ИОМ Ребенка с ОВЗ
методическая разработка

Романова Галина Леонидовна

Индивидуальный оразовательный маршрут обучающегося с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanova_gl_tihonovoy_elizavety.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества г.Павлово

    СОГЛАСОВАН:                                                                            ПРИНЯТ:

    Зам. директора                                                                               на Методическом совете

    _____________Е.Е. Пронина                                                           протокол №1 от ____________

        

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

для учащейся с ОВЗ (недоразвитие психических функций легкой степени)

Д/О «Волшебная кисть»

Возраст 11 лет

Срок реализации:  1 месяц (8 занятий)

составитель:

Романова Г.Л.

педагог дополнительного образования

г. Павлово

 октябрь-ноябрь 2021 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительная деятельность имеет важное коррекционно-развивающее значение для учащихся в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей с недоразвитием психических функций. Настоящий   маршрут составлен с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития ребенка и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие зрительной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь. Это способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов ребенка. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у учащейся воспитывается эмоциональное отношение к миру. Особенности  развития детей затрудняют их вхождение в социум, поэтому в процессе  работы большое внимание уделяется формированию навыков общения: доброжелательности, взаимопомощи, сопричастности к успехам и неудачам товарищей. Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан специально для учащейся с недоразвитие психических функций  легкой степени Тихоновой Елизаветы и является составной частью комплексной подготовки учащихся.

     

Целью оказание педагогической помощи в обучении изобразительной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); обогащение его социального опыта.

Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:

     Основные задачи:

— формирование положительного отношения детей к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Принципы и подходы.

Работа по ИОМ строится с учетом следующих принципов:

  • Принцип единства развития и коррекции, который означает, что индивидуальная  работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;
  • Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;
  • Принцип личностно-ориентированного подхода в осуществлении коррекционной работы, предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;
  • Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;
  • Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений, и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

В  ходе реализации ИОМ находят применение наглядный, словесный, практический методы обучения.

Словесные

  • Рассказ педагога
  • Беседа-диалог

Наглядно-информативные

  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Использование графических и цветных наглядных пособий, выполненных педагогом и другими учениками

Практические:

  •  Повтор действий за педагогом
  • Повтор изобразительных  приемов по видео-презентации
  • Технические упражнения

Планируемые результаты реализации ИОМ:

  • Знать особенности художественных средств различных видов и жанров  изобразительного искусства.
  • Узнать основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы.
  • Уметь правильно определять размер,  конструкцию и пропорции предметов быта и геомтел.
  • Применять на практике законы цветоведения, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов.
  • Передавать  объем и фактуру изображаемых предметов при помощи светотеневой проработки ( штриховки) или  при помощи светотеневой проработки акварелью, гуашью.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ИОМ

Тема

Кол-во

часов

Сроки

Краткое содержание

Результат

1.

Рисунок. Осенние деревья. Цветные карандаши»

3

05.10.2021

Проведение беседы, теория. Изучение налядных пособий. Практические упражнения – перекрестная штриховка карандашами разных цветов.

 Самостоятельная работа.

Усвоение понятия теплых и холодных оттенков.

Освоение приема «перекрестный штрих».

2.

Живопись. Осенний лес. Цветовое решение 

3

07.10.2021

П  Проведение беседы, теория. Изучение налядных пособий. Практические упражнения - смешивание красок на палитре. Контраст теплых и холодных оттенков.

Усвоение понятия контраст.

Освоение приема живопись «по - сырому».

3.

Рисунок.  Деревья и кусты. Линия. Тушь, перо

3

12.10.2021

Проведение беседы, теория. Изучение налядных пособий.

Практические упражнения - проведение пером линий в различных направлениях, различной длины  и толщины (коротких штрихов, волнистых, ломаных линий)

Усвоение понятия динамическая линия.

Освоение приемов работы пером и тушью.

4.

 Живопись. Натюрморт из овощей. Работа в  цвете.

3

14.10.2021

Проведение беседы, теория. Изучение налядных пособий.

Практические упражнения – передача формы овощей с учетом пропорций.

Смешивание красок на палитре, получение оттенков, близких к натуре.

Усвоение понятия пропорции.

Освоение приема послойного наложения красок.

5.

Основы композиции. Перспектива Наброски домов.

3

19.10.2021

Проведение беседы, теория. Изучение налядных пособий.

Основы линейной перспективы с одной точкой схода.

Упражнение «Клетки»

Упражнение «Улица»

Усвоение понятия Линейная перспектива с одной точкой схода.

Освоение навыков работы с линейкой.

6

Живопись. Городской пейзаж. Линейное построение силуэтов.

3

21.10.2021

Проведение беседы, теория. Изучение налядных пособий.

Построение изображения улицы с одной точкой схода. Построение силуэтов домов.

Закрепление знаний о линейной перспективе.

Освоение примема построения перспективы  с одной токой схода.

7

Живопись. Городской пейзаж.

3

26.10.2022

Завершение работы. Работа с палитрой - смешивание красок, поиск оттенков.

Цветовое решение. Отмывка планов.

Повторение понятий теплые и холодные оттенки.  Понятие  цветовой нюанс.  

Освоение приема послойного наложения красок.

