Программа "Мир шашек"
рабочая программа

Уварина Татьяна Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир шашек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_shashek_3.doc489.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СЕВАСТОПОЛЕЦ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«МИР ШАШЕК»

Направленность программы: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ

Уровень программы: ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Возраст обучающихся: 8-18 лет

Срок реализации программы: 4,5 мес.

Количество часов в год: 20 ч.

Общее количество часов: 20 ч.

Разработчик программы:

Купцова Марина Юрьевна

Педагог дополнительного образования

Уварина Татьяна Владимировна

Методист

МОСКВА

2024

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир шашек» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Уровень программы

Уровень программы – ознакомительный.

Актуальность программы

Актуальность программы «Мир шашек» заключается в том, программа предусматривает знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны обучающимся для того, чтобы повысить их общую культуру для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

Педагогическая целесообразность

Процесс обучения азам шашечной игры способствует развитию у обучающихся умения ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит обучающегося запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Методическое сопровождение включает в себя интересный шашечный материал, направленный на активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся, учитывая их индивидуальные и коллективные творческие способности.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение принципам шашечной игры, воспитание интереса и любви к этой игре, подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интеллектуального развития.

Задачи программы

Обучающие:

  • формировать устойчивый интерес к игре в шашки;
  • способствовать освоению детьми основных шашечных понятий;
  • познакомить с правилами поведения партнеров во время шашечной игры и на турнирах;
  • научить простейшим дебютным схемам;
  • научить реализовывать равносильные окончания;
  • познакомить с основами композиционной игры.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней

всенародной игре;

  • развивать чувство гармонии, креативность, творческие способности;
  • способствовать активизации мыслительной деятельности;
  • развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
  • формировать мотивацию к познанию и творчеству.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
  • формировать культуру общения и поведения в коллективе.

Отличительные особенности программы 

Программа «Мир шашек» разработана на основе программы «Шашки для дошкольников» Симаковой Екатерины Олеговны. Отличительной особенностью программы «Мир шашек-1» является разработка и использование на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, этюды, задачи, брошюры), активизирующего общие и индивидуальные логические особенности обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся 8-18 лет.

Категория обучающихся по программе

Возраст обучающихся по данной программе: 8 – 18 лет.

Количество обучающихся в группе: 16 человек.

Срок реализации программы

Общая продолжительность образовательного процесса – 4,5 мес.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 20 часов.

Количество учебных часов в год: 20 часов.

Формы и режим занятий

Форма обучения – групповая

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Структура занятия

Виды деятельности педагога

и обучающихся

Возраст обучающихся

8-18 лет

Встреча детей и подготовка их к занятиям

5 мин

Учебное занятие

45 мин

Уборка с детьми рабочего места

5 мин

Проводы детей, беседа с родителями

5 мин

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы

Предметные результаты

По итогам освоения программы обучающиеся будут

знать:

  • историю появления шашечной игры, основных шашечных деятелей и шашечные термины;
  • все правила шашечной игры и главные принципы ведения партии;
  • как играть в турнирах.

уметь:

  • ориентироваться на шашечной доске;
  • решать шашечные задачи различной сложности;
  • вести партию с соперником соблюдая правила шашечного этикета.

Личностные результаты

Будут воспитаны:

  • уважительное отношение к иному мнению;
  • чувства доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Будут развиты:

  • мотивация к творческому труду, работе на результат;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • основные навыки сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками.

Метапредметные результаты:

  • умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
  • способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию;
  •  умение устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.


2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы контроля

Реализация программы «Мир шашек» предусматривает входную диагностику, текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся.

Входная диагностика проводится с целью выявления уровня подготовки учащихся. Текущий контроль – с целью отслеживания усвоения обучающимися тем и разделов программы. Итоговый контроль – с целью усвоения обучающимися программного материала в целом. 

Входная диагностика осуществляется в форме собеседования.

Текущий контроль включает следующие формы: наблюдение, опрос, решение задач, игра с педагогом.

