Рабочая программа
рабочая программа
Рабочая программа хореографа школы №3 на 2023-2027у.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_muradova_2023-27.docx | 147.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХОРЕОГРАФИИ
(2023-2027 гг.)
НИЖНЕВАРТОВСК 2023 г.
Пояснительная записка
«Лучший путь к успеху – это влюбиться в то, что ты делаешь!
Не сдаваться! Не отчаиваться! Быть сильным! Быть смелым! Быть лучшим!»
Волшебный мир танца! Кто из нас не восхищался этим вечно молодым искусством!
Богатый внутренний мир, наполненность чувств, творческая фантазия, воображение, одухотворенность – вот составные рождения хореографического образа.
Хореография требует высокой дисциплины и самодисциплины, эта деятельность осуществляется в коллективе. Кроме того, хореография – это физический труд, который воспитывает в детях общение со сверстниками, педагогом, окружающим миром. А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.
Танец раскрывает красоту человеческого тела и направлен на развитие пластики, красоты движения, чувства прекрасного, воспитание дисциплинированности, терпения, эстетического вкуса. Хореография способствует приобщению детей к художественному созиданию, повышает их трудолюбие, закаляет волю, характер, обогащает и поднимает человека на высшую ступень морального и духовного развития. Занятия танцами вырабатывают чувство коллективизма, понимания ответственности и гордости за свой труд. Особенно приятно отметить, что количество детей и подростков, желающих постичь прекрасный мир танца, прикоснуться к его истокам, с каждым годом увеличивается.
В условиях МБОУ СШ № три есть достаточно возможностей для проведения воспитательной работы по выявлению творческого потенциала, раскрытию неординарности личности, созданию ситуации успеха для
каждого ребенка. Содержание предлагаемой программы по обучению детей хореографии направлено на развитие художественной культуры дошкольников и школьников, развитие их интереса к творчеству. Применение данной программы поможет педагогу создать у учащихся во время занятий положительный эмоциональный настрой, обеспечить последовательное и системное обучение основам музыкальной двигательной культуры. Программа направлена на освоение учащимися различных видов хореографии - классической, народной, современно-эстрадной и гимнастики, что позволяет детям легче освоить безграничный мир танца, осваивая сначала простые элементы танцев, а затем более сложные композиции.
Основу данной программы составляют педагогические идеи и принципы выдающихся хореографов нашей страны - Устиновой Т.А., Моисеева И., Боголюбской М.С., которые считают, что основополагающими музыкально- педагогическими методами являются знание искусства народа и законов сценической жизни танцев, а также создание образа танца.
Главным принципом педагогической концепции при составлении данной программы стало создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка, раскрытие творческой личности ребёнка средствами хореографического искусства.
За весь период обучения программа позволяет обучающимся применить свои способности, развить склонности, приобрести опыт собственной творческой деятельности. Это выступления в концертах, фестивалях, конкурсах, открытых уроках и т.д., показать результаты своего труда и творчества.
Для полноценного и гармоничного развития учащихся осваивается максимум движений и форм разных жанров хореографии.
Основываясь на элементах классического танца, упражнениях для развития тела, формируется красивая осанка, свобода и пластика движений. Поэтический язык этого танца, определённость и скульптурность поз приучают к подтянутости и сдержанности.
Передача народных танцевальных традиций, воспитание культуры чувств и эмоций по данной программе осуществляется средствами народно-сценической хореографии. Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за свой народ, любовь к Родине. Изучение танцев других национальностей воспитывает уважение к традициям и культуре других народов.
Включение в занятия элементов современной хореографии способствует эмоциональному и творческому самовыражению в танце под современную эстрадную музыку.
Программа рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение танцевальных навыков.
Форма занятий – групповая, но в процессе обучения осуществляется и индивидуальный подход к ребенку на каждом занятии.
Программа студии народного танца «Надежда» имеет художественную направленность, является программой, развивающей художественную одаренность, носит модифицированный характер и реализуется в течение десяти лет. За основу взяты программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ансамбля современного и эстрадного танца «Европа», автор Варламова А.В., педагог дополнительного образования, г.Ярославль, 2014 год; образовательная программа по хореографии в детском ансамбле народного танца «Ожерелье», педагоги Самсонова Н.Н., Ховаева А.В., г.Москва, 2007 год; программа обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии «Танцующая планета», педагог дополнительного образования Садилкина Я.И.
