первый и второй игроки садятся друг против друга на расстоянии 2—2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале располагаются за стулом второго участника. Это их стартовая позиция, потом по ходу игры они могут свободно передвигаться по комнате.

Правила игры таковы. В течение двух минут первый игрок обязан повторять все движения второго игрока, выполняемые им произвольно: любые движения сидя, стоя, в движении по комнате... Кроме того, первому игроку предстоит отвечать на непрерывные вопросы третьего и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Когда иссякнет фантазия одного из спрашивающих, в дело немедленно включается второй. Обратите внимание, что в игре участвуют и судьи. Они - самые справедливые и внимательные арбитры в мире. Одна группа судей будет следить за тем, чтобы первый игрок не пропускал движений партнера и повторял каждое из них. За каждый пропуск начисляется штрафное очко! Вторая группа следит за ответами на вопросы. Ответы могут быть абсолютно свободными, отличаться нелогичностью, отсутствием связи с вопросом и т.д. Важно, чтобы прозвучала осмысленная реакция первого игрока на вопросы двух ассистентов и чтобы в своих ответах он не пользовался запрещенными "Да!", "Нет!", "Не знаю!"

Игра продолжается в течение двух минут. После этого игроки меняются ролями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь второй игрок.

Смена ролей: теперь игровые стулья занимают третий и четвертый участники, а первый и второй будут задавать вопросы.

2 вариант:

Участники делятся на 2 группы любым способом.

В первом раунде игры одна группа выполняет задания, вторая – выдаёт задания.

Первой группе демонстрируются карточки с различными позами, которые должен принять каждый участник, одновременно отвечая на вопросы.

Затем группы меняются ролями: вторая группа выполняет задания.

Важно, чтобы прозвучала осмысленная реакция на вопросы и чтобы в своих ответах участники не пользовались запрещёнными «Да!», «Нет!», «Не знаю!».

Завершение: обсуждение упражнения.

— Какие действия было сложнее выполнять — повторять движения партнера или отвечать на вопрос?

— Случались ли во время игры мгновения кризиса, когда вы понимали, что теряете контроль над ситуацией? Что помогло вам преодолеть такие моменты и вернуться к выполнению задания?

— Что вы вынесли для себя из игры? Что вы думаете сейчас о сильных и слабых сторонах своего поведения в кризисной ситуации?

Перерыв – 10 мин.

  1. «Моргалочки» (5 мин).

Цель: двигательная разрядка, тренировка навыков невербальной коммуникации, сплочение.

Участники сидят в кругу, у одного из них нет стула. Все, подмигивая друг другу, должны найти партнеров, с которыми поменяются местами, а тот, у кого нет стула, должен успеть занять освободившееся место.

  1.  «Бурундуки» (5 – 7 мин).

Цель: разрядка, противодействие с группой.

Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

  1. Упражнение «Город группы» (20 мин).

Данное упражнение предполагает одновременное рисование в пределах общей территории: города группы.
Ведущий: «предлагаю нарисовать город нашей группы и поселить себя в нем. В городе может быть инфраструктура – кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. Не ограничивайте себя в творчестве» (на выполнение задания отводится 20 минут). После того, как участники закончат рисовать, рисунок «города группы» кладется в центр круга.

Обсуждение:

Почему ты выбрал данное место для "строительства" своего дома? 

Ты поместил себя в центр листа на краю? Почему?

С кем рядом ты построил свой дом?

Участники "поселили" свои персонажи в свои дома или в построенные кем-то другим? И почему?

Какую роль ты выполнял в процессе работы? Какую роль выполняли другие? Выявился ли лидер в процессе работы?

Комфортно ли тебе было работать с одногруппниками?

  1. Упражнение «Повернуться в одну сторону» (5 – 7 мин).

Участники свободно рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее 70-80 см, и встают лицом одном направлении (например, все стоят лицом к двери). Далее по хлопку ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, разговаривать об этом нельзя. После прыжка участники смотрят друг на друга (при этом можно общаться с помощью мимики и жестов, но не слов) и по очередному хлопку, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: после очередного прыжка все участники должны приземлиться, повернувшись лицом все в одну сторону (не важно, в какую именно).
Обсуждение: 

Что вызывало трудности в начале упражнения? Можно полнить упражнение, действуя по принципу «каждый сам за себя»? Какие действия обеспечили успешное выполнение этого задания? Каким образом вы поняли замысел других участников и передали им свой замысел?

  1. Завершение. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков "Встречают по одежке"

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску». Помогает установить контакт, вызвать интерес друг к другу....

Тренинг для подростков « Будь толерантным!»

Данный тренинг (система практических занятий) разработан для подростков 14-16 лет. Основная цель тренинга - обучение учащихся различным способам выхода из конфликтных ситуаций, толерантному поведению ...

Тренинг для подростков "Как избавиться от стресса?"

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентир...

Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна

Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...

Тренинг для подростков «Ценности в жизни подростка»

Задачи тренинга:Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей.Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей ли...