Жидкая? Твердая? Газообразная?
план-конспект
Занятие с дошкольниками . Представление воды и её свойств в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_vodoy.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире, его экологической системе, о роли воды в ней.
Задачи:
1. Образовательные:
-уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д. ;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.
2. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
3. Развивающие:
- развивать речь, мышление, любознательность;
- способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.
Оборудование: Стакан с водой, стакан с молоком, ложечки, ёмкости: с солью, с сахарным песком, аскорбиновой кислотой, растительным маслом, мукой, трубочки для коктейля, акварельная краска, кубик, шарик, чайник, крышка металлическая, несколько больших и маленьких капель из бумаги для рефлексии.
На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые, кисточки.
Ход занятия
- Приветствие. Огр.момент.
- Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
В морях и реках обитает,
но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
на землю падает опять. (вода).
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде .
Стихотворение «Вы слыхали о воде? ».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться,
не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Основная часть.
Речевая игра «Вода – это… »
Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Ход игры: Где встречается вода в природе? (показ иллюстраций - в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах).
-Действительно, вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.
- А кому нужна вода? (насекомым, животным, человеку)
- Как человек использует воду? (показ иллюстраций)
Чтобы больше узнать о воде, отправляемся в институт исследования воды. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования. Вода обладает различными свойствами. В каком виде чаще всего мы встречаем воду? В жидком. А какие же свойства у воды в жидком состоянии?
1опыт. У воды нет запаха.
Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (нет)
Правильно, вода не имеет запаха.
2 опыт. Своего вкуса у воды нет.
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). - А теперь добавьте в воду аскорбиновую кислоту. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (кислая). - А теперь снова попробуйте воду. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. Как вы определили? (попробовали на вкус).
- В море вода соленая, давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают».
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами).
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом). Заниматься вновь начнем.
3 опыт. Вода – растворитель.
Мы с вами растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. (Дети выполняют это задание).
Если в воду налить несколько капель масла, она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Обращаем внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
4 опыт. Вода прозрачная.
Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.
Вывод: вода - прозрачная жидкость.
5 опыт. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит? (вода принимает форму, в которую её переливают). Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Фокусы с водой:
1. «Достань предмет, не замочив руки». В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
2. Фокус «заговор воды». Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.
3. «Плавающее яйцо». Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. - А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду).
А бывает ли вода твердой? Бывает. Когда? Когда замерзает и превращается в лед. Для чего нужен лед людям? (ответы детей).
Что будет со льдом, если занести его в теплое помещение? (растает). Давайте попробуем воздействовать на лед теплом: возьмите льдинки в руки. Лед растаял.
Почему человек может по льду катиться на коньках, а по полу, например, нет? Когда лезвие конька трется об лед, повышается температура, выступает вода и помогает скользить конькам.
Итак, мы выяснили, что вода бывает жидкая, твердая. А в каком виде мы еще можем встретить это полезное вещество? (ответы детей). А еще мы можем видеть воду в газообразном состоянии. В виде пара. (ставим чайник, он кипит, вода выходит в виде пара). Подставляем крышку металлическую, наблюдаем капельки пара. (тут можно рассказать о круговороте воды в природе).
- Итог. Рефлексия.
Вот наша работа в лаборатории завершена. Подводим итог.
О чем мы говорили на занятии?
Что нового вы узнали о воде?
В каких состояниях мы встречаем воду?
Для чего нужна вода?
Молодцы, ребята! А теперь, если вам понравилось занятие, возьмите большую капельку; если нет – маленькую. Скажите, почему взяли такую капельку.
Спасибо всем за работу!