Современные образовательные технологии в аспекте преподавания РКИ
статья

Ипаткина Ирина Валерьевна

Использование интерактивных заданий на уроках русского языка как неродного - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.

Одним из наиболее успешных вариантов интерактивных занятий является ролевая игра.  Основная цель ролевой игры: помочь учащимся применить на практике ранее полученные знания и умения, использовать речевые навыки в условиях реальной коммуникации. Преимуществом игры является вовлечение учеников в живое общение, которое достаточно интенсивно и в увлекательной форме активизирует имеющиеся знания. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, активно развивает коммуникативные способности учащихся, создавая равные условия общения друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в аспекте преподавания РКИ

Использование интерактивных заданий на уроках русского языка как неродного - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.

Одним из наиболее успешных вариантов интерактивных занятий является ролевая игра.  Основная цель ролевой игры: помочь учащимся применить на практике ранее полученные знания и умения, использовать речевые навыки в условиях реальной коммуникации. Преимуществом игры является вовлечение учеников в живое общение, которое достаточно интенсивно и в увлекательной форме активизирует имеющиеся знания. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, активно развивает коммуникативные способности учащихся, создавая равные условия общения друг с другом.

Методика проведения ролевой игры включает три этапа:

- подготовительный этап: происходит ознакомление участников с условиями проведения игры;

- этап проведения игры: учащиеся становятся участниками непосредственного общения,

- заключительный этап: итоговая рефлексия предполагает обсуждение результатов проведения игры, осознание личного опыта, полученного в процессе игры.

В процессе ролевой игры собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени. В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и опыта предшественников, так как позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми конкретными ситуациями.

 С целью запоминания лексических единиц и ускорению процесса усвоения профессиональных терминов целесообразно использовать такой вариант как составление кластеров – группы слов, объединённых одной темой.

Алгоритм составления кластера:

- определяем тему: по середине листа пишем тему, главное слово вокруг которого будем разворачивать облако слов

- формируем облако слов: записываем все слова, которые приходят в голову в связи с главным

- группируем: находим связи, общее между словами и объединяем слова в группы по смыслу

- создаем структуру: крупные смысловые единицы соединяем с главным словом, получается перечень вопросов, которые нужно изучить чтобы раскрыть тему

- прочитываем материал по своему узкому вопросу: дополнить группы новыми словами или исправить, если допущены ошибки.

- озвучиваем кластер: презентация, запоминание организованного в иерархию материала по теме; подчеркивание основных и дополнительных связей.

Метод «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Цель: отработка грамматических структур.

Алгоритм работы:

 Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Учащиеся увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. 

Метод «Мозговой штурм»

Данный метод позволяет определить степень сформированности грамматических навыков и уровень владения языком в целом.

Алгоритм проведения:

Класс разбивается на малые группы и каждой группе выдается большой лист бумаги с проблемными вопросами вверху листа.

В течение короткого периода времени каждая группа набрасывает по своей теме максимальное число идей.

Затем группы обмениваются листами и продолжают работать над следующими темами, и так продолжается, пока каждая группа не внесет свой вклад в разработку всех тем.

В конце мозгового штурма все листы предъявляются классу, и ученики могут посмотреть на результаты общей работы. В продолжение обсуждения каждая группа может получить обратно лист, с которого они начинали работу, с просьбой осмыслить все предложения, выдвинутые по данной теме.

При обучении русскому языку как неродному можно использовать следующие виды интерактивных заданий:

Устная работа

    Игра «Интервью-знакомство».

Цель: помочь учащимся применить на практике ранее полученные знания и умения, использовать речевые навыки в условиях реальной коммуникации.

 Каждый учащийся беседует с соседом по парте (на родном языке), а потом рассказывает о нем всему классу на русском языке. Применяется взаимопроверка (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Диалог ведется только на русском языке.

Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания.

 Письменная работа

    «Словарный диктант для соседа», «графический диктант для соседа»

Цель: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, ответственности, способствовать расширению словарного запаса, учить работать с учебной книгой, справочной литературой.

После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговаривается, сколько должно быть заданий и какие, например, один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса.

Можно проводить такую работу в группах. При изучении русского языка как неродного, важно, чтобы группы были небольшими (3-4 человека). Вот некоторые примеры групповых заданий:

1. «Кто больше?..» («Кто быстрее?..). Например, кто больше подберет однокоренных слов, приставочных глаголов.

2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

3. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.

4. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.

Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в практике преподавания географии.

Современные образовательные технологии в последние годы стали неотъемлемой частью урока географии, а важность и необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучен...

Обмен опытом. Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС в коррекционной школе

У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе...

Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интер...

Современные образовательные технологии и методики преподавания английского языка

Изучение новых технологий и методик преподавания англ.яз...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ.

Кратская иформация по технологиям  и методикам преподавания музыки в общеобразовательной школе  в соответствии с ФГОС...

Тема: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Содержание:  1. Современные информационные технологии в образовании2. Использования информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VΙΙΙ вида3. Методические требования к уроку в спе...