В хореографический коллектив «Надежда» принимаются все желающие дети без конкурсного отбора, не имеющие медицинских
противопоказаний. Перевод детей с одного этапа обучения на другой происходит в конце года по итогам отчетного концерта, зачетных уроков или в течение года, если обучающийся опережает темпы усвоения программы, а также возможно повторное прохождение программы одного и того же года, если в этом есть необходимость. Добор учащихся возможен как на первом году обучения, так и на последующих этапах, но с учетом возможностей детей. Набор детей в хореографический коллектив «Надежда» может быть осуществлен, минуя первый и второй этапы.
Цель данной программы: содействовать развитию творческого потенциала детей, их танцевальных и музыкальных способностей средствами хореографии.
Задачи программы:
Обучение детей направлено на решение следующих задач:
- Обучающие: изучение основ теории хореографического искусства; формирование танцевальных знаний, умений, навыков; овладение техникой танца; отработка различных тренировочных упражнений; составление и постановка танцевальных композиций;
- Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, понимания, ответственности и гордости за свой труд; формирование эстетического вкуса и меры; формирование правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности; формирование здорового образа жизни и успешной адаптации в современном обществе; привлечение родителей к организации образовательной и досуговой деятельности.
- Развивающие: развитие познавательной, социальной, творческой активности детей; формирование, развитие и закрепление волевых и моральных качеств; музыкально-ритмическое развитие; развитие координации движений (корпуса, рук, ног, головы); развитие личностных качеств и способностей.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса
Дополнительная программа хореографического коллектива
«Надежда» предусматривает работу по формированию личностных качеств ребенка, его танцевальных и музыкальных способностей. Развитие ребенка происходит в процессе погружения его в определенную систему ценностей культурных образов, отношений в ходе общения друг с другом, с младшими ребятами, с взрослыми при непосредственном включении в разнообразное поле деятельности.
Основной материал программы изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде и медленном темпе, затем в несложных сочетаниях. Во втором полугодии они даются в сложных сочетаниях с другими движениями, составляются танцевальные композиции, темп исполнения возрастает.
Каждый год обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Если на I и II этапах обучения закладывается фундамент классического танца, разучиваются основные его движения по принципу «от простого к сложному», вырабатывается выносливость, то на III этапе уделяется больше внимания на грамотность исполнения движений, изучаются более сложные движения в профессиональной, законченной форме. Большое внимание уделяется работе над музыкальностью и выразительностью их исполнения. Педагог выстраивает учебное занятие с учетом физических данных детей, чередует и распределяет физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремится к органическому сочетанию силовых и танцевальных движений.
Обучающий блок
Основной задачей курса хореографии является приобщение детей к искусству хореографии, развитие художественного вкуса, формирование танцевальных знаний, умений и навыков. В процессе репетиционной и
постановочной работы у детей развивается воображение, память, творческие способности.
Программа сочетает в себе тренировочные упражнения и танцевальные движения различных танцевальных видов и стилей, что позволяет развивать у обучающихся танцевальностъ.
Программа разделена на отдельные тематические блоки: азбука танцевального движения, элементы классического танца, элементы русского народного танца, партерная гимнастика, спортивная акробатика, общефизическая и специальная физическая подготовка.
В основе преподавания лежит авторская система ведения занятий, которая включает в себя сочетание классической профессиональной методики и авторских практических наработок.
В репертуаре хореографического коллектива народные стилизованные танцы, современные и спортивные танцы, детские танцы. Танцы полны разнообразием ритмов движений и характеров. В программу коллектива включен спортивный тренаж.
Обучение собственно танцу сочетается с образовательной деятельностью: изучением вопросов по искусству хореографии, просматриванием музыкальных произведений. Итоговые занятия по учебной работе проходят в форме открытых занятий или концертных выступлений.
Развивающий блок.