8

Рисунок. Фактурное изображение птиц. Тушь, перо

3

28.10.2022

Проведение беседы, теория. Изучение налядных пособий.

Изображение птиц по выбору  с использованием наглядных  пособий.Передача фактуры оперения при помощи фактурной  штриховки.

Усвоение понятия динамическая линия.

Освоение приемов работы пером и тушью.

Родитель____________

Педагог____________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Материально-техническое оборудование

  1. Кабинеты, имеющие  естественное и искусственное освещение, согласно СанПин  для учреждений дополнительного образования.
  2. Доска для написания темы, зарисовки эскизов и т. д.
  3. Оборудование для дополнительного освещения постановок.
  4. Постановочные столы
  5. Мольберты, рабочие столы, стулья
  6. Фанерные планшеты
  7. Натурный фонд  (предметы быта различной формы,  гипсовые тела

Муляжи  фруктов и овощей, драпировки различных оттенков)

  1. Компьютерное оборудование, монитор
  2. Фонд наглядных пособий по темам разделов

Материалы и инструменты

  1. Краски: акварельные, гуашь, тушь.
  2. Карандаши: простые НВ, «конструктор»,  ТМ,М-2, цветные карандаши,
  3. Акварельные цветные карандаши, уголь. Пастель.
  4. Бумага: офисная, ватман, акварельная, для пастели.
  5. Ручки: перьевые, фломастеры, маркеры.
  6. Кисти: «Белка», « Нейлон» №1,3,7,9.
  7. Ластики, кнопки, ножи для заточки карандашей.

  1. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ.

На  занятиях по индивидуальному образовательному маршруту развитие творческих способностей  ребенка  происходит при одновременном выполнении соответствующих практических  упражнений.

Только при комплексном учете задач, поставленных перед  занятиями, может быть достигнута полная реализация цели по социализации ребенка с  ОВЗ.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Выпуск 2.-Н.-Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2004.-146с.

2. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», 2007 г.

3. Т.С. Комарова «Цвет в детском  изобразительном творчестве дошкольников», М.:П.О.Р., 2005 г.

4. Степанчук З. А «Изобразительное искусство». –Волгоград, Учитель, 2009.

5.Плещук Е. А., Воробьева О.Я., Андриенко Т.В. «Изобразительное искусство». – Волгоград, Учитель, 2008.

6. Уильям Ньютон «Акварельная живопись». –М.: ИД «Кристина-новый век», 2004.

7.Джо Френсис «Рисуем воду акварелью». –М.:ИД «Кристина-новый век», 2003.

8. РэйКемпбел Смит «Постройки в акварели». –М.: «Кристина-новый век»,2006.

9. Арнольд Лоури «Море и небо в акварели». –М.: «Кристина-новый век», 2005.

10. Голубева Л. В. «Анализ урока: типология, методики, диагностика». –Волгоград: Учитель, 2007.

11. Билли Шоуэлл «Портреты цветов». -.М: «Издательство «Кристина-новый век». 2008.

12. Голубева О. Л. «Основы композиции». –М.:ИД «Искусство», 2004.

                                  Карта индивидуального сопровождения ребенка

     Сведения о ребенке

Ф.И.О ребенка Тихонова Елизавета Михайловна

Дата рождения 22.07.2010 г.

Характеристика учащейся по итогам диагностики

Тихонова Елизавета, 11 лет, является учащейся Изо-студии «Волшебная кисть». Елизавета имеет недоразвитие психических функций легкой степени, нарушение устной и письменной речи, обучается в коррекционной школе. Живет в приемной семье. В процессе наблюдения Елизаветой во время занятий было отмечено:

  • Елизавета не сразу приступает к выполнению заданий, ей необходимо несколько больше времени для того, чтобы усвоить теоретические знания.
  • Мелкая и крупная моторика развита на достаточном уровне, координация движений не нарушена.
  • Практические упражнения выполняет на уровне с остальными  учащимися;
  • Испытывает  некоторые трудности в общении с остальными учащимися;
  • Программный материал усваивает не в полном объеме.

 К индивидуальным особенностям воспитанницы следует отнести: эмоциональность, впечатлительность.

Рекомендации ПМК по психолого -педагогическому сопровожению – формирование универсальныхучебных действий, развитие познавательных психических процессов, формирование адекватной самооценки и познавательной мотивации.

  1. Контактная информация о родителях:

Мать: Шоболова Светлана Владимировна. Тел.8-9625091774

  1. Запрос родителей: в октябре 2021 была подана заявка через систему Навигатор на обучение  Тихоновой Елизаветы в Изо-студии.
  2. Цель сопровождения:  гармоничное включение в коллектив сверстников, развитие и формирование универсальных учебных действий в изобразительном творчестве,  творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обогащение его социального опыта, развития воображения, наблюдательности.  
  3. Возможные риски:
  • Утомляемость ребенка;
  • Снижение интереса.

  1. Ресурсы учреждения: предоставлена  возможность реализации ИОМ через платформу Distant52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

План – конспект занятия программы «Здоровый ребенок успешный ребенок» для учащихся 5В класса.

Тема: Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности на кружке ритмическая гимнастика....

"Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия"

Выступление на родительском собрании.Цель: напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребенка от насилия....

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Цель: изучение данных документов....