Творческое эссе
опыты и эксперименты

Гомбоев Сультим Михайлович

Гомбоев Сультим Михайлович,

Тренер-преподаватель по волейболу МАУ ДО «Окинская ДЮСШ»

 

Эссе

Педагогический взгляд в будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gomboev_sultim_mihaylovich_esse.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Гомбоев Сультим Михайлович,

Тренер-преподаватель по волейболу МАУ ДО «Окинская ДЮСШ»

Эссе

Педагогический взгляд в будущее.

 

Каждый человек выбирает себе цель в жизни, ориентируясь на свои способности. Вот и ищут люди дело своей жизни – кто-то становится строителем, фермером, другой лечит людей, третий выбирает учить детей. А я – тренер-преподаватель по волейболу. И это неслучайно. Я еще со школьной скамьи занимался в секции волейбола. Но не связывал с этим видом спорта своё будущее. Пытался учится на электромеханика, но что-то пошло не так. Вернулся на Родину, и снова решил пойти в спортивный зал, где когда-то тренировался. И в эти дни мне пришло осознание того, что именно учить детей волейболу – это моё призвание. Поступил в Бурятский республиканский многоуровневый колледж на тренера. После окончания колледжа, я пришел работать в Окинскую ДЮСШ в 2012 году. Когда я окунулся в новую деятельность, всё шло замечательно. Состояние эйфории свойственно новичкам. Однако, с началом профессионального развития на новом поприще начало появляться огромное количество вопросов, ответы на которые часто не лежали на поверхности. Разбираясь и всё глубже вникая в сущность работы тренера, я не уставал удивляться новым открытиям. И вот в это время, полностью прочувствовав, что значит быть тренером, я принял решение: теперь я тренер по волейболу, это моя профессия, это то, чем я хочу заниматься до конца своей жизни.

Я, как тренер-преподаватель по волейболу, понимаю всю значимость занятий спортом для достижения поставленной цели. В своём эссе постараюсь раскрыть свои взгляды на педагогику будущего.

 «Достойный тренер для своего ученика в большинстве своем ближе, чем родной отец!» - писал Петр Квятковский. Свое эссе хотелось начать именно с этих слов, так как роль тренера в системе дополнительного образования трудно переоценить.

Я считаю, что дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющая учащимся максимально раскрыть свои возможности, самоопределиться как в профессиональном плане, так и  в личностном становлении. Во время занятий  в спортивных секциях развиваются физические способности, формируются двигательные умения и навыки детей, а также у них происходит психоэмоциональное развитие и  появляется потребность в систематических и регулярных занятиях физкультурой.

Я искренне рад, что стал одним из тех людей, кто является этим проводником детей в мир спорта, спортивных достижений и физической активности. Тренер-преподаватель должен быть особо внимателен к детям и тактичен во время общения с ними. Он должен знать каждого своего воспитанника. В процессе занятий педагог развивает сильные стороны учащихся и способствует формированию у них навыков здорового образа жизни.

На мой взгляд, особо эффективными для социализации являются спортивные секции командных видов спорта, например, волейбол. Так в процессе занятий развиваются самостоятельность, инициативность, умение помогать, поддерживать и понимать остальных, а также умение слушать и слышать всех участников команды. Поэтому главное, чему я их стремлюсь научить, - это проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий волейболом, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, чувствовать «командный дух». В процессе тренировок школьники, разумеется,  развивают основные физические качества.

Обучающиеся моей секции ежегодно участвуют в районных, региональных и межрегиональных соревнованиях, где занимают призовые места. Главное в моей работе - ориентация на результат. Я не просто обучаю ребят, а стараюсь, чтобы они могли самостоятельно добиваться больших спортивных успехов.

Самая большая награда – горящие и понимающие глаза ребят на занятии, после которого они подходят ко мне  и говорят: «Спасибо!». Я вижу, что мои воспитанники с  каждым днем становятся более добродушными, искренними, ответственными и успешными. Уже сейчас, через 9 лет своей профессиональной деятельности, я вижу, что мои первые ученики играют в волейбол лучше, чем я, и тогда я понимаю, что мой труд не пропал даром и наши занятия для них были полезны и интересны. Здорово, что мои ребята продолжают заниматься волейболом в студенчестве, а затем и продолжат во взрослой самостоятельной жизни, являясь примером для своих собственных детей.

Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Поэтому я убежден, что педагог дополнительного образования должен быть примером для своих воспитанников не только в своей профессиональной сфере, но и в обычной жизни. Он  должен  быть  человеком высоких  нравственных  качеств,  должен обладать  терпением,  быть  справедливым, настойчивым, внимательным к каждому ребёнку. Также педагог должен двигаться в ногу со временем: не останавливаться на достигнутом, постоянно развиваться,  самосовершенствоваться и стремиться к профессиональному росту.  Педагог дополнительного образования должен быть тонким психологом, чувствующим ребенка. Важно вовремя заметить проблемы, помочь ребенку, если такая помощь потребуется. Очевидно, что ребенок будет уверенным и раскрепощенным, если будет чувствовать поддержку своего надежного наставника. И, конечно же, педагог должен искренне любить детей. Всей душой! Всем сердцем!..

Также я читаю, что отличным стимулом для воспитанников дополнительного образования будет личный пример преподавателя в сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Если тренер спортивен, подтянут и силен, то для ребят он будет идеалом в спорте. Ребята и сами будут активнее сдавать нормативы данного комплекса. Тот, кто сможет его успешно пройти, приобретет еще большую уверенность в себе и своих возможностях.

 

В настоящее время перед тренером стоит проблема, как повысить интерес к спорту, а именно спортивной дисциплине волейбол. Традиционные приемы обучения для нынешнего контингента обучающихся не всегда пригодны. У нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства. Она о многом имеет представление. Поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку у детей. Это побуждает тренера искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к волейболу, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся. Поэтому, я всегда стараюсь продумывать занятия, используя различные методы, способы и средства обучения, применяю инновационные технологии и стараюсь использовать гаджеты и интернет, т.к. сейчас детей именно это увлекает. Особенно широко применялись гаджеты во время дистанционного обучения.  

Профессия «тренер» была, есть и будет одной из самых нужных и сложных профессий. Тренер – это образ жизни! От того как я будет думать, жить, дышать, что говорить – зависит будущее моих учеников. Тренер – это некий жизненный эталон. На него ровняются воспитанники. Ведь не даром говорят: «Тренер - преподаватель обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

Сегодняшняя эпоха пересмотрела и изменила многие ценности. Традиционное стало непривлекательным, идеалы прошлого – кажутся смешными и наивными. То, о чем говорится, и то, что происходит на самом деле, не всегда соответствует истине. Но современное общество по-прежнему хочет видеть, трудолюбивых, самостоятельных, готовых к вершинам спортивного достижения. Оно предъявляет высокие требования к ним. И именно тренер должен указать тот верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие тренера дополнительного образования, его активная жизненная позиция помогают ученику самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На тренера равняются воспитанники, и не могу не оправдать их ожидания. Каждое мое выступление на соревнованиях, каждый жест и вздох тренера тут же оцениваются воспитанниками…

Поэтому моя задача, как тренера – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания обучения он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье, и достигать спортивные вершины.

Когда проводишь тренировку и видишь глаза своих учеников, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение, чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес к твоим тренировкам. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторг от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своих тренировках.

За те немногие годы работы я понял, что не в количестве знаний заключается дополнительное образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твоя тренировка запомнилась? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня спорт для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверен, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на тренировке.

Тренеру необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «спортивную» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее спортсменом, чем предметником.

Я иногда бываю, недоволен своими результатами воспитанников, но виню не детей – себя. Что - то не продумал, не договорил, не дослышал. Новый день дает новые спортивные результаты. И это знания и результаты приносят мне мои ученики. И все – таки, тренер дополнительного образования, это кто?

Свое эссе закончу словами известного спортсмена Усейна Болта: «Каждый долгий путь начинается с одного, с первого шага». И мы этот шаг с моими ребятами уже сделали… Впереди интересный, насыщенный новыми свершениями путь. Я искренне верю, что наши дети будут активно заниматься спортом и вырастут сильными, успешными и физически развитыми личностями, высоконравственными, ответственными, творческими, инициативными, компетентными гражданами России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое эссе "Моя педагогическая философия"

Размышления о роли учителя в обществе. о взглядах на профессию...

Творческие эссе, посвященные 70-летию Великой Победы

Рассуждения учащихся моего класса на тему "Что мы знаем о войне..."...

Творческое эссе "На пути к самосовершенствованию".

Эссе из опыта работы. Полезно для начинающих педагогов....

Творческое эссе "Мой наставник"

«Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, ...