Данная программа предусматривает систематическое и последовательное обучение и развитие всех обучающихся. В процессе постановочной работы и репетиций дети приучаются к сотрудничеству, у них развивается воображение, память, творческие способности, умение передать музыку и содержание образа движением. Обучение детей семи- восьми лет начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, фигурная маршировка,
танцевальные шаги. Для развития творческого воображения детей педагогами используются различные образы животных, которые дети должны изобразить пластически. Большое значение придается импровизации: передать веселое настроение (этюд «цирк», «клоун» и т.п.) и массовую импровизацию (этюд «зима», образы снежинок, елочек, снеговика и т.д.). Происходит развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
С 3-го по 4-й годы обучения (II этап обучения) программа усложняется. Ученики начинают осваивать координацию рук, ног, головы в движении, разные этапы прыжков, позы классического танца, усложняется и совершенствуется техника исполнения танца. Продолжается развитие чувства ритма, музыкальной памяти, выражения характера музыки движениями ног. С III-го этапа обучения - обобщение полученных практических навыков и знаний, развитие творческой самостоятельности: составление более сложных танцевальных композиций, минипостановок, инструкторская деятельность. На этом этапе продолжается работа по развитию навыков школы классического танца, над выворотностью, экзерсисом, прыжками и вращениями.
Музыкально-эстетический блок
Взаимосвязь и взаимопонимание музыки и танца. Это подтверждается историей векового развития мировой культуры. На занятиях танцевального коллектива важное место отводится музыке, которая, положительно влияя на детей, помогает развивать их способности, раскрывать содержание танца.
Музыка, является неотъемлемой частью танца, средством художественного и эстетического воспитания детей. Подбор музыки влияет на качество хореографической постановки, она может способствовать успеху или быть причиной неудачи.
Музыка является средством эстетического воспитания. Обладая огромной силой непосредственного эмоционального воздействия, она способствует повышению продуктивности в любой сфере деятельности человека.
Подбирать музыку следует так, чтобы содержание танцевальной постановки целиком соответствовало характеру музыки и давало бы возможность при разработке отдельных эпизодов увязывать действия и движения с музыкой. Для народных и классических танцев используют народную музыку, обработки народных мелодий, а также лучшие образцы отечественной и зарубежной классики, произведения современных композиторов.
Музыка должна быть доступной и понятной детям по содержанию и по форме, движения которые они под нее исполняют должны служить средством выразительности. Экзерсис у станка и на середине зала можно проводить под музыкальную импровизацию. Импровизационная музыка должна точно соответствовать заданной педагогом композиции, иметь определенный ритмический рисунок, характер движений. Музыка с определенным темпом, метром и ритмическим рисунком выражает и подчеркивает характерные особенности движений, помогает их исполнению.
Досуговый блок
Свободное время предоставляет человеку возможности для самостоятельного совершенствования, восстановления интеллектуальных, физических и эмоциональных сил. Досуг направлен на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечениях, саморазвитии. Задача педагога состоит в том, чтобы организовать для детей развивающий досуг, где им было бы приятно общаться друг с другом и с интересными людьми.
Необходимо предлагать детям такие формы заполнения свободного времени обучающихся, где они могли бы в неформальной обстановке отдохнуть, проявить себя, забыть свои обыденные проблемы и избавиться от одиночества. Это могут быть различные клубы по интересам, дискотеки, праздничные мероприятия, выезды за город и т.д. Все они определяются интересами детей, их культурным уровнем, социальными ориентирами.
В коллективе сложились свои традиции, различные формы досуговой деятельности:
- «С новыми силами - в новый танцевальный сезон» (начало учебного года, чаепитие для детей III этапа обучения);
- экскурсии по городу, посещения театров, музеев, выставок, концертов различных детских и взрослых хореографических коллективов;
- «Дни именинников» в коллективе,
- выпускные вечера при окончании того или иного этапа обучения;
В рамках городского лагеря (каникулярное время), который посещают обучающиеся коллектива, они с удовольствием занимаются в объединениях центра другого профиля, будь-то прикладного творчества или спортивного (аэробикой). Таким образом, создается позитивная мотивация на «ситуацию успеха», для того, чтобы было комфортно всем, кто вовлечен в образовательный процесс.