Итоговый контроль проводится в форме сеанса одновременной игры с педагогом и турнира.

Средства контроля

Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих параметров:

  • критерий 1 – ответы на вопросы
  • критерий 2 – решение шашечных задач
  • критерий 3 – игра с педагогом
  • критерий 4 – турнир  

Вышеперечисленные критерии представлены в таблице Протокола №1 аттестации обучающихся.

Оценка результатов проводится по трем уровням усвоения материала: низкий, средний, высокий

Механизм оценивания результатов реализации программы

Оцениваемые показатели/критерии

Уровень оценки

низкий

средний

высокий

Ответы на вопросы

Обучающийся дал менее половины правильных ответов на вопросы о теории шашек

Обучающийся дал половину правильных ответов на вопросы о теории шашек

Обучающийся дал более половины правильных ответов на вопросы о теории шашек

Решение шашечных задач

Обучающийся правильно решил меньше половины шашечных задач

Обучающийся правильно решил половину шашечных задач

Обучающийся правильно решил больше половины шашечных задач

Игра с педагогом

Оценка позиции, план и ходы осуществляются с наводящими вопросами

Правильно оценена позиция, определен план, но выбраны не эффективные ходы

Правильно оценена позиция, определен план, выбраны эффективные ходы

Турнир

Результат участия в турнире ниже квалификации учащегося

Результат участия в турнире подтверждение собственной квалификации

Результат участия в турнире занятие призового места

В промежуточной и итоговой аттестации используется трёхуровневая система оценки результатов каждого обучающегося:

        3 балла – низкий уровень

        4 балла – средний  уровень

        5 баллов – высокий уровень

Формы проверки результативности программы

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:

  • контрольная работа в виде задач,
  • турнир внутри группы.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

№ п/п

Названия разделов

и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Введение. Путешествие в шашечную историю

1

0,5

0,5

Собеседование

2.

Шашечное пространство

5

2,5

2,5

Наблюдение, опрос, решение задач, игра с педагогом

2.1.

Правила поведения при игре в шашки

1

0,5

0,5

2.2.

Шашечное поле

1

0,5

0,5

2.3.

Первые шаги шашек

1

0,5

0,5

2.4.

Особые ходы и взятие шашек

1

0,5

0,5

2.5.

Цель и результат шашечной партии

1

0,5

0,5

Игра с педагогом

3.

Основные тактические и стратегические приёмы

13

6,5

6,5

Наблюдение, опрос, решение задач, игра с педагогом

3.1.

Общие принципы разыгрывания партии

1

0,5

0,5

3.2.

Игровая практика

1

0,5

0,5

3.3.

Особенности хода дамки

1

0,5

0,5

3.4.

Дамка против простых пешек

1

0,5

0,5

3.5.

Шашечные комбинации

1

0,5

0,5

3.6.

Некоторые приёмы выигрыша шашки

1

0,5

0,5

3.7.

Размены

1

0,5

0,5

3.8.

Центральные шашки

1

0,5

0,5

3.9.

Особенности применения тактических приёмов

1

0,5

0,5

3.10.

Дебют и миттельшпиль

1

0,5

0,5

3.11.

Эндшпиль

1

0,5

0,5

3.12.

Дамочные окончания

1

0,5

0,5

3.13.

Роль петли. Оппозиция

1

0,5

0,5

4.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Турнир

                Итого:

20

10

10

Содержание учебного (тематического) плана

  1. Введение. Путешествие в шашечную историю

Теория: Знакомство с историей шашек и первыми шашечными мастерами.

Практика: Просмотр книг и видео-материалов по шашкам.

  1. Шашечное пространство 

2.1. Правила поведения при игре в шашки

Теория: Шашечный этикет. Шашечный турнир.

Практика: Просмотр видео-материалов, связанных с шашечными турнирами и последующее их совместное обсуждение.

2.2. Шашечное поле

Теория: Черные и белые клетки, вертикали, горизонтали и диагонали. Правильное положение доски. Шашечная нотация.

Практика: Решение задач.

