Программа дополнительного образования "Волейбол", 2023-2024 уч г
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа дополнительного образования "Волейбол", 2023-2024 уч г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_voleybol.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ключинская средняя школа»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Название: «Волейбол»________________
Направление: физкультурно-спортивная.
Возраст (классы): 14-18 лет_____________
Сроки реализации: 2023-2024___________
Составитель: Карелина Наталья Григорьевна, педагог дополнительного
образования, высшей квалификационной категории
2023 г.
п. Ключи, Ачинского района, Красноярского края
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы по волейболу – физкультурно-спортивная.
Актуальность. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к ЗОЖ, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.
Педагогическая целесообразность образовательной программы по волейболу заключается в том, что занятия по ней дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений. Проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретения умения и навыков самостоятельно заниматься; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Целью образовательной программы является создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством игры в волейбол.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
Образовательные:
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения физическим упражнениям и техническим действиям на основе волейбола;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
формирование знаний об истории и развитии волейбола;
формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
Развивающие:
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, спортивными играми, формами активного отдыха и досуга;
развитие дыхательной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата;
развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости;
укрепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
Воспитательные:
воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи;
воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости.
Отличительная особенность образовательной программы заключается в организации учебного процесса, который включает в себя не только занятия с педагогом в зале, но и активную самостоятельную тренировочную деятельность. Учащиеся выступают на соревнованиях по волейболу различного уровня. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Возраст детей: образовательная программа предназначена для учащихся 14-18 лет.
Условия набора детей: заниматься в секции может каждый ученик, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Описание места курса
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, два часа во второй половине дня. Всего - 136 часов. Наполняемость учебной группы – 15-18 человек.
Основные методы реализации программы:
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. В процессе обучения детей волейболом на всех этапах используются общие дидактические методы:
Словесные. С помощью таких приемов как объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседы и замечания у обучающихся создается предварительное представление о упражнении, возникает желание заниматься данным видом спортивной деятельности, суждения о правильности выполнения упражнений, возникает возможность оценить итоги выполнения задания.
Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления о технике выполнения упражнений с помощью учебных таблиц, схем, рисунков, фильмов, показа отдельных элементов и способов выполнения упражнений.
Методы выполнения упражнений:
Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условий выполнения заданий.
Игровые и соревновательные:
1) турниры;
2) эстафеты;
3) соревнования.
Как основные средства обучения в учебном процессе используются общеразвивающие, подготовительные, подводящие, имитационные, специализированные упражнения.
Общеразвивающие – движения без предметов, с предметами, упражнения на снарядах, одиночные, парные, на матах, различные прыжки, упражнения на координацию движений, расширяющие двигательный навык и др.
Имитационные – упражнения, позволяющие освоить рациональную технику.
Специализированные – для устранения отдельных ошибок техники, развития физических качеств занимающихся.
Режим, способы выполнения всего многообразия упражнений регламентируют методы тренировки (практические методы физической подготовки):
по характеру построения (стандартный, вариативный, смешанный);
по соотношению в упражнениях работы и отдыха (равномерный, переменный, интервальный, комбинированный, контрольный).
Общая характеристика курса
Планируемые результаты освоения программы:
1. Предметные: получить знания о ЗОЖ, истории спорта и волейбола в частности, знать правила игры в волейбол и правила судейства игры, освоить технические приемы волейбола, развить физические качества быстроту, силу, выносливость, координацию движений
2. Метапредметные: формирование гражданско-нравственной позиции в жизни и отношениях с окружающими людьми, овладение навыками социальной активности, овладение приемами деятельности в нестандартных ситуациях, формирование умения приема самостоятельных решений путем анализа внешней информации, формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, овладение комплексом качеств, связанных с безопасной жизнедеятельностью личности.
3. Личностные: повышение у учащихся уровня культуры общения и поведения в коллективе и социуме, овладение учащимися навыками ЗОЖ и применение их в своей жизни.
Содержание программы
Занятия по волейболу носят учебно-тренировочную, методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры.
Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу, объёму занятий, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.
В течении года занятий, осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов.
Содержание работы с юными волейболистами на всём протяжении занятий, определяется тремя факторами:
спецификой игры в волейбол, модельными требованиями в подготовке (нападение, защита, связующие функции), возрастными особенностями и возможностями детей от 14-18 лет.
СПФ непосредственно связано с обучением юных спортсменов технике и тактике волейбола. Основным средством являются специальные подготовительные упражнения. Они развивают силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвуют в выполнении технических приёмов, прыгучесть, быстроту реакции, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений и ответных действий на сигналы, прыжковую ловкость, специальную гибкость.
Среди средств ФП значительное место занимают упражнения с предметами:
-набивными, баскетбольными, теннисными мячами;
-со скакалкой, резиновым амортизатором и гантелями.
Формирование тактических умений начинается с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности и умений, специфических для игровой деятельности.