Основные направления и содержание деятельности
Партерная гимнастика
- растягивание мышц
- исправление физических недостатков (сутулость, косолапость)
- начальное изучение элементов классического танца
- упражнения на развитие силы (броски, закачивание пресса)
- упражнения для развития гибкости
- развитие внимательности и собранности
- умение справляться с неприятными ощущениями (беседы)
Ритмика
- сильная и слабая доли
- музыкальный размер
- синкопированный счет
- умение чувствовать темп музыки
Классический танец
- основные позиции рук, ног
- выработка осанки
- поэтапное освоение классического экзерсиса
- изучение классических прыжков
- изучение вращения
- упражнения на развитие устойчивости
- работа у станка и на середине
- грамотное исполнение движений в танце
Народно-сценический танец
- знакомство с русской культурой
- знакомство с культурой других народов (молдаване, украинцы, казаки, цыгане, белорусы и другие)
- изучение дробей
- изучение присядок, хлопушек
- хороводный шаг
- исполнение сложных технических элементов в танце (трюки)
- исполнение движений в сочетании с позами рук
- техника ног
Детский эстрадный танец
- ритмические движения
- движения на развитие координации
- прыжковые комбинации
- танец в паре
- исполнение элементарных движений (подскоки, галоп)
- различные виды прыжков и бега
- изучение рисунка танца
Акробатика
- упражнения на координацию (прыжки на батуте)
- акробатические элементы на дорожке (перевороты, колесо)
- работа с предметами (мячи, скакалки)
- комбинационные прыжки
- сочетание акробатических элементов с хореографией
Репертуар
- репетиции
- постановки
Концертная практика
- концерты
- конкурсы
Социальная практика
- собрания коллектива
- праздничные «Огоньки» и чаепития
- поздравления с премьерой, дебютом, днем рождения
- проводы выпускников
Учебно-воспитательный процесс в хореографическом коллективе
Программа студии народного танца «Надежда» делится на 4 этапа: 1 этап – 2 года обучения, 2 этап – год обучения. Этапы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей личности каждого ребенка.
- Первый этап «Игроритмика» – производится набор детей в младшую и среднюю группы, где учащиеся получают (так называемое) начальное танцевальное образование. В процессе занятий ставятся задачи создания мотивации занятий хореографией, привития интереса, любви к музыкальному движению.
- 1 год обучения - главная цель - овладение элементарными азами хореографии, основами музыкальной грамоты, ритмики, образностью, навыками коллективизма. Большая часть учебного занятия отведена ритмическим упражнениям, гимнастике (упражнения на ковриках) и игровым элементам (образы
лисички, зайчика, птички, кошки), у мальчиков образы петушка, матросов, ковбоев. Для развития гибкости спины, укрепления костно- мышечного аппарата, силы, выносливости, ловкости — комплекс упражнений на ковриках. Вторая часть учебного занятия – отдельные танцевальные элементы русского народного танца, детские ритмические танцы.
- 2 год обучения – средняя группа.
Учащиеся получают начальные знания в области музыкальной грамоты, классической хореографии, ритмики, а также спортивной акробатики. Укрепляется мышечный аппарат, корректируются нарушения осанки, развивается координация движений и ориентация в пространстве.
- Второй этап – «Азбука хореографии» .В данную группу поступают школьники классов, которые делятся на две подгруппы – старшая и подготовительная, а также проявившие значительный интерес к занятиям хореографии или отличающиеся высоким уровнем специальных хореографических способностей.
- В старшей группе занимаются школьники седьмых классов, срок обучения 2 года. На данном этапе обучения учащиеся получают основные знания и двигательные умения, подготавливаются к выступлениям на концертах и праздниках. На 3-м и 4-м году обучения понятия, полученные ранее, расширяются и закрепляются. Развивается общая музыкальность, ритмические способности и физические качества учащихся. Дети учатся слушать музыку, воспринимать еѐ характер, отражать его в движениях и пластике. Цель работы: продолжать развитие танцевальных способностей детей, расширять их танцевальный кругозор, умение танцевать в паре, а также более сложные танцевальные комбинации, способствующие развитию координации движения детей. Знакомство с элементами классического танца у станка - деми плие (полуприсядание по 1 позиции). Выведение
ноги на носок (батман тандю) в сторону. Прогибы корпуса назад из 1 позиции. Участие в городских фестивалях и конкурсах, мероприятиях ДТ.