2.3. Первые шаги шашек

Теория: Чёрные и белые шашки, начальное расположение шашек, основные правила хода шашек.

Практика: Решение задач.

2.4. Особые ходы и взятие шашек

Теория: Направление хода и взятия.

Практика: Решение задач.

2.5. Цель и результат шашечной партии

Теория: Первые ходы в шашечной партии. Варианты шашек.

Практика: Решение задач, игра друг с другом и с педагогом.

  1. Основные тактические и стратегические приёмы 

3.1. Общие принципы разыгрывания партии

Теория: Лучшие начальные ходы. Понятие о флангах, атаке и защите.

Практика: Решение задач.

3.2. Игровая практика

Теория: Разрозненные шашки. Значение материального преимущества. Строенные шашки.

Практика: Решение задач, игра друг с другом.

3.3. Особенности хода дамки

Теория: Дамка. Правила превращения простой шашки в дамку и её свойства в партии.

Практика: Решение задач.

3.4. Дамка против простых пешек

Теория: Способы сопротивления дамке соперника при отсутствии дамки в своём войске.

Практика: решение задач.

3.5. Шашечные комбинации

Теория: Атака, предусматривающая жертву двух или трех шашек, с последующим проведением шашки в дамки или получением другой выгоды.

Практика: Решение задач.

3.6. Некоторые приёмы выигрыша шашки

Теория: Связка. Зажим. Жертва.

Практика: Решение задач.

3.7. Размены

Теория: Оценка шашечных разменов и их влияние на ход игры.

Практика: Решение задач.

3.8. Центральные шашки

Теория: Основные преимущества и недостатки центральных шашек в зависимости от положения всех шашек на доске.

Практика: Решение задач.

3.9. Особенности применения тактических приёмов

Теория: Изучение моментов в партии, в которых тот или иной тактический приём будет наиболее эффективен.

Практика: Решение задач.

3.10. Дебют и миттельшпиль

Теория: Определения терминов «дебют» и «миттельшпиль».  Классификация дебютов.

Практика: Решение задач.

3.11. Эндшпиль

Теория: Определение термина «эндшпиль. Частные случаи шашечных эндшпилей

Практика: Решение задач.

3.12. Дамочные окончания

Теория: Основные правила расположения дамки

Практика: Решение задач.

3.13. Роль петли. Оппозиция

Теория: Ловушка для дамки соперника, отсталые шашки.

Практика: Решение задач, игра друг с другом и педагогом.

4. Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов. Итоговая аттестация.

Практика. Турнир.


4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение программы

Реализация программы «Мир шашек» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: очное групповое занятие, турнир.

При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения:

1) по способу организации занятий – словесные, наглядные, практические, игровые;

2) по уровню деятельности обучающихся – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, метод проблемного обучения.

Методы и приемы воспитания:

1. Метод формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, пример); 

2. Метод организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); 

3. Методы стимулирования (турнир, поощрение).

Образовательный процесс обеспечивается следующими дидактическими материалами:

1. Белоусов В.Н. Курс шашечных лекций в 13 частях (Книга 1). – Челябинск, опечатано с оригинала-макета в Межрайонной типографии, - ISBN 5-87609-058-1. – 242 с.

2. Белоусов В.Н. Курс шашечных лекций (Книга 2). – Челябинск, опечатано с оригинала-макета в Межрайонной типографии, - ISBN 5-87609-026-3. – 236 с.

3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев, издательство «Здоров’я». – 1985. – 89 с.

4. Герцезон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – Детская литература. – 1989. – 80 с.

5. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

6. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

7. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

Материально-технические условия реализации программы

Требования к помещению для занятий

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21 для организации учебного процесса площадь помещения должна составлять не менее 3,5м2 на одного обучающегося, помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.

Требования к мебели: столы, стулья.

Требования к оборудованию учебного процесса:

  • компьютер для учителя,
  • проектор (диагональ экрана не менее 165,1 см),
  • доска для письма мелом (фломастером),
  • мелки (фломастеры) для доски, принтер.

Нормы СанПиН по работе с ЭСО

Работа с интерактивной панелью с обучающимися 8-18 лет не более 25 минут на занятии. Расстояние от интерактивной доски до первого ряда столов 240см, наибольшая удаленность от интерактивной доски до последнего ряда столов не более 840 см.

Средства обучения и воспитания:

1. Шашки;

2. Шахматная доска;

3. Шахматные часы.

Расходные материалы (в расчете на одного обучающегося):

№ п/п

Наименование расходного материала

Количество

Ручка

2 шт.

Карандаш

2 шт.

Бумага А4

100 л.

Грамота

1 шт.

Учебно-информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты и документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629).

3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

6. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» (с учетом изменений, внесенных Приказом Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, Приказом Департамента образования города Москвы от 8 сентября 2015 г. №2074, Приказом Департамента образования города Москвы от 30 августа 2016 г. №1035, Приказом Департамента образования города Москвы от 31 января 2017 г. №30, Приказом Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2018 г. №482).

7. Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий (вместе с «Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»).

8. Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

9.        Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец».

10.        Положение  о дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец» (утверждено Приказом ГБОУ ДО ДТДиМ «Севастополец» от №124 от 01.06.2023 г.).

11.        Положение о периодичности аттестации обучающихся в Государственном бюджетном образовательном учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец» (утверждено Приказом ГБОУ ДО ДТДиМ «Севастополец» от 30 августа 2016 г.)

Литература

для педагога

1. Абаулин Д. Начало шашечной партии – М., 2006.

2. Куперман Р., Каплан Н. Начало и середина игры в шашки – М., 2004.

3. Городецкий А. Борьба в середине партии – М.,  2004.

4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

5. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.

6. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

7. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.

для обучающихся

1. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт,  1990.

2. Лисенко В. К. Первая книга шашиста. Курс дебютов и принципы позиций: Руководство для начинающих – Л.: Наука и школа,  1986. – 196 с.

3. Романчук О. А. Юному шашисту – Свердловск, 1988. – 208 с.

4. Шашечный кодекс. Тихвин, 2003. – 76 с.

Кадровое обеспечение программы

Программа «Мир шашек» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРОТОКОЛ №1

результатов промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся Объединения _________________________________20__/20__ учебный год

ФИО педагога _________________________________________________

Название программы «Мир шашек» 

Уровень программы______________________

№ группы_____ Год обучения ________

Дата проведения____/_________/20__г.

Форма проведения_________________________________________________

                       (соревнование, выставка, открытое занятие, зачет, контрольное занятие и др.)

Соотношение баллы/ уровни высокий____ средний _____ низкий______

Фамилия, имя

обучающегося

Критерии оценки

Итоговый балл

Уровень

Ответы на вопросы

Решение шашечных задач

Игра с педагогом

Турнир

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Члены аттестационной комиссии:

ФИО __________________________________/___________/                                                                        подпись

Всего диагностировано__________ обучающихся. Из них

  • высокий уровень имеют_______ чел.,
  • средний________чел.,
  • низкий________чел.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по теме "История шашек"

Дан краткий экскурс в историю шашек....

История шашек

Краткая история развития одной из древнейших игр человечества...

История международных шашек

Что такое международные (стоклеточные) шашки? Как и когда они появились? Кто придумал цифровое обозначение полей? Кто был первым чемпионом мира? Об этом (и многом другом) вы узнаете, прочитав статью....

Сценарий "Знатоки шашек"

Шашки - одна из самых древних игр. Известно, что первые шашки появились в Древнем Египте. Оттуда шашки начали свой путь по всему миру....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся с нарушениями интеллекта физкультурно-спортивной направленности « В стране шашек »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « В стране шашек» носит физкультурно - спортивную направленность. В связи с тем, что рекомендованных для использования про...

Адаптированная программа "Мир шашек"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир шашек" (ОВЗ)...

Адаптированная программа "Мир шашек"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир шашек" (ОВЗ)...