Сюда относятся:
-умение применять правильные решения и быстро выполнять в различных игровых ситуациях;
-умение взаимодействовать с другими игроками;
По мере изучения технических приёмов занимающиеся обучаются тактическим приёмам.
Большое место в подготовке волейболистов занимает интегральная подготовка. Основу составляют упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы применения физической и тактической подготовке в игровой ситуации как индивидуально, так и в групповых взаимодействиях, а также при выполнении определённых игровых функций- защита, нападение, блокирование.
Учебные, контрольные игры и соревнования служат высшей формой интегральной подготовки.
Участие в соревнованиях рассматривается, как условие для того, чтобы ребёнок приобрел необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал надежность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определённую специфику, поэтому воспитать необходимые специализированные качества и навыки можно только через соревнования.
Соревнования:
-по физической подготовке:
1. мини-волейбол
2. соревнования по подвижным играм
3. волейбол 2*2; 3*3; 6*6
-по технической подготовке.
ОФП- жонглирование верхней и нижней передачи в кругу;
-нижняя прямая передача с 3 м;
НП – верхняя и нижняя передача у стены в цель;
- вторая передача на точность из 2 зоны в 4 зону;
- стабильность подачи мяча в пределах площадки;
- защита зоны (первый приём);
-нападающий удар (броски т/м по зонам 4-6, 3-1, 2-5);
Детям прививаются судейские навыки и даются специальные теоретические сведения:
-волейбол- игра древняя (история);
-Кодекс волейбола;
-Развитие волейбола в стране, мире;
-Режим юного спортсмена;
-Врачебный и самоконтроль;
-Правила игры в волейбол.
Учебно-тематический план занятий
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов на группу | ||
Всего | теория | практика | ||
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Физическая культура и спорт в России Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Правила соревнований, их организация и проведение. Общая и специальная физическая подготовка. Основы техники и тактики игры. Контрольные игры и соревнования. Контрольные испытания. | 1 1 1 1 1 65 50 8 8 | 1 1 1 1 1 - - - - | - - - - - 65 50 8 8 |
ИТОГО: | 136 | 5 | 131 |
Контроль уровня обученности
Прогнозируемые результаты:
В результате освоения содержания программного материала обучающиеся будут знать:
об истории и особенностях зарождения волейбола в стране, мире;
о способах и особенностях движений, передвижений;
о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм.
Обучающиеся будут уметь:
выполнять основные движения, перемещения, упражнения;
выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;
выполнять технико-тактические умения и навыки;
взаимодействовать с ровесниками в процессе игры;
Ожидаемые результаты программы:
оздоровление и физическое развитие детей;
формирование устойчивого интереса к занятиям волейболом
Оценка и способы определения результативности программы:
Тестирование, мониторинг физической подготовленности.
В начале обучения заводится журнал учета результатов объединения, в который вносятся результаты тестирования. Тестирование проводится в конце каждого полугодия. Данные заносятся в журнал. В конце каждого года обучения проводятся контрольное тестирование.
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- участие в школьных и районных соревнований;
- открытые занятия;
- физкультурные праздники.
Описание материально-технического обеспечения
- Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы
- программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат
педагогических наук А.А. Зданевич).
- Программа допущена Министерством образования Российской
Федерации. (2004г).
- Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе», М., «Физкультура и спорт», 1978г.
- Фурманов А.Г. «Волейбол в школе», 1987г.
- стадион;
- спортивный зал;
- свисток;
- секундомер;
- рулетка;
- гимнастическая стенка;
- гимнастические маты;
- волейбольные мячи;
- волейбольная сетка;
- инвентарь для п/игр и эстафет.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Содержание | кол-во часов | Дата |
Инструктаж по ТБ. Правила игры в волейбол. Основные понятия об игре. | 2 | ||
Инструктаж по ТБ. Правила игры в волейбол. Основные понятия об игре. | 2 | ||
Организация и судейство в волейболе. Жесты судей. | 2 | ||
Организация и судейство в волейболе. Жесты судей. | 2 | ||
Технико-тактические действия в защите и нападении. | 2 | ||
Технико-тактические действия в защите и нападении. | 2 | ||
Стойка игрока. Перемещение в стойке. ОРУ. | 2 | ||
Стойка игрока. Перемещение в стойке. ОРУ. | 2 | ||
Перемещения игроков при подаче и приеме мяча. ОФП. | 2 | ||
Перемещения игроков при подаче и приеме мяча. ОФП. | 2 | ||
Развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, прыгучести, выносливости. Учебная игра. | 2 | ||
Развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, прыгучести, выносливости. Учебная игра. | 2 | ||
Передача мяча двумя руками сверху над собой и после перемещения в парах. Учебная игра. | 2 | ||
Передача мяча двумя руками сверху над собой и после перемещения в парах. Учебная игра. | 2 | ||
Командные действия. Прием подачи и первая передача в зону3(2). Игра. | 2 | ||