- В подготовительной группе - хореография для учащихся 3 и 4 классов школы, срок обучения – 2 года. Закрепляются основные двигательные умения, формируются навыки. Учащиеся продолжают готовиться к выступлениям на фестивалях и конкурсах районного и городского уровней. На 5-м и 6-м году обучения ученики должны знать правила основных движений классического танца. Исполнять правильно изучаемые элементы классического экзерсиса. Уметь исполнить движение на мелодию с затактом. Знать правила исполнения движений народно-сценического танца. Уметь правильно открыть и закрыть руку на талию. Уметь исполнить простейшие «дроби» русского танца, сочетающие ударные и безударные движения («синкопы»). Уметь исполнить элементы русского танца: переменный ход, «веревочка», притопы, «ключ», простой, припадание. В процессе изучения материала следует добиваться выразительности движений, музыкальности их исполнения.
- Третий этап – основная группа хореографического коллектива
«Надежда», которая делится на две подгруппы. Срок обучения в каждой подгруппе 2 года.
- В первой подгруппе возраст учащихся – 11-13 лет (5-6 классы). На этом этапе происходит углубленное освоение элементов, закрепляется техника исполнения движений. Учащиеся готовятся к выступлениям на фестивалях-конкурсах областного, регионального и межрегионального уровней. Ученики овладевают основными навыками, требуемыми школой классического танца. Исполняют движения, сохраняя танцевальную осанку и выворотность, владеют движениями стопы. Правильно исполняют экзерсис у станка. Движения исполняются в характере музыки – четко, сильно, медленно, плавно. Импровизируют
танец в быстром и медленном темпе, составляют самостоятельно маленькие танцевальные композиции. Приобретается навык выступления на сцене, навык концертной деятельности.
- Вторая подгруппа – дети 13-16 лет (7-9 классы). На этом этапе происходит совершенствование знаний, умений и навыков. Совершенствуется техника исполнения движений. Продолжается увеличение нагрузки на мышечный аппарат, закрепление пройденного материала с постепенно увеличивающейся степенью технической сложности, закрепляются навыки ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, формирование чистоты стиля и хорошей манеры исполнения, формирование общей культуры. Учащиеся готовятся к выступлениям на фестивалях-конкурсах всероссийского и международного уровней. В классическом танце добиваются грамотного и музыкального исполнения основных движений у станка и на середине. Умеют исполнять движения в комбинациях и в более быстром темпе. Овладевают техникой вращения по диагонали и на середине класса. Импровизируют на темы классической, народной и современной музыки. Умеют выражать в пластике общее содержание музыки, ее образные ассоциации.
Прогнозируемые результаты по полному курсу обучения в хореографическом коллективе « Надежда»
По окончании обучения учащиеся будут:
- Знать:
- основы истории классического, народного, современного танцев;
- основы истории костюма;
- особенности национального фольклора;
- Уметь:
- выполнять различные движения в соответствии с характером танца;
- работать в коллективе;
- танцевать сольные партии;
- Владеть:
- основными элементами классического танца;
- характерными элементами русского народного и национальных танцев;
- сложными техническими и акробатическими элементами танца;
- умением держаться на сцене;
- полностью освоить репертуар коллектива.
Отслеживание результативности освоения программы
Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, зачетные, открытые.
Высокий уровень освоения программы (отлично)
- Точное знание терминологии и правил исполнения движений в соответствии с годом обучения;
- Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;
- Умение работать в коллективе и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;
- Полное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения;
Средний уровень освоения программы (хорошо)
- Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения;
- Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;
- Умение работать в коллективе;
- Неполное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения;
Низкий уровень освоения программы (удовлетворительно)
- Слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения;
- Неточное исполнение танцевальных комбинаций;
- Не достаточная сформированность навыков работы в коллективе;
- Частичный ввод в репертуар коллектива.
Проверка освоения программного материала проводится по всем направлениям образовательной программы, и ее результаты фиксируются на специально подготовленных бланках.
При оценке результативности освоения образовательной программы учитывается участие детей в концертных программах, конкурсах и фестивалях детского творчества.
Репертуар студии народного танца «Надежда»
№ п/п | Название танца | Особенности освоения элементов танца и отработки танца в целом |
Первый этап обучения | ||
1. | «Дети галлактики» | Детский, игровой, сюжетный танец. Воспитание уважения к зрителю. Введение в танец игровых элементов. Развитие умения держаться на сцене. Работа с предметами. |
2. | «Ивана купала» | |
3. | «Баю бай» | |
4. | «Маленькие дети» | |
5. | «встреча у родника" | |
Второй этап обучения | ||
1. | «Кукла» | Умение координировать движения рук и ног и точностью исполнения движений. |
2. | «Морской» | |
3. | «Матрешки» | Развитие ритмического слуха. Отработка техники исполнения дробей, работа над постановкой корпуса, отработка движений ног. |
4. | «Малинки» | |
5. | «Клоуны» | Выполнение движений с использованием мимики и жеста. Отработка сложных танцевальных элементов: поддержки, колесо, разножка, ползун |
Третий этап обучения | ||
1. | «Бодрая зарядка» | Спортивный танец, отработка общефизической подготовки |
2. | «Контрасты» | Исполнение классических элементов танца; выполнение элементов поддержек; развитие физических сил у мальчиков и освоение легких, высоких прыжков у девочек. Освоение сценического пространства, решение игровых хореографических сценок. Актерское мастерство: вхождение в образ, отработка умения передавать зрителю обстановку в |
3. | «Военный май» |
танце. | ||
4. | «Русская плясовая» | Знакомство с русским народным фольклором. Овладение приемами актерского мастерства, развитие мимики лица. Отработка навыков исполнения сольных партий. |
5. | «Мозаика» | Отработка техники движений ног и умения координировать движения с использованием реквизита. |
6. | «Родина моя» | Освоение сложных акробатических движений. |
7. | «Маленькие дети» | Изучение элементов современного танца. |
Учебно-тематический план
«Азбука хореографии»
Средняя группа
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | - |
2. | Учебно-тренировочная работа | 46 | 2 | 44 |
2.1 | Азбука танцевального движения | 38 | 2 | 36 |
2.2. | Постановка корпуса | 32 | 2 | 30 |
2.3. | Элементы классического танца | 38 | 2 | 36 |
2.4. | Элементы народного, историко-бытового танца | 36 | 2 | 34 |
2.5. | Партерная гимнастика | 23 | 1 | 21 |
2.6. | Танцевальные элементы и композиции | 36 | 2 | 34 |
3. | Репетиционно- постановочная работа | 28 | - | 28 |
4. | Концертная деятельность | 17 | - | 17 |
5. | Воспитательные мероприятия | 4 | - | 4 |
6. | Мастер классы | 6 | - | 6 |
7. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого часов: | 306 | 14 | 292 |
Содержание программы
«Азбука хореографии»
Средняя группа
- Вводное занятие (2 часа)
Беседа с родителями и детьми о новых целях и задачах второго этапа
«Азбука хореографии».
Знакомство с основными элементами и движениями русского народного танца, приобщение к искусству современного эстрадного танца.
На занятиях элементы классического танца проходят у станка. Обучение танцевальным вращениям по диагонали, Разучивание дробей и дробных дорожек. Знакомство со спортивной акробатикой. Участие в региональных областных фестивалях и конкурсах.
- Учебно-тренировочная работа
- Азбука танцевального движения
- Музыкально-пространственные упражнения (маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте вокруг себя, вправо, влево; повороты на месте)
- Фигурная маршировка с перестроением (из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два; звездочка)
- Танцевальные шаги: с носка на пятку, шаги в образах (олень, журавль, лиса, кошка, мышка, медведь, птичка)
- Выделение сильной доли
- Постановка корпуса
- общеразвивающие упражнения на укрепление мышц корпуса, на гибкость, растяжку, используя комплекс упражнений лечебной физкультуры.
- Элементы классического танца
- Постановка корпуса лицом к станку (в выворотной позиции)
- Позиции и положение ног и рук. Позиции ног - I, II. Позиции рук -
подготовительная, I, II
- Пордебра вперед, в сторону.
- Релеве – по I, II позициям.
- Деми плие – по I, II позициям.
- Батман тандю – по I позиции в сторону, вперед
- Батман тандю с переходом на каблук – по I позиции
- Элементы народного, историко-бытового танца
- Подскоки в движении
- Пружинка на месте с хлопком
- Прыжки. Затяжные прыжки. Прыжки по VI позиции; прыжки из I во II позицию.
- Партерная гимнастика
- В основе упражнений на полу лежит пройденный материал за 1-й и 2-й год обучения. Использование движений, исполняемых у станка: батман тандю вперед, назад, в сторону.
- Исполнение кругов ногами для укрепления мышц живота.
- Разрабатывание мышц стопы. Поднятие ног по ступеням с исполнением на каждой ступени разнообразных движений:
«ножницы», дуговые движения стопой, вытягивание и сокращение подъема.
- Продолжение развития гибкости спины при исполнении «лодочки»,
«мостика», «колечка».
- Танцевальные элементы и композиции
- Танцевальный шаг (шаг с носка).
- Шаг «березка»
- Шаг от бедра; шаг от бедра с хлопком на счет 1, 4.
- Галоп. Галоп-комбинация.
- Подскоки. Подскоки с хлопками.
- Колесо.
- Хлопки в различных ритмических рисунках.
- игра «Зайцы и волк» (придумать танец Зайчика на лесной полянке)
- игра «Лягушки и Аист» (изобразить Лягушку на болоте)
- игра «Фотограф» (создать образ, заданный ведущим, останавливаясь в придуманную фигуру)
- Репетиционно-постановочная работа
Постановка и отработка танцевальных номеров «Морской» и «Кукла».
- Концертная деятельность
Участие в фестивалях и конкурсах, концертах и мероприятиях, проводимых на базе МБОУ СШ №3. Отчетный концерт.
- Воспитательные мероприятия.
- Праздники: Новый год; Международный женский день
- Мастер классы
- Открытые занятия
- Итоговое занятие.
Подведение итогов за год.
Чаепитие.
3. Методическое обеспечение программы
Занятия на каждом этапе обучения строятся по следующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу — это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой — в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуются, сочетаясь с элементами танца.
Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала - историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре.
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основная часть занятия — разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели — показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности.
Детям предлагается составлять небольшие танцевальные композиции, вносить элементы импровизации, способствуя развитию творческой активности.
Организация творческой деятельности позволяет педагогу увидеть характер в ребёнке, выявить движения его души, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, потребности, данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
На выявление и развитие индивидуальности обучающихся отводится не менее 5 минут на каждом занятии. Это и работа с детьми, требующими повторного показа, дополнительного объяснения или подсказки педагога, как легче и грамотнее выполнить то или иное упражнение, танцевальное движение или сложный элемент танца. С целью развития эмоциональности, выразительности в исполнительской деятельности, творческих способностей и актёрского мастерства используется просмотр видеоматериала занятий и концертов хореографического коллектива «Надежда» с последующим их анализом и обсуждением с участниками студии.
Вся работа по индивидуализации процесса обучения строится в тесной взаимосвязи с родителями - по созданию концертных номеров, разработке костюмов, организации и участии в концертных программах, конкурсах и различных праздниках.
Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется приём выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися
(сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.
Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намёка на унижение личности ребёнка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.
Занятия проводятся по группам, и в зависимость от цели и задач занятия обучение проводится совместно - мальчики и девочки. Группы формируются по годам обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Коллективная форма проведения занятий и разно уровневые возрастные группы дают возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива, чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогами и детьми.
Важным моментом в реализации данной программы является создание творческой атмосферы, которая позволяет ненавязчиво, исподволь заниматься обучением и воспитанием с учётом специфики занятий хореографией.
Воспитательная работа в коллективе, массовые мероприятия
Большое значение при организации работы придается включению родителей в ту атмосферу деловитости и серьезности, создать которую считается необходимой в занятиях искусством. Для того, чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, родители приглашаются на концерты, открытые занятия, проводятся беседы о том, что может дать
ребенку искусство танца, раскрытие значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей, способностей. Особенно подчеркивается роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, интереса и уважения к своим достижениям.
Условия реализации программы
- Специально оборудованный зал: зеркальная стена, станок (площадь зала, освещение и количество занимающихся в них детей должны соответствовать санитарно-медицинским нормативам);
- Специальные помещения для переодевания (для девочек и мальчиков);
- Музыкальное оформление номеров: аранжировка музыкального материала с возможными материальными затратами; накопление музыкального и нотного материала.
- Использование наглядных пособий в виде стендов с рисунками, изображающими позиции ног и рук;
- Использование интернет-технологий (работа с музыкальными сайтами, подготовка презентаций, информация о конкурсах и концертах, поиск литературы по программе обучения).
- Фиксирование учебного процесса и сценического материала на видеопленке и фотопленке;
- Оформление концертных номеров: изготовление костюмов в соответствии с репертуаром; обувь для выступлений и для занятий; бутафория; оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).
- Возможность приглашения балетмейстеров-постановщиков для обогащения репертуара новыми формами и содержанием (с возможными материальными затратами).
- Программу реализует педагог дополнительного образовании Г.М.Мурадова.
Требования к внешнему виду детей
Форма дисциплинирует и организовывает учащихся. Поэтому требования к форме предъявляются с первого занятия. Она должна быть аккуратной, удобной для занятий, хорошо сидеть на ребенке. Форма одежды должна быть обтягивающей, чтобы педагог мог видеть недостатки в осанке ребенка во время исполнения упражнений. Волосы должны быть гладко зачесаны, не спадать на лицо. Обувь должна хорошо сгибаться в подъеме, быть мягкой - для занятий классическим, туфли для исполнения народных танцев.
Форма для учащихся первого этапа обучения «Игроритмика»:
- Младшая группа Мальчики: 1. Спортивные шорты
- Футболка
- Мягкие танцевальные тапки белого цвета Девочки: 1. Гимнастический купальник белого цвета
2. Мягкие танцевальные тапки белого цвета
- Средняя группа
Мальчики: 1. Спортивные шорты
- Футболка
- Мягкие танцевальные тапки белого цвета Девочки: 1. Гимнастический купальник черного цвета
- Юбка «Солнце»
- Мягкие танцевальные тапки белого цвета
Второй этап обучения «Азбука хореографии»
- Мальчики: 1. Спортивные шорты
- Футболка
- Мягкие танцевальные тапки белого цвета Девочки: 1. Гимнастический купальник белого цвета
- Юбка «солнце»
- Мягкие танцевальные тапки белого цвета
- Подготовительная группа (3,4 классы)
Девочки: 1. Гимнастический купальник черного цвета
- Лосины, легинсы
- Мягкие танцевальные тапки черного цвета
Третий этап обучения хореографический коллектив
«Надежда»
Девочки: 1. Гимнастический купальник черного цвета
- Лосины, легинсы, велосипедки
- Мягкие танцевальные тапки черного цвета
Список литературы
Литература для педагога
- Асафьев Б. Статьи, рецензии, воспоминания. М., 1974.
- Барышникова Т. «Азбука хореографии», М., 1999 г.
- Бекина С. и др. «Музыка и движение», М., Просвещение, 1984 г.
- Белая К. «Триста ответов на вопросы заведующей детским садом», М., 2004 г.
- Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе», Киев, 1998г.
- Богданов Г. Самобытность русского танца. М., 2002.
- Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. М., 1980.
- Васильева Е. Танец. М., 1968
- Головина С.Н., Григорович Ю.Н. Там, где рождается танец. М., 1977. 11.Заикин Н. Областные особенности русского народного танца. М., 2002. 12.Захаров Р. Слово о танце. М.1979.
13.Климов А. Особенности русского народного танца. М., 2002. 14.Климов А. Русский народный танец. М., 2002.
15.Костровицкая В. «Сто уроков классического танца», С-Пб., 1999 г. 16.Конорова Е. «Хореографическая работа со школьниками», С-Пб., 1998
г.
- «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Письмо МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16
- «Программа воспитания и обучения в детском саду», под ред. М.А. Васильевой, М., 2005 г.
- Советский балетный театр. М., 1976. 20.Тейдер. В. Александр Лапаури. М.,1980.
21.Урунтаева Г. «Дошкольная психология», М., 1996 г. 22.Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М.,1996.
- Федорова Г. Танцы для развития детей. М.,2000
- «Эстетическое воспитание в детском саду» под ред. Н.А. Ветлугиной, М.,
Интернет-ресурсы http://www.horeograf.com/ http://secret-terpsihor.com.ua/
http://perluna-detyam.com.ua/index.php
Литература для учащихся и родителей
- Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету.
- Детская энциклопедия «Балет», Москва 2001г
- Князев Б. Партерная гимнастика или школа танца без станка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...