Командные действия. Прием подачи и первая передача в зону3(2). Игра. | 2 | ||
Групповые действия волейболистов. Учебная игра. | 2 | ||
Групповые действия волейболистов. Учебная игра. | 2 | ||
Взаимодействия игроков при второй передачи игроков зон 3,2,4.Учебная игра. | 2 | ||
Взаимодействия игроков при второй передачи игроков зон 3,2,4.Учебная игра. | 2 | ||
Групповые действия. Взаимодействия при приеме и передачи мяча. Учебная игра. | 2 | ||
Групповые действия. Взаимодействия при приеме и передачи мяча. Учебная игра. | 2 | ||
Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра. | 2 | ||
Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра. | 2 | ||
ОФП. Верхняя передача. Прием мяча после передачи. Учебная игра. | 2 | ||
ОФП. Верхняя передача. Прием мяча после передачи. Учебная игра. | 2 | ||
ОФП. Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Учебная игра. | 2 | ||
ОФП. Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Учебная игра. | 2 | ||
ОФП. Контрольные испытания. | 2 | ||
ОФП. Контрольные испытания. | 2 | ||
Подача мяча: верхняя прямая подача, вторая передача из глубины площадки в зону 2. Двусторонняя игра. | 2 | ||
Подача мяча: верхняя прямая подача, вторая передача из глубины площадки в зону 2. Двусторонняя игра. | 2 | ||
Верхняя прямая подача по зонам площадки. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. | 2 | ||
Верхняя прямая подача по зонам площадки. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. | 2 | ||
ОФП. Верхняя прямая подача с максимальной силой. Предупреждение травматизма. | 2 | ||
ОФП. Верхняя прямая подача с максимальной силой. Предупреждение травматизма. | 2 | ||
Прямой нападающий удар из зон 4, 3, 2. Двусторонняя игра. | 2 | ||
Прямой нападающий удар из зон 4, 3, 2. Двусторонняя игра. | 2 | ||
ОФП. Прием мяча снизу, двусторонняя игра, индивидуальные действия. | 2 | ||
ОФП. Прием мяча снизу, двусторонняя игра, индивидуальные действия. | 2 | ||
ОФП. Блокирование: одиночное и групповое. Прямой нападающий удар по ходу. | 2 | ||
ОФП. Блокирование: одиночное и групповое. Прямой нападающий удар по ходу. | 2 | ||
Передачи мяча сверху двумя руками в опорном положении у сетки лицом, после перемещения. | 2 | ||
Передачи мяча сверху двумя руками в опорном положении у сетки лицом, после перемещения. | 2 | ||
Прямой нападающий удар с короткой передачи в зоне 3. Двусторонняя игра, командные действия. | 2 | ||
Прямой нападающий удар с короткой передачи в зоне 3. Двусторонняя игра, командные действия. | 2 | ||
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии. | 2 | ||
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии. | 2 | ||
Подача мяча: верхняя прямая подача, вторая передача из глубины площадки в зону 2. Двусторонняя игра. | 2 | ||
Подача мяча: верхняя прямая подача, вторая передача из глубины площадки в зону 2. Двусторонняя игра. | 2 | ||
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии. | 2 | ||
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии. | 2 | ||
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии. | 2 | ||
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии. | 2 | ||
Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки. Игра, тактические действия в защите. Контрольные игры и соревнования. | 2 | ||
Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки. Игра, тактические действия в защите. Контрольные игры и соревнования. | 2 | ||
Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки. Игра, тактические действия в защите. | 2 | ||
Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки. Игра, тактические действия в защите. | 2 | ||
ОФП. Прямой нападающий удар по ходу из зон 4,2. Двусторонняя игра, тактические действия в нападении. | 2 | ||
ОФП. Прямой нападающий удар по ходу из зон 4,2. Двусторонняя игра, тактические действия в нападении. | 2 | ||
ОФП. Прием мяча снизу в зонах 1,5. Двусторонняя игра. | 2 | ||
ОФП. Прием мяча снизу в зонах 1,5. Двусторонняя игра. | 2 | ||
Верхняя прямая подача с прыжка. Правила соревнований, их организация и проведение. Двусторонняя игра. | 2 | ||
Верхняя прямая подача с прыжка. Правила соревнований, их организация и проведение. Двусторонняя игра. | 2 | ||
Прямой нападающий удар с короткой передачи. Двусторонняя игра, командные действия. | 2 | ||
Прямой нападающий удар с короткой передачи. Двусторонняя игра, командные действия. | 2 | ||
Двусторонняя игра, тактические действия в нападении. | 2 | ||
Контрольные игры и соревнования | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ГПД на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа ГПД на 2023 -2024учебный год....
Рабочие программы по географии 2023-2024 г
Рабочие программы по географии 2023-2024 г...
рабочая программа по конструктору 2023-2024
Рабочая программа 2023-2024...
Рабочие программы по физике 2023-2024 учебный год
Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в ФГО...
Рабочая программа по конструктору 2023-2024 (русский зык)
Рабочая программа по русскому языку на 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа по истории 2023- 2024 учебный год
Рабочая программа основного общего образования по истории...
Рабочая программа по биологии 2023 -2024 учебный год
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленны...